Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства



страница1/25
Дата12.02.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства.
Детская психология – наука, изучающая закономерности общепсихического и личностного развития ребёнка от рождения до поступления в школу. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце ΧΙΧ века. Возрастная психология и психология развития детей представляют собой неразрывно связанные области науки.

Выделение детской психологии в самостоятельную отрасль знания было связано с запросами практики обучения и воспитания детей. Педагогика обращалась к детской психологии с вопросами, что же такое процесс детского развития и каковы его основные законы. Попытки объяснения этого процесса, предпринимаемые детской психологией, всегда были обусловлены общим уровнем психологических знаний .

Успехи в решении теоретических задач детской психологии расширяют возможности ее практического внедрения. В качестве практических задач детской психологии выделяются:

- активизации процессов обучения и воспитания

- контроля над процессами детского развития

- диагностики и отбора детей в специальные учреждения

- предупреждение влияния негативных факторов на общепсихическое и личностное развитие ребёнка

- формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса.

Детская психология тесно связана с другими областями психологии : общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

В общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах, в детской – на этапе дошкольного детства.

В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний , ценностные ориентации, мировоззрение. Детская психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в раннем, дошкольном возрасте.

Связь с социальной психологией дает возможность проследить зависимость развития ребенка от специфики тех групп, в которые он входит: семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний, общества в целом.

Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология анализируют процесс взаимодействия ребенка и

взрослого с разных сторон : возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, исследованием которых занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В детской психологии изучаются возрастные закономерности развития психических функций, формирования личностных структур, типичные для всех детей определённого возраста. Но при этом особое внимание уделяется индивидуальным вариациям развития, возможным отклонениям в ту или иную сторону от возрастной нормы развития.

Важными составляющими предмета детской психологии являются раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Предметом исследования в детской психологии является развитие личностных структур, формирование деятельности и общения у детей первых 6-7 лет жизни, обусловленные влиянием определённых факторов развития.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.



Теоретической задачей детской психологии является изучение закономерностей психического развития на ранних этапах онтогенеза, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей социализации ребёнка.

Задачи детской психологии:

  • Выявить и описать механизмы развития и бытия детской личности

  • Проанализировать на ранних возрастных этапах противоречивость феноменологии человека, выражающуюся в тенденции к развитию и тенденции к покою, соединённость в одном человека как социальной единицы так и уникальной субъектности (В.С.мухина)

  • Выявить и описать общие и специфические влияния факторов развития

  • Определять и прогнозировать последствия и эффекты социализации


Условия и формы формирования культуры чувств
Новая психология пола.
Под психологической культурой педагога

Каталог: admin-panel -> vendor -> kcfinder -> upload -> files
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Программа предназначена для психологов. Количество часов 40
files -> 2 курс дневная форма получения образования – 3 курс заочная форма получения образования Дисциплина «Общая психология»
files -> Тематика курсовых работ для студентов факультета психологии кафедры клинической психологии 2 курс дневная форма получения образования
files -> Тематика курсовых работ по дисциплине «Психология»
files -> Темы магистерских работ
files -> Кафедры общей и организационной психологии
files -> Примерная тематика курсовых работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница