Детское экспериментирование



Скачать 103.51 Kb.
Дата16.02.2016
Размер103.51 Kb.


Баклушина Елена Анатольевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №46 «Надежда» г. Норильск Красноярский край

* * *

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЁНКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в окружающей действительности.

Влияние же окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как».

В соответствии с действующим законодательством, федеральные государственные требования направляют педагога на построение образовательного процесса в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми, и содержат указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В первую очередь, назовем игру как ведущую деятельность детей дошкольников, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно – исследовательскую, трудовую, музыкально – художественную, чтение (восприятие) художественной литературы виды детской деятельности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

С учетом вышеназванных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний - побуждает современный образовательный процесс на инновационные обновления, внедрение новых технологий, апробаций новейших методик. Такому подходу в полной мере соответствует экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний дошкольников.

Экспериментальная деятельность получила новый толчок в развитии с введением Федеральных государственных требований дошкольного образования, где в требованиях к выпускнику детского сада выделены такие интегративные качества как: «Любознательность, активность», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «Овладение предпосылками учебной деятельности», когда ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире), способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Мы знаем, что дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового» и способствуют формированию продуктивных форм мышления.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Перед тем как сделать уклон на экспериментальную, познавательно - исследовательскую деятельность, в контексте с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №46 «Надежда» (далее – ООП), я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Изучив профессиональную литературу таких авторов, как А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, З.И. Михайлова, Л.Н. Прохорова, Н.А.Рыжова, я провела дифференциальную диагностику по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности: «маленький исследователь». По результатам диагностики предпочитаемого детьми вида деятельности выявила, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:

1 место – игровая деятельность (40%)

2 место – изобразительная деятельность (25%)

3 место – чтение художественной литературы (20%)

4 место - экспериментирование (15%)



где экспериментирование заняло последнее место. Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, мною была выделена цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности и определены следующие задачи:

  • сформировать представления детей об основных физических свойствах окружающего мира;

  • расширять знания воспитанников об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.

  • развивать мышление, речь, суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

  • вызывать эмоциональный отклик на полученный в ходе опытно – экспериментальной деятельности результат.

Для решения поставленных задач, разработала перспективный план для детей средней, старшей и подготовительной групп в соответствии с комплексным тематическим планированием ООП.

  1. «Я и моё тело» - «Бактерии кто они?»

  2. «Осень» - «Ходит капелька по кругу»

  3. «Зима» - «Белый снег пушистый», «Воздух вокруг нас» (с учётом регионального компонента)

  4. «В мире прекрасного» - «Комнатные цветы и растения в уголке природы».

  5. «Весна» - «Свойства стекла», «Мебель для куклы Ани»

  6. «Моя планета» - «Глина и её свойства», «Почему исчезли панцирные рыбы?»

  7. «Здравствуй, лето!» - «Почва – живая земля», «Каким бывает песок и камни».

  8. «Мой любимый город» - «Как увидеть и услышать электричество?», «В мире металлов».

Придерживаясь трех принципов: активность - побуждающая к действию; стабильность - воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортность - всем удобно, преобразовала предметно-развивающую среду группы. Так в зоне умственной активности «Центр природы» совмещает в себе лабораторию - «Юный исследователь», которая оснащена:

  • специальной посудой (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

  • природным материалом (камешки, песок, семена и т.п.);

  • утилизированным материалом (проволока, скрепки, нитки…);

  • специальное оборудование - лупы, термометры, микроскопы, компасы, весы;

  • наглядно – дидактическим материалом - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; карточки для фиксации результатов, пиктограммы;

  • Мини – игрушки, детские экспериментальные наборы – резиновые, глиняные, пластмассовые, деревянные, металлические, а также «Волшебный песок», «Волшебные кристаллы», «Вырасти коралловое дерево» и др.;

В ходе экспериментальной деятельности придерживаюсь уровневой системы, где:

Первый уровень - ставлю проблему и намечаю метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно. Например, пред детьми поставлена проблема: «Как освободить бусинки ото льда?» и представлен алгоритм (в виде последовательной схемы). Когда данный алгоритм был отработан, детям предоставлялась свобода выбора проблем, способа их решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Второй уровень только ставлю перед детьми проблему, но метод её решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск): Например, почему завял цветок?

Третий (высший) уровень происходит самостоятельная постановка проблемы детьми, отыскание метода и разработка самого решения. Например, почему после дождя песок не сыпучий? Дети комментируют свои предположения, в ходе практических действий делают выводы.

При этом нужно учитывать, что при создании проблемных ситуаций «высокая поисковая активность, направленная на решение определённых задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других незнакомых ранее ситуациях». Поэтому, выбирая проблему, я учитываю наличие необходимых для ее решения средств и материалов, возрастные особенности детей, их интересы. Понимая, что возможно решать одну и ту же проблему детьми разного возраста, на разных этапах обучения, с различной степенью глубины проникновения в «научную» суть.

В своей работе по экспериментированию использую интеграцию как видов детской деятельности - наблюдения на прогулке, так и образовательных областей «познание» «социализация», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность», «музыка», «здоровье».

В ходе работы по экспериментальной деятельности разработала картотеку опытов и экспериментов по блокам («Удивительные свойства воды»; «Воздух – невидимка»; «Его величество огонь»; «Откуда приходят звуки?»; «Чудеса под ногами»; «Волшебный магнит»).

Цикл конспектов «Опыты и эксперименты» (в младшем возрасте направлен на изучение свойств предметов, воды, воздуха, песка; в старшем возрасте на изучение свойств предметов, магнита, света, звука, камней, металлов).

Для повышения заинтересованности детского коллектива к предложенной деятельности оформила дидактический и наглядный материал. Этот материал предназначен как для совместной, так и для самостоятельной деятельности детей (карточки – схемы проведения экспериментов, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки, алгоритмы).

Ежедневно, в ходе режимных моментов при совместной организации детей экспериментальную деятельность провожу в разных формах организации (индивидуальная, групповая, подгрупповая) и могу выделить такие позитивные моменты, как:


  • роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

  • свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

  • закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

  • продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

  • в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

  • Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками.

Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеры), что является одним из принципов в ООП.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, выступлениях на родительских собраниях, круглых столах по обмену опытом семейного воспитания, а также через различные виды наглядной агитации обращаю внимание родителей на то, как ребенку важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. С целью вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс подготовила цикл консультаций: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой, воздухом, огнём», рекомендуя родителям провести ряд опытов в домашних условиях, например, «Что тонет в воде, а что нет?» Дети с большим удовольствием делились впечатлениями и выводами по результатам опытов.

Результатом такого подхода послужили организованные тематические выставки совместного семейного творчества «Разнообразие предметов и явлений», «Путешествие в мир прошлого» и др.

Выбранное мной направление по детскому экспериментированию, как одна из форм организации совместной деятельности взрослого и ребенка стала эффективной, что подтверждают результаты промежуточной диагностики: по выбору деятельности:

1 место – игровая деятельность (39%)

2 место – экспериментирование (23%)

3 место – изобразительная деятельность (22%)

4 место - чтение художественной литературы (16%).



Показатели интегративных качеств детей группы соответствуют «Любознательность, активность» высокий уровень – 35%, средний уровень – 65%.; «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи» высокий уровень – 27%, средний уровень – 69%, низкий уровень – 4%;, «Овладение предпосылками учебной деятельности» высокий уровень 43%, средний уровень 57%.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - гласит китайская пословица. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основан мой подход в работе с воспитанниками.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница