Детский суицид Заместитель главного врача по медицинской части Врач высшей категории



Дата21.04.2016
Размер81 Kb.
Детский суицид

Заместитель главного врача

по медицинской части

Врач высшей категории

по специальности «Психиатрия»

Герасимова Галина Юрьевна
«Держите же сердца включёнными,

Открытыми глаза и уши,

Чтобы не канул в бездну чёрную призыв: СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!»

М.В.Соболевский

Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда, словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальностью – добровольный уход из жизни ребенка или подростка.



Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада.

К сожалению, до сих пор нет четкой и честной статистики по этому поводу. По нашим данным, в России ежегодно происходит четыре тысячи попыток самоубийства среди подростков. Детям порой просто не к кому обратиться за помощью. Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. При такой тяжелой ситуации 65% школ не имеют в своем штате психологов. Ситуация с детскими суицидами в России остается крайне тревожной. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов», - сказал Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов.

По общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Однако по уровню самоубийств среди несовершеннолетних Россия имеет худшие показатели. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире.

В последние годы частота суицидов 10-14-летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч, а среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза.

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают дети младше 10 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких детей не бывает тяжелого психического состояния.

Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях, любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Более того, массовые самоубийства детей подросткового возраста отнюдь не являются редким явление. На групповые самоубийства, когда группа детей одновременно или вслед друг за другом совершают так называемое «скопированное» самоубийство. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков с подражанием и повышенной внушаемостью подростков.

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

ИЗ ИСТОРИИ: в какой-то степени жалость к самоубийцам способствует распространению среди подростков и в особенности детей так называемого демонстративного суицида, при котором ставится цель не уйти их жизни, а отвлечь внимание родителей, учителей, или, наоборот, привлечь их внимание «обидчиков», наказать их, заставить их «понять» и т.д.

Психологи считают, что причина детско-подросткового суицида часто в том, «что в сознании подростка нет негативного отношения к суициду. Самоубийца вызывает в нашем христианском обществе сочувствие, сожаление, но ни в коем случае не возмущение или презрение. И если человек воспитывается в подобной культуре, то, попав в трудную ситуацию, он покушается на свою жизнь, оправдывая себя тем, что «я им всем докажу» и «это не стыдно». Так что не от одной только нестабильности процент самоубийств у нас так высок». Для сравнения - в Англии, например, самоубийство до 1961 года считалось уголовным преступлением, и большим позором для родителей. Возможно поэтому процент покушений на собственную жизнь там, на порядок ниже, чем в России».

Раньше в христианском обществе к суициду относились жёстко. Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление. В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством». В 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку, совершив самосуд, они уходили от наказания. В 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства.

В Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь - для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. В Бордо - самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле - тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (13 в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин - его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение. Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы - в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким. Но время шло, наступал период ренессанса, зарождался гуманизм. Наступали... Новые времена. Появилось либеральное отношение к этому явлению.

В наше время Церковь и общество стали гораздо лояльней относиться к самоубийцам. И мы воспринимаем самоубийцу не как человека совершившего страшный грех, а как несчастного, заблудшего горемыку. Такое отношение во многом и породило катастрофическую ситуацию с самоубийствами в России. Всё это верно, но только не когда речь идёт о детях! Какое надо иметь сердце, чтобы в мальчике, из-за двойки шагнувшем в школьное в окно на четвёртом этаже, увидеть тяжкого грешника? Вот тут сразу возникают вопросы к родителям. Вопросы, на которые они не отвечают.

Хочется отметить различие между детским, подростковым суицидом и взрослым. Понятие смерть в этом возрасте понимается весьма абстрак­тно, как что-то временное, похожее на сон, отграниченное от собствен­ной личности. Нередко дети, совершая суицидальное действие, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинно-суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком.

Несерьезность, незначительность и мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми подростки объясняют свои суицидальные по­пытки. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суици­дальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

К общепризнанным факторам риска относятся:


  • Психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность, депрессия или психические расстройства, вызванные злоупотреблением лекарственными препаратами.

  • Глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности.

  • Употребление наркотиков и алкоголя

  • Стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод или разлука.

  • Влияние деструктивных сект и субкультур

  • Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель

  • Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание.

  • Непонимание того, что шутить со смертью нельзя и обратной дороги не будет.

  • Доступность и использование огнестрельного оружия.

Но есть и более глубокие, трудноопределимые и, возможно, более значимые причины суицида у детей. На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» школьники обычно начинают говорить о проблемах в школе, непонимании со стороны родителей, конфликтах с друзьями, одиночестве, пустоте жизни... Психологи единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит с взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но если искать причину, то, как правило, обнаруживается проблемы в семье. Причём часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. А роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали столь частыми в Росси, что давно пора бить тревогу. Пока же, общество на эту беду реагирует весьма вяло, а родители своим рвением к насильственному обучению своих чад, лишь создают благоприятную ситуацию для добровольного расставания детей с жизнью.

Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, продать (если имеют) и дачу, и машину, влезть в долги...

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы».

Суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия и характе­ра психопатологической симптоматики и, в частности, от депрессии. Чрез­вычайно важная роль при этом принадлежит опосредующему влиянию факторов окружающей среды.

Профилактика суицидального поведения связана с раскрытием при­чин и мотивов (причина не равна мотиву).



Наиболее типичные для суицидального поведения детей и подростков мотивы

  1. Переживания обиды и одиночества, отчужденности, невозмож­ность быть понятым.

  2. Действительная или мнимая утрата родительской любви, неразде­ленная любовь, ревность, смешанные противоречивые чувства по отноше­нию к родителям: любовь и ненависть.

  3. Переживания, связанные со смертью, разводом, уходом из семьи родителей: желание наказать родителя (родителей), желание объединить­ся с умершим родителем.

  4. Чувство вины, стыда, скомпрометированность, оскорбленное само­любие, угрызения совести, недовольство собой;

  5. Боязнь позора, насмешек, унижения;

  6. Страх наказания, нежелание принести извинения;

  7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

  8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза, предупреждение, вымога­тельство;

  9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятностей, уйти от трудной ситуации;

  10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг и фильмов.

Родителям необходимо обратить внимание когда: не­редко накануне суицида у подростка наблюдается отрешенность созна­ния, фрагментарное восприятие действительности, снижение реакции на внешние раздражители, суетливость, неадекватные поступки и высказы­вания, признаки готовящейся «разлуки» - написание писем, раздаривание ценных для подростка личных вещей.



Причины суицида

  1. Причины, связанные с характером психической патологии.

  2. Причины, обусловленные психопатологическим фоном, искажаю­щим механизмы восприятия и реагирования личности.

  3. Причины, связанные с временной эмоциональной неустойчиво­стью, свойственной пубертату.

  4. Причины, связанные с возрастными психологическими особенно­стями, способствующими развитию аффективных реакций.

  5. Особую роль играет наследственная предрасположенность, то есть наличие самоубийц в родовой системе, особенно неблагоприятно само­убийство одного из родителей.

Контингенты детей с риском самоубийства

  1. Больные шизофренией.

  2. Больные эндогенной депрессией.

  3. Больные психопатией из группы неустойчивых, исторических, псих­астенических.

  4. Дети склонные к алкоголизации, к асоциальным формам поведения.

  5. Острые или длительные стрессовые ситуации.

  6. Дети, страдающие некоторыми соматическими заболеваниями вен. Болез­ни, врожденные или приобретенные уродства, увечья, костный туберкулез; ко­торые способствуют формированию социально-психологической дезадаптации.

  7. Дети и подростки, уже совершавшие в прошлом попытку самоубий­ства. Около 12% совершающих суицидальную попытку не позднее чем че­рез два года обязательно ее повторяют и достигают желаемого. Четверо из пяти суицидеитов, покончивших собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды.

  8. Дети и подростки из конфликтных семей, проживающие с психиче­ски больными родственниками, а также из семей самоубийц.

Профилактика суицидального поведения должна проводиться в трех направлениях:

  1. предупреждение возникновения побуждений;

  2. предупре­ждение смертельного исхода при аутоагрессивных поступках;

  3. предупре­ждение повторных суицидальных попыток.

На что необходимо обращать внимание:

  • не изменились ли привычки сна, еды;

  • не появились ли «разговоры» о самоубийстве;

  • наличие друзей, совершавших суицидальные попытки.

При оказании помощи важно:

  • подростку и его семье дать надежду;

  • найти ресурсы (сильные стороны) подростка;

  • выявить иррациональные убеждения и развеять их силу;

  • обучить подростка социальным навыкам, повышающим эффективность его социальной адаптации;

  • сформировать окружение сверстников;

  • привлечь к проблеме других специалистов - чем больше людей занимает­ся таким подростком, тем меньше риск.

Воспитание в семье ребенка необходимо проводить личным примером. Часто родители совершают ошибку, когда сравнивают его с другими более успешными детьми. Родители совсем перестали хвалить детей, а ведь на одно наказание должно быть не менее десяти поощрений. Если же ребенок совершит проступок, не спешите ругать его, а скажите ему: я тебя люблю любого, что бы ты ни сделал, просто мне горько, когда ты совершаешь плохие поступки, и я себе ставлю двойку, за твое поведение. Не стесняйтесь обратиться к чувствам ребенка, не стесняйтесь просить помощи у детей, расскажите ребенку о своих неудачах в детстве, и о том кто был с вами рядом в трудную минуту, и помог в решении вашей проблемы.

С раннего детства ребенок должен знать, что родители - это те друзья, которые должны первые узнать о случившемся, будь то хорошее или плохое. В семье не может быть закрытых, неудобных тем и соответственно родители должны быть готовы, что ребенок вас спросить по любому вопросу.

Родителям необходимо не просто воспитывать, а именно участвовать в жизни ребенка. По возможности знать всех друзей своего чада, интересоваться его увлечениями. А ведь в большинстве семей родители с раннего утра и до позднего времени занимаются зарабатыванием денег и считают, что если их ребенок одет лучше других или он имеет сотовый телефон или компьютер последней модели, в том и заключается их родительская миссия

Многие забыли, а большинство и не знало, когда в семьях устраивали семейные чтения или обсуждения интересной темы за круглым столом, семейные походы в кинотеатр, театр.

А если подросток привел домой избранницу или избранника, которая по каким-то вашим критериям не соответствует семейному статусу, не спешите критиковать или в категоричной форме, указывать своему ребенку, расстаться с избранницей или избранником! Лучше отойти в сторону, но быть рядом. Не бойтесь, что ваш ребенок совершит ошибку, ведь вы рядом и всегда поможете ему. Зато он не совершит той самой роковой, необратимой ошибки, которую не сможет уже никто исправить!

Россия занимает

1 место в мире по количеству абортов (каждый час в стране происходят около 300 абортов, около 4000000 абортов в год). По этому показателю Россия опережает США в восемь раз.

1 место в мире по числу разводов

1 место в мире по числу детей, брошенных родителями

1 место в мире по числу пациентов с заболеваниями психики (если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%.)

1 место в мире по объему потребления героина (21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков).

1 место в мире по числу курящих детей

1 место по числу сирот. Всего у нас свыше 760 тысяч детей-сирот и около миллиона беспризорных детей.

1 место в мире по числу педофилов. Только по официальным данным в 2009 году было зарегистрировано 124000 нападений педофилов на детей. Мы - единственная страна в мире, где почти 50% из общего числа сексуальных преступлений направлено против детей.

1 место в мире по детскому алкоголизму. Более 10 миллионов юных россиян - от 11 до 18 лет - регулярно употребляют алкоголь.

И, как уже было сказано выше, 1 место по количеству самоубийств среди детей и подростков!
21 октября 2011 года, главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе выступил с обращением о необходимости вводить в школах государственную профилактическую программу, направленную на предупреждение суицидов среди детей. По мнению Кекелидзе, участие в программе должны принимать педагоги, работники внутренних дел и семьи, причем, эту профилактику, считают специалисты, необходимо проводить, начиная с младших классов.

Необходимо создавать проекты, которые будут направлены непосредственно на помощь детям и подросткам, находящимся в острой кризисной ситуации, а именно тем, которые хотят покончить с собой. Это и создание «горячих линий» и лекции и работа психологов и священников. Сегодня надо понять всем, что детский суицид - это действительно вопрос жизни и смерти... нашей страны.



При подготовке доклада использовались:

  • «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Питер. Санкт-Петербург 1999 год.

  • «Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова.

  • «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86

  • «Суицид. Общие теории и предотвращение» Alan L . (перевод Брежнева).

  • «Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.

  • «Клиническая психология подростков» Н.А. Кравцова, Е.В. Крукович, Н.Д, Белокобыльский Владивосток: Медицина ДВ, 2010. - 140 с.

  • Интернет ресурсы


Берегите своих детей, их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте!
Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились.


Если валит усталость с ног, совладать с нею, нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок, или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их, детской ласкою дорожите! Это счастье - короткий миг, быть счастливыми поспешите!


Ведь растают, как снег весной, промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной, повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом с фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом, и о днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть, в это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть, щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех, берегите ж, пожалуйста, детство!


Ю. Смирнова
Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница