«Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» 424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б



Скачать 159.47 Kb.
Дата21.04.2016
Размер159.47 Kb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»

424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б., телефоны: 41-93-00, 41-94-91,

e-mail:dou-ds-80@yandex.ru



Долгосрочный

инновационный проект

«ГОВОРЯЩИЙ РУЧЕЕК»



Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи карточек-схем
Йошкар-Ола

2012

Краткая аннотация проекта «Говорящий ручеек»
Проект создан с целью благоприятного развития воспитательно-образовательного процесса ДОУ посредством повышения темпа развития речи детей за счет использования элементов мнемотехники в разных видах деятельности.

При разработке проекта для нас было важно:

- создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развития речи детей дошкольного возраста через использование элементов мнемотехники;

- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

- углублять и формировать базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания.

- проект осуществляется в МБДОУ «Детский сад № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы воспитателем Росляковой О.В. в период с сентября 2012 г. по май 2013 г.;

- реализация проекта, а именно апробация его как модели рассчитана на 9 месяцев и потребует ресурсов на сумму одна тысяча рублей.
Язык – основное средство общения. Грамотное владение языком позволяет человеку чувствовать себя увереннее, расширяет его возможности и жизненные перспективы, социальные коммуникации и пространство бытия.
Авторы проекта:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного типа № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» в лице воспитателя Росляковой Ольги Васильевны.
Исполнители:
- воспитатель Рослякова О.В.

- воспитатель Серебрякова Н.П.

- родители воспитанников
База исследовательской работы:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного типа №80 «Ужара» г. Йошкар-Ола (подготовительная к школе группа). Юридический адрес: 424037, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Подольских курсантов, дом 12б, тел. 8(8362) 41-93-00.
Сроки работы над проектом:

с 01.09.2012 г. по 31.05.2013 г.


При обучении дошкольников языку большое внимание уделяется педагогическому сопровождению, в частности, организации языковой развивающей среды и взаимодействию субъектов образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей, специалистов.



Описание учреждения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» функционирует с 1983 г. На протяжении 30 лет в микрорайоне «Гомзово», вдали от центральных дорог детский сад принимает воспитанников 13 групп. В ДОУ работает большой и творческий педагогический коллектив, состоящий из 35 педагогов.

МБДОУ «Детский сад № 80 «Ужара» работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Учреждение функционирует в процессе развития и имеет Концепцию образовательной деятельности, образовательную программу, программу «Развития», программу «Здоровья», разработанные педагогическим коллективом детского сада.

Детский сад имеет системные отношения с внешними социальными партнерами, что способствует развитию личности ребенка и адаптации воспитанников в социуме.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в типовом двухэтажном здании проектной мощностью 320 человек. Специально оборудованные помещения (музыкальный и спортивные залы, кабинет марийского языка, психолога, логопункт) и хорошие технические показатели коридоров, территории детского сада, ее озеленение, наличие деревянных и железных малых форм служат для реализации воспитательных, образовательных и оздоровительных программ. Обустройство и оформление внутренних помещений и территории ДОУ продумано с точки зрения безопасности жизни и здоровья детей, а также с учетом многовариантного их использования.

Коллектив детского сада принимает активное участие в городских мероприятиях, имеет грамоту и дипломы, участвует в различных семинарах и методических объединениях по проблемам работы с детьми дошкольного возраста.

Основными целями деятельности детского сада являются:

- гармоничное развитие личности каждого ребенка как субъекта собственной жизни;

- формирование общей культуры воспитанников;

- удовлетворение потребностей родительской общественности в вопросах дошкольного воспитания;

- активизация работы по взаимодействию с родителями воспитанников, создание единого пространства развития ребенка.



Описание подготовительной к школе группы.

Группа «Одуванчик» открыла двери для малышей в сентябре 2008 г. Пятый год эту группу посещают 13 девочек и 12 мальчиков. С детьми работают педагоги - стажисты Серебрякова Н.П. и Рослякова О.В.

Воспитательно - образовательный процесс в группе ведется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой. С детьми работают: музыкальный руководитель Шилова Е.И., учитель-логопед Паршина Н.О., учитель марийского языка Соколова М.Ю., инструктор по физической культуре Конева О.В., педагог - психолог Митрофанова С.Л.

Для отдыха детей имеется отдельная спальная комната с трехъярусными кроватями. Групповая комната разделена на разные игровые зоны: уголок школьника, театральный уголок, больница, марийский уголок, магазин, кукольный уголок, кафе, строительный уголок, парикмахерская, физкультурный уголок. Дети в свободное от занятий время разворачивают интересные сюжетно-ролевые игры, учатся играть, дружить в коллективе.

Дети вместе с родителями и педагогами принимают участие в различных городских мероприятиях, а также конкурсах, выставках и смотрах внутри детского сада. Имеют грамоты, дипломы, похвальные листы, которые пригодятся им в школе для сбора портфолио.

Наша цель - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника




Актуальность.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получение должного образования.

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка.

Большой вклад в разработку методики развития речи внесли русские ученые педагоги: Тихеева Е.М., Сохин Ф.А., Усова А.П., Ушакова О.С.

В основе их работ лежит определение содержания и методов, которые позволяют обеспечить полноценное развитие речи детей.

Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д.Б.Эльконин писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т.е. такое решение которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудии (предметов) и достижения цели. В это период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, эффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

Задача воспитателя состоит в том, что мы должны развивать их речь, пополнять и активизировать словарь, больше работать над связной речью.

В результате каждый ребенок сможет содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли, просьбы, тем самым научиться устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, проявлять речевой этикет.

Моделирование в учебно-воспитательном процессе занимает в настоящее время важное место. Моделирование – это исследование какого-либо явления, процессов или систем объектов, путем построения и изучения их моделей. Это одна из основных категорий теории познания.

Модель – устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и (или) действие изучаемого объекта, явления. Воспроизводить, имитировать природные объекты, явления можно различными способами, соответственно этому будут и различные модели: модели физические, картографические, математические, логические. В данном случае речь идет о логических моделях, раскрывающих те или иные характеристики явления, того или иного процесса.

Отечественные психологи в своих работах показали, что использование моделирования, как средство формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А.Венгера, В.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Н.Подъякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей легко и быстро формируются интеллектуальные и практические действия, происходит развитие мыслительных навыков. В практике используются карточки-схемы.

Но наибольшую эффективность имеют карточки-схемы, изображения того или иного явления или предмета. Это заметно повышает глубину восприятия. Используются такие виды карточек-схем как статические, динамические, мысленные.

Способность дошкольников понимать и создавать модели обусловливается развитием наглядно-образного мышления и сенсорных умений. Сенсорное воспитание детей будет направлено на усвоение сенсорных эталонов и обобщенной схемы анализа предмета.

Таким образом, использование карточек-схем развивает многие психические процессы и активизирует речевое развитие ребенка дошкольного возраста.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения.

Цель: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством карточек-схем.
Задачи:


  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.

  2. Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.

  3. Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством карточек-схем.

  4. Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;

  5. Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.


Объект исследования:

старшие дошкольники


Предмет исследования:

связная речь и речевая активность старших дошкольников


Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию карточек-схем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.
Теоретическая значимость:

Создание опыта работы со старшими дошкольниками по развития связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники.


Практическая значимость:

Разработка диагностической методики эффективности работы по формированию связного строя речи детей посредством карточек-схем; разработка мнемотаблиц для работы с детьми; разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников.


Новизна. Роль карточек-схем в развитии речи старших дошкольников.

Ожидаемые результаты:


  • повышен темп развития речи в целом за счет использования элементов мнемотехники в разных видах деятельности;

  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;

  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

  • подготовлен практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.


Методологическая основа:

теории развития детской речи (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич и др.), психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.), общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой и др.


Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

  • изучение опыта работы по проблеме исследования;

  • педагогическое наблюдение;

  • информационная и воспитательная беседа;

  • мониторинговые исследования: опросы, беседы;

  • методы математической и статистической обработки полученных результатов.


Основные определения: язык, речевое развитие, мнемотехника, языковая развивающая среда, устная речь, связная речь, модель, карточка – схема, речевая активность, старший дошкольник.


Система педагогических мероприятий, направленных на развитие речи детей


РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С СОЦИУМОМ

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

План мероприятий по реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев и будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный этап с 01.09.2012 г. по 31.09.2012 г.

  2. Практический этап с 01.10.2012 г. по 30.04.2013 г.

  3. Обобщающий этап с 01.05.2013 г. по 31.05.2013 г.




ЭТАПЫ,

ЗАДАЧИ


МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСТ-

ВЕННЫЕ


ОЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ



1

2

3

4

5

1 ЭТАП

Предварительный

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи старших дошкольников, выявить особенности формирования связной речи.

2. Разработать методику экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи детей посредством карточек-схем.
3. Изготовление мнемотаблиц для применения их в разных видах деятельности детей.

-

Диагностика детей по разделу «Коммуникация»


Практикум с родителями



01.03.12-07.09.12

10.09.12-21.09.12

24.09.12


30.09.12

Воспитатель

Рослякова О.В.

Воспитатель

Рослякова О.В.

Воспитатель

Рослякова О.В.

Родители воспитанников



1.Изучен передовой опыт известных педагогов по проблеме особенностей формирования развития речи старших дошкольников.


Выявлен уровень развития речи детей на начало учебного года.

Изготовлены мнемотаблицы.

Повысился интерес детей к разным видам деятельности.


2 ЭТАП

Практический

Задачи:

1. Осуществить апробацию разработанных мнемотаблиц.


2.Использовать методы и средства, побуждающие к яркому эмоциональному процессу развития речи.
3. Повысить темп развития речи в целом за счет включения элементов мнемотехники в разных видах деятельности

Применение

карточек-схем в разных видах деятельности
Викторины, конкурсы, инсценировки, развлечения
Виды деятельности:

«Коммуникация»,

«ФЦКМ», «Художественное творчество»


01.10.12-30.04.13

06.05.13-17.05.13


Воспитатели

Рослякова О.В.

Серебрякова Н.П.


Воспитатель

Рослякова О.В.


Воспитатель

Рослякова О.В.



Повысился интерес детей к разным видам деятельности.


Раскрылись творческие способности детей. Позитивное взаимодействие детей в коллективе.
Повысился уровень развития речи детей

3 ЭТАП

Обобщающий

Задачи:

1.Обобщить результаты деятельности по теме проекта.

2.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта.

3. Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города


Диагностика

Подготовка пакета программно-методического обеспечения проекта

Организация и проведение республиканского научно-методического семинара; подготовка материалов к печати и их публикации


06.05.13-17.05.13


20.05.13-24.05.13

27.05.13-31.05.13

Воспитатель

Рослякова О.В.

Старший воспитатель

Ямбулатова И.Ю.

Воспитатель

Рослякова О.В.

Старший воспитатель

Ямбулатова И.Ю.

Воспитатель

Рослякова О.В.

Подготовлен результат исследования уровня развития речи детей.

Раскрылся творческий потенциал детей, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему.

Повысился рейтинг ДОУ. Распротсранен опыт работы с детьми через курсы повышения педагогов ДОУ. Распространен опыт работы по развитию речи старших дошкольников в печати.




Бюджет проекта





Приобретение оборудования и материалов


№ п/п

Наименование оборудования

Цена в руб.

Стоимость в руб.

Имеется

Требуется в руб.

Комментарии к бюджету

1.

Картон










100


Для изготовления карточек-схем

2.

Гуашь










50


3

Тушь










20


4

Цветная бумага










30

5

Альбом










100


6

Ламиниро-вание










500

Для нанесения защитного покрытия на карточки-схемы

7.

Канцелярские и расходные материалы










50

Для оформления материалов проекта

8.

Литература по изготовлению учебно-наглядных пособий










150







Итого на приобретение оборудования и материалов










1000






Полная стоимость проекта – 1000 рублей.


Итоги проекта.
Применение элементов мнемотехники в разных видах деятельности обеспечило успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и обогащают словарный запас детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать структуру рассказа, последовательность рассказа, его лексико-грамматическую наполняемость. Модельную схемы обеспечивают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.


Дальнейшее развитие проекта.
• Обмен передовым практическим опытом по развитию речи старших дошкольников при помощи карточек-схем с дошкольными образовательными учреждениями республики Марий Эл;

• Участие в педагогических конкурсах передового опыта, республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях;

• Работа в режиме поискового характера, направленная на дальнейшее развитие речи детей дошкольного возраста;

• С целью совершенствования развития речи детей старшего дошкольного возраста, как составляющей воспитательно-образовательного процесса, продолжить РАЗВИТИЕ в рамках социального партнерства с родителями.



Благодаря педагогическому сопровождению возросла активность детей в освоении норм и правил родного языка, а также демонстрации собственных достижений.
Каталог: mouo-yoshkarola -> dou80
mouo-yoshkarola -> Диагностика готовности ребенка к школе
mouo-yoshkarola -> Что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой
dou80 -> Цветотерапия как один из способов воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка
mouo-yoshkarola -> «Детский сад №2 г. Йошкар Олы
mouo-yoshkarola -> Консультация для родителей «Первые шаги в обучении грамоте»
mouo-yoshkarola -> Родительское собрание в старшей группе. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи
dou80 -> «Роль книги в речевом развитии дошкольников»
dou80 -> О культуре здоровья педагога детского сада Культура здоровья воспитателя доу
dou80 -> Цветотерапия как один из способов воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница