Детский дом: принципы управления Е. Байтингер



Скачать 94.93 Kb.
Дата20.04.2016
Размер94.93 Kb.
Детский дом: принципы управления
Е. Байтингер, директор муниципального образовательного учреждения - детский дом № 2 г. Челябинска
Забот и хлопот у директора детского дома хва­тает, в наше время даже с избытком. Причин мно­го: это и сложность объекта управления, слабая оснащенность материально-технической базы, огромный объем организационных и образовательных задач. Как же со всем этим справиться?
Нельзя руководить, опира­ясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории управления, чтобы на их базе выработать кон­кретные принципы, позволяю­щие как воздействовать на лич­ность, так и организовывать и направлять деятельность коллек­тива воспитанников и педагогов. Вот какие принципы лежат в ос­нове всей работы нашего муни­ципального образовательного уч­реждения - детского дома № 2 г. Челябинска и моей деятельно­сти в качестве его директора. Принцип правовой защищенности. Этот принцип требует от директо­ра знания действующего законо­дательства и принятия управлен­ческих решений только с учетом их соответствия действующим правовым актам. Принцип оптимизации управления. Нами разработана и функциониру­ет организационная структура уп­равления детским домом (см. рис. 1). Она предпо­лагает установление взаи­мосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предо­ставление прав работни­кам детского дома, уста­новление ответственнос­ти за выполненную рабо­ту, существование отла­женной системы сбора информации. Разработа­на и схема коммуника­тивной сети директора детского дома (см. рис. 2). Главное в ней - правиль­но оценить время и часто­ту поступления информа­ции и на этой основе в данный момент выбрать только те источники, ко­торые можно охватить в рабочее время и которые необходимы для приня­тия управленческих ре­шений.


Рис. 1. Схема организационной структуры управления детским домом








Рис. 2. Схема коммуникативной сети директора детского дома




Принцип наименьшего воздействия. Это осново­полагающий принцип управления. Директор детского дома берет всю организационно-распорядительную функцию в свои руки, но делегирует значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам сво­его дела.

Принцип делегирования полномо­чий. Он вытекает из предыдущего принципа и заключается в пере­даче директором части возложен­ных на него полномочий, прав и ответственности своим компетен­тным сотрудникам. Освобождая свое время от менее сложных по­вседневных дел, директор может сконцентрировать усилия на ре­шении задач более сложного уп­равленческого уровня. Его глав­ная задача - обеспечить органи­зацию образовательного процес­са силами коллектива. При этом важно помнить, что педагог детс­кого дома может совершить ошиб­ку, и в этом случае директор обя­зан оказать ему всемерную по­мощь в самой тактичной форме, поскольку одна из основных задач руководителя - развивать спо­собности и мастерство педагога. Эффективность внедрения этого принципа делегирования в на­шем детском доме обеспечена тем, что:

сотрудники четко знают и по­нимают права и обязанности, ко­торые им переданы;

свободны в выборе путей реали­зации своих задач, а участие руко­водителя при этом не столь замет­но;

правильно понимают необходимость контроля за своей рабо­той;

понимают, что они не только имеют право принимать оператив­ные решения, но и обязаны испол­нить их в случае необходимости;

не получают «ценных указаний» от другого начальника через голо­ву своего непосредственного ру­ководителя.



Принцип соответствия. Основа этого принципа заключается в том, что выполняемая работа дол­жна соответствовать интеллекту­альным и физическим возможно­стям сотрудников. Непросто определить соответствие педагога занимаемой должности. Здесь необходимы опыт и умение, чтобы отделить деловые качества от словесной шелухи и внешней помпезности. Человек чаще скло­нен иметь завышенное мнение о своих способностях и интеллекте, и реже встречаются случаи недо­оценки собственных возможнос­тей. Важно вовремя помочь робко­му и, наоборот, умерить непомер­ные амбиции излишне самоуве­ренного. В своей практике мы ис­пользуем методы, которые помога­ют педагогу в поисках его места в коллективе. Среди этих методов выделим следующие:

перемещение педагога из одной группы-семьи в другую;

наставничество (молодой педа­гог начинает работать в группе-се­мье с опытными воспитателями);

частные контакты директора



детского дома со своими сотруд­никами, иногда и в неофициаль­ной обстановке;

обязательные письменные отче­ты о своей педагогической деятель­ности. Это позволяет воспитателю глубже проанализировать результа­ты своего труда, а директору более-менее объективно оценить его.


Принцип повышения квалифика­ции. Основной метод - курсовая подготовка в системе повышения квалификации. Но она проводит­ся один раз в пять лет, поэтому главным образом обучение прохо­дит непосредственно в стенах сво­его детского дома. Руководителю необходимо знать, что тяга к по­стоянному повышению професси­онального мастерства объясняется особенностями человеческой пси­хики. Поступая на работу, педагог полон честолюбивых надежд, оп­тимизма. Освоение навыков рабо­ты и новый коллектив стимулиру­ют инициативу. Однако не всегда эти надежды сбываются. Может наступить период разочарований. По мере накопления опыта педа­гог начинает компетентно разби­раться в стоящих перед ним зада­чах, приобретает прочные навыки и мастерство. Затем может снова наступить период недовольства

собой, своим местом в коллекти­ве: педагог ощущает потребность в дальнейшем творческом росте. Зная об этапности (периодичнос­ти) интеллектуальной и деловой активности педагога, руководи­тель должен чутко уловить период спада и попытаться помочь ему преодолеть разочарование. В на­шем детском доме существует та­кая система повышения квалифи­кации:

индивидуальные методические консультации, проводимые ди­ректором и заместителями;

постоянно действующий науч­но-методический семинар как форма теоретико-педагогическо­го всеобуча;

«открытые» развивающие заня­тия и воспитательные мероприя­тия, являющиеся формой пред­ставления результатов педагоги­ческого труда;

педсовет;

творческий совет воспитателей;



конкурс «Педагог года». В заключение скажу, что вот уже три года подряд наш детский дом ста­новится лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года». Ну а более полное представление о нашей ра­боте вы, надеюсь, получите, озна­комившись с приложениями.

Приложение 1



Положение о творческом совете воспитателей

1. Общие положения

1.1. Творческий совет является органом методического руководства деятельностью педагогов детского дома на демократических началах самоуправления.

1.2. Творческий совет подчиняется педагогическому совету детского дома.

1.3. Руководитель творческого совета назначается приказом дирек­тора детского дома, члены совета ежегодно избираются на педагоги­ческом совете.

1.4. Творческий совет в своей деятельности руководствуется Уставом МОУ - детский дом № 2.

2. Цели и задачи творческого совета

2.1. Способствует созданию оптимальных условий для развития твор­ческого потенциала педагогов детского дома.

2.2. Совместно с администрацией определяет основные направле­ния развития учреждения, включающие в себя вопросы воспитания, дополнительного образования воспитанников детского дома с учетом особенностей детей по физическому, психическому, интеллектуально­му развитию.

2.3. Создает творческие группы по актуальным вопросам воспитания.

3. Функции руководителя творческого совета

3.1. Пропагандирует идеи творчества коллег в сфере деятельности детских домов.

3.2. Оказывает методическую помощь коллегам (консультации, ре­цензии, корректировки, наставничество).

3.3. Участвует в работе аттестационной комиссии детского дома.

3.4. Помогает администрации в анализе эффективности используе­мых форм и средств обучения и воспитания в детском доме в соответ­ствии с перспективным планом развития.

3.5. Оказывает содействие в подготовке методических материалов к публикации.

3.6. Организует общественный смотр качества педагогической дея­тельности «Педагог года».

3.7. Ходатайствует перед администрацией о поощрении наиболее от­личившихся в творческом самоуправлении педагогов.

Приложение 2


Положение о смотре «Педагог года»
Педагог детского дома - это уникальная должность, включающая в себя комплекс профессий - педагога, психолога, медика, режиссера, актера, юриста. От его профессионального мастерства, способности к поисково-творческой деятельности в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит развитие личности вос­питанника детского дома.
1. Цели и задачи смотра

1.1. Выявлять, поддерживать и поощрять талантливых педагогов.

1.2. Повышать престиж должностей «воспитатель детского дома», «педагог дополнительного образования».

1.3. Сделать доступными для изучения и внедрения в коллективе дет­ского дома достижения передового педагогического опыта.


2. Участники смотра


2.1. Принять участие в смотре может каждый педагог детского дома без ограничений по возрасту, образованию, педагогическому стажу, количеству и формам творческих выступлений.


3. Организация и проведение смотра


3.1 Смотр проводится в коллективе детского дома в течение учебно­го года.

3.2 Жюри конкурса составляет творческий совет педагогов, утверж­денный педагогическим советом.

3.3 Итоги смотра подводятся 2 раза в год:

1-й этап - февраль - номинации;

2-й этап - май - «Педагог года».


4. Содержание смотра


4.1. Для оценки поисково-творческой работы участника смотра жюри использует авторские, административные и общественные материа­лы, раскрывающие систему и стиль работы педагога и отражающие:

актуальность избранной проблематики для обновления содержа­ния воспитания в условиях детского дома;

направленность на разработку новых программ и технологий вос­питания;

поиск новых и совершенствование традиционных форм и типов воспитательных мероприятий на основе обновленных диагностичес­ких методик комплексной оценки задатков и способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

стремление педагога к повышению уровня профессиональной ква­лификации.

4.2. Апробация поисково-творческой работы педагога может быть представлена в виде:

публикаций;

защиты квалификационной работы;

подготовки и пропаганды авторских программ, научно-методи­ческих рекомендаций, дидактических материалов, сценариев и др.


5. Финал смотра

5.1 Победителем смотра (1-е место) является педагог, набравший наи­большее количество баллов. Ему присваивается почетное звание «Пе­дагог года». Звание утверждается приказом директора, запись о зва­нии заносится в трудовую книжку. «Педагогу года» вручаются удосто­верение и денежная премия.

5.2. Если наибольшее равное количество баллов набирают два и бо­лее педагога, то все они становятся равноправными обладателями зва­ния «Педагог года», со всеми оговоренными выше формами поощре­ния.

5.3. Лауреатами смотра (2-е и 3-е места) являются педагоги, следую­щие по количеству баллов за победителем. Звание лауреат смотра «Пе­дагог года» утверждается приказом директора. Запись о звании зано­сится в трудовую книжку. Лауреату смотра вручается диплом.

Приложение 3



Номинации общественно-профессионального смотра (в рамках смотра «Педагог года»)
Открытие - за педагогические изобретения и открытия, за авторс­кие разработки.

Большая Медведица - за надежность и добрый консерватизм в мно­голетней работе.

«Мой дом - моя крепость» - за творчество и упорный труд во имя процветания семьи.

Золотое яблоко - за фантазию, изобретательность и романтику в ра­боте.

Алмазный мегафон - за пропаганду идей детского дома за его преде­лами.

Дебют - за удачный дебют молодого специалиста.

Имидж и шарм - за индивидуальный стиль.


© Журнал «Директор школы», №2, 1999


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница