Детские страхи: что делать?



Скачать 57.39 Kb.
Дата27.05.2016
Размер57.39 Kb.
Детские страхи: что делать?
Любой житель земли имеет свой собственный маленький страх. Часто то, чего боится один, вызывает у другого лишь усмешку. В современном обществе страх воспринимается как проявление малодушия. С детства многие люди учатся прятать свои страхи, загоняют их глубоко внутрь себя, чтобы угодить вначале своим родителям, а потом уже просто по привычке, для того, чтобы не быть осмеянными или непонятыми. Но при этом практически любой взрослый чего-то опасается или боится. Что уж тут говорить о детях.

Взрослым часто кажется, что детские страхи вовсе не опасны и проходят со временем сами собой. Но это не так. Очень многим детям нужна помощь взрослых для того, что справится со страхами.

Каждый страх — это стресс. Будучи кратковременным, он не приносит неприятностей. Если страх становится длительным и неконтролируемым, то человек попадает в зависимость от своего страха. Поэтому с детьми нужно разговаривать об их страхах и помогать им эти страхи проживать. Дети нуждаются в том, чтобы все их страхи принимались, признавались и уважались.

Дети испытывают страхи чаще, чем думают взрослые. На каждый случай явно выраженного страха приходится много случаев страха скрытого. Скрытые страхи – самые стрессогенные. Чаше они возникают у тех детей, которым родители запрещают бояться или высмеивают. Заставив ребенка спрятать свой страх родители лишают ребенка силы, необходимой для взаимодействия с окружающим миром. Запрятаные внутрь страхи могут стать причинами агрессивного поведения и даже различных заболеваний.

Некоторые родители на самом деле считают, что боятся стыдно. Но вспомните, как сами в детстве вы боялись темноты, детского сада, соседскую собаку или еще чего-то. Возможно, что вспомнив свои детские страхи вы сможете лучше понять не только своего ребенка, но и самого себя. Проблема в том, что родители часто просто не знают, чем помочь своему ребенку, который чего-то боится. Поэтому родители действуют по стереотипу — не могу помочь, значит буду запрещать. Но с детскими страхами вполне можно справится. Можно помочь ребенку и научить его раз и навсегда справляться с любым страхом. Кстати — помогая своему ребенку вполне можно научится работать со своими собственными, взрослыми страхами и опасениями.

Прежде всего следует понять, что страх — эмоция защитная. Мы боимся обжечься, поэтому не хватаем голыми руками горячий чайник. Каждый страх нас от чего-то защищает или чему-то учит. Страхи нужно не высмеивать или запрещать. Страх нужно признавать. Со страхами нужно работать.

Первое, о чем нужно помнить родителям — они сами часто являются причинами страхов своих детей. “Будешь плакать (плохо себя вести, бегать….) — дядя (волк, милиционер, баба-яга…..) тебя заберет.” Некоторые дети после подобных “посланий” со стороны родителей по настоящему начинают бояться темноты (там волк), пожилых людей (баба-яга) и тех же милиционеров. Однако есть дети, на которых такие слова вроде бы явно не действуют, но тем не менее в подсознание закладывается информация о том, что окружающий мир опасен, а проявление эмоций нежелательно и может быть наказано. Даже если этот ребенок не будет испытывать явных страхов, то превратившись во взрослого может стать человеком, неспособным принимать решения. Поэтому, раз и навсегда исключите всяческие “пугалки” из своего лексикона. Если вы хотите прекратить какие-то действия своего ребенка, то скажите ему откровенно: “У меня болит голова, поэтому я хотела бы побыть в тишине, давай посидим и порисуем (послушаем музыку) вместе.” Или: “В магазине много хрупких баночек, если они разобьются — нужно будет за них платить и тогда я не смогу приобрести тебе подарок.” Не разрешайте также и родственникам (бабушкам) пугать вашего ребенка.

Второе — дети боятся того, чего опасаются родители. Если взрослые живут в постоянном беспокойстве и тревоге, то чего же ждать от малыша. Если мама говорит по телефону, что боится отдавать ребенка в детский сад, а он это услышит, то страх перед походом в это заведение у него уже будет и без слез дело не обойдется. Хотите, чтобы ребенок пошел в сад спокойно, рассказывайте ему о детском саде не оправдываясь, а как о новом, увлекательном, интересном месте, где много детей, разных занятий, прогулки, соревнования, концерты. Тогда переход к детсадовскому состоянию и у вас и у вашего ребенка пройдет без страхов, слез и лишних переживаний.

Страх может иметь конкретную причину. Если ребенка, не дай бог, укусила собака или на его глазах кого-то покусали или он даже услышал рассказ об этом, то вполне возможно (хотя и не обязательно), он будет их боятся. В этом случае можно рассказать ребенку — почему собаки кусаются и о правилах поведения в присутствии собак (не кричать, не бежать, не размахивать руками, ничего не отнимать у собак и так далее).

Во избежание возникновения страхов не рассказывайте при маленьком ребенке страшных историй, не позволяйте ему смотреть по телевизору страшные фильмы или криминальные новости. Детскую психику нужно поберечь до поры до времени. Но если ребенок все таки увидел что-то пугающее, а тем более задает вам вопросы по этому поводу, то отвечайте на них честно, избегая тем не менее ненужных подробностей.

Некоторые страхи возникают из-за неправильных представлений детей об окружающем мире или из-за того, что какое-то явление им непонятно. Например, один из самых древних страхов — это боязнь темноты. В темноте может происходить что-то, чего не видно. Именно поэтому даже среди взрослых есть множество людей, опасающихся темноты. Этот страх записан у человека буквально на генетическом уровне еще с тех пор, когда нужно было выйти из освещенной огнем пещеры в темный лес, где обитало множество опасных для человека животных.

Самая распространенная ошибка родителей заключается в том, что детей высмеивают (такой большой, а темноты боится), или заставляют переживать этот страх в одиночестве (посылают в темную комнату, заставляют спать в темноте). Это неправильно. Ругать и стыдить нельзя ни в коем случае. Посидите с ребенком перед сном, оставьте включенным ночник в его комнате. Его можно будет выключить позже, когда ребенок заснет. Поверьте, ничего страшного не будет в том, что ребенок будет спать с включенным ночником. Придет время и свет он будет выключать уже самостоятельно. Поставьте себя на место ребенка. Скорее всего вы тоже чувствуете себя неуютно, когда вам приходится оказаться в темноте одному.

Дети постарше часто испытывают страх перед взрослением. Кстати, причиной этого страха тоже часто становятся родители, которые любят читать нравоучения, вроде: “Кем ты будешь, когда вырастешь, если сейчас у тебя двойка (если ты не любишь читать, не учишь иностранный язык….)!” Этими вроде-бы безоюидными нравоучениями взрослые внушают ребенку — взрослеть — опасно, в будущем нет ничего хорошего.

Дети опасаются, что уже никогда не будут соответствовать тем ожиданиям, которые возлагают на них родители. Взрослым быть трудно, опасно — решает ребенок. А такая подсознательная установка может сильно повредить ему в будущем. Позволяйте вашему ребенку быть ребенком. Пусть видит этот мир дружелюбным и открытым. Если ребенок с вашей помощью сможет себя принять таким, какой он есть сейчас, т его место в жизни будет более определенным, а деятельность — продуктивной.

Ребенок может и не сознаваться (или не осознавать) в том, что он чего-то боится. Он не рассказывает об этом открыто. Родителям нужно помочь ребенку дать волю своим скрытым чувствам, мыслям и представлениям, чтобы он мог избавится от своих страхов.

Если вы хотите помочь своему ребенку, то для начала признайте сами, что страх существует и имеет право на существование. Разрешите ребенку открыто рассказать вам о своих страхах. Ребенок может сказать, что он боится конкретно темноты или собаки. Если вы подозреваете, что ребенок скрывает свои страхи, порисуйте вместе с ним. Можно напрямую попросить ребенка: “Нарисуй мне что-нибудь страшное.” А потом, глядя на рисунок, задавайте ребенку вопросы: где живет это существо, что оно делает, как его зовут, о чем оно хочет предупредить, чему может научить. Учитывая ответы ребенка можно продолжить диалог. Не нужно подсказывать ребенку решения или выводы: только задавайте наводящие вопросы. Возможно вы сможете узнать больше о страхе своего ребенка. По окончании работы можно предложить ребенку “раскрасить чудовище”, подружиться с ним (во что бы ты мог с ним поиграть?). Если чудовище окажется конкретным человеком (ситуацией), которые обидели или напугали ребенка, то спокойно обсудите с ним эти ситуации. Возможно вы узнаете что-то такое, о чем и не подозревали. Оцените ситуацию. Если сочтете нужным — обратитесь к специалисту.

Обращаться за помощью профессионала в обязательном порядке нужно тогда, когда ребенок стал жертвой насилия, увидел убийство, или стал свидетелем тяжелой катастрофы. Но помните, что обращение к врачу может стать для ребенка новым стрессом, так что взвесьте все за и против и выбирайте специалиста осмотрительно.

Если ваш ребенок чего-то боится, то возможно ему “просто” нужно чуть больше внимания, понимания и сочувствия. Почувствовав себя защищенным, ощутив вашу поддержку, он перестанет бояться. Ваша Любовь к ребенку может очень легко победить все его страхи.


Наталья Розина
Каталог: posted files
posted files -> Что за вишенка без косточки? Что за курочка без костей?
posted files -> Не основной, но инстинкт «Лучше один раз увидеть!»
posted files -> Вариант 1: Как правильно «любить» мужчину?
posted files -> «Близость» фильм о прекрасных людях, которые совершают самые ужасные поступки во имя любви
posted files -> Губернские вести
posted files -> И сопереживать и не переживать
posted files -> Сон это естественный физиологический процесс торможения жизнедеятельности организма, при котором снижается не только физическая и мозговая активность, но и реакция на внешние раздражители
posted files -> Насилие в системе политической власти
posted files -> Новости Наши услуги
posted files -> «Достань с неба звезду!»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница