Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Ласточка» Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»
Разработали: Люция Наримановна Рудковская, социальный педагог Ольга Григорьевна Курясева, педагог-психолог
Пояснительная записка Конфликты межличностных отношений, которые возникают во время общения со сверстниками и проявляются в форме споров и ссор характерны для детей дошкольного возраста.
Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие – это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путём. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.
В период дошкольного детства взрослые сталкиваются довольно часто с детскими конфликтами. Исследователи считают, что у детей старшего возраста конфликты чаще всего возникают из-за правил игры, в среднем возрасте – из-за ролей, а у малышей – из-за игрушек.
Таким образом, возникающие ссоры между дошкольниками отражают их возрастное развитие. Постепенно дети от стычек из-за игрушек переходят к спорам и разногласиям по поводу того, правильно ли действует тот или иной ребёнок в ходе игры.
В работе кратко изложены теоретические аспекты детских конфликтов, описаны причины их возникновения, приводятся рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками, а также игры, которые помогают развивать у дошкольников коммуникативные навыки, позволяющих приобрести социальный опыт.
Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием «конфликт», а также особенностями протекания детских конфликтов.
2. Ознакомить педагогов с некоторые методами профилактики конфликтов в детских коллективах.
3. Обучить педагогов приёмам профилактики детских конфликтов. Показать игры, которые помогают развивать у дошкольников коммуникативные навыки, позволяющих приобрести социальный опыт.
Ход семинара.
Социальный педагог. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Проблема детских конфликтов всегда актуальна. Педагоги зачастую не знают, как правильно разрешить конфликт, решают проблему не конструктивно.
Чтобы внести некое оживление в работу, предлагаем вам игру, где можно будет обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Пока объясняется игра, приготовить музыку для игры «Игра Конфета».
Надо останавливать на паузу музыку временами, пока не закончат разворачивать конфету.
Психолог объясняет правила игры и проводит игру.
Игра «Конфета»
Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Содержание. Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.)
Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Обсуждение. После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, психолог задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить психолога в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.) Далее психолог предлагает участникам ответить вопросы: «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?
Социальный педагог. Сегодня мы встретились чтобы вспомнить что такое детские конфликты, какие есть способы разрешения конфликтных ситуаций и методы профилактики детских конфликтов».
1 часть – «Особенности детских конфликтов»
2 часть – «Способы разрешения детских конфликтов»
3 часть – «Методы профилактики детских конфликтов»
Итак, начинаем. «Особенности детских конфликтов».
Каждый человек своеобразен. И даже когда ему всего три года, у него формируются собственные представления об окружающем мире. И вот, такие разные, каждый со своими детскими амбициями, они собираются вместе. В любом коллективе конфликты неизбежны, детское сообщество не является исключением.
(Надпись на слайде) Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, столкновение противоположно направленных и не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Как Вы думаете, по каким причинам происходят конфликты в детском коллективе?
Вопрос-ответы педагогов.
У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Конфликтные ситуации у детей будут возникать в любом случае. Обычно они разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Существует даже своеобразная типология конфликтных детей чаще всего провоцирующих конфликтные ситуации в группе, давайте попробуем вместе в этом разобраться. Обратите внимание на стул. У некоторых из вас прикреплен смайлик. Найдите его. Есть конфликтные дети, которых называют «Агрессивисты», чей смайлик подойдет к данному определению?
Обсуждение проводят оба педагога.