Детская анатомия и физиология



страница1/4
Дата09.02.2021
Размер4,64 Mb.
  1   2   3   4

ДЕТСКАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам и являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему. Поэтому уже в школьные годы наряду с биологией – наукой о всем живом изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Человек отличается от животных не только своим более совершенным строением, но и развитием мышления, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются социальными условиями жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом.

Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек – частью животного мира.

Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды.

Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов обучения.

В учебнике в доступной и наглядной форме изложены материалы возрастной динамики детского возраста, а также материалы по сочетанному изучению морфологических и функциональных характеристик, как всего организма ребенка, так и отдельных его систем. Наряду с материалами по анатомо-физиологическим особенностям периодов детского возраста даны подробные указания по питанию ребенка и организации ухода за ним. Кроме того, с позиций профилактической медицины предпринята попытка привить учащимся правильный взгляд на ряд профилактических и лечебных мероприятий, обусловливающих нормальное развитие ребенка.

«Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю, тесно связанную с историей развития производительных сил и производственных отношений определенных исторических формаций.

Педиатрия – греческое слово, происходящее из двух слов: paid – ребенок, utrea – врачевание». [с. 3]



Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста : учебник для училищ / В. П. Бисярина – издание второе, исправленное и дополненное – М. : Медицина, 1973. – 223 с. : рис.

В пособии даны основы физиологического учения о развитии организма, структуре и функциях нервной и сенсорной систем, опорно-двигательного аппарата и возрастных изменениях в процессе развития ребенка. Особое внимание уделено задачам укрепления здоровья подрастающего поколения.

«Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения, которым называют слияние мужской и женской половых клеток – гамет. Процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Различают эмбриональное, или внутриутробное, развитие и постнатальное. Эмбриональное развитие продолжается до рождения ребенка, дальнейшее его развитие называют постнатальным. В процессе оплодотворения сначала происходит проникновение сперматозоида через оболочку яйцеклетки. Этому предшествует выделение сперматозоидом фермента, расщепляющего соединения, которые входят в состав оболочки яйцеклетки». [с. 28]

Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат) : учебник для институтов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова – издание второе, переработанное. – М. : Просвещение, 1986. – 288 с. : рис.

В учебном пособии представлена анатомия человека как целостная биологическая система, раскрыты основные закономерности роста и развития организма человека. Показано соответствие физических нагрузок функциональным возможностям организма, описаны возможные функциональные нарушения у детей и подростков и их коррекция.

«Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движений частей тела, но сами они выполнять движения не могут. Активную часть составляют скелетные мышцы, которые обладают способностью к сокращению и приводят в движение кости скелета (костные рычаги).

Специфика аппарата опоры и движений человека связана с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Приспособления к вертикальному положению тела имеются в строении всех отделов скелета: позвоночника, черепа и конечностей.» [с. 67]




Каталог: library -> files -> vystavki -> files
files -> Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. /Л. Берковиц. –С. П.: Прайм-Еврознак, Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. – 510с.: рисунки. –
files -> Патриотическое воспитание учащихся и молодежи
files -> Библиотечный вестник Карелии
files -> Влюблен по собственному желанию…Влюблен в жизнь и окружающий мир безоглядно и безгранично. Влюблен в свободу и людей
files -> Без учета выделенных фондов) (Не аналоги. С учетом экземпляров аналогов)
files -> Понять совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами, то есть, психоанализ, помогут следующие книги
vystavki -> Экологическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница