Дети в Интернете



Скачать 169.93 Kb.
Дата21.04.2016
Размер169.93 Kb.
Дети в Интернете

Некоторым родителям Интернет представляется местом более опасным, чем реальная темная улица рядом с домом. Полезнее будет энергию, которая тратится на это беспокойство, перевести в активную и осмысленную заботу о том, чтобы ребенок с первых шагов в Интернете мог чувствовать себя уверенно и постепенно научился быть осторожным и защищаться от нежелательного влияния. Примерно до 12 лет вы можете достаточно жестко контролировать поведение ребенка в сети (например, ограничивать список сайтов, которые он может посещать), а с подростком нужно будет скорее договариваться о том, как он будет соблюдать правила безопасности, и полагаться на его доверие к вам.



Не все знакомства одинаково полезны

В Интернете не водится каких-то особенных, "компьютерных" преступников - они те же, что могут встретиться ребенку на улице, в магазине, в кинотеатре. Только их труднее распознать из-за того, что в сети люди не видят друг друга - как по телефону. Не стоит ребенку рассказывать в подробностях, кто такие педофилы или что такое мошенничество с платежными средствами, - достаточно кратко объяснить, что некоторые люди в силу психического нездоровья или плохого воспитания могут нанести серьезный вред здоровью ребенка, бюджету семьи, безопасности и спокойствию вашей жизни. Даже если ребенок не поймет в точности, чего ему следует опасаться, он может почувствовать ваше беспокойство и заботу о нем и с готовностью будет делать то, что вы попросите. Для этого нужно как можно яснее, короче и однозначнее определить правила, по которым в вашей семье принято пользоваться Интернетом. Там должны быть упомянуты права и обязанности каждого члена семьи. Ваши преимущественные права (например, проверять его почту или журнал посещений страниц) вы можете объяснить ребенку по аналогии с правами администратора сайта: он тоже имеет право отслеживать поведение посетителей сайта и принимать меры предосторожности. Пример таких правил (ниже) вы можете отредактировать по своему усмотрению после обсуждения с ребенком:



Соглашение о кодексе поведения в Интернете

Я обязуюсь:

Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в Интернете.

Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочие адреса или номера телефонов родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы.

Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.

Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей.

Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой.

Никогда и никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречит закону.

Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения.

Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты.

Предложите ребенку баловства ради однажды представиться в чате чужим именем или рассказать невидимому собеседнику выдуманные сведения о своей жизни. Получив такой собственный опыт анонимного лицедейства, ребенок легче представит себе, что и другие люди могут притвориться в сети кем угодно. В то же время полезно напомнить детям и о том, что правила хорошего тона и уважение к собеседнику в сети точно так же важны.

Это не значит, что детей следует как-то особенно запугивать, скорее его надо научить по-разному общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Тут следует специально объяснить, что правила вежливости отнюдь не подразумевают выполнение любой просьбы первого встречного, тем более незнакомца (а иногда и знакомого человека). Надо, чтобы ваш ребенок умел говорить "нет", а при контактах с незнакомцами или посещении сайтов в Интернете придерживался следующих правил:

Если чужой человек просит о чем-то не рассказывать родителям ("Это будет наш секрет") - значит, нужно немедленно родителям все рассказать.

Если знакомый лишь по интернет-общению человек предлагает встретиться - надо отвечать отказом или предложением встретиться вместе с родителями.

Если собеседник спрашивает о личной информации, можно и нужно либо говорить неправду, либо вообще отказываться отвечать (этот последний способ лучше всего действует, если кто-то активно домогается человека в сети, пытается вывести из себя, спровоцировать на неосторожные высказывания или поступки).

Интернет-зависимость в подростковой среде

Не секрет, что информатизация общества имеет множество социальных последствий. Некоторые социально-психологические ее аспекты порождают ряд явлений и проблем, которые препятствуют достижению основных целей личностно-социального воспитания школьников, что вызывает особую тревогу у педагогов и психологов. Прежде всего, требует решения задача поиска и совершенствования средств борьбы с развивающимися по эпидемической модели компьютерной и (или) интернет-зависимостями, представляющими собой один из способов "ухода" школьника из реальной жизни путем изменения состояния сознания. Термин "аддикция" ("зависимость"), который не так давно использовался как обозначение заболевания, связанного с химической зависимостью, сегодня все чаще используется в связи с поведенческими зависимостями. Помимо компьютерной (интернет) зависимости в работах исследователей поведения детей и подростков нашли отражение телемания (постоянный просмотр телепрограмм), игромания (увлечение играми на компьютере, мобильном телефоне, телеприставке), увлеченное коллекционирование, исключительное внимание к собственной внешности (следование диетам, изнурение себя физическими упражнениями), беспрестанные разговоры и переписка посредством SMS по мобильному телефону, формирующаяся в более раннем возрасте аддикция к азартным играм (гемблинг). К сожалению, в нашей стране исследованиям данных явлений уделяется еще недостаточно внимания, из научных публикаций можно выделить работы А. Е. Войскунского, С. Н. Щегловой, И. В. Чудовой. Рассмотрим, что может выступать в качестве критериев, определяющих интернет-зависимость.

Марк Гриффите, сотрудник факультета психологии Ноттингемского университета (Англия), предлагает операциональные критерии, в сумме определяющие зависимость от какой-либо деятельности:

приоритетность, особенность какого-либо типа деятельности (salience): излюбленная деятельность приобрела первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поступках (поведении);

изменение настроения (mood modification): относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью примерами могут служить состояние эмоционального подъема либо, наоборот, приобретения спокойствия при переходе к любимому занятию);

толерантность (tolerance): для достижения привычного эффекта требуется количественное увеличение параметров деятельности;

симптомы разрыва (withdrawal symptoms): возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере либо внезапном сокращении возможностей заниматься любимой деятельностью;

конфликт (conflict): относится ко всем разновидностям конфликтов - интрапсихическим, межличностным (с окружающими людьми), с другими видами деятельности (работа, социальная жизнь, хобби и интересы);

рецидив (relapse): возврат к излюбленной ранее деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода.

Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

невозможность остановиться;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьей и друзьями;

ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

сухость в глазах;

головные боли по типу мигрени;

боли в спине;

нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

пренебрежение личной гигиеной;

расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

предвкушение следующего онлайнового сеанса;

увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;

увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Ею же был разработан краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета. Приведем его, адаптированный вариант:

Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?

Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?

Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?

Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?

Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Если рассматривать поведенческие характеристики, которые можно отнести к данному синдрому у школьников и которые, в сущности, можно рассматривать как признаки уже наступившей интернет-аддикции, то это:

неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете и тем более прекратить работу;

досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь ни перед чем, вплоть до лжи родителям и воровства;

готовность лгать родителям и другим членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете и преувеличивая ее непосредственную необходимость для учебной деятельности;

способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, пренебрегать посещением занятий и общением с друзьями;

готовность мириться с потерей друзей и круга общения вследствие этого;

стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и воеобразной эйфории;

нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и учителей;

пренебрежение собственным здоровьем, в частности резкое сокращение длительности сна в связи с работой в ночное время, а также избегание или сокращение физической активности;

пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка личное время, работая в Интернете;

постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и без отрыва от компьютера;

приобретение сопутствующих зависимостей, таких, как курение, пивной алкоголизм;

подбор, просматривание и изучение специальной литературы о ноинках Интернета, обсуждение их с окружающими.

Кроме того, подросток старшего школьного возраста может воспринимать компьютер как своего рода рационального и высокоинтеллектуального "конкурента", "противника", и решить задачу подчинения такого "конкурента" или добиться победы над ним становится для него навязчивой идеей. Установить контроль над компьютером также может означать для подростка желание компенсировать отсутствие такого контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Если попытки доминировать в личных отношениях, в жизни школьного коллектива постоянно приводят к неудачам, это может побудить подростка с интеллектуальным складом ума, определенными способностями к техническим и точным наукам и недостаточно развитым социальным интеллектом сделать выбор в сторону приоритетного "общения" с компьютером. Выработка новых навыков, вызванных появлением новых аппаратных информационных технологий, освоение нового программного обеспечения могут быть легко "алгоритмизированы", что в свою очередь рано или поздно обеспечивает достижение позитивного гарантированного результата - в отличие от проблематичных и негарантированных "успехов" во взаимоотношениях с другими людьми. В результате этого школьник теряет интерес к социальной стороне жизни. Особо опасно для детей и подростков то, что отличительной особенностью интернет-аддикции является малый срок формирования зависимости (для формирования традиционных видов зависимости нередко требуются годы): 25 % интернет-аддиктов приобрели зависимость в течение первых шести месяцев с начала работы в Интернете, 58 % - в течение второго полугодия, 17 % - вскоре по прошествии года.

Отметим еще один важнейший аспект, связанный с интернет-зависимостью школьников и влияющий на зарождение и формирование других форм девиантного поведения. Это те опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в онлайновом режиме:

эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;

доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию в виду ее широкого распространения в Сети. Соответствующее фильтрующее программное обеспечение, обязательное к установке в школах, к сожалению, зачастую не установлено на домашних компьютерах, а установленное не всегда адекватно работает или безграмотно настроено;

веб-сайты с деструктивным содержанием, например с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ или наркотических средств;

сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности у подростков.

Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.rmh.ru) в России с 1992 по 2004 г. удельный вес подростков среди указанной аудитории увеличился с 2 до 25 %, т. е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем увеличиваются случаи интернет-аддикции среди молодежи. Совместно с психологом года было проведено исследование комплекса проблем, связанных с компьютерной зависимости среди учащихся 11 "Б" класса. Результаты этого исследования: 65 % респондентов относятся к таким явлениям, как компьютеромания и интернет-зависимость отрицательно, 18 % - равнодушно, а 17 % - положительно. Но более всего настораживает тот факт, что при этом более 55 % учащихся признали, что в среде их знакомых и друзей есть компьютере- и интернет-зависимые. Таким образом, мы видим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и школе. Мы можем отметить их возможное отрицательное воздействие на подростка и даже вызванную ими деформацию личности. В связи с этим необходимо целенаправленно готовить ученика к жизнедеятельности в информационном обществе путем активизации воспитательной работы в семье и школе. Мы видим, что сегодня жизненно необходимы новые методы, призванные служить профилактике и предотвращению негативных социально-психологических последствий информатизации, содействовать формированию нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях информатизации общества.

Компьютерная зависимость

В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру порнофильмов и чтению порнолитературы на различных сайтах. Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порножурналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.

Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. В данном случае, как и в случае просмотра порносайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает.

Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.

В большинстве случаев компьютерная, Интернет- или игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Симптомы компьютерной зависимости

Хотя, как уже упоминалось выше, термин «компьютерная зависимость» все еще не признан на международном уровне, существуют ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Ниже рассмотрим каждую из групп:

Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынужденны проводить долгое время за компьютером.



Влияние компьютерной зависимости на человека

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой.



Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница