Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей основные направления деятельности в сфере психолого-педагогической поддержки детей и молодежи



Дата21.04.2016
Размер85.5 Kb.
ТипАналитические материалы


АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Основные направления деятельности

в сфере психолого-педагогической поддержки детей и молодежи

2005 г.
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Указанная проблема представляет собой комплексное социально-педагогическое явление, характеризующее состояние общества на современном этапе и одновременно влияющее на его развитие. Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих. Наличие большого количества дезадаптированных детей - детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления, - представляет угрозу для будущего страны.

Приоритетной задачей борьбы с социальной дезадаптацией детей и подростков является организация комплексной профилактической работы во всех основных сферах их жизнедеятельности. Решение многих задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находится в сфере компетенции органов и учреждений системы образования, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны.

Вопросы профилактики и борьбы с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством, обеспечения эффективной социализации детей группы риска, снижения детской и подростковой преступности нашли свое отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной программе развития образования, других основных документах, определяющих приоритетные направления деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Анализ информации из регионов свидетельствует об активизации и некотором повышении эффективности деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации в данном направлении, чему во многом способствовала реализация ряда первоочередных мер, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 “О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год”.

В целом достигнуты следующие основные итоги реализации первого этапа модернизации российского образования в указанной области.

На законодательном уровне определена компетенция органов и учреждений системы образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Закон Российской Федерации «Об образовании»).

Система образования отказалась от перекладывания обязанностей по проведению профилактической работы на другие структуры и приняла на себя значительную долю ответственности за результат указанной деятельности. Вопросы организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании в образовательной среде признаны приоритетными в деятельности Министерства, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Разработан комплекс рекомендуемых мер для органов управления образованием (регионального и муниципального уровня), образовательных учреждений по организации профилактической работы.

Восстанавливается система выявления и учета детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования. Разработаны соответствующие законодательные и иные нормативные правовые акты (на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), регламентирующие вопросы организации указанной деятельности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основное общее образование является обязательным. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет. Таким образом, до достижения указанного возраста все несовершеннолетние, подлежащие обучению, должны получать образование, вследствие чего обеспечение гарантий получения несовершеннолетними в возрасте до 15 лет основного общего образования имеет важное значение не только в свете реализации права детей на образование, но и в свете профилактики их безнадзорности и правонарушений.

В 2002 г. внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации “Об образовании”, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возлагается ответственность за учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях основного общего образования; устанавливается возраст начала обучения детей в общеобразовательных учреждениях (с 6,5, но не позже 8 лет).

Разработана и утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения № 1-НД о численности детей, не обучающихся или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

В 2003 г. количество несовершеннолетних, не получающих образование в нарушение закона, снизилось по сравнению с 2002 г. на 9 991 чел. или на 38,1%, по сравнению с 1999 г. на 24,5 тыс. или 60%, их удельный вес применительно к общей численности детей 7-15 лет в России – соответственно на 0,05 и 0,1%. Снижение численности детей данной категории зафиксировано в большинстве субъектов Российской Федерации.

Результатом комплексных мер органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало некоторое снижение подростковой преступности. По сравнению с 2000 г. число несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось на 18,1%, обучающихся в образовательных учреждениях, совершивших преступления, – на 16,8%. Число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений, сократилось за тот же период на 7,5%, в том числе обучающихся – на 1,8%.



Основные проблемы

Остается высоким уровень криминальной активности детей и подростков. В 2003 г. в органы внутренних дел за совершение правонарушений было доставлено свыше миллиона детей и подростков, из них почти 780 тыс. – обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 245 тыс. – не обучающиеся и не работающие, более 300 тыс. – дети в возрасте до 14 лет.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению прав детей на образование организована недостаточно эффективно. В 2003 г. выявлено 16,2 тыс. детей и подростков, не обучавшихся в нарушение закона, при этом 2,2 тыс. из них вообще никогда не учились. По-прежнему важную роль в реализации права детей на образование играет социально-экономический фактор – 4 тыс. несовершеннолетних из общего числа выявленных не обучавшихся детей не посещали образовательные учреждения по причине тяжелого материального положения родителей.

Нередко учет детей, находящихся в социально опасном положении, и профилактическая работа с ними ведутся формально. Принимаемые меры зачастую носят не столько профилактический, сколько административно-карательный характер. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от “трудных” детей.



В целях повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе образования необходимо:

разработать межведомственный нормативный правовой акт по вопросам выявления и учета несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях, взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению правонарушений среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

решить вопрос о сохранении в ежегодном реестре государственной статистической отчетности формы 1-НД;

продолжить работу по научно-методическому, информационному, кадровому обеспечению профилактической деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений.


2. Развитие сети образовательных учреждений и служб, осуществляющих психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию детей (служба практической психологии образования; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; специальные учебно-воспитательные учреждения; кадетские школы и кадетские школы-интернаты)
2.1. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа

Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа.

В настоящее время специальные учебно-воспитательные учреждения представляют собой один из перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации. Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.

Основными задачами специальных учебно-воспитательных учреждений являются обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе; создание условий для получения несовершеннолетними общего образования, профессиональной подготовки.

Начиная с 2001 г. наметилась тенденция к увеличению числа специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, чему во многом способствовало рассмотрение вопроса “О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними” в сентябре 2001 г. на заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по решению суда помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не подлежащие уголовной ответственности либо освобожденные в установленном законом порядке от наказания; в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа – несовершеннолетние в возрасте 8-18 лет с устойчивым асоциальным, противоправным поведением, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с согласия родителей (законных представителей), а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет.

В конце 2003 г. в России функционировало 60 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, расположенных в 47 субъектах федерации, в том числе: 20 специальных профессиональных училищ (из них 15 для мальчиков, 4 для девочек, 1 смешанное); 40 специальных общеобразовательных школ (из них 32 для мальчиков, 2 для девочек, 6 смешанных). Всего по состоянию на 1 января 2004 г. в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа находилось 4510 воспитанников, из них 427 (9,5%) - несовершеннолетние женского пола.

Число специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в 2003 г. составило 25 (в 17 регионах), из них 22 специальные общеобразовательные школы и 3 специальных профессиональных училища. В учреждениях открытого типа обучалось 2645 детей и подростков, из них 665 (25%) – девочки.

В целях создания условий для реабилитации различных категорий несовершеннолетних правонарушителей продолжается работа по развитию сети учреждений, обеспечивающих разновозрастное и (или) разнополовое содержание и воспитание. Так, уже в 7 специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа совместно воспитываются мальчики и девочки, многие учреждения осуществляют прием несовершеннолетних различных возрастных групп (с 11 до 18 лет). Большинство учреждений открытого типа – смешанные.

Обеспечиваются условия для оказания специализированной коррекционно-реабилитационной помощи в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа несовершеннолетним с легкими формами умственной отсталости, совершившим общественно опасные деяния.

Начиная со второй половины 90-х по 2003 г. на федеральном уровне принят ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений (Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями).

Разработан ряд методических материалов по актуальным проблемам деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа. Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации работников этих учреждений.


Основные проблемы

Анализ статистических данных о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа свидетельствует о том, что в ряде субъектов Российской Федерации недостаточно используются возможности применения данной профилактической меры даже при наличии в регионе такого учреждения. С другой стороны, фактором, сдерживающим расширение возможностей реабилитации несовершеннолетних, совершающих общественно опасные деяния, как и прежде, остается отсутствие во многих регионах специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и отсутствие средств на оплату содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа, расположенных в других субъектах федерации. В результате значительная часть несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не получает необходимой реабилитационной помощи, совершает повторные, зачастую более серьезные, правонарушения.

Важную роль в организации образовательного и реабилитационного процесса играют материальные условия содержания, обучения и реабилитации детей. Вместе с тем материально-техническое обеспечение большинства специальных учебно-воспитательных учреждений требует улучшения в части проведения капитального ремонта и реконструкции, замены бытового, реабилитационного, учебного, медицинского оборудования. В бюджеты соответствующих уровней не закладываются в полном объеме средства на материальное обеспечение, организацию медицинского обслуживания, летнего отдыха воспитанников этих учреждений, отправку выпускников к месту постоянного проживания.

По-прежнему чрезвычайно остро стоит проблема обеспечения специальных учебно-воспитательных учреждений квалифицированными кадрами. Подобное положение обусловлено недостаточной социальной защищенностью педагогических и медицинских работников указанных учреждений, и в первую очередь низким уровнем оплаты их труда. В 2003 г. специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа были укомплектованы кадрами педагогов-психологов на 66% (учреждения открытого типа – на 65%), социальных педагогов - на 75% (70%), психотерапевтов – на 17% (16%), психиатров – на 41% (24%). В ряде учреждений отмечается нехватка воспитателей, учителей, медицинских работников, работников режимной службы.


Важной, не решенной до настоящего времени, задачей остается создание системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений. Между тем именно подобная система должна способствовать сохранению и развитию реабилитационного потенциала, приобретенного подростком в период пребывания в учреждении, а также обеспечить профилактику рецидивных правонарушений выпускников, которые часто совершаются именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической, правовой поддержки.

К сожалению, Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по-прежнему не в полной мере учитывают реабилитационную направленность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В соответствии с законодательством сроки реабилитации несовершеннолетних в указанных учреждениях изначально определяет суд. Таким образом, решение о прекращении пребывания подростка в учреждении принимается без учета реальной динамики реабилитационного процесса. Принимая во внимание, что судьи нередко устанавливают очень ограниченные (несколько месяцев) сроки пребывания в учреждении закрытого типа, подобная ситуация крайне негативно сказывается на степени эффективности коррекционной работы с несовершеннолетними.

В основе данной нормы лежит подход, применяемый при определении срока наказания в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что абсолютно не соответствует целям и задачам специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Нуждается в совершенствовании научно-методическое обеспечение деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений.

В целях оптимизации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений, расширения возможностей для своевременной комплексной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, необходимо обеспечить:

развитие дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений, имея в виду создание учреждений открытого типа в каждом крупном городе, районе с большой численностью детского населения, учреждений закрытого типа - в каждом субъекте Российской Федерации;

меры государственной поддержки развития сети и укрепления материально-технической базы специальных учебно-воспитательных учреждений (включая выделение средств на эти цели из федерального бюджета, в том числе на создание и содержание межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа);

совершенствование научно-методического и информационного обеспечения деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений (прежде всего - разработку и внедрение дифференцированных по срокам реализации программ реабилитации несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях);

создание условий для обучения и реабилитации несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, имеющих отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их помещения в специальные (коррекционные) учреждения закрытого типа;

совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений, с учетом реабилитационной направленности указанных учреждений, в том числе:

внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

внесение изменений и дополнений в Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (в целях приведения его в соответствие с действующим законодательством);

разработка ведомственных и межведомственных нормативных актов по вопросам организации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

совершенствование кадрового обеспечения специальных учебно-воспитательных учреждений (обеспечение педагогическими и медицинскими кадрами в соответствии с установленными нормативами штатной численности, повышение квалификации работников и др.); повышение статуса работников указанных учреждений, меры по стимулированию их деятельности, включая соответствующее повышение размеров оплаты труда;

повышение квалификации судей, рассматривающих дела о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

эффективное межведомственное взаимодействие в решении проблем обеспечения функционирования специальных учебно-воспитательных учреждений, а также социальной адаптации выпускников этих учреждений;

в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа – до создания указанных учреждений ежегодное выделение из соответствующих бюджетов средств на оплату содержания и обучения несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации.
2.2. Кадетские школы и кадетские школы-интернаты

В последние годы активно развивается новый вид общеобразовательного учреждения – кадетские школы и кадетские школы-интернаты. В 2003 г. в Российской Федерации функционировало 16 кадетских школ и 39 кадетских школ-интернатов.

Основными задачами кадетского учреждения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Во многих случаях кадетские образовательные учреждения выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для содержания, воспитания и обучения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность кадетских образовательных учреждений получила положительную оценку Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации в 2002 г.

В настоящее время кадетские учреждения рассматриваются как своеобразные экспериментальные площадки, на базе которых разрабатываются и апробируются новые технологии управления, педагогические технологии, методики оптимизации образовательного процесса.

Имеется нормативная правовая база их функционирования (Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате). Осуществляется (в том числе за счет средств действующих федеральных целевых и отраслевых программ) научно-методическое, информационное обеспечение кадетских школ, кадетских школ-интернатов.

Основные проблемы

Вместе с тем зачастую на региональном и муниципальном уровнях указанная работа осуществляется недостаточно системно. Органы управления образованием, кадетские учреждения испытывают недостаток соответствующих методических рекомендаций, специализированных программ, разработанных и одобренных на федеральном уровне.

В связи с этим остро ощущается необходимость дальнейшего анализа и обобщения имеющегося опыта работы кадетских школ и кадетских школ-интернатов, совершенствования научно-методического обеспечения деятельности кадетских учреждений с учетом специфики указанного вида образовательного учреждения.

Следует также:

сохранить меры государственной поддержки развития сети и укрепления материально-технической базы кадетских школ и кадетских школ-интернатов (включая выделение средств на эти цели из федерального бюджета);

принять меры по совершенствованию кадрового обеспечения кадетских образовательных учреждений, включая комплектование военными специалистами, повышение квалификации работников и др.); обеспечить повышение статуса работников указанных учреждений, меры по стимулированию их деятельности, включая соответствующее повышение размеров оплаты труда.


2.3. Служба практической психологии образования. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Одной из значимых составляющих в системе психолого-педагогической поддержки детей и молодежи на современном этапе является служба практической психологии образования, играющая важную роль в решении вопросов преодоления школьной неуспешности, профилактики безнадзорности, беспризорности, асоциального поведения, сохранения и укрепления психического здоровья детей, обеспечения психопрофилактической, психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми группы риска.

Сегодня Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного сопровождения развития всех категорий детей в образовательных учреждениях.

В настоящее время разработаны вариативные и инновационные модели психологического обеспечения образования, формируется инфраструктура Службы. В 62 субъектах Российской Федерации приняты региональные Положения о деятельности Службы, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы. В органах управления образованием 79 субъектов Российской Федерации и 60% муниципальных образований назначены ответственные за деятельность Службы, определена сфера их компетенции. В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации включены подпрограммы по вопросам развития Службы, психологического обеспечения системы образования.

В субъектах Российской Федерации функционирует свыше 850 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центры социально-трудовой адаптации, центры диагностики и консультирования и т.д.), реализующих вариативные программы и проекты индивидуально ориентированной комплексной помощи обучающимся, воспитанникам.

Реализуется План мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России на 2002-2004 годы. В 2003 году разработана и утверждена ведомственная программа Минобразования России «Развитие службы практической психологии образования на 2004-2005 годы». Вопросы дальнейшего совершенствования деятельности Службы обсуждены на Всероссийском съезде практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» (Москва, май 2003 г.).

Основные проблемы:

по-прежнему отсутствует единство в понимании цели и задач деятельности, сферы компетентности и ответственности специалистов службы практической психологии в системе образования, места Службы в системе образования России у руководителей и работников органов управления образованием, образовательных учреждений. Как следствие, на уровне образовательного учреждения подобное положение проявляется в неоправданном расширении функционала специалистов Службы, произвольном определении направлений и форм их работы;

в штатном расписании многих образовательных учреждений отсутствует ставка педагога-психолога;

многие педагоги-психологи не обеспечены оборудованными кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием;

не отработан механизм систематического повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы;

не в полной мере обеспечивается эффективное управление Службой в деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием.

Необходимо осуществить комплекс мер по дальнейшему развитию службы практической психологии образования России в целях создания благоприятной ситуации психологического сопровождения развития обучающихся, воспитанников, психологического обеспечения процессов модернизации российского образования.

Это предполагает решение следующих задач:

совершенствование нормативной правовой базы деятельности службы практической психологии в системе образования;

совершенствование вертикали управления Службой, развитие механизмов взаимодействия ее структурных подразделений, механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;

развитие инфраструктуры службы практической психологии в системе образования, совершенствование механизмов ее финансового и материально-технического обеспечения;

совершенствование организационно-управленческого, научно-методического и программного обеспечения деятельности службы практической психологии в системе образования (в том числе разработка и реализация моделей деятельности службы практической психологии на разных уровнях (ступенях) образования; моделей междисциплинарного взаимодействия в службе практической психологии в системе образования; моделей психолого-педагогического и медико-социального сопровождения отдельных категорий детей; создание Координационного совета Службы; создание межрегиональных центров службы практической психологии в системе образования в 7 федеральных округах, выполняющих функции научно-методического и информационного обеспечения деятельности службы, повышения квалификации и переподготовки специалистов; развитие сети федеральных и региональных экспериментальных площадок Службы; формирование электронных информационных ресурсов (сайта) Службы);



совершенствование кадрового обеспечения Службы (разработка новых стандартов, моделей и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов); повышение статуса работников указанных учреждений, меры по стимулированию их деятельности, включая соответствующее повышение размеров оплаты труда.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница