Департамент образования Владимирской области



страница1/5
Дата22.02.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5


Департамент образования Владимирской области

Владимирский институт повышения квалификации работников образования


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»



Тема опыта:

«Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время ».



Автор: Зубарева Наталья Анатольевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы № 9 г. Владимира.


2009 год

Тема опыта: «Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время ».
Автор: Зубарева Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 г. Владимира.

Условия возникновения опыта.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Владимира расположена по адресу ул. Парижской Коммуны, д. 45а. В микрорайоне школы недостаточно детских учреждений, где ребята могли бы реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в свободное от занятий время (построенный недавно ФОК удовлетворяет потребность в спортивном развитии учащихся). Не все дети имеют возможность посещать детские учреждения в других частях города, поэтому большое количество ребят проводят свое свободное время дома, либо на улице.

Основную часть свободного времени учащиеся практически всех возрастов проводят отнюдь не в библиотеках и театрах, а в основном за компьютером. Это связано с поиском различного рода информации учебного и внеучебного характера. Но справиться с огромным объемом поступающей информации ребята, как правило, не могут, так как не обладают комплексом умений и навыков, позволяющих должным образом обработать и усвоить необходимый материал.

Сложившаяся ситуация позволяет выделить ряд противоречий.


  1. Главным является противоречие между объемом информационного потока и отсутствием оптимальных инструментов для его усвоения.

  2. Противоречие между ожидаемыми результатами деятельности учащихся и реальным уровнем подготовки выпускников.

  3. Противоречие между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учеников.



Ведущая педагогическая идея
Решить противоречия можно путем подбора оптимального комплекса образовательных педагогических технологий для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся в условиях модернизации образования.
В связи с этим становятся актуальными следующие задачи:

  • Изучить комплекс информационно-коммуникационных технологий.

  • Отобрать оптимальные образовательные технологии для применения в условиях средней школы, а также варианты их интегрирования с ИКТ.

  • Выявить условия для эффективного применения ИКТ-технологий на уроках и во внеурочное время.

  • Отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя формирования метапредметных умений и навыков средствами ИКТ-технологий.



Актуальность и перспективность опыта.
5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: «Совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа". Он подчеркнул, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования…».1

В связи с этим, одной из главных задач современной школы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно этот подход является наиболее перспективным в условиях обсуждения стандартов образования нового поколения.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.2

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и.т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.3

Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.

Теоретическая база опыта.
Среди теоретических вопросов, связанных с темой исследования, можно выделить следующие:


  • метапредметные результаты образовательной деятельности,

  • влияние современных образовательных технологий на достижение метапредметных результатов образовательной деятельности

современная педагогическая наука в вопросе о метапредметных результатах обучения обращает внимание на следующие проблемы:

  • определение метапредметных результатов и их места в общей образовательной результативности,

  • интеграция ИКТ и современных образовательных технологий в образовательный процесс,

  • роль ИКТ в формировании метапредметных результатов.(4)

В современной педагогической литературе понимание сущности метапредметных способов и результатов деятельности только формируется. Поэтому спектр мнений по этому вопросу достаточно широк.

Так, Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. считают, что результатом метапредметного образования должно стать «формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале»5.

Роман Пастушенко, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского института последипломного педагогического образования, размышляя о европейском образовании, под метапредметными компетенциями предлагает понимать «комплексы ведомостей, пониманий, умений и отношений, обеспечивающие: способности учиться, сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации; сохранять здоровье тела и духа; самостоятельно определяться и действовать независимо; действовать продуктивно, творчески подходя к работе».6

Федорова С.Ш., учитель истории и обществознания, в качестве метапредметных компетенций рассматривает, во-первых, способности «защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, нужды и границы; формировать и реализовывать жизненные планы и личные проекты; действовать в рамках широкой перспективы (широкого контекста)»; во-вторых, способности «интерактивно пользоваться языком, символами и текстом; интерактивно использовать знания и информацию; интерактивно использовать (новые) технологии»; в-третьих, способности «строить отношения с другими; сотрудничать; разрешать конфликты».7

Важное место метапредметным результатам деятельности учащихся в процессе модернизации образования уделяется в «Концепции федеральных образовательных стандартов общего образования». Здесь под метапредметными результатами понимаются «…освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».8

Таким образом, суммируя вышесказанное, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной и прочих сферах.

Формирования ключевых метапредметных компетенций многие авторы (Симонова Ю.В., Родосская Н.Б., Добролюбова Л.Л., Югова Л.Б., Полат Е.С., Бельчусов А.А., Яковлев А.И.) связывают с информационно-коммуникационными технологиями.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Но в любых вариантах программного обеспечения основным способом передачи, хранения, получения информации является текст. Печатный текст организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Другие средства массовой коммуникации - фотография, видеоизображение, аудиоинформация – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры текста. Образы и звуки создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

В обучающей среде, созданной информационно-коммуникационными технологиями, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Такая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем.

Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования с современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков является навык информационного поиска. Остановимся на нем более подробно и рассмотрим основные педагогические аспекты изучения данной информационной технологии.

Информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.

Информационно-поисковая система – это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации.

Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в образовании. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать.

«Использование процедур информационного поиска позволяет сформировать определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации».9

Важным компонентом применения информационно-коммуникационных технологий является использование мультимедийных продуктов (электронные учебники, энциклопедии, тесты, тренажеры и т.п.).

Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе образования является интерактивность мультимедийных приложений.

В статье «Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация» Кочегарова Л.В. отмечает, что важное место при использовании ИКТ занимает компьютерная система контроля знаний.10 При этом автор различает четыре уровня контроля и оценивания знаний:



  • 1 уровень содержит информационную модель предметной области, соответствующую предметным знаниям организатора тестирования в период проведения контроля;

  • 2 уровень выводит итоговую оценку знаний тестируемого по результатам сопоставления эталонной модели, содержащейся в компьютерной системе контроля знаний, с реконструированной моделью, построенной по ответам тестируемого;

  • 3 уровень обладает возможностью учитывать неполные или не совсем точные ответы;

  • 4 уровень содержит адаптивную и управляемую преподавателем процедуру выявления знаний, анализа их глубины и качества с последующей реконструкцией на этой основе информационной модели тестируемого.11

Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой».12

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

«В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции М. П. применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов».13

Таким образом, применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

Особую проблему в рамках модернизации образования составляет диагностика результативности освоения содержания образования выпускниками. В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указываются параметры, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускника. Среди них называются следующие: «система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности; коммуникационные и информационные умения».14



Технология опыта.
Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему ориентироваться в нем.

Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы: 1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов; 2) электронные интерактивные тренажеры, тесты; 3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.

Среди подобных средств обучения в образовательном процессе мною используются следующие.


  1. «История средних веков. 6 класс». (Образовательная коллекция.1С).

  2. «История нового времени. 7 класс». (Образовательная коллекция.1С).

  3. «История Отечества 882-1917». (Современный Гуманитарный Университет).

  4. «История России XX век». (ч.1-4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.).

  5. «Обществознание 8-11 класс». (пособие к учебникам под ред. Боголюбова Л.Н.)

  6. «Подготовка к ЕГЭ – обществознание». (Тестирование, БУКА, 2007).

  7. «Подготовка к ЕГЭ – история». (Тестирование, БУКА, 2007).

  8. «ЕГЭ 2008. Обществознание. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).

  9. «ЕГЭ 2008. История. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).

В своей урочной и внеурочной деятельности для обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся я использую следующие возможности ИКТ – технологий, а также их интеграцию с современными образовательными технологиями.
1. Использование ресурсов электронных пособий в форме печатного текста (как на дисплее компьютера, так и в виде раздаточного материала). Печатные материалы являются распространенными средствами обучения, которые могут быть использованы различным образом и в различных форматах, включая страницы сети Интернет.

Задания могут быть следующими:



  1. Впишите в рассказ пропущенные слова. Например, в мультимедийном пособии «История средних веков. 6 класс» есть раздел «Расшифруй послание» (подобные разделы существуют практически во всех электронных пособиях). В нем помещено несколько текстов, соответствующих различным темам изучаемого курса. Задача учащегося – вставить на место пропусков необходимые слова. Причем, надо отдать должное авторам электронных учебников, так как это отдельные слова, а не словосочетания. При этом внизу экрана, как правило, отображается информация о том, сколько слов необходимо вставить, и сколько уже вставлено. После выполнения работы указываются правильные и неправильные ответы, и дается возможность исправить ошибки, изучив соответствующий учебный материал. (Приложение 1).




  1. Еще одним вариантом использования печатного текста является соотнесение имени исторического деятеля и его характеристики, термина и его определения и др. Так, например, в пособии «Обществознание 8-11 класс» в теме Социальный статус личности нужно распределить данные статусы (правая колонка) на две группы (левая колонка). При этом можно проверить правильность ответа. Программа позволяет не только отследить верные и неверные ответы, но и дает комментарии по поводу ошибок. (Приложение 2).





  1. В пособии «История нового времени. 7 класс» есть текстовые документы, которые нужно проанализировать и выделить признаки различных терминов и понятий. Подобный вид работы можно сочетать с работой в тетрадях учащихся, куда они будут выписывать ответ на поставленный вопрос. (Приложение 3).

  2. В мультимедийном пособии «Обществознание 8-11 класс» широко представлен хрестоматийный материал. Можно предложить сильным учащимся самим выбрать текстовый документ для работы. Для остального класса целесообразно предложить коллективное обсуждение источников. (Приложение 4).

Подобные ресурсы можно использовать и в учебном проектировании (например, при изучении тем в 5 классе о жизни фараонов, египетских вельмож, крестьян и ремесленников). После чтения соответствующих фрагментов параграфа или электронного пособия я организую работу учащихся в группах с последующей презентацией результатов: сценок «Из жизни …», интервью с …, подготовка газет и др.

Продуктивным является и организация работы с текстами, используя методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Широкий простор для подобного рода деятельности предоставляет новое мультимедийное пособие «История Владимирского края». Составленное учителями-историками области под руководством сотрудников ВИПКРО, пособие как нельзя лучше отвечает потребностям современного образовательного процесса, так как содержит богатый материал, позволяющий применять различные формы работы на уроках и во внеурочное время. Так на уроке в 6 классе «Окончание смутного времени» можно организовать работу по материалам пособия. (Приложение 5).



Вывод: работа с печатными ресурсами формирует у учащихся, прежде всего, информационные умения, навыки (выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета поиска информации; формулировка гипотез исследования; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез; поиск и сбор информации; аналитическая работа; корректировка поставленных задач и хода исследования; обобщение — рассуждение — получение новых данных; оформление результатов исследования; обсуждение и транслирование полученных результатов.). Кроме того, в ходе работы с печатными материалами развиваются и метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
2. Использование видео и аудиоматериалов. Эта группа средств мною используется:

  • в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы,

  • в качестве источника для проблемных заданий, учебного проектирования и др.,

  • как ресурсы, несущие в себе огромный воспитательный потенциал. (Приложение 6).

В своей практике на уроках изучения нового материала я использую видеоряд электронного пособия в качестве наглядных пособий (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, “оживающие” карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Урок можно проводить в форме лекции с использованием мультимедийного проектора (при его наличии). В противном случае можно организовать подобный учебный момент с использованием компьютера (как индивидуально, так и по группам, если компьютеров недостаточно).

Ведущей целью применения электронных средств обучения на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху. (Приложение 7).

Кроме того, видео и аудиоматериалы могут стать и отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации, организации дискуссии, учебного проекта (например, прослушать/просмотреть фрагмент…. и выразить свое мнение с приведением аргументов). (Приложение 8).


Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница