МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
-
Утверждаю:
Ректор
_________________
|
Номер внутривузовской регистрации №ОД – 286 от «5» сентября 2014 г.
|
Основная профессиональная образовательная программа
высшего образования – программа подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре
Укрупненная группа направлений подготовки:
44.00.00. Образование и педагогические науки
Направление подготовки:
44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность программы:
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Квалификация
Исследователь. Преподаватель – исследователь
Форма обучения
очная, заочная
Сургут - 2014
Приложение 2.
Аннотации рабочих программ
Аннотация
«Иностранный язык»
Направление 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность: Коррекционная педагогика
(сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
1. Цель дисциплины:
Целью освоения дисциплины является подготовка специалиста, владеющего иностранным языком как средством осуществления научной деятельности в иноязычной языковой среде в условиях межкультурной коммуникации и научных академических обменов, специалиста, приобщенного к мировой науке, технике и культуре, понимающего значение иностранного языка для успешной творческой научной и профессиональной деятельности в избранной сфере.
2. Задачи дисциплины:
-
поддержание ранее приобретенных навыков и умений иноязычного общения и их использование как базы для развития коммуникативной компетенции в сфере научной и профессиональной деятельности;
-
расширение словарного запаса, необходимого для осуществления аспирантами (соискателями) научной и профессиональной деятельности в соответствии с их специализацией и направлениями научной деятельности с использованием английского языка;
-
реализация приобретенных речевых умений в процессе поиска, отбора и использования материала на английском языке для написания научной работы (научной статьи, аннотации, диссертации)
-
совершенствование умений работы с профессиональными текстами на английском языке.
3. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной составляющей при выполнении диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата наук. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной Иностранный язык в рамках программы бакалавриата, магистратуры. Соответственно, стартовый уровень должен быть не ниже В1 (Intermediate / средний), при минимальном объеме языкового материала – 1500 – 2000 самых частотных лексических единиц и основных грамматических явлений в активном владении.
Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык», позволят более успешно освоить дисциплины вариативной части (работа с источниками на английском языке) и пройти научно-исследовательскую практику.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции: готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4).
5. В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- особенности создания научного текста;
- требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных научных текстов на государственном и иностранном языках;
- структуру научного дискурса;
- современные методы и технологии, в том числе компьютерные, научной коммуникации;
уметь:
- пользоваться алгоритмом создания научного текста;
- пользоваться стратегиями чтения и аудирования оригинального иноязычного текста, связанного с профессиональной деятельностью;
- уметь выделять сущностные характеристики современных методов и технологий научной коммуникации;
владеть:
- навыками создания научного текста в устной и письменной формах;
- навыками чтения и аудирования оригинального иноязычного специального текста, связанного с профессиональной деятельностью;
- навыками использования современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
иметь опыт:
- осуществления устной и письменной профессиональной коммуникации на иностранном и государственном языке;
- использования современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
- создания научного текста и его репрезентация.
6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них:
аудиторная работа (практические занятия) – 58 часов;
самостоятельная работа – 86 часов;
экзамен – 36 часов.
7. Формы организации учебного процесса – практические занятия, СРС, индивидуальные занятия; форма итогового контроля – экзамен.
8. Материально–техническое обеспечение. В качестве материально-технического обеспечения выступают ресурсы методических кабинетов факультетов. В качестве методического обеспечения выступают материалы образовательного портала СурГПУ.
9. Разработчик: Сургай Ю.В., к.ф.н., доцент, Дрига С.С., к.ф.н., преподаватель, Бопп Ю.В., к.ф.н., доцент кафедры ЛингвОМКК.
Аннотация
История и философия науки
Направление 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность: Коррекционная педагогика
(сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
-
Цель дисциплины: формирование философско-методологических представлений как важной составной части интеллектуальной культуры аспирантов.
-
Задачи дисциплины:
- ознакомить с основными философскими направлениями, концепциями философии науки;
- раскрыть основные философско-методологические проблемы науки;
- охарактеризовать взаимосвязи философско-научных и специальных знаний;
- создавать установки на самостоятельное овладение философско-научными знаниями.
-
Место дисциплины в структуре ООП:
Учебный курс «История, философия науки» преподается аспирантам первого года обучения направления подготовки коррекционная педагогика в соответствии с учебным планом ООП, и тесным образом связана с такими дисциплинами как «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования».
-
4.Требования к результатам освоения дисциплины:
-
-способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
-
-способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
-
-способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5);
-
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
знать:
- демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин аспирантской программы;
- предмет и структуру, и исторические этапы развития философии как науки;
- роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы;
- философские проблемы социальных и гуманитарных наук;
уметь:
- ориентироваться в постановке научных и практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения
- понимать и объяснять сущность научно-философских понятий;
- применять теоретические знания в научно-исследовательской деятельности
владеть:
- применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций;
- вести диалог по актуальным научным вопросам, пользоваться правилами речевого этикета;
- выражать и обосновывать свою позицию по философско-научным проблемам.
иметь опыт:
-применения теоретических знаний на материале собственного научного исследования.
6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
-
Основными формами организации учебного процесса являются практические. Используются различные формы организации самостоятельной работы: анализ философских текстов, написание рефератов, составление тезауруса по отдельным темам и др.
В процессе изучения курса «История и философия науки» предполагаются следующие виды и формы текущего (тестовый контроль), промежуточного (коллоквиум, контрольная работа) и итогового контроля знаний (зачет).
8. Материально–техническое обеспечение. В качестве материально-технического обеспечения выступают ресурсы методических кабинетов факультетов. В качестве методического обеспечения выступают материалы образовательного портала СурГПУ.
9. Разработчик: Свирида Н.Н., к.ф.н., доцент, философии и социологии
Аннотация
«Психология и педагогика высшего образования»
Направление 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность: Коррекционная педагогика
(сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
1. Цель дисциплины: формирование у аспирантов теоретических и прикладных основ организации профессиональной деятельности преподавателя вуза, способного планировать, реализовать и курировать реализацию современных методов и форм обучения в системе вузовской подготовки на основе современных достижений психологии и педагогики.
2. Задачи дисциплины:
- формирование ориентировки в психолого-педагогических понятиях, позволяющих характеризовать познавательную и личностную сферу человека, психолого-педагогические условия и закономерности современной организации обучения в вузе, современные технологии организации учебного процесса и оценки достижений обучающихся на различных этапах обучения;
- сопровождение становления умений применять в профессиональной деятельности достижения современной общей психологии, психологии развития и образования, умений психологически грамотно проектировать процесс обучения;
- овладение способами ориентировки в познавательных и личностных особенностях людей, работы в системе современной вузовской подготовки, планированию и реализации оптимальных процессов обучения и самообучения при решении задач совершенствования профессионализма, новейшими педагогическими технологиями обучения в своей области; способами реализации партнерских отношений профессиональных группах и профилактики конфликтов.
3. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Курс относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)», а именно к дисциплинам, направленным на подготовку к преподавательской деятельности. Освоение дисциплины «Психология и педагогика высшего образования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки», факультативных и элективных дисциплин, прохождения педагогической практики.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8).
5. В результате изучения дисциплин студент должен:
знать:
- функции современного вузовского преподавателя, виды преподавательской деятельности;
- федеральный государственный образовательный стандарт ВО;
- основные понятия, характеризующие компетентностный подход в образовании, его интерпретацию с позиции деятельностных принципов;
- средства оценки образовательных результатов обучающихся;
- психологические основы учебной деятельности студентов, психологические механизмы взаимодействия педагога и студента, а также членов студенческой группы;
- современные требования к педагогической технологии и методике проведения различных типов занятий в высшей школе, в том числе интерактивных;
уметь:
- осуществлять проектирование индивидуальной деятельности преподавателя на учебный год;
- осуществлять выбор современных образовательных технологий, инновационных форм и методов организации образовательного процесса в высшей школе с учетом психологических основ учебной деятельности студентов и психологических механизмов взаимодействия педагога и студента, а также членов студенческой группы;
- проектировать занятие в соответствии с его типом, формой и воспитательным потенциалом содержания учебной информации; выбирать оценочные средства и критерии оценки образовательных результатов обучающихся;
приобрести опыт:
- проектирования индивидуальной деятельности преподавателя на учебный год;
- применения принципов и методов экспертной оценки образовательных программ и занятий с позиций компетентностного и деятельностного подходов, оценивать эффективность и результативность обучения в вузе.
6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
7. Формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Форма итогового контроля – зачет.
8. Материально–техническое обеспечение. В качестве материально-технического обеспечения выступают ресурсы методических кабинетов факультетов. В качестве методического обеспечения выступают материалы образовательного портала СурГПУ.
9. Разработчик: Шибаева Л.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии.
Аннотация
«Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки»
Направление 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность: Коррекционная педагогика
(сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
1. Цель дисциплины: формирование профессиональной готовности аспиринов к реализации педагогического процесса в системе высшего профессионального образования на основе осознанного выбора технологий преподавания дисциплин предметной подготовки студентов.
2. Задачи дисциплины:
- формирование осознанного отношения аспирантов к реализации педагогического процесса в вузе, развитие личностной ответственности за процесс и результаты осуществления педагогической деятельности;
- развитие умений по решению педагогических задач с использованием разнообразных педагогических технологий;
- формировать общие представления о сущности инновационных технологий реализации педагогического процесса в вузе;
- формирование умений выбора и применения педагогических технологий в целостном образовательном процессе вуза.
3. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Курс относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)», а именно к дисциплинам, направленным на подготовку к преподавательской деятельности. Освоение дисциплины «Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Педагогическое проектирование и моделирование в профессиональном образовании», факультативных и элективных дисциплин, прохождения педагогической практики.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6);
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8);
- способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5).
5. В результате изучения дисциплин студент должен:
знать:
- современные теории и модели обучения;
- современные технологии обучения и их составляющие компоненты;
- историю развития педагогических технологий в России и за рубежом;
- этапы конструирования педагогического процесса;
- классификацию педагогических технологий;
- особенности различных педагогических технологий, применяемых в современном вузе;
- концепции развития, обучения и воспитания студентов;
- пути формирования педагогического мастерства;
- специфику организации саморазвития, самовоспитания, самообразования педагога вуза;
уметь:
- свободно ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения студентов вуза;
- применять элементы современных педагогических технологий на практике;
- критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования;
- осуществлять сравнительную характеристику различным видам обучения, проектировать модели развивающего обучения;
- выбирать и реализовывать пути совершенствования своего педагогического мастерства, самообразования; самовоспитания, саморазвития;
приобрести опыт:
- организации учебно-познавательной деятельности и осуществления психолого-педагогической диагностики;
- прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;
- постановки и решения педагогических задач; моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузе.
6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
7. Формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Форма итогового контроля – зачет.
8. Материально–техническое обеспечение. В качестве материально-технического обеспечения выступают ресурсы методических кабинетов факультетов. В качестве методического обеспечения выступают материалы образовательного портала СурГПУ.
9. Разработчик: Абрамовских Н.В., д.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования.
Аннотация
«Методология и методы психолого-педагогического исследования»
Направление 44.06.01 Образование и педагогические науки
Направленность: Коррекционная педагогика
(сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
1. Цель дисциплины: повышение уровня развития методологической культуры аспирантов, развитие их исследовательской и творческой активности, совершенствование готовности к решению комплекса профессиональных исследовательских задач, к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности.
2. Задачи дисциплины:
- формирование осознанного отношения аспирантов к выполнению научно-исследовательской деятельности, развитие личностной ответственности за процесс и результаты осуществления исследовательской деятельности;
- систематизация общих представлений аспирантов об исследовательской деятельности в целом и о специфике исследовательской деятельности в образовании;
- формирование общенаучной основы знаний об организации научного исследования в системе образования (история науки, категории, общенаучные принципы, способы деятельности);
- углубление, конкретизация и расширение представлений и понятий аспирантов, связанных с методами научного педагогического исследования, формирование у них умений выбора альтернативных подходов к выбору методов исследования и диагностических методик;
- закрепление у аспирантов опыта применения основных профессиональных исследовательских умений и способов решения исследовательских задач, умения обрабатывать, интерпретировать, оформлять и публично представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности;
- совершенствование опыта подготовки, оформления, представления и оценки аспирантами собственного и чужого научного текста.
3. Место дисциплины в структуре ОПОП.
Курс относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)», а именно к дисциплинам, направленным на подготовку к сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине. Освоение дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Педагогическое проектирование и моделирование в профессиональном образовании», факультативных и элективных дисциплин, прохождения педагогической практики, написания выпускной квалификационной работы.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);
-способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).
5. В результате изучения дисциплин студент должен:
знать:
- историю развития науки;
- структуру научного познания;
- уровни методологического анализа;
- особенности формулировки научной гипотезы,
- общую характеристику исследовательской деятельности как важного вида человеческой деятельности (цель, содержание, продукт, способы, средства);
- виды педагогических исследований, уровни готовности педагога к исследовательской деятельности;
- основные теоретические и эмпирические методы исследования;
уметь:
- обосновать актуальность, выявить противоречие, поставить и сформулировать проблему исследования;
- выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу, выбрать и обосновать метод исследования, спланировать ход исследования и мысленно определить способы решения исследовательской задачи;
- выбрать и обосновать этапы научно-исследовательской работы, обработать и проинтерпретировать данные,
приобрести опыт:
- написания научного доклада по теме исследования, публичного представления и защиты основных тезисов по результатам научного исследования;
- организации исследовательской работы в коллективе.
6. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |