Департамент образования города москвы



Скачать 431.8 Kb.
страница1/2
Дата10.02.2016
Размер431.8 Kb.
  1   2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования





«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
_______________________ Е.Н.Геворкян
«_____» _____________ 2014 года
ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
Направление подготовки 37.06.01 «Психологические науки»

Профиль – «Педагогическая психология»

Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь

Москва 2014

Составители программы:

зав. кафедрой, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А.И.Савенков.


Рецензенты:

профессор кафедры дифференциальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ, доктор психологических наук, профессор И.В.Вачков;

директор ГБОУ СОШ МГПУ, профессор кафедры психологии образования ИППО, доктор психологических наук С.Ю.Степанов.
Программа вступительных испытаний в аспирантуру по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки»; профиль «Педагогическая психология» обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО МГПУ (протокол № 6 от 23.01. 2014 г.);
Программа тверждена Ученым советом Института педагогики и психологии образования (протокол №6 от 30.01.2014 г).
Директор Института

педагогики и психологии образования А.И. Савенков

ГБОУ ВПО МГПУ
Зав. общеинститутской кафедрой

психологии образования А.И. Савенков



Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Цель программы – выявление у поступающих в аспирантуру по профилю «Педагогическая психология» уровня подготовки в области психолого-педагогической науки. Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимый исследователю-психологу при выполнении научной работы.

Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в аспирантуру на очную и заочную формы обучения. Программа в концентрированной форме отражает систему фундаментальных и прикладных знаний в области психологических наук в полном соответствии с требованиями государственного стандарта к объему и содержанию профессиональных знаний, методическим и практическим умениям, аналитическим способностям и профессиональному мышлению выпускников психологических и психолого-педагогических направлений подготовки.

Цель программы определяется общими требованиями к качеству профессиональной подготовки аспирантов и соискателей ученых степеней в системе психологических наук, а также основными формами использования психологических знаний при разработке содержания, методов и форм образования на разных ступенях образования.

На собеседовании поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное знание по базовым понятиям и положениям из перечня вопросов экзамена;

- умение устанавливать связь теоретических основ психологии с современной психологической практикой, проблемами психологии образования;

-владение методами научно-исследовательской работы.

Список рекомендованной литературы, приведённый в программе, включает наиболее важные работы по общей, экспериментальной, возрастной и педагогической психологии, дополнительная литература посвящена отдельным аспектам наиболее актуальных проблем педагогической психологии. Однако, при подготовке к вступительному экзамену целесообразно ознакомиться с новейшей литературой по психологии и последними номерами ведущих периодических изданий в области психологии («Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование» и др.).

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА


  1. Психология как отрасль научного знания. Объект, предмет, задачи психологии.

Сравнительные особенности научной психологии, популярной психологии и житейского психологического опыта. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины других областей человеческой деятельности.

Психика как предмет психологии. Человек как главный объект психологической науки. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания. Этапы становления психологии как науки.

Отрасли психологии и критерии их выделения. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения. Современное состояние разработки проблем психологии.


  1. Основные этапы и направления развития психологии.

Генезис и становление представлений о психической реальности в античности и средневековье. Представления о душе в античной философии. Развитие представлений о душе в истории психологического знания.Сознание как предмет психологии, метод интроспекции для исследования сознания.

Этапы становления зарубежной психологии. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки.

Научные школы в психологии: психоанализ (глубинная психология) (З. Фрейд), бихевиоризм (Э. Торндайк), гештальт-психология (М. Вертгеймер), когнитивная психология (Ж. Пиаже), гуманистическая психология (К. Роджерс). Различные подходы к пониманию предмета и принципов исследования в отечественной психологии.

Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ. Перспективы развития психологии.




  1. Методологические и теоретические основы психологической науки.

Понятие методологии. Уровни методологии: философский, общенаучных принципов исследования; конкретно-научной методологии; методик и техник исследования.

Методологические принципы российской психологии. Теоретические принципы психологии. Основные функции психики. Проблема возникновения психики, гипотеза А.Н. Леонтьева о критериях психического отражения. Взаимосвязь различных форм движения материи. Виды и структура отражения. Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств. Историческое развитие психики и сознания.

Основные категории и понятия, используемые в научной психологии. Представления о функциях и структуре психики человека. Психологическая теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и обучение. Способности и деятельность.


  1. Методология, методы и логика психолого-педагогического исследования.

Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы исследования возрастной, педагогической, социальной психологии.

Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальных процедур и требования к ним.

Психологические тесты и их виды. Технология создания и адаптация тестовых методик.

Опрос. Специфика анкетирования, интервью, индивидуальной и групповой беседы. Требования к процедуре опроса.

Наблюдение и его исследовательские возможности.

Математические основы измерения в психологии. Типы измерительных шкал, шкалирование и измерения. Экспертное оценивание и тесты. Математические основы обработки данных в психологии. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключений и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.




  1. Происхождение и эволюция психики. Естественнонаучные основы психологии.

Понятие психики. Основные функции психики. Теории возникновения психики : панпсихизм (Ж. Робине), антропопсихизм (Р. Декарт), биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт), концепция А. Н. Леонтьева. Проблема соотношения филогенеза и онтогенеза.

Стадии развития психики: элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, интеллекта. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания человека. Роль труда в развитии сознания. Сравнение психики животных и человека. Связь элементарной сенсорной психики с инстинктивным поведением животных. Связь перцептивной психики с индивидуально-изменчивым поведением животных. Сравнение интеллекта, мыслительной деятельности и сознания человека.

Роль естественнонаучных основ психологии. Строение и функционирование нервной системы человека. Психика и мозг: принципы и общие механизмы связи. Рефлекс ирефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Безусловные и условные рефлексы, их характеристика. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС.


  1. Основные закономерности развития высших психических функций.

Цикличность психического развития. Неравномерность (гетерохронность) психического развития. Сочетание процессов эволюции и инволюции («обратное развитие»). Чередование стабильных и кризисных периодов психического развития человека. Нормативные кризисы возрастного развития. Сензитивность.


  1. Ощущение и восприятие (общая характеристика).

Восприятие и обучение.

Понятие об ощущении. Различные представления о роли ощущений в отражении реальности (теории И. Мюллера, Г. Гельмгольца и др.). Классификация ощущений по ведущему анализатору. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя. Строение и функции анализатора, понятия рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.

Чувствительность органа чувств и ее измерение. Абсолютный и относительный пороги ощущений. Основные формы изменения чувствительности. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия. Взаимодействие анализаторных систем. Закон Вебера-Фехнера.

Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность, обобщенность, апперцепция. Восприятие как познавательный процесс и система перцептивных действий. Восприятие пространства, времени и движения. Аномалии восприятия. Учет возрастных особенностей восприятия, индивидуальных различий в характере восприятия, процессуальных характеристик и способов восприятия при организации обучения. Факторы, позволяющие управлять восприятием учащихся на уроке: апперцепция, установка, мотивы, эмоции, интересы. Методы изучения восприятия.




  1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.

Понятие о памяти. Память в системе познавательной деятельности. Сравнительный анализ различных теорий мнемических процессов и их вклада в современное понимание закономерностей памяти. Роль ассоцианизма в исследованиях процессов памяти, открытие законов памяти Г. Эббингаузом.

Виды памяти, их классификация по происхождению (механическая, смысловая), по ведущему анализатору (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), по форме информации (двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая), по времени запоминания (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная), по характеру участия воли (непроизвольная, произвольная, послепроизвольная). Взаимосвязь различных видов памяти.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Законы памяти. Забывание, его факторы. Условия, способствующие успешному хранению информации. Индивидуальные различия памяти. Роль памяти в обучении. Мнемотехника, приемы мнемотехники (группировка, выделение опорных пунктов, план, структурирование, схематизация, аналогия, ассоциация, перекодирование, повторение). Развитие памяти. Методы изучения памяти.


  1. Общая характеристика мышления.

Понятие о мышлении. Функции мышления. Чувственное познание и мышление. Связь мышления и речи. Психологические теории мышления. Мышление как процесс решения задач (С.Л. Рубинштейн и др.).

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Реалистическое и аутистическое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Специфика творческого мышления. Соотношение мышления и интеллекта.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Стили мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности: самостоятельность, критичность, глубина, гибкость, пытливость, быстрота мышления.

Развитие мышления в онтогенезе. Учет закономерностей мышления при организации учебной деятельности. Методы изучения индивидуальных особенностей мышления.




  1. Потребностно-мотивационная сфера человека.

Потребность. Классификация потребностей А. Маслоу: физиологические, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самоактуализации.

Понятие о мотивах. Функции мотивов. Виды мотивов. Мотивы учения: учебно-познавательный, социальный, позиционный, внешний, игровой, мотив получения высокой отметки.

Понятие о мотивации. Основные показатели мотивационной сферы человека: широта и устойчивость. Понятие о фрустрации. Мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Уровень притязаний. Направленность личности. Типы направленности личности. Методы изучения мотивации.


  1. Эмоционально-волевая сфера человека.

Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Виды эмоций: низшие и высшие, положительные и отрицательные, стенические и астенические. Эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Теории эмоций. Формы переживания чувств. Внешнее выражение эмоциональных состояний. Чувства и потребности личности. Высшие чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, практические. Социальная обусловленность человеческих чувств. Методы изучения эмоциональных состояний. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч. Дарвина. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения. Физиологические основы, корреляты и объективные показатели эмоций. Основания для выделения различных видов эмоций (на примере теорий К. Изарда, Р. Плутчика).Особенности аффекта как эмоционального состояния и использование способов диагностики аффекта.

Понятие о воле. Проблема свободы воли в рамках различных направлений философии и психологии. Функции воли. Теории воли. Общее и отличия в понятиях воли и произвольности. Основной психологический механизм волевой регуляции. Преднамеренные и волевые действия. Структура волевого действия: осознание цели, осознание путей ее достижения, борьба мотивов, принятие решения, осуществление принятого решения, регуляция, контроль и корректировка действий. Волевые качества личности: первичные (сила воли, настойчивость, выдержка и др.), вторичные (решительность, смелость, уверенность и др.), третичные (ответственность, дисциплинированность, обязательность и др.). Воспитание и самовоспитание волевых качеств личности. Диагностика волевых качеств личности.




  1. Проблема индивидуальных различий в психологии.

Темперамент. Выделение компонентов темперамента в различных научных подходах (В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, В.М.Русалов, Г. Айзенк, Д. Кейрсии др.). Свойства темперамента: индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Структура темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Методы диагностики темперамента.

Характер. Основные подходы к пониманию природы характера. Исследования социальных характеров в зарубежной психологии. Структура характера. Черты характера. Характер и темперамент. Природные и социальные предпосылки характера. Типология характеров. Строение тела и характер (Э. Кречмер). Акцентуации черт характера (К. Леонгард, А.Е.Личко). Формирование характера. Методы диагностики черт характера.

Способности. История учений о способностях в различных направлениях психологической науки. Психология одаренности и творчества. Современные концепции одаренности и творчества. Природа способностей. Признаки способностей. Задатки, их роль в развитии способностей. Влияние социальных факторов на развитие способностей. Классификация способностей. Интеллект. Креативность. Обучаемость. Способности и деятельность. Отличие способностей от знаний, умений и навыков. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Методы диагностики общих и специальных способностей.

Основные современные концепции диагностики и развития креативности. Исследования психологии творчества (Я.А.Пономарев), способы активизации и развития креативности.




  1. Психология личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Общее представление о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Человек. Индивид. Личность. Понятие об индивидуальности, психологические образования индивидуальности. Сложность феномена личности. Структура личности. Классификации свойств личности (В. С. Мерлин, К. К. Платонов). Модель личности в глубинной психологии (психоанализе). Модель личности в бихевиоризме. Личность в гуманистической психологии. Личность в отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).


  1. Факторы, движущие силы и механизмы психического развития.

Фактор развития. Семья как важнейший социальный институт. Условия полноценного развития личности и успешной ее социализации. Активность самого человека как фактор психического развития. Взаимосвязь активности с социальным и биологическим факторами. Различные точки зрения по вопросу преобладающего влияния на становление психики факторов развития: биогенетический подход (З. Фрейд, С. Холл), социогенетический подход (А. Бандура, Б. Скиннер), психогенетический подход (Ж. Пиаже, А. Маслоу).

Движущие силы психического развития. Механизмы психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Психологические новообразования. Кризис развития. Интериоризация психического развития. Идентификация. Конформизм.




  1. Теории психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

Биогенетический подход. Теория рекапитуляции Ст. Холла. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Теория трех ступеней развития К. Бюлер. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Социогенетический подход. Социокультурная теория К. Хорни. Теория оперантного научения Э. Торндайк, Б. Скиннера.

Когнитивный подход. Концепция Ж. Пиаже. Теория развития морального сознания Л. Колберга. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Персонологический подход. Концепция А. Маслоу. Концепция К. Роджерса.

Концепция культурно-исторического развития психики Л. С. Выготского.


  1. Проблема периодизации психического развития.

Кризисы возрастного развития.

Две точки зрения на процесс психического развития: непрерывная и дискретная. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина. Периодизация психосексуального развития З. Фрейда. Периодизация развития личности Э. Эриксона. Периодизация онтогенетического развития А. Валлона. Периодизация интеллектуального развития Ж. Пиаже. Периодизация нравственного развития Л. Колберга. Понятие и сущность психологического кризиса.




  1. Проблема соотношения обучения и развития.

Зона актуального и ближайшего развития.

Разные точки зрения на проблему соотношения обучения и развития: (У. Джеймс, Э. Торндайк, К. Коффка; В. Штерн, Ж. Пиаже; Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Общая характеристика и принципы концепций развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Ш. А. Амонашвили и др.

Зона актуального развития – то, что ребенок может выполнить самостоятельно. Зона ближайшего развития – теоретический конструкт, призванный объяснить возможности человеческого учения; характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.


  1. Особенности психического развития ребенка преддошкольного возраста.

Внешний вид новорожденного. Врожденные формы психики и поведения. Анатомо-физиологическая характеристика и функционирование мозга ребенка в период новорожденности. Быстрый прогресс двигательной активности ребенка в течение первого года жизни. Развитие наглядно-действенного мышления на основе ручных движений. Начало имитационных движений во втором полугодии жизни, их значение для дальнейшего обучения и воспитания ребенка. Появление указательного жеста, его роль в психическом развитии. Развитие познавательных процессов у младенцев. Ведущая деятельность в младенческом возрасте. Кризис одного года.

Особенности развития двигательной сферы ребенка раннего детского возраста. Развитие речи у детей раннего возраста. Появление предметной и игровой деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Развитие познавательных процессов в раннем детском возрасте. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Начальный этап соединения речи с мышлением. Особенности личностного развития ребенка. Кризис трех лет.




  1. Особенности психического развития ребенка в дошкольном детстве. Проблема психологической готовности к обучению в школе.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Конструкторская деятельность и художественное творчество в дошкольном возрасте. Особенности дошкольного детского рисунка. Интерес детей к занятиям музыкой. Комплексное развитие дошкольников в различных видах познавательной и творческой деятельности. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Включение мышления в форме анализа и синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Совершенствование перцептивных действий и операций. Улучшение восприятия контуров и структуры предметов. Переход от внешних, практических перцептивных действий - к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка. Совершенствование внимания у детей от трех до семи лет. Переход от непроизвольного внимания - к произвольному под влиянием речи. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Роль сюжетно-ролевых игр в стимулировании развития детского воображения. Формирование словесно-логического мышления. Особенности развития понятий у детей дошкольного возраста. Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. Понятие сензитивных периодов в развитие ребенка. Развитие личности ребенка. Аномалии и отклонения в развитии детской личности.

Компоненты школьной готовности (физическая и физиологическая, социальная, психологическая). Психологическая характеристика готовности к обучению в школе (интеллектуальная, личностная, психомоторная). Кризис семи лет.




  1. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Психологические особенности начального этапа обучения. Проблемы, с которыми сталкиваются дети в начальный период обучения в школе. Необходимость существенного изменения образа жизни, режима дня и отношений с окружающими людьми. Освоение ребенком новой системы прав и обязанностей. Основные новообразования возраста: произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. Превращение познавательных процессов из непосредственных – в опосредствованные, из непроизвольных – в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Умственное развитие младшего школьника. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Специфика каждого из названных видов деятельности в младшем школьном возрасте. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Быстрое продвижение младших школьников в развитии и увеличение индивидуальных различий между ними.




  1. Психологические особенности подросткового возраста.

Проблема подросткового кризиса.

Особенности познавательной деятельности в подростковом возрасте. Соединение памяти и мышления. Основные линии развития речи. Развитие общих и специальных способностей. Склонность к экспериментированию. Тяга к самостоятельности и оригинальности мышления. Повышенная интеллектуальная активность подростков, их выраженное стремление проникнуть в суть вещей. Возникновение новых мотивов интеллектуальной деятельности. Выход предметно-познавательных интересов за пределы школьной программы. Возникновение теоретизирования и интеллектуальных обобщений. Появление избирательности и самостоятельности в учении.

Особенности личностной сферы подростка. Расширение самосознания: поиск «Я идеального» и постоянный анализ «Я реального», формирование образа «физического Я». Появление чувства взрослости и его проявление в одежде, манере поведения, в речи. Развитие способности к самовоспитанию и саморазвитию. Повышенная потребность в общении, самоутверждении, самостоятельности и независимости от взрослого. Эмоциональная неустойчивость и аффективная окрашенность действий. Развитие внутренних моральных ценностей, которые еще неустойчивы в поведении. Обострение черт характера (акцентуации). Личностная нестабильность во взглядах, в эмоциях, в поступках подростка. Взаимоотношения подростка со взрослыми, сверстниками, представителями противоположного пола. Кризис подросткового возраста.


  1. Психология юношеского возраста.

Проблемы профессионального и личностного самоопределения.

Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте. Интеллектуальная зрелость. Самостоятельность и критичность мышления. Творческое мышление. Прогрессирующее развитие теоретического мышления. Особенности развития личностной сферы: эмоциональная уравновешенность, чувство психологической независимости, развитый самоконтроль и саморегуляция, объективная положительная самооценка, профессиональное и личностное самоопределение, полоролевая идентичность, целенаправленная потребность в самоактуализации. Особенности развития социальной сферы: расширение социальных связей за счет взаимодействия с различными людьми, поведенческая автономия, творческий характер общения, овладение культурной, правовой, экономической грамотностью.

Профессиональное самоопределение. Стадии профессионального самоопределения. Связь профессионального и личностного самоопределения. Основные факторы профессионального самоопределения: субъективные; объективные; социальные.


  1. Психологические особенности развития взрослого человека.

Психология человека в период ранней взрослости (молодости). Ведущая деятельность. Психологические новообразования возраста. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личностной сферы. Феномен «консервации возраста». Кризис молодости.

Психология человека в период средней взрослости (зрелости). Границы возраста. Ведущая деятельность в период зрелости. Психологические новообразования возраста. Особенности развития познавательной сферы. Приобретение состояния мудрости. Особенности развития личностной сферы. Интерес к общественному устройству, политическим и экономическим вопросам, желание осуществить какой-либо вклад для последующего поколения. Понятие акмеологии. Кризис зрелости. Особенности обучения взрослых.

Психология человека в период поздней взрослости (старости). Психологические новообразования возраста. Особенности познавательной сферы. Мудрость. Особенности личностной сферы. Кризис поздней взрослости. Конец жизни человека, отношение к смерти.


  1. Психология обучения. Психологическое содержание и структура учебной деятельности.

Понятия научения, учения, обучения, учебной деятельности и развития. Виды научения у человека: импринтинг, оперантное научение, условно-рефлекторное научение, викарное научение, вербальное научение. Механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения. Основные причины неуспеваемости школьников.

Этапы и психологические факторы усвоения. Навык, факторы и закономерности его формирования. Виды обучения : традиционное, программированное, проблемное, контекстное, развивающее, эвристическое, личностно-ориентированное, проектно-исследовательское.

Теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, А. К. Маркова). Структурные компоненты учебной деятельности: мотивация, целеполагание, постановка учебной задачи, учебные действия, действия контроля, действия оценки. Уровни развития и формы организации учебной деятельности. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

Теория П. Я. Гальперина о планомерном формировании умственных действий. Основные виды и характеристики действий. Понятие об ориентировочной основе действий (ООД).

Компетентностный подход в обучении. Универсальные учебные действия.


  1. Психология воспитания.

Возрастные особенности воспитания детей.

Цели воспитания. Средства воспитания. Методы воспитания: прямые и косвенные, осознаваемые и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие. Теории воспитания: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая. Воспитуемость. Воспитанность. Критерии воспитанности.

Цели, задачи, методы обучения и воспитания на каждом возрастном этапе развития ребенка. Возрастные психологические новообразования как ориентиры обучения и воспитания. Гендерные аспекты воспитания.

Возможности раннего (физического, личностного, интеллектуального) развития детей. Школьная адаптация, основные проявления, диагностика и профилактика школьной дезадаптации. Психолого-педагогические особенности организации обучения и развития личности одаренного ребенка.

Причины и профилактика девиантного поведения подростков. Влияние основных институтов воспитания на детей разного возраста.
26. Психология педагогической деятельности
Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание. Продуктивность педагогической деятельности. Основные компоненты структуры педагогической деятельности: мотивация, целеполагание, постановка педагогической задачи, педагогические действия (средства решения поставленных задач), действия контроля, действия оценки.

Профессиограмма педагога: профессионально-педагогическая направленность, педагогические способности (общие и специальные), педагогические умения (основные группы педагогических умений), психологические качества. Проблема стандарта профессиональной деятельности педагога.

Психодиагностика профессионально значимых качеств личности учителя. Проблема готовности к педагогической деятельности, профессиональная компетентность педагога и психолога. Стиль педагогической деятельности. Типология индивидуальных стилей педагогической деятельности. Психолого-педагогический анализ урока в деятельности педагога.

Дисгармоничные варианты профессионального становления педагога. Синдром эмоционального «выгорания», его профилактика.


27. Психология учебно-педагогического сотрудничества и общения

Учебно-педагогическое сотрудничество, его влияние на учебную деятельность. Педагогическое общение. Определение, структура, функции, виды педагогического общения. Характеристика основных компонентов структуры педагогического общения.

Особенности организации пространства педагогического общения на уроке и во внеурочной деятельности. Позиции, дистанция, пространство общения. Зависимость стиля педагогического общения от позиций субъектов общения. Модели педагогического общения.

Основные области затруднений в педагогическом общении. Педагогическая конфликтология. Виды педагогических ситуаций и конфликтов: ситуации и конфликты деятельности, ситуации и конфликты поведения, ситуации и конфликты отношений. Особенности педагогических конфликтов и их разрешение, способы поведения в конфликтных ситуациях.


28. Предмет, задачи, история развития психодиагностики.

Психодиагностика как прикладная наука. Ситуации психодиагностического обследования. Области практического использования результатов психодиагностической работы. История развития психодиагностики за рубежом. Развертывание тестовых разработок в ХХ столетии. Развитие психодиагностики в СССР в 20-30-е годы XX века. Критика метода тестов в отечественной психологии.

Цели и логика диагностической работы в образовательном учреждении. Реализация результатов психодиагностического обследования в организации психолого-педагогического сопровождения личности в образовательном учреждении.
29. Методы психодиагностики, их типология, специфика использования.

Классификация методов психодиагностики. Требования к диагностическим методикам. Требования к психологу пользователю. Понятие теста в психодиагностике. Объективные тесты и тесты-опросники. Диагностика умственного развития. Тесты интеллекта. Примеры тестов. Тестирование интеллектуальных способностей. Тесты интеллекта. Правила проведения тестирования и обработки результатов.

Личностная диагностика. Проблемные аспекты личностных опросников. Конструирование личностных опросников как инструментов психодиагностики. Требования, предъявляемые к построению личностных опросников.

Классификация проективных методик. Достоинства и недостатки проективной техники. Рисуночные тесты как метод психодиагностического исследования.

Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности. Диагностика состояний, настроений, нервно-психической устойчивости. Личностные опросники Г. Айзенка, его теоретические позиции в отношении личностной типологии. Факторные технологии выявления личностных черт. Пять «Больших» факторов темперамента и характера. Факторные технологии создания личностных опросников. Опросник 16PF Р. Кэттела. Назначение и взаимосвязь основных методов изучения личности – наблюдения, анамнеза, беседы, тестирования с помощью диагностических методик.
30. Основные требования к методам психодиагностики.

Понятие надежности метода. Основные методы оценки надежности тестов (внутренней согласованности, устойчивости к перетестированию, параллельных форм).

Понятие валидности. Необходимость валидизации психодиагностических методик. Содержательная валидность тестов. Конструктная валидность. Понятие конструкта. Технологии оценки конструктной валидности. Методы оценки конструктной валидности психодиагностических методик.

Критериальная валидность. Понятие внешнего критерия. Технологии оценки критериальной валидности. Методы оценки критериальной валидности. Метод контрастных групп.

Психометрические процедуры стандартизации на этапе обработки диагностических данных. Стандартизация психодиагностических методик. Статистическая норма. Вторичные показатели: стены, IQ, Т-баллы и др.

Стандартизованные и нестандартизованные личностные опросники. Сравнительная оценка. Психологический смысл шкалы построенной на основе стандартизованных «вторичных показателей» – стенов.



  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница