Департамент образования города Москвы



страница1/6
Дата11.02.2016
Размер1,05 Mb.
#424
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра психологии развития и инноваций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
Курс 4 заочной формы обучения (полный срок обучения - 7 семестр)

Курс 4 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения - 7 семестр)



Москва

2009 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций

(Протокол № 8, от 13 марта 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26 августа 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

Старший преподаватель кафедры психологии развития и инноваций В.А. Борисова


Заведующий кафедрой:

кандидат психологических наук, доцент А.А. Тюков

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Курс нарушения психического развития является базовым курсом для студентов, обучающихся по специальности «Психология».



Цель курса – сформировать у студентов представления об общих закономерностях аномального развития, основных патопсихологических закономерностях нарушений психического развития у детей, типах дизонтогенеза, их причинах, структуре, степени выраженности.

В курсе представлены данные детской патопсихологии, дефектологии и клиники с разных сторон освещающие нарушения развития ребенка. Знание клинических и патопсихологических аспектов нарушений развития позволит глубже понять аномалии развития, представленные в курсе «Специальная психология». В настоящее время особенно актуальной становится диагностика отдельных нарушений, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, психическому развитию ребенка в целом. Важное место в курсе отведено методам дифференцированной психолого-педагогической диагностике и коррекции.

В соответствии с этой общей целью решаются следующие задачи:


  • освоение студентами знаний по курсу «Нарушения психического развития ребенка»;

  • развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации психического дизонтогенеза и оказания психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

  • воспитывать у студентов интерес к изучению проблем людей с нарушениями развития;

  • воспитывать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • освоить основные формы практического использования знаний по курсу «Нарушения психического развития ребенка».

Курс нарушения психического развития ребенка состоит из 3 разделов.

В первом разделе «Общие закономерности психического дизонтогенеза» - даны общие закономерности отклоняющегося развития в детском возрасте.

Во втором разделе «Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза» - представлены закономерности развития при различных нарушениях.

В третьем разделе «Психологическая помощь детям с нарушениями развития» рассматривается комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития, обсуждаются теоретические проблемы психологической помощи детям с отклоняющимся развитием, представлены основные психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 10 тем.

В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для самоподготовки, примеры тестовых заданий, список литературы.

Учебно-методический комплекс может быть использован при изучении курса «Нарушения психического развития ребенка» при заочной форме обучения. В пособии представлены два примерных тематических плана – для студентов заочного отделения (с полным сроком обучения и сокращенным сроком обучения).

Учебно-методический комплекс содержит приложения с заданиями, которые помогут студентам усвоить содержание курса.

Содержание дисциплины.

РАЗДЕЛ 1. Общие закономерности психического дизонтогенеза
Тема 1. Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития

Изучением нарушений психического развития ребенка занимается патопсихология, дефектология и детская психиатрия. Сопоставление данных этих областей знаний способствует углублению представлений о нарушениях развития в детском возрасте. Исследования в области детской патопсихологии и дефектологии показали связь механизмов нарушенного и нормального развития, закономерности системогенеза вторичных нарушений (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Б.В.Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и др.). Клинические исследования выявили соотношение симптомов болезни и нарушений развития при различных психических заболеваниях (Г.Е.Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев и др.).

Важными задачами изучения нарушений развития ребенка являются определение психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. При этом необходимо учитывать отклонения от стадии возрастного развития ребенка, т.е. особенности дизонтогенеза.

Исторический аспект изучения детей с нарушениями развития.



Тема 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза

Современные представления об этиологии и патогенезе дизонтогений.

Возрастные особенности психических реакций детей на неблагоприятные воздействия. Закономерности психического развития в норме и патологии. Базовые понятия механизмов системогенеза психических функций: критический период, гетерохрония, асинхрония развития.

Параметры оценки психического дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушений. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза. Первичные и вторичные нарушения.

Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития ребенка (три блока мозга по А.Р.Лурия).

Типы классификаций психического дизонтогенеза.


РАЗДЕЛ 2. Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза

Тема 3. Психическое недоразвитие


    Современные представления о психическом недоразвитии. Систематика умственной отсталости по МКБ-10.

    Этиология умственной отсталости. Особенности ВНД умственно отсталых детей. Клинико-психологическая структура дефекта при умственной отсталости.

    Формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой. Возрастные аспекты психического недоразвития.

    Методы психологического изучения ребенка с интеллектуальными нарушениями. Психокоррекционные подходы при психическом недоразвитии.


Тема 4. Задержанное психическое развитие


Клинико-психологические характеристики задержки психического развития. Этиология ЗПР. Клинико-психологическая структура дефекта при ЗПР.

Варианты классификаций ЗПР. Виды инфантилизма. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской. Нейропсихологическое исследование детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Гипердинамический и гиподинамический синдромы.

Психокоррекционные подходы при задержанном развитии.


Тема 5. Поврежденное психическое развитие


Клинико-психологическая характеристика детей с поврежденным психическим развитием, его отличие от недоразвития и задержанного психического развития. Виды деменции: резидуальная и прогрессирующая. Клинико-психологическая структура дефекта при резидуальной органической деменции.

Типы органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой. Проявления резидуальной органической деменции в зависимости от возраста возникновения заболевания.

Психокоррекционные подходы при задержанном развитии.

Тема 6. Дефицитарное психическое развитие


Клинико-психологическая характеристика дефицитарного развития.
6.1 Этиология дефектов слуха. Клинико-психологическая структура дефекта при нарушениях слухового анализатора. Роль времени и степени выраженности дефекта для психического развития детей с недостатками слуха. Систематика нарушений слуха у детей. Нарушения психического развития при недостатках слуха у детей. Компенсаторные возможности развития детей с нарушениями слухового анализатора.
6.2. Этиология дефектов зрения. Клинико-психологическая структура дефекта при нарушениях зрительного анализатора. Классификация нарушений зрения. Роль нарушения зрения в психическом развитии детей. Асинхрония развития слепых детей. Использование внутрисистемной и межсистемной компенсации у детей с нарушениями зрения.
6.3. Этиология речевых нарушений. Классификация нарушений речи. Психофизиологические механизмы речевых нарушений. Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями. Психологическая помощь детям с отклонениями в речевом развитии.
6.4. Этиология нарушений развития двигательной сферы. Особенности клинико-патофизиологической структуры нарушений моторной сферы.

Формы детского церебрального паралича по К.А. Семеновой. Клинические и психологические аспекты нарушений развития у детей с ДЦП. Возможности абилитации и психологической помощи детям с ДЦП.



Тема 7. Искаженное психическое развитие


Клинико-психологическая характеристика детей с РДА. Различные подходы к этиологии РДА.

Основные проявления РДА. Классификация РДА по О.С. Никольской. Возрастная динамика психического развития при аутизме.

Психокоррекционные подходы при работе с аутичными детьми.

Тема 8. Дисгармоническое психическое развитие


Клинико-психологическая структура дисгармонического развития. Систематика психопатий. Этиология психопатий. Роль темперамента в формировании психопатий. Трудности диагностики психопатий в детском возрасте.

Классификация видов патологического формирования личности.

Психокоррекционные подходы оказания помощи при дисгармонии психического развития у детей и подростков.
РАЗДЕЛ 3. Психологическая помощь детям с нарушениями развития
Тема 9. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

Медицинское, педагогическое, логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития.

Психологическое изучение детей с нарушениями развития:

Методы психологического изучения детей с нарушениями развития.

Экспериментально - психологическое изучение детей с нарушениями развития. Тесты. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития.

Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка.


Тема 10.Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития

Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей с нарушениями развития.



Психокоррекционные технологии при разных видах дизонтогенеза. Психологическая коррекция родительско-детских отношений.
Литература

Основная

  1. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.

  2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.

  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

  5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

  6. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005.

  7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

  8. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской.- М., 2002.

  9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.

  10. Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

  11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

  12. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.,2000.

  13. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.

  14. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М., 2001.


Дополнительная

  1. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.

  2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М., 1999.

  3. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.

  4. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.

  5. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.

  6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

  7. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.- М., «Когито-Центр», 2000.

  8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

  9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.

  10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.

  11. Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

  12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1996.

  13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

  14. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.

  15. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: Речь, 2003.

  16. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.

  17. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124.

  18. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.

  19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.

  20. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997.

  21. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.

  22. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.

  23. Максимова Н.Ю., Милютина Е Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.

  24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.

  25. Маринчева Г. С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.- М.: Медицина, 1988.

  26. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

  27. НикольскаяО.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2005.

  28. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.

  29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.

  30. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1996.

  31. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2001.

  32. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.

  33. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.

  34. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2002.

  35. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.

  36. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

  37. Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.

  38. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.

  39. СемагоН.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст – М., 2000.

  40. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989.

  41. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.

  42. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

  43. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

  44. Шамарин Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Калуга, 1996.

  45. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В. – М., 1990.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – заочная (полный срок обучения)

Лекции – 16 часов

Самостоятельная работа – 134 часа

экзамен – 7 семестр

Всего – 150 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (полный срок обучения)




Наименование темы

Всего

часов

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самостоят. работа




Раздел 1.Общие закономерности психического дизонтогенеза










1.

Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития

7

1

6

2.

Общие закономерности психического дизонтогенеза

11

1

10




Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза










3.

Психическое недоразвитие

14

2

12

4.

Задержанное психическое развитие

14

2

12

5.

Поврежденное психическое развитие

11

1

10

6.

Дефицитарное психическое развитие

43

3

40

7.

Искаженное психическое развитие

14

2

12

8.

Дисгармоническое психическое развитие

14

2

12




Раздел 3. Психологическая помощь детям с нарушениями развития










9.

Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

11

1

10

10.

Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития

11

1

10




Итого:

150

16

134


ВСЕГО: 150 часов.

Форма обучения – заочная (сокращенный срок обучения)

Лекции – 12 часов

Самостоятельная работа – 138 часа

зачет – 7 семестр

Всего – 150 часов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (сокращенный срок обучения)




Наименование темы

Всего

часов

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самостоят. работа




Раздел 1.Общие закономерности психического дизонтогенеза










1.

Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития

7

1

6

2.

Общие закономерности психического дизонтогенеза

11

1

10




Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза










3.

Психическое недоразвитие

13

1

12

4.

Задержанное психическое развитие

13

1

12

5.

Поврежденное психическое развитие

13

1

12

6.

Дефицитарное психическое развитие

43

3

40

7.

Искаженное психическое развитие

13

1

12

8.

Дисгармоническое психическое развитие

13

1

12




Раздел 3. Психологическая помощь детям с нарушениями развития










9.

Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

12

1

11

10.

Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития

12

1

11




Итого:

150

12

138


ВСЕГО: 150 часов.

Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.


  1. Теоретические и прикладные задачи изучения закономерностей нарушений развития психики.

  2. Вклад патопсихологии, дефектологии и клиники в исследование аномалий развития в детском возрасте.

  3. Исторические аспекты изучения нарушений психического развития у детей.

  4. Количественный и качественные подходы в психологических исследованиях детей с отклоняющимся развитием.

  5. Социальные факторы нарушений в психическом развитии.

  6. Основные принципы построения классификаций нарушений психического развития.

  7. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ.

  8. Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.

  9. Причины отклонений в развитии детей и подростков с нарушениями в развитии.

  10. Основные направления профилактики нарушений в развитии лиц в ограниченными возможностями.

  11. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.

  12. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.

  13. Творческие возможности лиц с проблемами в психическом развитии.

  14. Формирование личности в условиях нарушенного развития.

  15. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.

  16. Эмоциональное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  17. Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.

  18. Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов.


Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Нарушения психического развития ребенка».

  1. Предмет, задачи и история изучения закономерностей нарушений развития психики ребенка.

  2. Понятие дизонтогенеза. Этиология дизонтогений.

  3. Возрастные уровни нервно-психического реагирования в ответ на вредности по В.В. Ковалеву.

  4. Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития (три блока мозга по А.Р. Лурия).

  5. Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

  6. Виды дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

  7. Систематика умственной отсталости, ее сопоставление со степенями олигофрении.

  8. Этиология умственной отсталости.

  9. Особенности ВНД умственно отсталых детей.

  10. Структура дефекта при олигофрении. Основные закономерности олигофрении по Г.Е. Сухаревой.

  11. Формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой.

  12. Возможности коррекции детей с умственной отсталостью.

  13. Особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости.

  14. Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР.

  15. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской.

  16. Нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР.

  17. Диагностические критерии ЗПР.

  18. Коррекционные подходы к детям с ЗПР различной этиологии

  19. Этиология органической деменции.

  20. Классификация деменции по Г.Е. Сухаревой.

  21. Сравнительная характеристика структуры дефекта при ЗПР, олигофрении и органической деменции.

  22. Общая характеристика дефицитарного развития.

  23. Нарушения двигательной сферы при поражении подкоркового и кортикального уровней мозга.

  24. Этиология нарушений при ДЦП.

  25. Формы ДЦП по К.А. Семеновой.

  26. Вторичные нарушения моторики, пространственного гнозиса у детей с ДЦП.

  27. Нарушения эмоциональной сферы при ДЦП.

  28. Общая характеристика искаженного развития.

  29. Этиология РДА. Основные проявления РДА.

  30. Группы РДА по О.С. Никольской.

  31. Коррекционные подходы к детям с РДА.

  32. Общая характеристика дисгармонического развития.

  33. Характеристика конституционных психопатий.

  34. Патологическое формирование личности..

  35. Модели психологической помощи детям и подросткам.

  36. Принципы психологической помощи.

  37. Особенности психологического консультирования семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.

Лекции

Лекция 1. Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития.

Литература:

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.

  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.


Дополнительная литература:

1.Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.



Лекция 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза

Методический материал
Варианты психического дизонтогенеза (по 2.)


Аномалия

Чем вызвана

1. Недоразвитие

Отставание

в развитии

2. Задержанное развитие





3. Поврежденное развитие

Поломка в

развитии

4. Дефицитарное развитие





5. Искаженное развитие

Асинхрония развития

6. Дисгармоническое развитие




Литература:

  1. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.

  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.

  4. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005.

  5. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской.- М., 2002.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.

  7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.

  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

  2. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124



Лекция 3.Психическое недоразвитие у детей.

Методический материал

    Соотношение степеней олигофрении и степеней умственно отсталости





    Степени олигофрении

    Степени умственной отсталости по МКБ-10

    Шифры

    по МКБ-10

    дебильность

    Легкая умственная отсталость 50

    F- 70

    имбецильность легкая

    Умеренная умственная отсталость 35

    F- 71

    имбецильность выраженная

    Тяжелая умственная отсталость 20

    F- 72

    идиотия

    Глубокая умственная отсталость IQ<20

    F-73



Литература:

  1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: Речь, 2003.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С.40-54.

  3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

  4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.

  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.


Дополнительная литература:

  1. Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

  2. Маринчева Г. С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.- М.: Медицина, 1988.

  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

Лекция 4. Дети с задержкой психического развития.

Методический материал

Классификация ЗПР по К.С. Лебединской



Варианты ЗПР

Причины ЗПР

ЗПР конституционального генеза

(гармонический, психический и психофизический инфантилизм)

ЗПР соматогенного происхождения

Длительные хронические заболевания

ЗПР психогенного происхождения

Неблагоприятные условия воспитания

ЗПР церебрально-органического генеза

Раннее поражение ЦНС



Литература:


  1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР.- М., 1999.

  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2001.

  3. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.- М., «Когито-Центр», 2000.

  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

  5. .Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 54-67.

  6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб., 2004.

  7. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.

  8. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2002.

  9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2001.



Дополнительная литература:

  1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.

  3. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.

  4. СемагоН.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст – М., 2000.

Лекция 5. Поврежденное психическое развитие у детей.

Методический материал

Классификация типов органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой



Первый тип

Преобладает низкий уровень обобщений

Второй тип

На первом плане грубые нейродинамические расстройства

Третий тип

Преобладает недостаточность побуждений к деятельности

Четвертый тип

Нарушения критики и целенаправленности мышления


Литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005. Гл. 4.С. 67-75.

  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. С. 137-158.


Дополнительная литература:


  1. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124.

  2. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.С.267-268.

  3. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

Лекция 6. Общая характеристика дефицитарного развития.

Нарушения развития при недостаточности зрения и слуха.

Литература:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.

  2. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.

  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.




  1. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.

  2. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.


Дополнительная литература:

  1. Боскис Р.М Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

  2. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.

  3. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.

  4. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975.

  5. Тигранова Л.И Умственное развитие слабослышащих детей.- М.,1978.

Лекция 7. Психологические особенности развития детей при речевых нарушениях.

Литература:

1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2006.



  1. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.


Дополнительная литература:

1. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.

2.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

Лекция 8. Общая характеристика психического развития при ДЦП.

Методический материал

Классификация форм детского церебрального паралича по К.А.Семеновой



1.Спастическая диплегия

Ноги поражены больше чем руки

2.Двойная гемиплегия

Тяжелое поражение всех конечностей

3.Гиперкинетическая форма

Гиперкинезы + парезы или параличи

4.Атонически-астатическая форма

Снижение мышечного тонуса + парезы

5.Гемипаретическая форма

Парезы одной стороны тела

Литература:

1. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.

2.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 75-82.; 82-93.


  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.


Дополнительная литература:

1.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.

2.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

Лекция 9. Искаженное психическое развитие у детей.

Методический материал

Группы РДА по О.С. Никольской с соавторами по степени нарушения взаимодействия с внешней средой

1. Отрешенность

Полевое поведение, мутизм, отсутствие контакта

2. Отвержение

Стереотипии: двигательные, сенсорные, речевые

3. Замещение

Патологические влечения, компенсаторные фантазии,

4.Сверхтормозимоть

Неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах


Литература:


  1. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.

  2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.

  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 93- 118.

  4. НикольскаяО.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.


Дополнительная литература:

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М., 1999.

  2. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.

  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. С. 159-208.

Лекция 10. Психологические особенности детей при дисгармоническом развитии.

Методический материал

Классификация типов дисгармонического развития (по 4)

Психопатии

Типы нарушений

Конституциональные

(наследственные)



Шизоидные

Эпилептоидные

Циклоидные

Психастенические

Истерические


Психопатии типа неустойчивых

(дисгармонический инфантилизм)







Органические

(раннее поражение нервной системы)




Возбудимый тип

Безтормозный тип




Патологическое развитие личности

(«воспитание» патологических черт характера)



Аффективно-возбудимый

Тормозимый

Истероидный

Неустойчивый




Невропатии

(неустойчивость регуляции вегетативных функций)







Отклонения темпа полового созревания

Задержка полового развития

Ускоренное половое созревание





Литература:


  1. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.

  2. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.

  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 93- 118.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.


Дополнительная литература:


  1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997.

  3. Классификация психических и поведенческих расстройств. МКБ-10.-СПб.: «Оверлайд», 1994.



Лекция 11. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

Методический материа
Методологические принципы психолого-педагогической

диагностики нарушений развития у детей


Принципы

Содержание принципов

Комплексное изучение

развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникнове­ния того или иного отклонения, осуществляется группой специа­листов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, соци­альный педагог). Используется не только клиническое и экспери­ментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблю­дение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.




Системный подход

к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психи­ки и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявле­ны не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход

к изучению ребенка с нарушением раз­вития предполагает прослеживание изменений, которые проис­ходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе ди­агностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в ; различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые до­ступны детям данного возраста.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка

этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциаль­ные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития оп­ределяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.


Качественный анализ

результатов психодиагностического изу­чения ребенка включает следующие параметры:

  • отношение к ситуации обследования и заданиям;

  • способы ориентации в условиях заданий и способы выполне­ния заданий;

  • соответствие действий ребенка условиям задания, характеру
    экспериментального материала и инструкции;

  • продуктивное использование помощи взрослого;

  • умение выполнять задание по аналогии;

  • отношение к результатам своей деятельности, критичность в
    оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исклю­чает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.


Необходимость раннего диагностического изучения ребенка

по­зволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслое­ний социального характера на первичное нарушение и своевре­менно включить ребенка в коррекционное обучение.


Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.

Задачи коррекционно-педагогической ра­боты могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.



Литература:

  1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984. – Т.5. – С.257-321.

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного

развития детей.- М., 1995.

  1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1998.

  2. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

  3. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной. – М., 2003.

6. Семаго И. Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. — М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

  2. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И. Т. Власенко, Г.В.Чиркиной. — М., 1996.

  3. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д, 1996.

  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
    возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.



Лекция 12. Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития
Методический материал

Принципы психологической коррекции

Название принципов

Содержание принципов

Принцип комплексности

Комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий

Принцип единства диагностики и коррекции

Коррекция должна строится с учетом данных психодиагностики

Принцип личностного подхода

В процессе психологической коррекции необходимо ориентироваться на создание условий для развития психологических качеств каждого ребенка

Принцип деятельностного подхода

Психокоррекцию необходимо проводить с учетом основного ведущего типа деятельности ребенка, а также личностно значимого для ребенка вида деятельности

Иерархический принцип

Коррекция должна строится как формирование психологических новообразований с учетом возраста ребенка

Каузальный принцип

Психокоррекция должна быть направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка


Литература:

  1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

  3. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989.

  4. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В. – М., 1990.


Дополнительная литература:

  1. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.

  2. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

  3. Ковокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1997.

  4. Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

  5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.



Примеры тестов для самоконтроля

1. Дизонтогенез это:

1) нормальное развитие

2) опережающее развитие

3) нарушения онтогенеза

4) гармоничное развитие
Обвести кружком номера всех правильных ответов:

2.Изучением закономерностей аномалий развития психики занимается

1) возрастная психология

2) детская патопсихология

3) детская психиатрия

4) детская психология

5) дефектология


3. Критические периоды это:

1) безопасные периоды

2) искусственные периоды

3) избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям

4) тревожные периоды
Установить соответствие:

4. Возрастные уровни нервно-

психического реагирования у детей

в ответ на вредности по В.В.Ковалеву Временные периоды

1) сомато-вегетативный а) 7 - 12 лет

2) психомоторный б) 0 – 3 года

3) аффективный в) 12 – 16 лет

4) эмоционально-идеаторный г) 4 – 10 лет
Ответы: 1_, 2_, 3_, 4_.
Обвести кружком номера всех правильных ответов:

5. Параметры оценки дизонтогенеза

1) время поражения

2) нарушение речевого опосредования

3) функциональная локализация нарушения

4) дезадаптированность


Задания для студентов заочного отделения
1. Оцените с помощью анкет (Приложения 1) особенности регуляторных и познавательных процессов в домашних и учебных ситуациях, а также особенности эмоциональных реакций при обследовании ребенка.

2. Определите уровень психического развития ребенка 6-го года жизни по Е.А. Стребелевой ( Приложение 2).

3. Оцените с помощью психодиагностических методик (Приложения 3) особенности развития слухоречевой и опосредованной памяти ребенка.

4. Определите уровень развития словесно-логического мышления младших школьников (Приложение 4).

5. Выявите уровень акцентуаций характера подростков (Приложение 5).

6. Выявить у школьников состояние тревожности и депрессии.

(Приложение 6).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Каталог: materials
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
materials -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Фонд оценочных средств
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Общая педагогика, история педагогики и образования» Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница