Департамент образования города москвы гбоу города Москвы «московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»



страница1/9
Дата22.04.2016
Размер1.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ города Москвы «МОСКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

______________________________________________________


Пакет учебно-методических рекомендаций для обучающихся по организации единого эколого-образовательного пространства в условиях образовательного холдинга

Москва, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Экологическое образование в условиях модернизации образования: новые подходы 3

Реализация современных педагогических технологий в образовательном комплексе в целях экологического образования17

Альтернатива экологической компетентности и экологического знания18

Экологическая компетентность 19

Компетентностный подход в экологическом образовании23

Традиционное обучение (ТО) и компетентностно-ориентированное обучение (КОО)
в экологическом образовании25

Организация эколого-образовательной среды в образовательном холдинге: создание учебной экологической тропы 31

Подходы к интеграции общего и дополнительного экологического образования в образовательном холдинге 58

Программный модуль«КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» 63

Система профильного экологического образования в образовательном холдинге 74

Ресурсосбережение в образовательном холдинге как механизм реализации экологического воспитания 81

Рекомендации по проведению конкурса учащихся«Проектно-исследовательские работы по ресурсосбережению в школе» 83

Рекомендации по проведению школьной олимпиады по ресурсосбережению для учащихся общеобразовательных учреждений90

Компоненты и индикаторы эколого-образовательной среды в образовательном холдинге 94

Образовательный модуль «Человек и биосфера» 107

Образовательный модуль «Экология городской среды» 115

Практический модуль «Строим Экоград» 126

Образовательный модуль «Экологические проблемы окружающей среды» 134

Практический модуль«Профессиональное портфолио будущего эколога»140

Создание экологического кабинета в образовательном холдинге 148

Введение экологических индикаторов устойчивого развития в деятельности образовательного холдинга 156

Индикаторы образования в интересах устойчивого развития (ОУР) для образовательного
учреждения 158

Результат воздействия эколого-образовательной среды на субъекты образовательного процесса 168

Литература173

Модернизация образования в настоящее время включает в себя обновление содержания образования, а также институциональные изменения, которые выражаются в формировании крупных образовательных холдингов (комплексов). Они включают в себя различные уровни и виды образования, в том числе – дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное, в связи с чем актуальным является создание единой системы экологического образования в таком комплексе, которое характеризуется непрерывностью и целостностью.

Выполнение данной задачи представляется возможным путем создания единой, целостной эколого-развивающей среды в таком крупном образовательном учреждении, создание единого эколого-ориентированного уклада жизнедеятельности учреждения, членов ученического и педагогического коллективов. Не менее важно использование эффективных педагогических технологий, направленных на формирование экологического мировоззрения и поведения учащихся.

Настоящие рекомендации включают в себя общие положения и методики организации единого эколого-образовательного пространства в крупном холдинге. Показаны возможности создания эколого-развивающей среды (экотропы, экокабинеты), использования различных технологий (профильного экологического обучения, проектно-исследовательской деятельности), а также освещаются вопросы интеграции общего и дополнительного экологического образования в образовательном комплексе.


Экологическое образование в условиях модернизации образования: новые подходы
Согласно новым образовательным стандартам основными направлениями развития образования являются компетентностный и системно-деятельностный подходы, основанные на личностно-ориентированном обучении.

Однако в условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни и поведения всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию общечеловеческих ценностей: сохранения многообразия экосистем планеты, восприятия Земли как уникальной экосистемы, бережного отношения ко всему живому.


Эколого-гуманистический подход

Анализ современных глобальных экологических проблем показал, что в связи с изменением экологической ситуации в мире формирование системы эколого-ориентированных ценностей на современном этапе идёт по трём направлениям:



  1. Учёт глобальных изменений на планете.

  2. Пересмотр отношений в системе человек-природа.

  3. Адаптация к новым формам взаимодействия человек – общество – природа.

Среди эколого-ориентированных ценностей можно выделить следующие:

  • общечеловеческие эколого-ориентированные ценности (нормы для всего человечества в любое историческое время: жизнь во всех её проявлениях, природа и гармония в ней, сохранение природы как неотъемлемой для человечества среды обитания, отношение к Земле как к уникальной экосистеме);

  • социоприродные эколого-ориентированные ценности (связаны с разнообразной деятельностью человека во взаимодействии с окружающей природой и неотделимы от культуры человеческой цивилизации);

  • эколого-нравственные ценности(природа как ценность: забота о флоре и фауне, бережное и разумное отношение к природе, экологическая ответственность, экологический императив общества и природы, безопасность жизни);

  • эколого-гуманистические ценности(человек как ценность: здоровье человека, познание и признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа»);

  • эколого-эстетические ценности (красота природы как ценность и необходимое условие жизни человека);

  • социопродуктивная эколого-ориентированная деятельность как ценность (экономия природных ресурсов, готовность выполнять различного рода эколого-ориентированную деятельность, направленную на улучшение местной, региональной и глобальной обстановки);

  • личностные эколого-ориентированные ценности (осваиваются каждым человеком при согласовании социального и индивидуального опыта в процессе экологического образования: любовь к природе, готовность понимать окружающий мир, доброта, сострадание, милосердие, взаимоподдержка, активная жизнедеятельность, познание окружающего природного мира и себя как его неотъемлемой части, материальное благополучие в гармонии с природой, духовное и физическое единство с природой, хорошее здоровье человека и его близких, внешняя красота и привлекательность, наслаждение красотой и неповторимостью природы).


Личностно-ориентированное образование

Одной из главных стратегических линий модернизации образования является ориентация образовательного процесса на личность ученика. При этом гуманистическая педагогика и психология учитывает уникальность личности учащегося, его индивидуальные способности и возможности. Среди основных качеств личности, выделяются следующие:



  • восприятие окружающей действительности через систему собственного отношения и понимания;

  • стремление к самопознанию, самореализации, внутренняя потребность к самосовершенствованию;

  • взаимопонимание как результат общения;

  • самосовершенствование как результат взаимодействия со средой и с другими людьми.

Основные идеи личностно-ориентированного образования изложены в трудах Л. В. Выготского, П. Я. Гальперина, А. А.Леонтьева и других авторов.

Личностно-ориентированное образование базируется на следующих принципах:



  • обеспечение целостного развития личности, поэтому результатом образования является развитие творческих, интеллектуальных, духовных и социальных качеств учащихся;

  • вовлечение учащихся в самостоятельную образовательную деятельность, а не пассивное овладение знаниями, при этом важную роль играют не столько знания, сколько умение применить их на практике, т.е. чёткое осознание учащимися где, как и каким образом, полученные знания могут быть применены в той или иной области;

  • использование продуктивным (активных) методов обучения, позволяющих организовать учебный процесс для ребёнка как его личную деятельность.

  • дифференциация обучения с учётом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт;

  • активность субъектов познания, связанную со способностью адекватно оценивать существующее положение дел, ответственностью за результат обучения;

  • обучение в сотрудничестве, основанное на общении со сверстниками и учителями при решении разнообразных проблем, использование групповых, парных, коллективных форм работы, совместных размышлений и дискуссий, что способствует развитию коммуникативных качеств обучающихся.


Деятельностный подход в образовании

Важным направлением модернизации образования является ориентация нарезультаткак системообразующий компонент современной парадигмы образования. При этом понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода будет зависеть от того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения. В свою очередь, успешность личностного развития в логике деятельностного подхода обеспечивается тем, что цели общего образования раскрываются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:



  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного развития в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • повышение мотивации и интереса обучающихся к учениюна всех ступенях обучения;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основеформирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Таким образом, основу развития личности ребёнка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

  • Общеучебные умения, навыки, способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

1) когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные(методологические) качества – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.Важнейшей составляющей умения учиться, а также овладения различными видами образовательной деятельности является развитие рефлексивных способностей учащихся. Способность к рефлексии напрямую связанна с умением отличать известное от неизвестного, адекватно оценивать собственные действия и действия других. В связи с этим важным является внедрение в практику приемов самоанализа и самооценки учебной деятельности и достижений.

Тесно связанным с деятельностным является компетентносный подход в образовании.

Компетентностный подход

Основу содержания образования с точки зрения компетентностного подхода составляют:



  • формирование в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям современного общества;

  • развитие внутренней мотивации к обучению, умения общаться, стремления к познанию, чувства ответственности за результат обучения и собственных действий, критического мышления, социального оптимизма;

  • обучение учащихся самостоятельному конструированию знаний, необходимых для решения возникающих перед ними задач;

  • формирование системы универсальных учебных компетенций, обеспечивающих успешное освоение содержания образования и создающих функциональный базис для непрерывного образования и профессиональной деятельности.

Понятие компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, отражает содержание образования, направленного на заданный результат (стандарт на выходе) и обладает интегративной природой, т.е. включает умения и навыки, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.
Таблица 1. Основные подходы для обновления содержания экологического образования (по Ягодину и др., 2012).


Подход

Принципы организации

Результат образования

Авторы

Личностно-ориентированный

Ориентация на личность учащегося

Развитие личностных качеств и социализация учащихся ( индивидуальная траектория развития) на основе интереса и индивидуальных особенностей и возможностей.

Л. В. Выготский,

К. Роджерс, А. А. Леонтьев,

Дж. Дьюи, В. Кильпатрик


Системно-деятельностный

подход


Ориентация на личность учащегося и потребности общества

Общекультурное и личностное развитие на основе формирования системы универсальный учебных действий в различных сферах деятельности учащихся (когнитивной, креативной, оргдеятельностной, коммуникативной, мировоззренческой).

Л. В. Выготский,

Б. Д. Эльконин,

В. В. Давыдов,

Ю. В. Громыко



Комтетентностный подход

Ориентация на потребности общества

Формирование универсальных компетентностей учащихся в соответствии с социальным заказом.

Л. В. Выготский, А. А. Леонтьев,

А. В. Хуторской, И. А. Зимняя,

А. Г. Асмолов, Дж. Равен


Эколого-гуманистический подход

Ориентация на идеи коэволюции общества и природы

Личностный рост и самореализация на основе эколого-ориентированных ценностей.

Д. Медоуз,

Г. А. Ягодин,

В. А. Ясвин,

С. Д. Дерябо,

В. А. Сластенин, А. В. Иващенко, В. И. Панов,

А. В. Гагарин


Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», на основе проведённых исследований выделяет качества, необходимые человеку в профессиональной деятельности:

• способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

• способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

• способность уживаться с другими;

• способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

• умение принимать решения на основе здравых суждений – то есть не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Рассматривая содержание образования, под компетенцией понимают совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определённому кругу предметов и процессов, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – это владение, обладание учащихся соответствующей компетенцией, включая личностное отношение к ней и предмету деятельности. При этом согласно А. В. Хуторскому, результатом образования выступает компетенция, как наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество, а также опыт.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций в качестве ключевых образовательных компетентностей в ЭОУР рассматриваются следующие:


  • общекультурные (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);

  • учебно-познавательные (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности переносить знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике);

  • информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет);

  • социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);

  • коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата);

  • личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющие программу жизнедеятельности вцелом).

Таким образом, компетентностный подход отвечает единому социальному заказу, направленному на становление личности ученика, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору.

Для того чтобы ключевые компетентности были сформированы у учащихся, необходимо создать систему ценностных ориентиров, по которым учащиеся смогли бы оценивать свои поступки и действия, результаты образовательной деятельности.


Познание как ценность.

Ценность для учащихся процесса познания и позитивное восприятие процесса познания проявляется в увлечённости учёбой в школе, стремлении к получению представлений об основных законах природы и общества, в творческом подходе к выполнению той или иной задачи, готовности прилагать определённые усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.

«Я» как ценность.

Проявляется в позитивном отношении к себе, повышении степени собственногосамовосприятия. Эти факторы проявляются в наличии уверенности в себе и в собственных силах, вере в достижение успеха, в открытости и искренности при общении с другими людьми, знании собственных позитивных качеств и умении опираться на свои сильные стороны и способности. На основе данной ценностно-смысловой установки у учащихся формируются такие важные характеристики, как: стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, осознание собственной значимости и неповторимости.



Другие люди как ценность.

Определяет, какие позитивные установки формируются у учащихся по отношению к другим людям (ученикам, учителям, родителям). Данная ценностная установка проявляется в готовности воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремлении проявлять доброжелательность, уважение, доверие, веру в личностный потенциал другого, умении конструктивно выстраивать межличностные отношения.



Природа как ценность.

Осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе, понимание необходимости гармонизации взаимоотношений общества и природы, осознание пределов экологической ёмкости биосферы. Данная ценностно-смысловая установка проявляется в готовности сохранять и оберегать жизньво всех её проявлениях и на всех уровнях организации, в рациональном использовании природных ресурсов, пропаганде природосберегающего образа жизни.



Социально-значимая деятельность как ценность.

Определяет значимость общественно-полезной деятельности как личностной ценности. Эта ценность должна проявляться в готовности старшеклассников действовать в социуме, ориентации на общественную значимость выполняемого дела, интересе к участию в общественно значимом труде, направленном на улучшение состояния окружающей среды, содействие решению социально-экологических проблем. Данная установка проявляется также в стремлении приносить пользу другим людям, желании к развитию собственных деловых качеств, нацеленности на полезность и важность своей деятельности для других.



Ответственность как ценность.

Характеризует степень ответственности старшеклассников за то, что происходит с ними в жизни. Определяет, испытывает ли учащийся потребность в обосновании и объяснении совершаемых ими действий, стремится ли анализировать свои поступки, руководствуется ли при принятии решения принципами, основанными на чувстве долга, добросовестном отношении к выполняемым делам.



Реализация современных педагогических технологий в образовательном комплексе в целях экологического образования
Учебная экологическая тропа на пришкольной территории
Подходы к интеграции общего и дополнительного экологического образования в образовательном холдинге
Система профильного экологического образования в образовательном холдинге
Рекомендации по проведению школьной олимпиадыпо
Введение экологических индикаторов устойчивого развития в деятельности образовательного холдинга

Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница