День народного единства



Скачать 37.84 Kb.
Дата28.04.2016
Размер37.84 Kb.
Тема: ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
(классный час для учащихся 9 класса)

Классный руководитель Масляева Г.А.

Цели: раскрыть содержание понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность», «благотворительность», «терпимость»; привить учащимся уважение к ценностям дружбы; способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу; формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимопонимание.

Ход классного часа

1. Рассказ с элементами беседы.

Учитель. День народного единства.

  • В память о каких событиях установлен этот праздник?

Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выходу страны из кризиса Смутного времени.

  • К чему призывает нас этот праздник?

Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

  • В чём состоит суть Дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.

День народного единства является свидетельством единения людей в служении обществу. Алексий II подчеркивает, что в нынешнее неспокойное время души людей особенно расположены к тому, чтобы «впитать уроки патриотизма, проникнуться христианскими идеалами жертвенности и мужественного стояния за Истину».



  • Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

  • Какое ещё название имеет этот праздник?

День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. Давайте поговорим, о том, что может сделать каждый из нас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

К р а т к а я и с т о р и ч е с к а я с п р а в к а об истории благотворительности в России и в мире. Благотворительности сегодня.



Класс разбивается на 3 проектные группы.

З а д а н и е. Разработайте название, девиз, эмблему своей благотворительной организации. Подготовьте план проведения благотворительной акции в нашей школе (классе) с названием «Доброта во всём» по плану: цель, участники и организаторы, подготовка, доброе дело на один день. Самый удачный проект будет внесен в программу общешкольных благотворительных акций.

П р и м е р н ы й п е р е ч е н ь благотворительных акций:


  • «Чистый город» (уборка территории подшефного детского сада); благоустройство обелисков, памятников.

  • «Поможем детям» (сбор детских книг и игрушек для воспитанников детских домов, проведение мини-спектаклей и концертов для маленьких пациентов детских больниц).

  • «Спешите делать добрые дела» (в рамках этой акции школьники окажут помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным и одиноким).

Другие в и д ы о б щ е ш к о л ь н ы х м е р о п р и я т и й:

  • Оформление стендов, фотовыставок, тематических книжных выставок в школьных библиотеках, выпуск школьных газет различной тематики: «Государственные символы России», «Символы нашего государства», «Демократия: государство и общество», «России славные сыны», «С названьем гордым – Русь», «Я, ты, он она – вместе дружная семья», «Освобождение Москвы от польских интервентов», «Казанская икона Богоматери».

  • Конкурсы рисунков, эссе, сочинений, исследовательских работ на темы: «Из истории воинской славы России», «Исторические святыни края», «Овеянные славой символы нашего государства», «Моя малая Родина», «Освобождение Москвы», «Хорошо, что мы живем в России», «Вместе мы едины», «Моя гражданская позиция».

  • Экскурсии в краеведческие музеи, заочные экскурсии на исторические темы; уроки истории в краеведческих музеях.

  • Проведение классных часов: «Люди сильны друг другом».

  • Как называется страна, в которой мы живём? (Российская Федерация.)

  • Что же такое федерация?

Федерация – это единство и многообразие народов страны. Наше общество представляет собой пеструю мозаику из граждан, которые различаются между собой по нации и религии.

Понимание способствует признанию того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но это не исключает общечеловеческих ценностей.



  • Какие общечеловеческие ценности вы знаете?

Наиболее важными из них являются: терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции, умение выслушать точку зрения другого человека; стремление найти согласие по наиболее важным вопросам, не прибегая к насилию и уважая позиции другого, основываясь на согласии по ключевым вопросам; умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, взаимный отказ от некоторых своих целей ради общего согласия.

  • Каким другим словом можно выразить понятие «терпимость»? (Толерантность.)

Давайте познакомимся с Декларацией принципов толерантности, представленной в Конституции Российской Федерации:

Статья 1
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга».

Статья 3
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4
ВОСПИТАНИЕ

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Работа в группах.


  • Приведите примеры конфликтных ситуаций и способов выхода из нее, учитывая принципы толерантности.

Учитель. Истории известны 3 подхода к решению проблем и конфликтов: с позиции силы (проблема решается за счет силы или, другими словами, за счет преимущества одной стороны: перевес в физической силе во время драки или военное превосходство в сражении, богатство в деловом мире, авторитет, власть и другие преимущества в различных отношениях между людьми. При силовом решении проблем часто и права человека нарушаются: свобода и равенство человека, право на жизнь, на здоровье, на уважение и личное достоинство); с позиции интересов (Александр Невский успешно решал конфликты не только с позиции силы. Он неоднократно спасал Русь от карательных набегов татаро-монголов, выезжая на переговоры к ханам и стараясь найти общие интересы); с позиции правил (с точки зрения правил, записанных в законе).

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы найти выход из конфликтной ситуации? (Терпимость, сдержанность, уважение многообразия в различных сферах жизни общества.)

  • Как же проявляется равноправие народов России?

Равноправие и самоопределение народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.

Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его развития и изучения. Важно, что Конституция гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

Общепризнанное положение поясняет этот вопрос следующим образом: все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры и образования. В странах, где это положение нарушается, можно наблюдать национальные конфликты.

Еще тысячелетия назад люди понимали необходимость осуществления принципа общественного равенства.

Но проходили века, сменялись эпохи и цивилизации, а долгожданный красивый идеал, приблизившись, таял, как мираж. Раздражая современников своей обманчивостью, становился причиной общественных потрясений и, подчас, страшных несчастий.

«Чтобы дать равенству прочное основание, нужно сделать таким основанием свободу, …ибо нужно, чтобы каждый человек имел право пользоваться всеми своими талантами» (К. Гельвеций).

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. ДАламбер).

Многие хотят, чтобы все люди уравнялись в зарплате и жилплощади, в доступе к продуктам питания и предметам быта, доступе к информации и достижениям культуры, в возможности получения образования и медицинского обслуживания.



  • При каких условиях равенство может считаться реальным?

Работа в группах.

  • Как можно осуществить принцип общественного равенства?

Учитель. Давайте прочитаем, что по этому вопросу написано в Конституции РФ:

КОНСТИТУЦИЯ РФ


(извлечение)

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Итак, мы с вами поговорили о способах разрешения конфликтов, об основных принципах, соблюдение которых гарантирует мирное сосуществование разных народов в обществе.



  • Какие это принципы? (Равноправие, взаимопомощь, терпимость, согласие, равенство.)

  • Может ли человек жить в одиночестве? Сам по себе, отдельно от других?

Есть у Евгения Евтушенко прекрасное с т и х о т в о р е н и е:

Люди сильны друг другом,

Так, словно Севером – Юг,

Так, словно пахарь плугом,

Так, словно пахарем – плуг.

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.


  • Как вы понимаете слова: «Люди сильны друг другом»?

Примерные варианты ответов:

 отношения между людьми укрепляют чувство уверенности в себе;

 общение помогает нам учиться, работать, жить;

 это о дружбе, которая лишает нас одиночества, делает нас добрее и лучше.



  • Найдите серьезные аргументы и обоснуйте, может ли человек быть счастлив один?

Есть такая сказка у Салтыкова-Щедрина «Премудрый Пискарь». Я хочу напомнить вам ее содержание.

Жил-был Пискарь. И отец и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху, ни к щуке в пасть не попали. Умирая, старый Пискарь говорил: «Смотри, сынок, если не хочешь в жизни пропасть, так гляди в оба». Пискарь сын отлично запомнил поучения отца; он сказал себе: «Надо жизнь так прожить, чтоб никто не заметил, а не то как раз пропадешь». Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пискарь таким образом с лишком 100 лет. Все дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родных – никого не было. Только настало время, и стал премудрый Пискарь помирать. Тут-то вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил, обогрел, защитил? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кто слышал о нем? Кто о его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто». Он жил – дрожал, и умирал – дрожал.



  • Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки относительно нашей темы?

Примерные варианты ответов:

 одиночество;

 каждый в своей жизни должен кого-то утешить, защитить, приютить, дать добрый совет;

 бесцельная жизнь;

 узкий мир личных интересов.

В некоторой степени мораль сказки отражает слова французского писателя Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается». Не страшно, когда человек один, гораздо страшнее, когда он одинок среди людей.

Каждый из нас хотел бы, чтобы друзья стремились поделиться с нами и радостью, и горем, чтобы в нас испытывали необходимость, а взамен получать бы ощущение безопасности от сознания того, что есть друзья, на которых можно положиться. Горячее желание обрести свой мир помимо дома – естественно и необходимо, через это надо пройти, чтобы стать взрослым.

З а д а н и е. Дайте определение понятию «дружба»; подумайте, в чем отличие понятий «друг», «приятель», «знакомый».



Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что человеку для полноценной жизни необходимо общение с близкими по духу людьми, обретение друзей. Давайте с вами разберемся, что такое дружба?

Примерные варианты ответов:

 дружба – это преданность, понимание, уважение, верность, искренность;

 это ответственность за другого;

 это полное доверие;

 дружба исключает предательство.

В результате у нас получились такие определения:



Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, уважении, преданности, общности интересов. Из чего следует, что настоящий друг – это тот, с кем нам хорошо, кто разделит нашу беду и порадуется вместе с нами, от кого мы не ждем подвоха. В отличие от него знакомый – человек, с которым мы можем часто встречаться в школе, во дворе, на дискотеках, но можем даже его имя не знать. К такому человеку можно запросто обратиться или куда-нибудь вместе отправиться. И из-за того, что отношения эти не скреплены никакими обязательствами, могут случаться всевозможные недоразумения. Приятель – с этим человеком мы проводим времени больше, чем со знакомым, но общих дел у нас с ним нет, так же как и общности взглядов и интересов, вкусов и привычек. Эти отношения легкие и взаимно безответственные.

З а д а н и е. Найдите причины ссоры между друзьями.



Учитель. Не раз вы, наверно, читали в молодежных газетах и журналах взволнованные письма: «Не могу найти друзей», «От чего мне одиноко?», «Почему друзья ссорятся?». Вопросов много и на все хотелось бы найти ответы.

Дружба – хрупка как стекло. Она испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Даже между лучшими друзьями возникают ссоры. Вот, например, что написала Аня Романова в газету «Рост»: «Бывает так, что дружишь с кем-то, а потом внезапно что-то ломается, разбивается – и вот от взаимной привязанности остаются лишь осколки. Конечно, можно стараться помириться, попросить прощения, а если обида слишком велика? Ты ждешь, когда твой друг первым подойдет к тебе, чтобы извиниться, а он все не подходит. Его гордость не позволяет ему этого, а может быть, виной – его стеснительность. Вот так начинает казаться, что рана слишком глубока, и подходить друг к другу бессмысленно, да и слишком поздно. Поздно? Нет, просить прощения никогда не поздно. Но ведь именно из-за того, что мы боимся сделать первым шаг, все усложняется, и дружбу уже не склеить... И все-таки так не хочется оставаться одной».

Лев Николаевич Толстой считал, что «когда ссорятся, оба виноваты», так что смело подходи мириться. А лучше – вообще не ссориться.


  • Как вы считаете, почему возникают трудности между лучшими друзьями?

Примерные варианты ответов:

 ваш лучший друг ведет себя по-разному наедине с вами и в присутствии других людей;

 ваш лучший друг иногда, не подумав, допускает грубые замечания, придирается к вам или своим поступком задевает ваши чувства;

 ваш лучший друг ревнив, считает вас своей собственностью и обижается, если вы дружите с кем-то еще;

 ваш друг не хранит ваших секретов.

Учитель. Вы правы, существуют множество причин ссор между друзьями. Иногда мы склонны формировать собственное суждение о любом событии или человеке, не вникая в суть вещей. Из желания осудить другого, если его мнение или увлечение не совпадает с нашим, мы начинаем советовать или навязывать друзьям собственное мнение и принципы. По этому поводу замечательно сказал Д. Карнеги: «Лично я предпочитаю землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба предпочитает червей. Поэтому когда я иду на рыбалку, то не думаю о том, чего сам хочу. Я думаю о том, чего хочет рыба. Я насаживаю на крючок в качестве приманки не то, что люблю я, а червячков и сушеных кузнечиков...»


  • Что это значит?

Примерные варианты ответов:

 разные вкусы у людей;

что хорошо мне, не обязательно – другу;

 расходятся мнения на один и тот же вопрос.



Учитель. Да, правильно, если хочешь сохранить свою дружбу, помни, что твое мнение навсегда останется твоим, а твой друг всегда будет думать по-своему. И этот факт надо принимать как данность. Будешь пытаться навязывать другому свою правду и не заметишь, как разрушатся ваши дружеские отношения.

Мы с вами разобрались, что дружба – это ответственность, своего рода испытание.

Проверьте, являетесь ли вы сами хорошим другом. Дружба – это не только великий дар, но и великий талант, великий труд. И не каждый способен выдержать такое испытание. Все мы хотим иметь хорошего друга, на которого можно положиться. Но отвечаем ли мы тем требованиям, которые предъявляем к другу? Я предлагаю посмотреть вам отрывок из фильма, снятого по повести В. Железникова «Чучело», в котором хорошо показаны мучительное взросление, противоречия и тончайшие нюансы движений детской души. Лена Бессольцева преподносит ребятам урок, как она понимает, что такое «дружба», что она вкладывает в понятие «друг».

По возможности – просмотр кадров фильма.

Приблизительное представление о том, каким другом являемся мы сами, дает тест. Ответьте честно на вопросы, и увидите, к какой категории вы относитесь.



2. Тест «Хороший ли вы друг».

1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей. Как вы поступите:

а) расскажете их другим людям;

б) расскажете, не назвав имен;

в) оставите при себе?



2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы поступите:

а) дадите его;

б) скажете, что его у вас нет;

в) откажете, объяснив причину?



3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите:

а) скажете, что и без того собирались купить новые;

б) попросите оплатить стоимость часов;

в) откажетесь от новых часов, но устроите маленький скандал?



4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите. В таком случае:

а) прекратите видеться с другом;

б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения;

в) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим?



5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:

а) порвете отношения с ним, чтобы не пострадать самому;

б) откровенно поговорите с ним;

в) продолжите дружбу, как прежде?



6. Считаете, что настоящий друг должен:

а) делиться с вами всем;

б) говорить только то, что хочет;

в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?



7. Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:

а) «Возьми их, доставишь мне удовольствие»;

б) «Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим»;

в) «Перебьешься! Надо экономить!»



8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга:

а) намекнете издалека;

б) попросите взаймы;

в) ничего ему не скажете?



9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит. Тогда вы:

а) скажете, что она ему не идет;

б) скажете, что она ему не идет, и объясните почему;

в) ничего не скажете?



10. Вы считаете, что ваш друг:

а) интеллигентнее вас;

б) менее интеллигентен, чем вы;

в) на том же интеллектуальном уровне?



Подсчет баллов

№ вопроса

а

б

в

1

1

2

3

2

2

1

3

3

3

2

1

4

2

3

1

5

1

3

2

6

1

3

2

7

2

3

1

8

1

2

3

9

1

2

3

10

2

1

3

Результаты

21–30 баллов. Вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать так же.

15–20 баллов. У вас есть друзья, но, как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.

10–14 баллов. Склонны больше обращать внимания на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям.

3. Подведение итогов.

Учитель. Мы всегда, в любой ситуации должны помнить о том, что ответственность за совершенные нами поступки будут лежать на нас. Поэтому задумывайтесь над тем, как поступить, какой сделать выбор.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница