Декоративно – прикладное искусство в дополнительном образовании, как фактор эстетического формирования личности



Скачать 77,66 Kb.
Дата21.05.2016
Размер77,66 Kb.
Мирошниченко Е. В.

МБОУ ДОД ГЦДОД г. Оби,

педагог дополнительного образования.
Декоративно – прикладное искусство в дополнительном образовании, как фактор эстетического формирования личности

Формирование эстетического вкуса – одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство и культуру происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. «Эстетическое воспитание - это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека».

В реформе общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы».

Декоративная деятельность дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений. В целом, воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами, в том числе и средствами художественной обработки ткани.

В процессе обучения ремеслу развивается психика, формируется интеллектуальный потенциал, развивается творческая активность, инициатива, воспитываются усидчивость, трудолюбие и многое другое. Данный вид деятельности доступен каждому учащемуся, техническое обеспечение не требует особых затрат, что немаловажно в нынешних экономических условиях.

Следует помнить, что воспитание, во-первых, не ограничивается детским (подростковым и т.п.) возрастом, а совершается на протяжении жизни. Во-вторых, не обязательно является целенаправленным, поскольку каждодневная действительность обладает воспитательным потенциалом. Отсюда наша ответственность за окружающих, поскольку сами факты нашего поведения легко могут выступать в качестве положительного или отрицательного примера.

Идеал гармонически развитой личности находим уже в античности; характерно, что духовное и физическое совершенство мыслились взаимодополняющими понятиями. У многих авторов, оставивших эстетическое наследие, мы находим определенные мысли об эстетическом воспитании, подчас целые проекты, хотя последнее вовсе не значит, что таковые могли быть осуществлены в реальности. Но помимо воззрений той или иной личности, того или иного философа, определенная эпоха, определенный общественный уклад несли в себе и определенный воспитательный потенциал, и общепринятую систему взглядов на методы и цели эстетического воспитания.

В соответствии с выделенными выше объектами эстетического исследования можно утверждать, что эстетическое воспитание подразумевает общение с прекрасным во всех его проявлениях. Прежде всего следует выделить:

- общение с прекрасным в природе;

- с искусством

- общение с прекрасным в повседневной жизни, включая и человеческие отношения.



Кроме того, эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения. С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.
Эстетическое воспитание в полноценном его понимании неотрывно от нравственного воспитания, в противном случае результатом будет эстетство. Предполагается, что в ходе эстетического воспитания человек учится:

- распознавать прекрасное;

- сохранять прекрасное;

- совершенствовать и умножать прекрасное.

Воспитанию должна быть присуща всесторонность

и "тотальность" - чем больше эстетически значимого окружает человека, чем менее остается незаполненных пустот, тем эффективнее процесс воспитания.

Для эффективной методики развития и художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие педагогические условия:

- раскрытиероли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического, воспитания при выделении регионального компонента образования;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся.

Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:

- готовность к продуктивной творческой деятельности;

- социальной адаптации;

- способность легко ориентироваться в решении творческих задач;

- национальное самосознание.

Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Декоративно-прикладное искусство, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в художественной школе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентации. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.

Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащегося, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного. В декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народного мировоззрения.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

В настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре.

Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.

Процесс познания и радость творчества в народном искусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения велика.

Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.

Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания являются занятия детей декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством, художественно изменяющим окружающую материальную среду. Оно имеет два направления: образное воспроизведение действительности и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства, декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функцию: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Выбор в качестве средства воспитания художественно–эстетической культуры декоративно–прикладного искусства объясняется тем, что по своей эстетической особенности и условности оно очень близко детям («самое близкое искусство»), по своей наглядно-образной специфике оно доступнее восприятию ребенка, чем профессиональное искусство, а практичность и разнообразие его многих жанров вызывает особый интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством.Занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. О важности выявления и развития творческих способностей Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосмос, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания! внутреннее раскрывается». Влияние декоративно-прикладного искусства на сознание учащихся основывается на закономерностях эстетического воспитания и художественного образования личности.

Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяется степенью проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.



Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница