«Дебаты как средство развития диалогического мышления учащихся» Бородина Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей категории моу «Гимназия №41»



Скачать 126.67 Kb.
Дата01.06.2016
Размер126.67 Kb.


«Дебаты как средство развития диалогического мышления учащихся»
Бородина Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ «Гимназия № 41»

г.Новоуральска Свердловской области

Сохранение и развитие одаренности учащихся является важнейшей проблемой общественного прогресса. В педагогическом процессе развитие одаренного учащегося целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором и творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.(4, с.309).

«Умственная одаренность,- писал В.Штерн, - есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» (9, с.7) Таким образом, содержание понятия «одаренность» напрямую связано с результатом образования, т.е. с содержанием понятия «социальная компетентность», которая понимается как «способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и социальной ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы» (2, с.15).

Проявление одаренности на старшей ступени обучения выражено в развитии абстрактного мышления, в установке на творческое выполнение заданий, в изменениях Я-концепции, формировании мировоззрения и собственной личностной позиции. Характерные черты юношеского возраста - обращенность в будущее, поиск смысла жизни – это и проявления одаренности. (5, с.10) Одаренный учащийся проявляет гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях, он открыт, дружелюбен, у него отлично развиты навыки общения.

Психологи считают, что подлинная сущность личности раскрывается в социальном взаимодействии, в широком социальном общении. Необходимо обращать внимание школьников на то, что признание «другого» (человека, мнения, идеи) состоит в осознании права быть «другим», отличным, особым. Умение видеть и понимать «другое» очень ценно, т.к. развивает способность смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – «другой» и собственной. Именно на старшей ступени обучения идет формирование конвергентного (диалогичного) сознания учащихся, их способности вступать в конструктивный диалог с собой и миром.

Жизнь по природе своей диалогична, как диалогична и природа человеческого сознания. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться… Диалогичность рассматривается как возможность взаимодействия внутреннего и внешнего. По словам С.Л.Рубинштейна, мир – «это общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей» (Цит. по 1, с.25). Человеку диалогическая позиция потенциально задана. Диалог – это главная смысловая платформа, с которой видится единство человека и мира.

Структура диалога предполагает наличие диалога внутреннего и внешнего. Во внутреннем диалоге личности может происходить общение между её разными «Я» (субличностями). Внешний диалог происходит между реальными лицами. Его содержание зависит от внешних обстоятельств (времени, места, темы, цели) и обусловлено характером каждого из собеседников.

Внешний диалог имеет три разновидности: диалог-познание, диалог-общение и диалог-деятельность. Целью диалога-познания является прояснение личностью представлений о целостности познаваемого ею предмета (субъекта). Цель диалога-общения – установление эмоционального контакта и ценностно-смысловых отношений. Цель диалога-деятельности – конструктивное сотрудничество, продуктивное сотворчество.

Виды диалога зависят от того, на каком уровне отношений произошла «встреча» собеседников: на эмоциональном, сознательном или духовном. Эмоциональный диалог характеризуется тем, что личность переживает чувство душевного контакта с собеседником, радость общения, душевный подъём. Сознательный диалог – это поиск путей согласования своей позиции и позиции собеседника, когда возникает глубокое понимание контекста его мышления (отношения, действия, поступка), приходит осознание своих связей с ним. Духовный диалог достигается благодаря тому, что в результате общения с собеседником у личности пробуждается осознание своего духовного «Я». Происходит встреча наличного «Я» и духовного «Я», дающая в итоге личностное новообразование, внутреннее обновление.

Дебаты как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся удачно совмещают в себе все эти три вида и три разновидности диалога.

Материал «Дебаты как средство развития диалогического мышления учащихся» ставит целью создание условий для формирования гуманитарного опыта старшеклассников, достижению которой способствуют задачи развития общекультурной и социальной компетентности учащихся в процессе их приобщения к произведениям мировой литературы и анализа современной социокультурной ситуации. Использование технологии дебатов для решения сложнейшей актуальной проблемы – «создания образовательного «поля» культуры для развития уникального человека во всей его полноте и жизненной динамике» (8, с.29) - позволяет снять ряд противоречий, существующих сегодня в теории и практике образования. Это противоречия:



  • Между общественной потребностью в социально активной, целостной личности, в полной мере осуществляющей самореализацию, и реальной неспособностью человека актуализировать своё личностное начало;

  • Между признанием педагогической теорией приоритета субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью содержания и методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;

  • Между признанием диалога в качестве ведущего определения гуманитарного мышления и недостаточной разработанностью диалога как технологической единицы гуманитарного образования.

Слово дебаты французского происхождения (debat – спор, прения). Прения – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор.

Существует три вида дебатов:



1. Дебаты «стиля Дугласа Линкольна». Общие философские рассуждения этического и эстетического порядка, не предусматривающие конкретного решения проблем.

2. Политические дебаты. Цель – выработка стратегии действий по какому-либо вопросу.

3. Парламентские дебаты.

Дебаты как интеллектуальная игра, преследующая образовательные цели, представляют собой симбиоз дебатов первого и второго вида. Сегодня в педагогической практике под дебатами понимают ведение дискуссии на любые заданные темы, результатом которых является последовательное, аргументированное и корректное обоснование своей точки зрения по вопросу, а также опровержение точки зрения противоположной стороны.

Для проведения дебатов формируется две команды участников. Каждая команда состоит из 3-5 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, отвергающая тему, называется отрицающей. Команда утверждения выступает с тезисом, соответствующим названию игры, например: «Засилие иностранных фильмов губит отечественный кинематограф» или «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным». Её спикеры пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки. Команда отрицания выступает с противоположным тезисом, например: «Засилие иностранных фильмов НЕ губит отечественный кинематограф» или «Обучение мальчиков и девочек НЕ должно быть раздельным».

Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечаются области столкновения позиций команд, указываются сильные и слабые стороны выступлений. Роль судьи в дебатах одна из самых трудных, потому что судье во время дебатов необходимо забыть всё, что он знает об этой теме и о своих взглядах на неё, чтобы с максимальной объективностью выбрать наиболее убедительную аргументацию одной из команд.



Критерии оценки выступления команды могут быть самыми разнообразными, в зависимости от преследуемой учебной цели, например: глубина раскрытия темы, разнообразие аргументов, доказательность, логика изложения, полнота ответов на вопросы, культура речи, корректность, соответствие морально-нравственным принципам и другие.

Примерный план игры:

1. Приветствие участников – 3 минуты.

2. Выступление команды утверждения – 7 минут. Первый спикер команды утверждения представляет свой «кейс» - аргументацию тезиса ЗА, формулирует основные определения и понятия, рассматривая проблему с разных сторон, например при раскрытии темы «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации» можно выбрать экономический, экологический, социальный, исторический, медицинский аспекты рассмотрения.



3. Раунд вопросов – 10 минут. Команда отрицания задаёт вопросы «на понимание» команде утверждения. В вопросах уточняется позиция команды утверждения.

4. Выступление команды отрицания – 7 минут. Первый спикер команды отрицания представляет аргументацию тезиса ПРОТИВ.



5. Раунд вопросов – 10 минут. Команда утверждения задаёт вопросы команде отрицания. Вопросы обычно задают вторые спикеры и группа поддержки команды (используется «свободный микрофон»).

6. Выступление третьих спикеров команд. Их задача – сделать выводы, ещё раз опровергнуть оппонентов, провести сравнительный анализ позиций, доказать, почему их позиция более убедительная, расширив круг аргументации, используя новые факты, высказывания известных людей, эмоционально воздействуя на аудиторию и судейскую коллегию.

7. Выступление зрителей и гостей с оценкой хода дискуссии.

8. Выступление судей. Подведение итогов игры.

Обычно тема дебатов формулируется в виде повествовательного утвердительного предложения, суждения, с которым можно согласиться (позиция «ЗА») или нет (позиция «ПРОТИВ», например: «Гений и злодейство – две вещи несовместные», «Экранизация литературных произведений искажает замысел автора», «Детей надо обучать тому, что пригодится им во взрослой жизни», «Цензура индивидуального мнения в интересах государства оправдана», «Государственная служба должна быть обязательна для каждого гражданина», «Открытое общество должно иметь открытые границы», «Развитие атомной энергетики является необходимым условием развития России».

Участие в дебатах способствует развитию социальной компетентности учащихся, формированию их гуманитарного диалогического опыта, который позволяет научиться:

- трансперсональности (передаче продуктов своей деятельности, себя – другим);

- эмпатийности (способности вчувствоваться в другого, принимать другого и другое такими, каковы они есть);

-конгруэнтности (естественности, искренности, доверительности, открытости в отношениях и поведении);

- толерантности (терпимости к чужому, инакомыслию);

- конструктивности (способности позитивно воспринимать и решать ненасильственным путём конфликты);

- сотрудничеству (умению работать в команде, взаимодействовать с другими, не ущемляя их прав и интересов и внося вклад в общее дело);

- рефлексии (способности анализировать свои поступки, своё развитие с позиций духовного (ВЫСШЕГО) запроса к себе, в контексте движения к своей целостности.

Существующая система образования в основном пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке, понимающем и сознающем себя, общество и культуру. Сегодня образование является скорее орудием закрепления и воспроизводства существующих социальных и экономических структур, чем механизмом формирования и совершенствования индивида, коллективных ценностей и знаний, позволяющих человеку менять свою судьбу.



Проблема, таким образом, состоит в углубляющемся на современном этапе цивилизационного и культурного развития общества разрыве между предметной (технической, технологической, социально-функциональной) компетентностью человека и его гуманитарной образованностью, выражающейся в неспособности личности конструктивно решать собственно человеческие вопросы и задачи. По сути, это проблема целостного образования человека, т.е. такого образования, которое позволяет человеку становиться субъектом своей жизнедеятельности, своего целостного человеческого (духовно-нравственного) развития, брать ответственность за себя и за мир, накапливать опыт совершенствования самосознания.

Сегодня всё чаще результат образования педагоги видят в развитии гуманитарной компетентности личности, в формировании её гуманитарного опыта. Гуманитарный опыт, основанный на понимании субъективного мира и своего авторства в жизнедеятельности, есть базовый опыт личности для формирования всех остальных видов компетентностей. Гуманитарный опыт – это опыт установления диалогических отношений с Другим (другая личность, культура, природа, своё «другое» Я), предполагающих его принятие, эмпатическое понимание, осознание и конструктивное взаимодействие с ним. На формирование гуманитарного опыта и направлено использование технологии дебатов в учебно-воспитательном процессе.



Литература

  1. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.В.Черниковой. – М.: Глобус, 2006.

  2. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2000.

  3. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.:Российское педагогическое агенство, 1998.

  4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агенство, 1997.

  5. Опыт изучения курса западной литературы в X – XI классах лицея: учеб.-метод. пособие // Типолаборатория УрГУ, Екатеринбург, 1991.

  6. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. М.: Педагогическое общество России, 1999.

  8. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности/ В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

  9. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ Пер. с нем. А.И. Болтунова; Под ред. В.А.Лукова. – СПб: Союз, 1997.



Приложение 1.
Карта мониторинга уровня сформированности конвергентного сознания учащихся



Фамилия,имя

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10









































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Содержание критериев:

  1. Знает основные направления духовной эволюции человеческой цивилизации и соотносит их с проблематикой дебатов.

  2. Знает систему ценностных ориентаций различных культурно-исторических эпох, понимает взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства.

  3. Знает технологию проведения дебатов.

  4. Понимает противоречивость развития окружающего мира.

  5. Понимает ценность культуры как духовного пространства, объединяющего людей.

  6. Понимает ценность своей и чужой позиции.

  7. Создает собственные оригинальные тексты оценочной направленности.

  8. Проявляет толерантное отношение к другим этносам и культурам.

  9. Принимает ценности группы.

10.Уважительно относится к индивидуальным особенностям каждого.

По каждому критерию выставляется от 0 до 1 балла (в зависимости от выраженности признака)
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница