Данной статьи



Скачать 372,84 Kb.
Дата18.02.2016
Размер372,84 Kb.







Я-КОНЦЕПЦИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА О МИРЕ И О СЕБЕ

Другие публикации на тему данной статьи:

- Рождение личности

Когда нам надоедает наша одежда, мы идем в магазин и покупаем новую. Если она не понравилась вашему приятелю, мы можем убедить себя в отсутствии у него надлежащего вкуса. Если кто-то начинает нас критиковать, не трудно доказать себе, что критикующий еще тот "гусь", и пусть он лучше сначала поглядит на себя. Гораздо сложнее и труднее переубедить себя относительно того, что я сам о себе думаю. Здесь человек может оказаться бессильным, потому что уйти из опостылевшего дома можно, но как уйти от самого себя?

Итак, что такое Я-концепция? Какова ее роль в жизни человека? Как она формируется? Что она представляет собой в интересующем нас дошкольном возрасте? Эти вопросы и станут предметом нашего рассмотрения в этой статье.

Что такое Я-концепция?

Существует масса определений этого понятия. Нет смысла перечислять их. Остановимся на определении, принадлежащем известному американскому психологу Карлу Роджерсу. Он полагает, что Я-концепция - это совокупность представлений индивида о своих характеристиках и способностях, о возможностях взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, совокупность ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Итак, Я-концепция - это образ Я, включающий всю совокупность представлений человека о себе, о своих идеях, способах взаимодействия с другими людьми. Необходимо добавить, что наряду с Я-концепцией всегда выделяют и самооценку, важнейшую характеристику самосознания человека. Самооценка - это наше суждение о собственной ценности, в ней отражается чувство самоуважения и самопринятия человеком самого себя. Низкая самооценка предполагает самоотрицание, непринятие себя, негативное отношение к собственной личности.



Роль Я-концепции и самооценки в жизни человека.

Можно выделить три значения, три функции Я-концепции.

Первая из них заключается в обеспечении внутреннего единства личности, ее внутренней согласованности, иными словами, сохранении целостности Я-концепции и самооценки.

Когда человек сталкивается с суждениями о себе, противоречащими его собственным, он всегда стремится к сохранению целостности своего Я и своей самооценки. Субъективно такое противоречие выражается психологическим дискомфортом - внутренним конфликтом, стрессом. Он не может примириться с существованием одновременно двух противостоящих друг другу образов Я и ищет способы устранения этого противоречия. В одних случаях это изменение представлений о себе, в других - использование психологических защит - способов, позволяющих сохранить целостность Я даже под угрозой действия реальных фактов.

Дети-дошкольники, особенно младшие, общаются в основном с родителями, являющимися для них основными источниками суждений о них самих. Поэтому самооценка детей складывается в результате оценок, получаемых от родителей. Если родители не принимают ребенка, пренебрегают им и отталкивают его, то ему трудно избежать негативной самооценки и связанных с ней разочарований. Позитивная же самооценка ребенка формируется при позитивном отношении к нему родителей.

Я-концепция ребенка имеет слабую структуру, что и обусловливает ее максимальную пластичность, податливость. Именно поэтому влияние родителей на формирующуюся самооценку столь сильно. Кроме того, родители должны помнить, что однажды сложившиеся Я-концепция и самооценка склонны к "самоподдержанию". Поэтому образ Я и самооценка, заложенные в детстве, оказываются довольно устойчивыми и в последующие годы жизни человека. Отказаться от них ему чрезвычайно трудно.

Следующая функция Я-концепции заключается в том, что она помогает человеку в интерпретации (то есть осмыслении, объяснении) приобретаемого им нового опыта. Речь идет о том, что мы интерпретируем те или иные жизненные обстоятельства исходя из наших представлений о себе и собственной самооценки. Образно говоря, Я-концепция выступает в виде внутреннего фильтра, через который мы воспринимаем внешний мир. Каков фильтр, таков и результат восприятия нами информации, поступающей через него к нам.

К примеру, если у ребенка низкая самооценка, а родители, стремясь повысить ее, расточают ему похвалы в надежде, что он поверит в собственные силы, то интерпретация ребенком этих похвал может оказаться совершенно неожиданной для родителей. "Видно, я совсем никудышный, раз папа с мамой стараются внушить мне обратное", - рассуждает малыш. В этом суждении легко увидеть действие феномена "самоподдержания", о котором говорилось выше. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Третья функция Я-концепции состоит в том, что она обусловливает содержание наших ожиданий, то есть того, что с нами может произойти.

К примеру, маленький ребенок с низкой самооценкой будет весьма озабочен своим выступлением на утреннике, ребенок постарше - результатами предстоящей контрольной по математике. Показательным примером может служить убежденность воспитанников детских домов в невозможности установления тесных эмоциональных отношений с другими людьми в силу собственной никчемности. Возможны и иные ожидания этих детей: "другие люди не хотят устанавливать близкие отношения со мной, так как я им не интересен".

Наоборот, положительная самооценка помогает настроиться на хороший результат. Возникает ситуация ожидания успеха.

Как формируется Я-концепция.

Процесс формирования и развития Я-концепции в сравнении с другими психологическими образованиями (эмоциями, процессами познания, мотивами) изучен довольно мало. Особенно это касается самых ранних стадий становления образа Я: младенчества, раннего и дошкольного детства. Объясняется это методическими трудностями и отсутствием в распоряжении исследователей объективных показателей. Поэтому долгие годы многие психологи были убеждены в отсутствии Я-концепции у младенцев. В свое время выдающийся американский психолог Уильям Джеймс образно назвал младенца "большой, цветущей, жужжащей путаницей", подчеркивая тем самым отсутствие у него самосознания.

Из сказанного о функциях Я-концепции читателю уже стала понятна ее ведущая роль в организации и регуляции поведения человека. Чтобы Я-концепция могла стать реальным фактором регуляции поведения, ребенок "должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов", - подчеркивает Р. Бернс. "Он должен также интуитивно осваивать точки других людей, поскольку сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку своего поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания".

Начало становления Я-концепции связано с осознанием ребенком своей отдельности от других людей. Только осознав свою отдельность, ребенок сможет устанавливать отношения с окружающими. Такой подход к пониманию становления самосознания позволяет говорить о начале этого процесса с первых дней жизни ребенка.



Этапы Я-концепции.

Младенчество. Формирование Я-концепции, как это на первый взгляд ни покажется странным, начинается с первых минут жизни человека. Ее первооснову, судя по данным многочисленных исследований, составляет телесное Я новорожденного, формирующееся на основе его ощущений.

Выдающийся российский психиатр В. М. Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно состоит в неясном чувствовании собственного существования. "Ребенок, - писал другой известный российский ученый И. М. Сеченов, - множество раз получает от своего тела сумму самоощущений во время стояния, сидения, бегания и пр.". То есть телесные ощущения ребенка являются свидетельством его существования, причем в младенческом возрасте не только основным, но, возможно, и единственным. Ощущения младенца, получаемые им от постоянных напряжений тела и от систематически совершаемых им движений, обеспечивают его "постоянным осознанием того, что Я есть Я". По образному выражению американского психиатра Г. Олпорта, "телесное ощущение на всю жизнь остается якорем для нашего самосознания".

На основе этих самоощущений у ребенка формируется схема тела - субъективный образ взаимного положения и состояния движений частей тела в пространстве. Таким образом, телесное Я предстает в виде схемы тела и является основой для последующего развития Я-концепции. Схема тела (телесное Я) выступает в качестве первого механизма отделения Я от внешнего мира. Нарушения этого механизма могут привести к различным состояниям, вплоть до потери чувства Я. Следует указать и на то, что, сформировавшись впервые в младенческом возрасте, схема тела развивается на протяжении всего детского, подросткового и юношеского возраста и приобретает завершенность по окончании процесса физического роста.

Однако телесное Я, являясь главной составляющей Я-концепции младенца, не исчерпывает все ее содержание. Хорошо известно, что важнейшим условием психического развития младенца являются его взаимоотношения с матерью. У ребенка в ходе этого взаимодействия устанавливается определенное отношение к матери - наиболее близкому человеку, с которым он взаимодействует, а через нее и с окружающей средой.

Для нормального психического развития младенца очень важно, чтобы его отношение к матери было доверительным. Именно чувство доверия ребенка к окружающему его миру, формирующееся в течение первых полутора лет жизни, является основой для позитивных самоощущений ребенка и как следствие для позитивного отношения к окружающим. Доверяя другим и чувствуя их поддержку, ребенок не боится обращаться к новым, незнакомым ему видам деятельности. Таким образом закладывается и основа позитивного отношения к самому себе, основа позитивной Я-концепции.

В случае неудачи у ребенка формируется базовое чувство недоверия, блокирующее нормальный ход последующего развития. Очевидно, трудно рассчитывать на независимое, самостоятельное поведение не доверяющего никому и ничему ребенка.



Раннее детство. Период от года до трех лет - следующий шаг в становлении Я-концепции. К основным составляющим образа Я в раннем детстве можно отнести: узнавание себе в зеркале или на фотографии, наличие у ребенка чувства собственности, оценочного отношения к самому себе "я хороший", "я красивый", умение сочувствовать, сопереживать. К началу трех лет практически у всех детей сформированы эти компоненты образа Я.

Одним из самых надежных показателей зарождения Я-концепции в раннем детстве считается способность ребенка к узнаванию себя. Это важный шаг в процессе осознания себя, своего Я, отделения собственного Я от Я родителей. (Отметим, что речь идет о так называемом физическом, или телесном, Я.) Были проведены оригинальные эксперименты с целью установления возраста узнавания ребенком себя.

В науке хорошо известен следующий эксперимент: ученые просили матерей незаметно для их детей в возрасте от шестнадцати до двадцати двух месяцев наносить им красное пятнышко на нос. Если ребенок, находящийся перед зеркалом, тянулся не к изображению в зеркале, а к собственному носу, то самоузнавание состоялось. Ни один из шестнадцатимесячных малышей не стал ощупывать свой нос, в то время как это делали все двадцатидвухмесячные малыши. В более поздних исследованиях было установлено, что впервые способность к самоузнаванию возникает в восемнадцатимесячном возрасте и становится обычным явлением к двадцати месяцам. Почему именно в этом возрасте появляется эта способность? Многие исследователи связывают это с динамикой познавательного развития ребенка, в частности с окончательным оформлением к восемнадцатимесячному возрасту способности осознания постоянства предметов. Таким образом, в полтора года у ребенка формируется представление о себе как о независимом, постоянном объекте, сохраняющем свою автономность во взаимоотношениях с другими людьми.

Наряду с развитием телесного Я, в раннем детстве формируется и полоролевое Я. Усваивая половую роль, ребенок принимает ту или иную (мужскую или женскую) модель поведения и соответствует ей на протяжении своей жизни. Половая идентичность предполагает единство самосознания и поведения индивида, его ориентацию на требования, предъявляемые к той или иной роли. Установлено, что уже к полутора-двум годам ребенок знает, что он мальчик или девочка, но пока не знает, почему это так. В последующем, уже в дошкольном детстве, ребенок, сравнивая себя с родителем своего пола, подражает ему, обучается соответствующему полоролевому поведению.

Развитие Я-концепции в раннем детстве предполагает осознание ребенком себя в качестве активно действующего существа. Всем знакома необычайная подвижность ребенка, его неуемная активность в этом возрасте. Обретая относительную самостоятельность и независимость от взрослых (ребенок уже может говорить, хорошо ходит), он все более осознает себя в качестве самостоятельного человека, способного к совершению разнообразных действий.

Главным новшеством этой стадии развития является появление способности делать самостоятельный выбор. Активность ребенка направлена на окружающий его предметный мир. Он безостановочно экспериментирует с разнообразными предметами, пытаясь изучить их. Он совершает при этом множество ошибок, и родители, порой устав от этой неиссякаемой активности ребенка, накладывают на нее многочисленные ограничения, что и приводит к конфликтам. "Не беги", "не трогай", "не подходи" и подобные "не делай" - вот что нередко слышит ребенок в ответ на проявление своей самостоятельности. В результате родительских запретов ребенок вынужден перенаправить вектор своих побуждений с внешних объектов на самого себя. "Он будет сверх всякой меры воздействовать на самого себя и разовьет не по годам требовательную совесть" (Э Эриксон).

Последствия бесчисленных запретов очевидны, как очевидны и последствия чрезмерного, подчеркнем, пристыживания ребенка родителями в воспитательных, как им кажется, целях. У ребенка развивается чувство неуверенности в своих силах, появляется излишняя застенчивость, сомнение в собственных возможностях. Ребенок приучается считать себя всегда и во всем виноватым, а это невольно побуждает его к тому, чтобы как-то выкрутиться из сложившейся ситуации. Эриксон, обсуждая подобную коллизию, говорит о том, что "многие маленькие дети, пристыженные сверх меры, могут оказаться хронически предрасположенными бросать вызов окружающим". Результатом чрезмерного пристыживания ребенка может стать его внутренняя решимость поступать так, как он хочет, когда за ним никто не наблюдает и наказания не последует. "Такой негативизм - естественная реакция на необоснованные требования взрослых, чтобы ребенок всегда считал себя виноватым, свои потребности и желания - чем-то дурным, а тех, кто выносит подобные суждения, - всегда правыми. Воспитывая ребенка такими методами, мы рискуем получить в будущем человека, не считающегося с общественным мнением" (Р. Бернс).

Таким образом, истоки некоторых негативных личностных характеристик, таких как неуверенность в себе, излишняя застенчивость, лживость, пренебрежение мнением окружающих, берут начало в младенчестве и раннем детстве. А потому родителям нужно помнить, что ребенок с самого рождения нуждается в поддержке, в становлении чувства независимости, самостоятельности, столь необходимого в будущей взрослой жизни.

Некоторые родители могут возразить: "Вы что, ратуете за абсолютно свободное воспитание детей, переходящее во вседозволенность?" Конечно нет!

Некоторые из самостоятельных действий ребенка порой угрожают его здоровью, а иногда и жизни. Кроме того, трудности, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с родителями, способны довести до белого каления самых терпеливых из них. Очевидно, что в ситуации, когда ребенка действительно следует уберечь от грозящих его здоровью, а тем более жизни опасностей, нужно проявить твердость и последовательность. Разумные родители, как правило, не злоупотребляют ни запретами, ни бесконечным пристыживанием своих детей. Они вместе с детьми переживают их радость независимости. И еще: очень многое в становлении независимого и самостоятельного человека обусловлено тем, насколько сами родители являются таковыми. Зависимые, неуверенные, излишне сомневающиеся в себе родители вряд ли способны создать условия для становления самостоятельного, уверенного в себе человека.



Дошкольное детство. В этот период продолжается изменение телесного Я дошкольника. Изучение самоописаний пятилетних детей позволяет сделать вывод о доминировании физических качеств ребенка: тела, роста, цвета волос, эмоциональных состояний, любимых занятий. Например, дети отмечают свою компетентность в выполнении определенных действий. При этом образ собственного тела играет ведущую роль.

Дети дошкольного возраста редко фиксируют внимание на своих внутренних особенностях, таких как смелость, способность к чтению. Кроме того, самоописаниям детей дошкольного возраста свойственна эгоцентричность. Ребенок рассматривает мир с точки зрения удовлетворения собственных потребностей и желаний. Его точка зрения абсолютна, он убежден, что другие думают и воспринимают окружающий мир точно так же, как он, и поэтому не способен представить существование точек зрения, отличных от его собственной. Сразу же оговоримся, эта эгоцентричность обусловлена субъективной природой мышления в этом возрасте. Иными словами, ребенок пока считает лишь свои ощущения единственно верными, лишь свою позицию правильной.

По мнению некоторых исследователей, дети в возрасте от трех с половиной до четырех лет уже способны различать свое физическое и внутреннее, скрытое от окружающих, Я. Отвечая на вопросы экспериментатора: "Где у тебя то место, которое знает твое имя и думает о разных вещах? Чем ты "знаешь" и "думаешь"?", 14 из 22 дошкольников довольно точно отвечали: "Все это происходит в голове".

Итак, в структуре Я-концепции дошкольника важнейшее место принадлежит его представлениям о своем физическом облике, а также действиям, которые он способен выполнять. Кроме того, можно говорить о наличии первичных представлений о своих качествах. Правда, ограничения в языке не позволяют ребенку рассказать о них. До семи лет очень трудно определить самооценку ребенка.

Важнейшая составляющая Я-концепции дошкольника - это его полоролевое Я. Нам уже известно, что впервые представления ребенка о себе как о мальчике или девочке формируются в раннем детстве. Дошкольное детство, пожалуй, важнейший этап в укреплении этих представлений. В три-четыре года дети без труда различают пол окружающих людей по внешним признакам, но при этом допускают обратимость пола. То есть замечание взрослого: "Не плачь, а то превратишься в девочку" - содержит для ребенка реальную угрозу.

К шести-семи годам ребенок формирует окончательную половую идентичность и осознает необратимость половой принадлежности. Осознание этой необратимости совпадает с резким усилением в этом возрасте различия половых установок и поведения. Известный российский сексолог И. С. Кон подчеркивает значимость определенного отношения ребенка к собственной половой роли. В этом отношении отражаются представления о том, насколько собственные качества ребенка соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. "Несовпадение половой идентичности обычно так или иначе проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников" (И. С. Кон). Поэтому, если до семи лет воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, результаты такого воспитания могут стать необратимыми. Одним из отправных моментов формирования первичной полоролевой идентичности до начала речевого развития ребенка являются используемые в общении с ним коммуникативные средства и обозначения (эмоциональные реакции, жесты, интонации, прикосновения; одежда; игрушки и т. д.), господствующие в общественном сознании.

В. С. Мухина: "Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама папу. До этого он бессознательно ощущал себя центром семьи, ощущал, что именно вокруг него, по его поводу происходили эмоциональные всплески в семье. А теперь видит и слышит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия. Разочарованный малыш начинает капризничать, проявлять агрессию. Ему кажется, что родители его "провели" - ведь им вполне хорошо и без него. В действительности малыш стал более самостоятельным, и мама почувствовала, что может меньше им заниматься. Самостоятельность радует малыша. Но его не устраивает, что мама не принадлежит только ему. То же относится и к папе".

Завершая характеристику Я-концепции дошкольника, необходимо указать еще на одну важную ее составляющую. Всем хорошо известно, что отличительной особенностью этого периода является присущая многим дошкольникам любознательность. Именно любознательность становится движущей силой познавательной деятельности дошкольника. Поведение приобретает выраженный исследовательский характер. Любознательность и инициатива, по мнению Э. Эриксона, "добавляют к автономии предприимчивость, планирование и стремление решить задачу ради того, чтобы быть активным и находиться в движении".

Опасность в развитии Я-концепции на этой стадии заключается в возможности возникновения у ребенка чувства вины "за предполагаемые цели и инициируемые поступки", что может подавить инициативу. Сильное чувство вины приводит к чрезмерному контролю ребенка над собой, когда образ Я сжимается "до точки самоуничтожения". Дети при этом намеренно развивают в себе сверхпослушание. Поэтому для поддержания у ребенка высокой и положительной самооценки важно не допускать самоуничижительных оценок.

Значимость этой стадии в том, что формирующиеся инициативность и ответственность являются базой для инициативы и ответственности взрослого. Вина и покорность как нежелательная альтернатива закладывают основу для таких качеств, как излишняя уступчивость, чувство неполноценности и даже безответственности, которые могут проявиться в будущей взрослой жизни ребенка.

Автор: В.А. Аверин

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей. Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности.


Автор: Роберт Энтони (Robert Anthony), популярный американский психолог и психотерапевт, который провел более 5000 семинаров по всему миру.

Жизнь доказывает, что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе — то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.искусство согласия с собой: развитие позитивной самооценки

Позитивная самооценка — это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитие позитивной самооценки — не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так. Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники — люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, — страдают от низкой самооценки. Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего я», с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

Развитие позитивной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

Чтобы соотнести усвоенное со схемой своего поведения, важно знать, как низкая самооценка развивается и как проявляется в других. Тогда вы сможете понять, что следует делать для продвижения вперед.



Начнем сначала

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей. Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности. Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными.

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка у наших родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными ив результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся «фактами» опыта детей. Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган. В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения. Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки. Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем. Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании. Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Если быродители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты» то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Вот один тревожный факт: многие родители живут опосредованно через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей. Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Paзумеется, это делается за счет ребенка. Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил — а может быть, даже не имеет — эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято думать. Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности. Постоянно сосредотачивая на этом внимание и убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние. Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает. В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает». По мере того как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, они превращают своего ребенка в эмоционального калеку. Лишенный побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством, он медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно в свою очередь формирует основу для низкой самооценки.

Вопреки расхожему убеждению система воспитания. основанная на вознаграждении и наказании, является гарантией низкой самооценки. Ребенку нужно позволить проявлять инициативу и совершать столько ошибок, сколько необходимо для усвоения урока, не наказывая за них. Научившись на своих ошибках, ребенок скорее всего никогда их не повторит. Он поймет: что ни сделай, либо заслужишь вознаграждение, либо столкнешься с последствиями своих ошибок. И чем раньше, тем лучше.

Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому. Исследования показали, что трагичная склонность ксамоубийствам наследуется. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

Заражая детей своим чувством неполноценности, мы стремимся заразить и всех остальных, с кем входим в контакт. Если наше положение позволяет нам влиять на других (возьмем, к примеру, учителя или проповедника), мы распространяем болезнь на тех, кто смотрит на нас как на лидеров или как на источник вдохновения. Люди интуитивно ощущают недостаток чувства собственного достоинства и неизбежно начинают перенимать часть тех качеств, которые они с нами связывают. Я давал советы сотням людей, страдавших отсутствием уверенности в себе и, как следствие, неспособным успешно ориентироваться в жизненных ситуациях. Каждый из них представлял собой результат наличия низкой самооценки, развившейся дома, в школе и/или под влиянием негативного религиозного воспитания.



Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Они могут быть описаны как средства и привычки, которые мы вырабатываем для того, чтобы ускользнуть от требований повседневной жизни. Это алиби, позволяющее нам временно избежать встречи с реальностью. Пагубная сила наших пристрастий прямо связана с чувством неполноценности и страхом перед самим собой. Мы прикрываемся своим алиби, маскируя низкую самооценку, которую не хотим показывать окружающим.

Основные склонности человека, обладающего низкой самооценкой

Жалобы и обвинения. Мы обвиняем других и жалуемся на них, поскольку отказываемся принять тот факт, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться». Человек, у которого вошло в привычку жаловаться и винить других в своих неудачах, чувствует себя неполноценным и пытается укрепить свое положение, принижая других.

Поиски виновного. Мы считаем других людей виновными в том, что они не принимают нашу систему ценностей или не соглашаются с ней. Мы компенсируем свое чувство неполноценности, пытаясь представить себя правыми, а их — неправыми. Заметьте, как часто мы обвиняем людей за то, что нам не нравится в нас самих. Осуждая их поступки, мы, в сущности, говорим: «Я не нравлюсь себе, когда такое делаю, поэтому не могу допустить, чтобы подобное поведение сошло с рук тебе». Мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, — это психологическая истина.

Потребность во внимании и одобрении. Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

Отсутствие близких друзей. У людей с низкой самооценкой, как правило, нет близких друзей. Питая неприязнь к себе, они становятся либо «одиночками», живущими отдельно от остальных, либо придерживаются противоположной схемы поведения истановятся агрессивными и напористыми, критичными и требовательными. Ни та, ни другая черта не способствует дружеским отношениям.

Агрессивная потребность побеждать. Если мы одержимы желанием всегда побеждать или быть правыми, то обычно страдаем от отчаянной потребности доказывать это всем окружающим. Мы пытаемся выставить на первый план свои достижения. Побуждение, движущее нами, — получить признание и одобрение других людей. Цель, таким образом, заключается в том, чтобы «быть лучше» соседа.

Чрезмерное потакание себе. Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому «опиуму», притупляющему боль. Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания. Такое самоотношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.

Депрессия. Мы впадаем в депрессию, когда полностью разочаровываемся в себе и в своей способности достичь того, чего хотим от жизни. Мы чувствуем себя неполноценными и недостойными, не совершив дел, которые должны были совершить, по собственному мнению или по мнению других людей. Крушение жизненных планов и постоянное беспокойство за оправдание своих ожиданий и ожиданий окружающих приводят нас к крайне низкому уровню самооценки.

Разводы. Многие разводы являются непосредственным результатом низкой самооценки одного или обоих партнеров. Чаще всего распадаются те связи, где один партнер испытывает постоянную потребность контролировать другого, доминировать над ним или безраздельно им обладать. Постоянные поиски вины приводят к горечи и негодованию, обычно накладывающимся на глубокие чувства неполноценности, незащищенности и отчаянную потребность любить и быть любимым.

Алчность и эгоизм. Алчные и эгоистичные люди испытывают всепоглощающее чувство собственной неполноценности. Они находятся во власти своих нужд и желаний и готовы удовлетворить их любой ценой, чтобы хоть как-то скомпенсировать отсутствие собственного достоинства. У них редко находится время или желание заботиться о других, даже о тех людях, которые их любят.

Неуверенность и промеделение. Низкая самооценка часто сопровождается страхом перед совершением ошибок. Сомневаясь в возможности выполнить то, чего от него ожидают другие, человек обычно не предпринимает вообще ничего или по крайней мере откладывает действие на длительный срок. Он отказывается принять решение, поскольку считает себя неспособным сделать «правильный» выбор. Другой тип личности из этой категории — поборник совершенства. Он близок по характеру вышеописанному типу, но всегда испытывает потребность быть «правым». В основе его поведения также лежит глубокая неуверенность в себе. Он настаивает на том, что выше критики, и следовательно, может считать себя «лучше» тех, кто не вписывается в его критерии совершенства.

Жалость к себе. Чувство жалости к себе, или синдром «бедный я», происходит от нашей неспособности распоряжаться своей жизнью. Мы сознательно отдаемся на милость других людей или обстоятельств. Нас то и дело подталкивают в ту илииную сторону. Мы позволяем людям расстраивать, ранить, критиковать и сердить нас, поскольку обладаем зависимым характером и любим внимание и симпатию. Многие люди радуются своим болезням, так как в слабости заключена великая сила. Ведь окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание и готовы услужить.

Самооценка ребенка

0Версия для печати 0В закладки   Баллов: 11 +1 +  

6 августа | Анна Котельникова


Тэги: самооценка 

Что самое интересное, истинная хорошая самооценка – это вовсе не уверенность в себе или отсутствие комплексов. Это глубинное чувство принятия себя и других, умение ставить себе достижимые цели и отказываться от нереальных задач... А еще – возможность извлекать опыт из своих ошибок. И не расстраиваться из-за них!

Ведь что говорят психологи о чувстве вины, возникающем у людей из-за неудач? Это трактуется так: человек подсознательно уверен в том, что должен делать все идеально: читать мысли других людей, предвидеть любые обстоятельства... Но такими качествами и возможностями обладает разве что Бог. Значит, чувство вины, возникающее вследствие ошибок, – это разочарование в том, что ты не Бог.  Да-да, именно так психотерапевты рассматривают неадекватную самооценку, причем как завышенную, так и заниженную:  «мания величия», попытка приравнять себя к идеалу... И пресловутый «комплекс неполноценности», как, впрочем, и все иные комплексы, – это «мания величия» ! Гармоничный человек редко мучается чувством вины, он извлекает из ошибок опыт. Совсем как маленький ребенок! Упал – стало больно – в следующий раз буду осторожнее... Как же дать крохе не просто хорошую самооценку, а Гармонию? С большой буквы!

Мама как она есть

Основное практическое задание для родителей: избавиться от попыток приравнивать себя к Богам и вспомнить о том, что вы – люди. Ведь именно неадекватная самооценка мамы и папы формирует  неуверенность в себе у ребенка. Как это сделать? Например, выучить наизусть отрывок из книги британского психоаналитика Дональда Винниккота: «Термин «достаточно хорошая мать» появился в 1965 году, и с тех пор это понятие может служить противоядием от нереального стремления стать «безупречной» матерью. Достаточно хорошая мать делает все, что в ее силах, понимая, что иногда может совершить ошибку, но чаще будет поступать правильно. Она учится доверять своим собственным суждениям. В конце концов, она лучше знает своего ребенка, чем кто-либо другой, включая специалистов...» Правда, это все о вас? Вы как никто другой чувствуете своего малютку. И порой способны сделать нечто откровенно неправильное, например, усадить ребенка перед телевизором, чтобы поболтать с подругой... Первый шаг к работе над детской самооценкой – принятие родителями себя, со всеми своими особенностями.



Чувство самоуважения

В словах сокрыт магический смысл. В переводе на научный язык слова программируют человека на подсознательном уровне. Поэтому желательно  в своем родительском мироощущении заменить понятие «самооценка» на «самоуважение» и «чувство собственного достоинства». Эти термины более корректны и несут в себе более мощную энергетику. Психологи советуют не поднимать самооценку ребенка всеми доступными способами, а развивать именно достоинство: раскрывать таланты, учить любить себя и других.

Глубинный смысл понятия «адекватная самооценка» не имеет ничего общего с оцениванием по качественной шкале. Прежде всего это принятие самого себя.

Не бывает хороших или плохих людей. Бывают те, с которыми нам хорошо. И те, с которыми нам плохо.



Первый год. Безусловная любовь

У только что родившегося малыша еще нет никакой самооценки. Более того, он не знает о том, кто он такой, кто такая мама, любит ли она его... Однако с первых минут зачатия ребенок – личность. И во многом от родителей зависит, как эта личность будет относиться


к себе и окружающему миру.

Из чего же складывается сущность младенца? Из нежного тела и чистых ясных глаз, в которых вековая мудрость и небесная чистота. А еще – из базовых потребностей, инстинктов. Малыш хочет есть, пить, спать, получать информацию из внешней среды, чувствовать кожей тепло маминой груди и объятий. Все это можно описать одним предложением – ребенок желает быть любимым. И именно на основе того, как удовлетворяется эта потребность, развивается самоуважение.



Бондинг: есть!

Легко сказать, просто любить младенца.


А в голове у молодой мамы огромное количество вопросов: как и когда кормить? Как ухаживать за пупочком? И масса противоречивых советов и комментариев, от «у тебя мало молока, нужно докармливать» до «искусственное вскармливание – вселенское зло». Часто в хоре этих голосов трудно услышать свой собственный, голос истинной материнской любви. Некоторые психологи как раз и советуют еще во время беременности прочесть как можно больше информации об уходе за малышом, чтобы... понять, насколько она противоречива. И это поможет осознать свою личную ответственность перед малышом, то есть научиться доверять себе и своей интуиции.

В психологии есть такое понятие, как «бондинг», – энергетическая связь мамы и ребенка. Как ни странно, наиболее проявляется она у народов с низким уровнем цивилизации. Африканка, в племени которой детей высаживают по-маленькому с рождения, на вопрос: «Как вы знаете, что крохе пора в туалет?» отвечает: «А как вы знаете, что вам пора в туалет?»

Эта женщина не читает книг, но при этом чувствует своего ребенка на уровне магии.

Безусловно, в нашем мире не читать книг – нонсенс. Однако бондинг невозможно потерять, можно всего лишь разучиться доверять ему. Поэтому постарайтесь критически подходить к любым рекомендациям. Найдите педиатра, в профессионализме которого будете уверены. Не злитесь и на бабушку: в конце-концов, она желает вашему ребенку самого хорошего, и все, что советует, – это ее собственное проявление любви! Важно понять, что «неправильные» действия по отношению к ребенку навредят его будущей самооценке меньше, чем мамины негативные эмоции. Ребенок чувствует все, что чувствует мама, он питается не только ее молоком, но и энергией. Поэтому не нервничайте, когда бабушка спорит с вами. Вы и она хорошие люди и любите малыша (женщины с отсутствием материнского инстинкта не читают журналы для родителей!). Так что глобально никто из вас не сможет навредить ему по определению. И чем меньше страхов вы испытываете, тем крепче у крохи будет базовое чувство безопасности, то есть ядро его самооценки.



Я, ты и другие

Помимо глубинного ощущения безопасности в самооценку входит социоген личности. Под этим термином психолог Михаил Литвак подразумевает отношение к себе («я +»), отношение к партнеру («ты +»), к другим людям («они +») и к деятельности («работа +»). Зачатки социогена формируются как раз в младенчестве и во многом определяют успех личности в будущем.

Малыш положительно «оценивает» себя, когда удовлетворены его биологические потребности и он чувствует мамину и папину любовь.

Позитивно воспринимать других ребенок учится посредством доверия к матери или тому, кто за ним ухаживает (няня или бабушка). Тут главное – постоянство. Крохе важно знать: в мире нет ничего надежнее, чем любимый человек, который всегда придет на его зов.

Позицию «они+» ребенок вырабатывает благодаря семейной атмосфере. Серьезные конфликты между домочадцами провоцируют недоверие малыша к окружающим.

Будущее хорошее отношение к деятельности (отсутствие лени) карапуз получает в том случае, если мама редко запрещает ему изучать свое тело и окружающее пространство. Следите за тем, чтобы все, что тянет малютка в рот, было чистым и не могло сломаться или раскрошиться. Позволяйте ползающему младенцу путешествовать по квартире (при этом сделайте территорию безопасной). Все это – первая важная работа человека.



Права младенца и обязанности мамы

Современная наука об уходе за грудными детьми на редкость благожелательна к ребенку. Эти нехитрые правила помогут заложить базу для развития достоинства человека.

Кормите малютку грудью по требованию. Это наиболее личностно-ориентированный подход. У многих мам возникают проблемы с молоком. Однако при большом желании и помощи специалиста лактацию можно восстановить и научиться получать от кормления грудью удовольствие. Младенческие колики – непростой период для родителей, однако это не повод считать ребенка больным и лечить его. Врач сказал «просто колики»? Значит, принимаем меры: после каждого кормления носим малютку столбиком, чтобы он отрыгнул воздух, прикладываем к животу теплую пеленку, выкладываем его на животик. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»... Пословица актуальна во все времена по отношению к грудничкам. Право же, любовью нельзя разбаловать! Предоставляйте крохе максимум объятий и тактильного контакта. Не бойтесь, что малыш «привыкнет к рукам». Практика показывает, что к моменту освоения навыков ползания, дети «слезают с рук» сами.

 Дети с рождения нуждаются в игрушках и общении. Накупите погремушек по возрасту и разговаривайте с малышом обо всем, что вас волнует. Эмоционально!

Для младенца важно не столько то, как именно мама с ним играет, сколько ответ на вопрос: получает ли она от этого удовольствие. Да? Самооценка ребенка будет развиваться в правильном направлении.

2-4 года. Очень приятно, царь!

Когда малютка научится ходить и говорить, его возможности расширятся. Вместе с возможностями расширятся и границы его «я». Кто это так громко плачет и топает ножками, когда у него отнимают папин мобильный телефон? Это самоутверждается годовалый ребенок. Он хочет получать, исследовать и наслаждаться всем и сразу! То ли интересным камушком в песочнице, то ли вниманием мамы и папы. В период младенчества он получил базовую любовь. Теперь же ему необходимо осознать границы своего эго, дабы для дальнейшего развития психики были отправные точки. Иными словами, самооценки как таковой еще нет: малыш пока не дорос до того, чтобы сказать о себе «я». Но когда все позволено, то расти дальше вроде как и нет мотивации... Поэтому лучший способ поддерживать самость ребенка после года – внутренне  принимать все его проявления и качества, но вместе с тем вводить четкие правила поведения. Например, почему карапуз расплакался после того, как мама увела его с площадки? Да потому, что это словно выключить телевизор перед носом у взрослого в разгар кульминации фильма.  Так что не стоит злиться на бунтовщика за естественные проявления и пророчить ему и себе не совсем светлое будущее.

Но именно выработка четкого правила (мы гуляем только до наступления сумерек) поможет малютке осознавать границы своего эго, а вам – все реже и реже слушать истерики. Опять же, главное в таких вопросах – постоянство!

Однако малыш продолжает расти, причем так быстро, что не каждый родитель успевает это осознать. Наступает кризис 2-3 лет – время, когда формируется самооценка в классическом понимании психологов.



Заботимся... о себе

Если вы не применяли по отношению к крохе физических наказаний, не унижали его словесно (воздерживались от личностно-ориентированных эпитетов, таких как «неумеха», «грязнуля»), принимали его чувства и потребности, то самооценка в 2-3 года формулируется примерно так: «Я хороший и больше никакой». То есть в этом возрасте она максимально завышена. Отсюда такие проявления как своеволие и борьба за власть. Кажется, что ребенок капризничает и устраивает истерики назло родителям! И это правда: он утверждает свое «Я – самый лучший». Однако задержка на подобном этапе грозит возникновением эгоцентризма и истероидности. Напомним: самооценка состоит не только из «я +», но и «ты +». Важно хорошо относиться не только к себе, но и к другим! Поэтому маме и папе стоит противостоять тирании ребенка – заботиться о себе.

Говорите с малышом о своих чувствах и искренне выражайте их. Используйте фразы «Я расстроилась», «Я разозлилась». Правда, не стоит критиковать самого ребенка – критикуйте его поступки. Например: «Ты не убрал игрушки – и мне грустно». Донесите до маленького, что вы имеете право на любые свои эмоции и ему стоит их учитывать. Продолжайте устанавливать четкие семейные правила поведения для ребенка. Их условно можно разделить так: категорически нельзя (драться) и совершенно неприемлемо (играться с едой, например, разбрасывать вещи, ходить в грязной обуви). У каждой семьи свой набор ограничений. Однако следите за тем, чтобы «нельзя» не звучало каждую минуту. В идеале на десять «можно» – одно «нельзя». Разделите понятия «время для себя» и «время для ребенка». Не бойтесь отказать крохе во внимании, если вы заняты важным делом. Ему это принесет лишь пользу: он научится уважать чужие границы. Фразы «Я занята» или «Я отдыхаю» – волшебные, если малыш слышит уверенность в вашем голосе и вы не позволяете ему манипулировать собой.

Застенчивость и превосходство

В 3-4 года у ребенка начинается этап сравнений: он желает понять, чем же его «я» отличается от «я» окружающих. В его речи уже появляются описательные эпитеты личности: «красивый», «умный», «добрый». Безусловно, стоит поддерживать самооценку малыша и не разубеждать его в том, что он хорош во всем.. Однако от «самый лучший» желательно уходить. Ведь завышенная самооценка с чувством превосходства оборачивается проблемами при общении с окружающими: редко кому приятно чувствовать себя в чем-то хуже своего собеседника. 

Старайтесь уходить от сравнительных эпитетов в речи. Например: «Петя умнее тебя» или «Ты умнее Сережи». Лучше так: «Ты и Сережа – умные, хотя у вас разные способности и таланты». Найдите, за что похвалить окружающих в присутствии малыша. Только искренне и радостно! Таким образом мы не сравниваем: наоборот, показываем крохе, что каждый человек уникален.

Многие детки в этом возрасте, напротив, не чувствуют своего превосходства над другими, а стесняются. Это сигнал к тому, что довольно низкой самооценке нужна трансформация. Не повышение, а именно трансформация, то есть раскрытие сильных сторон личности.

Играйте в ролевые игры, где вы попеременно будете то ведущим, то ведомым. Сперва, к примеру, изображайте Королеву, отдающую приказания, затем – Принцессу, их исполняющую.

Для застенчивого малыша необходимо создать в семье творческую атмосферу, где будет «царить» хаос и спонтанность. Нет, это не означает, что руки перед едой можно не мыть. Накупите больше красок, кистей, бисера, глины, книг, конструкторов... Дайте ребенку самостоятельно найти вектор приложения своих талантов. Не учите, «как правильно» рисовать. Позвольте малютке раскрыться и просто получать от творчества и общения удовольствие.



Как взрастить самостоятельность?

Помимо отношения к себе и окружающим в самооценку входит и отношение к деятельности. При позитивном развивается установка: «Я все могу, я всему научусь».


По сути, это о самостоятельности и внутренней свободе.

С уважением относитесь к любой деятельности крохи, даже к вдумчивой росписи дверцы холодильника фломастерами. Не говорите: «Прекрати немедленно!» Лучше дайте ватман и введити правило: «Рисовать – исключительно на бумаге». Самостоятельности невозможно научить, ее можно разве что предоставить. Прежде всего – в исследовательской деятельности. Создайте в доме для карапуза безопасное пространство: уберите лекарства и бытовую химию, важные для вас вещи из зоны досягаемости. И не пресекайте попытки крохи открыть каждую дверцу шкафа. Хвалите малыша за любой порыв сделать что-то самому. Учитывайте, что 2-3-летки желают выполнять самостоятельно то, что у них пока не совсем получается, например, надевать свитер. Поэтому в гости начинайте собираться задолго до назначеного времени.



СОВЕТ

Как можно чаще берите малыша с собой в гости, кафе, театр, цирк... Даже в офис! Чем с большим количеством разных людей малыш познакомится, тем более адекватной будет его самооценка.



5-8 лет. Место под солнцем

Дети – существа на редкость эмоциональные и искренние. Они умеют проявлять себя! Но как же обидно порой слышать от учителя или воспитателя: «Да он у вас просто избалован!» (читай, сказал взрослому: «Вы не правы»). И как же болит душа за маленького, когда тот со слезами на глазах рассказывает: «Они дразнят меня обидными словами!...» Где же эта точка равновесия, то самое глубинное ощущение принятия себя и окружающего мира во всех его проявлениях: и с позитивом, и с негативом? Начнем с себя – научимся принимать школьную систему обучения.



Система и личность

Термин «позитивная психология» происходит от латинского positum, то есть «данность». Нет ничего плохого – есть лишь необходимое. Для чего? Для того чтобы человек развивался, рос, учился... для расширения границ личности и сознания. Школьная система с ее максимумом обязанностей для детей и минимумом прав, с ее рейтингами и оценками – данность. И маме, и папе стоит внутри себя принять этот факт, чтобы не передавать малютке чувство недовольства окружающим миром.

В 6-7 лет самооценка ребенка уже полностью сформировалась. И в школе она однозначно подвергнется нешуточному испытанию.

Личное «Саша» превратится в системное «Иванов». Кроху будут оценивать не за то, кто он есть, а за то, что он делает (пишет прописи, не бегает на переменах...).

В этот период родителям важно компенсировать недостающее. То есть дома ребенок – личность, а не ученик. Любимое маленькое солнышко.

Когда самооценка страдает? Когда мама с папой говорят первокласснику: «Ты уже большой, должен учиться, а не играть в солдатики». Когда в общении с ребенком без раздумий принимают сторону учителя, а не сына или дочери: «Конечно, ты заслужил плохую отметку! Ты же не делал уроки!» А также в том случае, когда оценки и знания возводятся на пьедестал.

Первые классы – время адаптации в социуме, а не старт на стометровке получения академических знаний. Успеваемость мало что означает в этом возрасте и не является критерием успешности либо неуспешности. Родителям стоит донести до крохи: он любим и хорош несмотря ни на что.

Позволяйте ему дома быть маленьким ребенком, играть в «глупые» игры. Рассказывайте перед сном сказки, покупайте игрушки... Малютке нужно осознать: он продолжает быть тем, кто он есть, даже будучи винтиком системы.



Оценки плохи, похвал и «звездочек» маловато?

Найдите область, где малыш чувствовал бы себя первым. Например, приобщите доченьку к танцам, а сынишку – к борьбе. Чаще хвалите дома за какое-то конкретное дело: «Вот  умница, все сама написала!» Или: «Как ты чудесно нарисовала елочку!» В разговоре с педагогом обращайте внимание на сильные стороны малютки: «Да, с математикой у нас проблемы. Но, пожалуйста, похвалите его за чтение! Он ждет этого и заслуживает!» Найдите для ребенка какое-нибудь творческое хобби. Это естественная психотерапия и один из лучших способов поднять самооценку – сделать что-либо своими руками, гордиться этим, увлекаться... Жить с удовольствием!



За компанию...

«Объективно говоря наши дети лучше всех!» – здесь и не поспоришь. Однако у сверстников малютки может возникнуть и иное отношение к известной шутке. Они будут проверять вашего ребенка на прочность его самооценки. Дразнилки, обзывалки, драки, борьба за лидерство – со всем этим придется столкнуться и вашему любимому малышу. Как же ему помочь?

Стоит понять, что мы не можем решить за детей их проблемы. Поддержать – можем. А выдать четкую инструкцию на тему: «как себя вести» – нет. Пришел с жалобами? Посочувствуйте крохе, пообижайтесь вместе с ним на забияку. Спросите его: «И что ты думаешь с этим делать?» Предложите свой вариант, коль малютка об этом попросит. Однако не стремитесь уберечь от всего. Ваш ребенок – уже сложившийся человек. Не лишайте его опыта!

Как быть, если речь идет не об обычных детских шалостях, а об откровенном моббинге, причем изгой в детском коллективе именно ваш ребенок? Тут пора вмешаться.

Во-первых, при определенных обстоятельствах (постоянные драки) стоит все-таки поменять школу. Самооценка ребенка дороже всего!

Во-вторых, создайте ситуацию признания вашего ребенка ровесниками. Например, пригласите весь класс домой и устройте самый интересный день рождения с конкурсами и призами. Сводите детей на экскурсию, в игровой развлекательный центр. В младших классах ярлык «маменькин сынок» к малышу вряд ли приклеится.

Зато он почувствует вашу поддержку, а сверстники найдут, за что его уважать.

Главное, воздерживаться от оценивания дома. Фразу «Ну что ты у меня за ребенок такой!» замените на «Ты со всем справишься!». Тогда малыш научится любить себя и мир в самом широком смысле этого слова.



Учительница первая моя...

Основной вопрос, волнующий мам и пап учащихся первых классов: как наладить контакт с учителем? Ведь самооценка крохи во многом зависит от отношения к нему педагога.



При первом знакомстве  обменяйтесь с учителем телефонами. Нет, звонить каждый день не стоит. Но справляться о школьных делах хотя бы раз в неделю – признак хорошего тона. По возможности будьте примерным членом родительского комитета, участвуйте в общественной жизни школы. Чем более активным родителем вы будете, тем с большим вниманием учитель отнесется к вашему ребенку. В мадшей школе, пожалуй, самая трудоемкая работа для педагога. Не требуйте от него того, чего он не может дать априори в условиях системы, например, чтобы он помнил обо всех особенностях вашего малыша. Лучше напоминайте ему о них сами. Не критикуйте учителя и систему. Посочувствуйте: «Я понимаю, как вам трудно. Что я могу сделать для вас?» В общении делайте акцент не на то, что учитель «должен» дать ребенку, а на то, что он «может ему помочь». Тогда педагог будет эмоционально заинтересован в результате и вы сможете договариваться, например, о том, чтобы малютку с низкой самооценкой учитель часто хвалил в присутствии других.

80% успешных бизнесменов имели в начальной школе посредственную успеваемость.

 
Каталог: wp-content -> uploads -> 2010
2010 -> Бучкин Андрей Владимирович
2010 -> На правах рукописи Володин Александр Анатольевич Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе
2010 -> В информационной образовательной среде школы
2010 -> О. В. Савеличева Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения фгос спо третьего поколения
2010 -> Законодательства о защите детей
2010 -> Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе
2010 -> Книга первая Выбор пути Рабы по собственному желанию Глава I. Заложники цивилизации
2010 -> Робин С. Шарма Монах, который продал свой
2010 -> Кодекс корпоративной этики дтэк
2010 -> Эверетт Шостром. Анти-Карнеги Содержани е


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница