Данный проект рассчитан на работу с детьми с особенностями здоровья, а именно, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)



страница1/8
Дата27.05.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

Социально – педагогический проект

«Помоги гиперактивному ребенку»

Автор разработчик:

Бислюк Алла Вячеславовна,

заместитель директора по УВР

МОУ СОШ № 46, учитель начальных

классов высшей квалификационной категории



Аннотация

Данный проект рассчитан на работу с детьми с особенностями здоровья, а именно, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В проекте мы попытались представить материалы, сочетающие в себе медико – психолого – педагогические подходы в работе с детьми с СДВГ. В работе представлены рекомендации для родителей, педагогов и психологов по выявлению, работе и коррекции поведения таких детей, а также особенностей работы с ними учителей начальной школы.



2014

Содержание

Цели, задачи, гипотеза, этапы проекта

стр. 3

1. Введение

стр. 4

2. Актуальность

стр. 4

3. Проблемно – ориентировочный анализ школьной адаптации

стр. 4

4. Концепция проекта

стр. 10

4.1. Содержание, причины и симптоматика СДВГ.

стр. 10

4.2. Критерии постановки диагноза СДВГ

стр. 12

4.3.Механизмы развития СДВГ

стр. 14

4.4. Как выявить гиперактивного ребенка?

стр. 14

4.5. Генетические причины

стр. 15

5. Особенности социальных отношений детей с СДВГ

стр. 16

5.1. Неусидчивость и болтливость

стр. 16

5.2. Непредсказуемость поведения

стр. 17

5.3. Невнимательность во время игр

стр. 17

5.4. Инициирование социальных отношений

стр. 17

5.5. Провокация нарушения дисциплины

стр. 18

5.5. Требовательность к сверстникам.

стр. 18

5.7. Своеволие

стр. 18

6. Педагогическая работа с детьми с СДВГ

стр. 19

7. Этиология и возможные причины СДВГ

стр. 21

7.1. Особенности развития мозга у детей с СДВГ

стр. 22

7.2. Сущностное проявление СДВГ

стр. 23

7.3. Настроение

стр. 23

7.4. Основные характеристики

стр. 24

7.5. Необходимость тренировок

стр. 24

7.6. Исполнительные функции у детей с СДВГ

стр. 25

8. Важность положительной мотивации

стр. 27

9. Взаимодействие с ближайшим социумом

стр. 30

10. Практическая часть реализации проекта

стр. 32

10.1. Диагностика выявления признаков гиперактивности у учащихся начальных классов МОУ СОШ № 46

стр. 32

10.2. Организация внешней среды

стр. 34

10.3. Организация времени

стр. 35

10.4. Последовательность выполнения задания

стр. 37

11. Определение подходов, исходя из особенностей ребенка

стр. 38

12. Особенности мышления

стр. 38

13. Развитие слабых функций

стр. 39

14. Обучение гиперактивного ребенка

стр. 40

15. Домашняя работа

стр. 41

16. Подвижные занятия и тренировки

стр. 42

17. Заключение

стр. 43

18. Список использованной литературы

стр. 43

19. Приложение 1.

стр. 44

20. Приложение 2.

стр. 47

21. Приложение 3.

стр. 52

22. Приложение 4.

стр. 62

23. Приложение 5.

стр. 62

24. Приложение 6.

стр. 64


Цель: Создать в начальной школе единую систему диагностики, определения, профилактики, коррекции и социально – педагогической помощи (психолого – педагогического) синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Задачи:

  1. Изучить медико – педагогические материалы по проблемам детей с

СДВГ.

  1. Провести диагностику обучающихся на предмет выявления синдрома.

  2. Создать необходимую здоровую среду для детей с СДВГ.

  3. Подобрать и систематически проводить занятия для детей по психологическому развитию, включая упражнения на развитие внимания, волевых усилий и управляющих функций.

  4. Развивать эмоционально – волевую сферу школьников.

  5. Создать систему работы с родителями детей с СДВГ.

  6. Выработать рекомендации для учителей, родителей и заинтересованных организаций по проблемам детей, страдающих СДВГ.


Конечный продукт проекта:

  1. Выстроенная система работы с учащимися, страдающими СДВГ.

  2. Рекомендации и буклеты для родителей.

  3. Разработанный и реализуемый комплекс упражнений для обучающихся с СДВГ.

  4. Разработанные рекомендации для педагогов и заинтересованных ведомств.


Гипотеза: Выстроенная система работы позволит учащимся, страдающим СДВГ, легче адаптироваться в начале школьного обучения и через подготовлен ных и мотивированных родителей сможет преодолеть имеющиеся дефекты и де виации поведения.
Срок реализации проекта: 4 года обучения в начальных классах. (2014 – 2018гг.)

Проект имеет продленный характер и реализуется на основе работы начальных классов каждый 4-х годовой цикл.


Этапы реализации проекта:

I Этап. Подготовительный (Диагностический) Рамки подготовки к школе и 1 год обучения.

II Этап. Практический (Реализация проекта и диагностика эффективности проводимых мероприятий, работа с родителями) 2 и 3 годы обучения.

III Этап. Аналитический (индивидуальная диагностика эффективности проекта и анализ проведенной деятельности) 4 год обучения.



Пояснительная записка

1. Введение. СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — до ставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его лю дям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту пробле му рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с по мощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

К настоящему времени СДВГ входит в разряд серьезных социальных проблем, поскольку количество учащихся, испытывающих трудности при адаптации к учебному процессу, значительно выросло. По данным статистики, в Великобритании от 1 до 3% детей имеют диагноз СДВГ, в Италии – от 3 до 10%, в Австралии – от 7 до 10%, а в России и США проживают от 4 до 18% таких детей.

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту за та кими детьми закрепляются прозвища «трудный», «неуправляемый». В медицин ской карточке у них записано СДВГ (ADHD) — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Для многих родителей эта аббревиатура — не пустой звук. Проблемы начинают ся с момента поступления их ребенка в детский сад. При большой численности групп даже в современных детских садах у воспитателя просто не хватает терпе ния на ребенка с СДВГ. В школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенком психодиагностическую и коррекционную работу, то и в дальнейшей жизни ему будет трудно

Очень много проблем и переживаний СДВГ приносит родителям и учителям, но многие не задумываются о том, каково самому ребенку быть таким.

2. Актуальность. За последние 60 лет количество детей с пограничными психи ческими состояниями выросло на 50% и определяется, в основном, комплексом, называемым дезадаптационным синдромом (школьная дезадаптация ШД), включающим в себя определенный перечень патологических функциональных и органических состояний, делающих ребенка, а потом подростка, неуспешным в обучении. Данный синдромокомплекс состояний предопределяет девиантное и деликвентное поведение, сложности самореализации и раскрытия способностей человека, как в жизни социальной, так и в личной жизни.

Считая основой современной внутренней политики, создание условий для фор мирования полноценного кадрового потенциала народа, способного обеспечить процветание страны и каждой личности, образование становится одной из веду щих сфер развития государства. А для образования главное – успешный учащий ся, желающий учиться и творить.



3. Проблемно – ориентировочный анализ школьной адаптации.

Обеспечение ситуации психосоматической адаптации, т.е. благополучия и здоровья участников образовательного процесса – величайшая цель образования, как социального института.

Психосоматическая адаптация – это процесс приспособлений функций организма и перестройки динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды (для школьника – образовательного процесса).

А. БЫСТРАЯ И УСТОЙЧИВАЯ АДАПТАЦИЯ наступает у большинства (более 50%) детей в течение первых двух месяцев обучения. Внешними поведенческими проявлениями адаптации служат:



  • добросовестное выполнение всех требований учителям;

  • постоянно выраженная учебная активность;

  • хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние;

  • свободные доброжелательные контакты в коллективе.

Б. ЗАТЯНУВШАЯСЯ НЕСТАБИЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ отмечается почти у трети детей. В течение всего первого учебного полугодия у этих детей наблю­даются:

  • кратковременная учебная активность;

  • неадекватные поступки (на уроках занимаются посторонними делами, играют, рисуют);

  • трудности во взаимоотношениях с учителем, одноклассниками.

В. ОТСУТСТВИЕ АДАПТАЦИИ у некоторой части (до 15%.) первоклассни­ков проявляется в виде:

  • негативных форм поведения;

  • отрицательных эмоций;

  • слабо выраженной учебной активности;

  • отсутствие успехов в учебе;

  • конфликтов с одноклассниками.

Факторы школьной дезадаптации

Факторы

Содержание

Генетические факторы


  1. Синдром дефицита внимания (СДВ)

связан с органическими и функциональными процессами, происходящими на уровне формирования высшей нервной деятельности и ее функций в процессе внутриутробного развития:

  • затруднения в концентрации внимания;

  • двигательное беспокойство;

  • быстрая утомляемость и отвлекаемость;

  • импульсивность;

  • хаотичность действий;

  • трудности в восприятии и понимании инструкций;

  • трудности в осознании ошибок и их исправлении по ходу действия;

  • болтливость импульсивность;

  • хаотичность действий;

  • трудности в восприятии и понимании инструкций;

  • трудности в осознании ошибок и их исправлении по ходу действия;

болтливость.

Факторы дисинхроноза развития

2.Нарушения мыслительных процессов (НМП)

Связаны с нарушениями или дефицитом интеллектуальных функций, возникающих в процессе постнатального онтогенеза.



  • дислексия (комплексные трудности чтения и письма с сохранением ин­теллекта);

  • дисграфия (нарушение письма);







  • акалькулия (нарушение счета);

  • синдром асоциального поведения;

  • легостения (комплексные трудности письма, чтения, счета у детей с

сохранением интеллекта).

Факторы переутомления

Дезадаптационные факторы обучения (ДФО)

Основным дезадаптирующим фактором в начале обучения является фактор переутомления, возникающий у детей в различные по времени сроки и при разном объеме нагрузки. К проявлениям переутомления относятся:



  • снижение работоспособности;

  • медленный темп работы;

  • частые исправления при письме;

  • ухудшение кратковременной памяти.

  • беспокойный сон;

  • навязчивые движения (тики);

  • долгое засыпание;

  • страхи.

Данные проявления могут сопровождаться как гиперактивностью, так и наоборот, могут наблюдаться вялость, заторможен­ность, плаксивость, головные боли, отсутствие интереса к учебе. Эти проявления усугубляются физической астенизацией детей, как результата соматических болезней.




Психосоматические расстройства (ПР)

Любое соматическое нарушение всегда, так или иначе, связано с измене­ниями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других - физические недуги вызывают психические переживания.

Согласно материалам М.М.Безруких основными факторами возникновения психосоматических расстройств (ВСД, гипертензии, язвенная болезнь 12-перстной кишки ) являются:


  • стресс ограниченного времени;

  • сверхценный страх школы;

  • стресс авторитарной педагогики;

  • несоответствие программ и методик возможностям и развитию ребенка;

  • Недостаточная компетентность педагогов в вопросах валеологии, возрастной физиологии и психологии;

  • несформированность коммуникаций.

Факторы критических периодов онтогенеза

Функциональное развитие

Школьно-значимые функции проявляются неравномерно. Выделяют крити­ческие периоды:

1) начало систематического обучения (6-7 лет);

2) период полового созревания (12-13 лет).



Социо-культурные факторы


Комфортность ребенка в семье является главным показателем нормальной семьи, в которой он растет и развивается.

Показатели нормальной семьи:

  • полная (есть отец и мать);

  • материальный достаток;

  • родители имеют среднее или высшее образование;

  • определенные культурные и религиозные традиции;

  • взаимоотношения с внешним миром.

Имеют значение режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, так как у девочек адаптивные возможности больше.

Экологические

факторы

70 % детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радио­активного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных пред­приятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля.

Педагогические

факторы риска


Выделя­ют школьные факторы риска:

  • Жалобы учителя могут привести к конфликту между школьником и роди­телями.

  • Функциональная неграмотность педагога, он не знает ребенка, его харак­тера, наклонностей, возможностей, интересов.

  • Постоянная интенсификация учебного процесса - увеличивается коли­чество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они недосыпают, переутомляются.

  • Нерациональная организация учебного процесса (контрольная работа после выходного дня).

  • Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам).

  • Межличностные отношения между сверстниками и т.д.




Представленные материалы было необходимо выделить, чтобы через их осознание сбалансировано составить комплекс оздоровительных, коррекционно – реабилитационных мероприятий для детей с синдромом дезадаптации.

Генетические факторы не являются облигатными предшественниками школьной дезадаптации, но при слагающихся негативных условиях они повышают риск развития дезадаптации через представленные в таблице симптоматикой.

Факторы дисинхроноза развития, имея генетическую этиологию, тем не менее, поддаются коррекции при своевременном выявлении в дошкольном или начале школьного периода и заинтересованности семьи и учителя.

В таблице представлены основные факторы переутомления, уровень которого зависит не только от нагрузки, но и от чувствительности организма ребенка к напряженной деятельности, с которым, без сомнения, сопряжено обучение, особенно его начало.

Особенно этот механизм развития школьной дезадаптации относится к стрессу, влияние которого определяется, прежде всего, чувствительностью ребенка к его факторам.

Хотя факторы критических периодов онтогенеза имеют различный функциональный характер, но в начале обучения эти факторы проявляют себя, прежде всего, явлениями функциональной кардиопатии, создающей условия для раннего переутомления. Невротические симптомы в данном возрастном периоде представлены неврозом «быть не как все» (по А. В. Захарову).



Главными социо – культурными задачами, которые решает ученик вместе с учителем, являются:

1. Освоить новую социальную среду с ее механизмами и технологиями влияния.

2. Развить различные поведенческие умения, обеспечивающие успешное включение учащегося в новый вид деятельности.

2. Создать условия для позитивной мотивации детей к участию в индивидуальной и совместной учебной деятельности.

3.Освоить и принять в начале обучения позицию школьника.

4.Уменьшить негативные проявления адаптационного периода на первой ступени школьного обучения.



Экологические факторы школьной дезадаптации минимальны и незаметны, но, учитывая их множественность и распространенность, они, без сомнения, влияют на адаптацию первоклассников. Поэтому дополнительное ультрафиолетовое облучение, активные перемены, витаминизация напитков витамином С, кислородные коктейли – все это факторы благоприятной адаптации.

Педагогические факторы определяются как негативным влиянием педагогической среды, так и педагогической запущенностью в семье.

Как следует из данных таблицы и рисунка 1, наиболее распространенной причиной ШД оказались минимальные мозговые дисфункции (ММД), характеризовавшиеся возрастной незре­лостью отдельных высших психических функций (прежде всего, управляющей функции) и их дисгармо­ничным развитием. Хотя общий уровень интеллектуального раз­вития у детей с ММД соответствовал норме, они испытывали значительные трудности в школьном обучении.


Тревожные расстройства — 8,4 %


психические расстройства — 3,7 %


СДВГ-7,6%


Другие варианты

ММД-8,9%





Дети без патологии — 68,4 %

Рис. 1. Основные причины школьной дезадаптации и частота их встречаемости у учащихся начальных классов

Если рассматривать распространенность дезадаптации, то она составляла 31,7% обследованных детей, среди которых симптомы минимальных мозговых дисфункций были выявлены более чем у половины детей и представлены:


Неврологические заболевания — 3,0 %



Второй по распространенности причиной ШД являются тревожные расстройства, которые были обнаружены у каждого 10-го ребенка. По сравнению с ММД, которые значительно чаще отмечались среди мальчиков, частота встречаемости тревожных расстройств значительно меньше зависела от пола обследованных детей и оказалась близкой у мальчиков и девочек.

У некоторого количества детей (3 %) ШД была связана с неврологическими заболеваниями, в том числе последствиями закрытой черепно-мозговой травмы или перенесенной нейроинфекции, хроническими головными болями, эпилепсией, детским церебральным параличом, нейросенсорной тугоухостью, некоторыми наследственными заболеваниями.

У 3,7 % детей наблюдались психические расстройства, в том числе умственная отсталость (легкой степени), расстройства настроения, шизо френия, а также нарушения формирования личности конституционального характера. Школьная дезадаптация встречалась у 31% детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Таблица 3.



Формы, причины и пути коррекции дезадаптационных проявлений


Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Ранняя умственная усталость

Недостаточное интеллекту­альное и психомоторное раз­витие ребенка, астеническая форма невропатии

Развивающие упражнения и игры, укрепляющие процедуры, занятия в группе ОФП и помощь родителей, занятия с психологом, логопедом.

Гиперактивность и расторможенность поведения

Определенная патология беременности и родов, отсутствие в семье правильного воспитания.

Лечение у психотерапевтов и неврологов, специальные упражнения и индивидуальный подход, работа с родителями

ВСД (как проявление астении – дизритмии, боли в животе, кровотечения из носа, синкопальные состояния)

Соматическая астения, генетический фактор, воспитание в семье

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика, оздоровительные процедуры.

Психологические проявления невроза (навязчивые страхи, движения, действия, логоневрозы, ММД)

Неразвитость личности при перманентных психотравмирующих ситуациях как в семье так и в школе

Семейная терапия или групповые коррекционные занятия для детей с беседами-занятиями для их родителей

Отсутствие мотивации к обучению

Неправильные взаимодейст­вия между учеником и учите­лем. Излишняя авторитар­ность учителя, недооценка индивидуальности ребенка

Подготовка учителя к работе с первоклассниками в условиях личностно ориентированного обучения

Отставание в формировании общеучебных навыков

Задержка интеллектуального развития, педагогическая неподготовленность, СДВГ

Цикл игр – занятий по коррекции отставания. (5 месяцев)
Выделяются три основных типа проявлений ШД (Вострокнутов Н.В., 1995).

1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, включая такие признаки, как хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД).

2. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД).

3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

Коррекция дезадаптационных проявлений проводится через медицинские, организационно – педагогические и психолого – педагогические мероприятия.

Необходимо для данной группы детей проведение сеансов ароматерапии, музыкотерапии и витаминотерапии. Из организационных моментов выделяются: продолжительность урока – 35 минут, обязательное пребывание в школе на условиях полного дня с занятиями психолога и логопеда, двухчасовыми прогулками, спортивным часом и дневным отдыхом, что дома, при занятости родителей организовать затруднительно.

Программа коррекции и реабилитации дезадаптированных детей строится по предложенной выше схеме. Все мероприятия соответствуют проявлениям дезадаптации, исходят из основных причин и соответствуют возможностям детей.

СДВГ оказалось одним из наиболее важных факторов, приводящих к ШД: среди детей с проявлениями школьной дезадаптации СДВГ было обнаружено у каждого четвертого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.

4. Концепция проекта

4.1. Содержание, причины и симптоматика СДВГ.

Внимание — это направленность психической деятельности на какой либо пред мет, ситуацию или социальные отношения. Ни один психический процесс невоз можен без концентрации и удержания внимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией с давних пор и является важной со ставной частью когнитивной психологии.

Есть взрослые люди, у которых с детского возраста имеются различные наруше ния внимания. Зачастую эти взрослые в детском возрасте были очень активны ми и подвижными непоседами. Чрезмерная активность с годами к подростково му возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а вот такие качества, как не внимательность и импульсивность, порывистость в поведении остались, к сожа лению, на всю жизнь.

Чрезмерная активность, порывистость могут быть индивидуальными свойства ми темперамента и вовсе не означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмерная активность сочетается в детском воз расте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (кратко – СДВГ) – наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей дошкольного и младшего школьного возраста

СДВГ – нейробиологическое расстройство, обусловленное задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, которые обеспечивают процессы поведенческого торможения и самоконтроля (управляющие функции мозга).

Данные лонгитюдных исследований демонстрируют, что СДВГ встречается у 3-7% детей младшего школьного возраста. Данный синдром является ярчайшим синдромокомплексом школьной психосоматической дезадаптации. Симптомы его ослабевают с возрастом, но встречаются у пациентов подросткового возраста и у взрослых пациентов.

Важным признаком школьной дезадаптация являются проявляющиеся очень рано психосоматические расстройства в виде ВСД, спонтанных болей в животе, ДЖВП и психологических проявлениях невроза, как признака школьной дезадаптации, в том числе (астения, истерия, логоневрозы, навязчивые страхи, движения, действия). Причем, как соматические, так и психологические проявления данного синдрома могут проявляться частными симптомами, а могут выявляться комплексно. Причем, чем менее выражена дезадаптация, тем менее выражена симптоматика, но, даже проявление одного симптома должно насторожить учителя на предмет комфортности бытия первоклассника в школе.

Традиционно в нашей стране СДВГ рассматривается в рамках минимальных мозговых дисфункций и классифицируются через Раздел 8 Нарушения психологического развития и представлены:

F 80 – расстройства развития речи;

F 81 – расстройства развития универсальных учебных действий (дисграфия, дислексия, дискалькулия);

F82 – расстройства развития двигательных навыков (диспраксия) – статико – локомоторная недостаточность.

Раздел 9. Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста, представленные:

F90 – гиперкинетическое расстройство (СДВГ);

F91 – нарушения поведения.

Ключевыми симптомами СДВГ являются:

- нарушения внимания;

- гперактивность и импульсивность.



Гиперактивность проявляется:

  • постоянно крутится, вертится;

  • не может усидеть на месте, когда это необходимо;

  • чрезмерная бесцельная двигательная активность;

  • не может тихо, спокойно играть;

  • находится в постоянном движении;

  • болтливость.

Импульсивность проявляется:

  • отвечает на вопросы, не задумываясь;

  • не может дождаться своей очереди;

  • мешает другим учащимся, перебивая их.

Дефицит активного внимания проявляется

  • не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок;

  • с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий;

  • не слушает обращенную к нему речь;

  • не может придерживаться инструкции и довести дело до конца;

  • неспособен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий;

  • избегает дел, требующих длительного умственного напряжения;

  • часто теряет свои вещи;

  • легко отвлекается;

  • проявляет забывчивость.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает.

  2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

  4. Очень говорлив.

4.2. Критерии постановки диагноза СДВГ определяются количеством симптоматики той или иной группы, так по МКБ-10 (Гиперкинетическое расстройство F90) и DSM-IV-TR

У пациентов отмечается:

6 симптомов невнимательности;

3- гиперактивности;

1 – импульсивности.

Но существует и общепринятая в детской неврологии американская классификация DSM-IV-TR, по которой 6 или более симптомов хотя бы одной из двух групп:



  1. невнимательность

  2. гиперактивность и импульсивность демонстрируют наличие СДВГ

Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5-10 лет, что отличается от возраста 11-12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.

В 6-7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

Обязательными диагностическими характеристиками СДВГ являются:

Продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев.

Возраст начала: первые симптомы появляются в возрасте до 7 лет.

Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности.

Исключаются другие расстройства: симптомы не могут быть связаны исклю чительно с течением другого заболевания.

Критерии СДВГ: DSM-IV-TR и МКБ-10



В DSM-IV-TR в зависимости от преобладающих симптомов разграничива ются следующие формы СДВГ:

сочетанная форма (имеются обе группы симптомы) 50-75% случаев;

СДВГ с преимущественным нарушением внимания: 20-30%;

СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности: 15%

В МКБ-10 определяется только сочетанная форма СДВГ (F90 – гиперкинети ческое расстройство).

Состояния – «имитаторы» СДВГ (15-20% детей школьного возраста)


  • индивидуальные особенности темперамента;

  • тревожные расстройства;

  • астенический синдром при соматических заболеваниях;

  • резидуальные явления перенесенной черепно – мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;

  • эндокринные заболевания (щитовидной железы);

  • сенсоневральная тугоухость;

  • эпилепсия: абсансные формы, парциальные формы;

  • синдром Туретта

  • психические расстройства: патохарактерологическое развитие, аффективные расстройства (настроения), умственная отсталость, аутизм, шизофрения.

Нейробиологические факторы

в генезе СДВГ

выгнутая влево стрелка 24выгнутая вправо стрелка 23 Генетические Раннее органическое

Механизмы повреждение ЦНС


ЦНС:нейромедиаторные (дофаминовые и

норадреналиновые) нарушения

Дисфункция регуляторных структур мозга

стрелка вниз 22

Сстрелка вправо 21оциально – психологические Высшие психические

факторы: внутрисемейные, функции, поведение

встрелка вниз 20несемейные

Клинические симптомы


4.3.Механизмы развития СДВГ

Для СДВГ характерен дефицит функций лобных и префронтальных отделов мозга. Префронтальные отделы отвечают за управляющие функции и поведен ческое торможение.

Пациенты СДВГ обнаруживают «управляющую дисфункцию» - несформиро ванность самоконтроля и поведенческого торможения.

Компоненты управляющей функции



  • Поддержание внимания

  • Торможение (сдерживание), контроль импульсов

  • Планирование и организация – управление психическими процессами

  • Внутренняя речь

  • Рабочая (оперативная) память

  • Предвидение, прогнозирование, предусмотрительность

  • Взгляд прошлого (оценка прошедших событий, допущенных просчетов)

  • Выбор приоритетов

  • Умение распределять время

  • Изменение, пересмотр планов

  • Отделение эмоций от реальных фактов.

Последнее — действительно бич любого человека с СДВГ, взрослого или ребён ка. Такому человеку трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперед Интересный вопрос "Что будет, если я сделаю это?" если и всплывает в голове человека с СДВГ, то только на короткое время. И здесь нужна постепенная тре нировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста.

Основными же симптомами СДВГ являются нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение. Хотя причина или причины до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что является ведущим компонентом этого нарушения.



4.4. Как выявить гиперактивного ребенка?

Как выявить гиперактивного ребенка? Многим педагогам и школьным психологам знакома такая картина:

Дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов".

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:

-с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);

-с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);

-семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);

-семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации - эмоционального "голода", вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.

Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во внешне благополучных семьях.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница