Данные по результатам исследования Психологический портрет успешного



Скачать 69.21 Kb.
Дата21.04.2016
Размер69.21 Kb.
Данные по результатам исследования

Психологический портрет успешного ученика лицея

В исследовании нами были проанализированны психологические особенности учеников, успешно усваивающих программу (с высоким рейтингом) и имеющих трудности с обучением в лицее. На диаграммах показаны основные отличия этих групп.

Как видно из диаграммы № 1, ученики с преобладанием физической агрессии в поведении намного хуже усваивают учебную программу, чем все остальные. Косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность и словесная агрессия в равной степени присутствуют как и учеников с высоким рейтингом, так и учеников с низкой успеваемостью.

Диаграмма № 1

Диаграмма №2

Успешность учебы не зависит от экстраверсии и интроверсии, но значимо выше у ребят, ориентированных на мышление, здравомыслие и рассудительность. Импульсивность и ориентация на чувства свойственна ученикам с низкими показателями по рейтингу (см. диаграмму №2)

Ученики с хорошей успеваемостью, как правило, имеют высокую самооценку, высокий уровень развития интеллекта, высокую эмоциональную устойчивость, высокое развитие таких черт характера как обязательность, самоконтроль, самодостаточность и готовность к новому.

Диаграмма № 3

Положение в группе не зависит от рейтинга успеваемости. Исключением является пассивная позиция, которую желаю занимать в большей степени ученики с низким рейтингом.



Диаграмма № 5

Ученики с высоким учебным рейтингом чаще других склонны выбирать интеллектуальный тип профессиональной направленности. Предпринимательский тип больше выражен у ребят с низким рейтингом.



Диаграмма № 6

Как видно из диаграммы № 6, математические интересы ярко выражены у 64% хорошо успевающих учеников. Также как тенденцию можно рассматривать связь успеваемости с конструкторскими и организаторскими интересами.



Психологический портрет поступающих в лицей в динамике за три года

За период проведения эксперимента мы столкнулись со следующими особенностями поступающих в лицей восьмиклассников. Стабильным остается количество учеников, ориентированных в профессиональном плане на технические специальности (человек-техника). Незначительно возрастает число ребят, ориентированных на работу с природой, человеком и художественным образом. И значительно возрос процент учеников, желающих связать свою будущую профессию с информационными технологиями, т.е. знаковыми системами (с 20% в 2009 году до 53% в 2011 году). Эта картина отражает тенденции современного общества: востребованность и популярность профессий, связанных с разработкой информационных технологий и инженерных специальностей. Таким образом, поступающие в лицей восьмиклассники имеют хорошую мотивационную основу для углубленного усвоения знаний физико-математического цикла и с каждым годом процент мотивированных на учебу ребят возрастает.

Вновь поступающие в лицей десятиклассники имеют следующие особенности профессиональных интересов и склонностей. За три года мы столкнулись с уменьшением процента учащихся, желающих работать с реальными объектами, предметами, техникой и механизмами. Это можно объяснить возрастающим интересом и ценностью к высшему образованию в России и неадекватной политикой в плане популяризации среднего профессионального образования. В общеобразовательных школах ребят часто ориентируют на технические профессии, объектом которых являются механизмы, детали, станки, машины и пр. (слесарь, монтажник, электрик, механик…) Тем самым создается ложное ощущение, что ручные средства труда и работа с механизмами свойственна лишь людям со средним техническим образованием. Следовательно, актуальной задачей психологической службы и методистов лицея является разработка условий обучения, популяризирующих профессии, связанные с ручным трудом, разработкой новых приборов в области механики, техники и электротехники. Нашу гипотезу подтверждает и стабильно высокий процент учеников, ориентированных на интеллектуальные виды труда: анализ, систематизация информации, исследовательские разработки, генерирование новых идей.

Ребят, ориентированных на профессии, связанные с общением, за три года эксперимента стало меньше. Это говорит о том, что набор новых учеников стал более целевым и соответствующим техническому направлению.

Процент поступающих в лицей ребят предпринимательского типа с каждым годом идет на убыль, что также говорит о соответствии поступающих в лицей техническому типу и снижении популярности в обществе профессий, связанных с экономикой и предпринимательством.

Процент учеников, ориентированных на артистическую деятельность, за годы эксперимента значимо не изменился, остался на уровне 20%. Как правило, эти ребята эмоциональны, импульсивны и непрактичны. Направлены на эстетические виды деятельности, которые не систематизированы и не связаны с техникой. Таким образом, пятая часть набора в 10 классы попадает в группу риска по учебной мотивации, преобладанию вербального мышления над математическим мышлением и отсутствию технических интересов. Эти ребята интересуются музыкой, живописью, литературным творчеством. Задача лицея - создать для этой группы такие условия обучения, при которых их личностные интересы будут поддерживаться, а не ограничиваться и на базе уже имеющихся склонностей и предпочтений развивать интерес к математике и технике.

За три года эксперимента учеников с управленческим стилем мышления остается стабильно много, что соответствует технической ориентации мышления (желание собирать объективную информацию об окружающем мире, умение принимать решения, отвечать за них и целенаправленно планировать свою деятельность). Данные и этого теста также говорят о традиционных 20-25% учащихся с гуманитарными интересами. Именно эта группа учащихся характеризуется пониженной нервно-психической устойчивостью и требует к себе повышенного внимания педагогов и психологов.

По данным статистических исследований, в случайной выборке людей, количество лиц с научным стилем мышления, как правило, не превышает 10-12%. В нашем лицее традиционно это число выше среднего (12%-17% от всех поступивших). Ученики с этим типом мышления склонны к научно-исследовательской деятельности.

Итак, профессиональная направленность на знаковые системы поступивших в лицей учеников за годы обучения укрепляется, что подтверждают данные поступивших в МГТУ им. Н.Э. Баумана на факультет ИУ (информатика и системы управления) – 32% от поступивших. Проблемой остается повышение интереса учеников к традиционно инженерным факультетам, процент поступивших на которые снизился с 32% до 9% на СМ (специальное машиностроение) и с 29% до 13% на Э (энергомашиностроения).

Психологический портрет десятиклассников нового набора

В лицей поступают ребята с высоким уровнем развития интеллекта (55%), эмоционально устойчивые (44%), независимые от группы (45%), обязательные (59%), готовые к восприятию нового (48%), склонные к подозрительности (62%).

Из различных форм проявления агрессии у лицеистов преобладает словесная (27%), что является допустимым по процентному показателю и самым социально приемлемым способом проявления своего недовольства.

Принимают решения, ориентируясь на рациональное начало, здравомыслие, мышление большее количество учеников нового набора. Также поступающих экстравертов в два раза больше, чем интровертов.

Поступающие в лицей ученики ориентированы на работу в коллективе, карьерный рост и управленческие позиции. Пассивность и индивидуализм не свойственны для лицеистов, что благоприятно влияет на процесс обучения, адаптацию и общение с одноклассниками.

Динамика по рейтингу успеваемости

Данная диаграмма показывает эффективность работы педагогического состава по формированию учебного интереса и качества обучения. За учебный год количество учеников с высокими показателями успеваемости остается практически неизменным, а количество учеников, плохо усваивающих учебную программу, значительно падает. Следовательно, образовательные условия, созданные в лицее, развивают как учебную мотивацию, так и способности к усвоению знаний.



Динамика за годы эксперимента

(сводные таблицы)



Профессиональные склонности учеников 8-х классов ДДО (%)

годы

2009 год

2010 год

2011год

человек-природа

4

7

14

человек-техника

46

35

45

человек-человек

21

12

25

человек-знаковая система

20

36

53

человек-художественный образ

9

10

18




Профессиональный тип учеников 10-х классов (%)


годы

2009 год

2010 год

2011год

реалистический тип

24

20

16

интеллектуальный тип

31

35

18

социальный тип

20

21

8

офисный тип

24

23

17

предпринимательский тип

13

10

5

артистический тип

31

17

21



Стили мышления учеников 10-х классов

годы

2009

2010

2011

Управленческий стиль

55

58

54

Практический стиль

8

4

3

Гуманитарный стиль

26

21

44

Научный стиль

12

17

12



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница