Даже самый способный спринтер не может добиться выдающихся достижений, если он будет рассчитывать только на свои природные качества



страница1/2
Дата14.04.2019
Размер66,5 Kb.
  1   2




Даже самый способный спринтер не может добиться выдающихся достижений, если он будет рассчитывать только на свои природные качества. Относительно крат­ковременный характер усилий, проявляемых в беге на короткие дистанции, не освобождает бегунов от необходи­мости осуществлять тренировку с применением нагру­зок, значительных по объему и интенсивности. Ко­нечно, скоростные качества имеют важнейшее значение для спринтера, но в достижении высоких результатов не меньшую роль играет развитие выносливости.

Проявление быстроты тесно связано и со значитель­ной силой сокращения мышц, а также с совершенной ко­ординацией движений, позволяющей использовать силу в кратчайший промежуток времени. Чтобы успешно вы­ступать в спринте, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития силы. Во время бега усиленно работают и разгибатели и сгибатели бедра, а также мышцы ту­ловища и рук. По существу, в беге на короткие дистанции весьма активную роль выполняют все мышцы тела, по­этому лучшие спринтеры имеют хорошо развитую муску­латуру не только ног, но и рук, плеч, туловища В табл. 6 приводятся средние данные об относительной силе неко­торых мышечных групп спринтеров.

Важное значение для спринтера имеет наличие высо­кого уровня специальной выносливости, т. е. способности поддерживать высокую скорость бега до конца дистан­ции. Бег на короткие дистанции протекает почти в бес­кислородных условиях. Продукты обмена, не восстанавливаемые кислородом, быстро накапливаются в мышцах и резко сокращают продолжительность работы. В этом своеобразие физиологических процессов при спринтер­ском беге и одновременно своеобразие выносливости спринтера. Рядом научных исследований установлено, что наиболее благоприятным для развития быстроты (пре­имущественно максимальной частоты движений) являет­ся возраст от 9 до 13 лет. Только при условии системати­ческого развития быстроты (начиная с 8—9-летнего воз­раста), в единстве с развитием других физических ка­честв и овладением спортивной техникой можно добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции.

Исследования, проведенные на подростках 10—12 лет, показали, что частота беговых шагов на коротких отрезках у них не уступает частоте беговых шагов у взрослых спортсменов-разрядников (рис 2—4). Но частота бего­вых шагов (темп) у детей изменяется неравномерно и скачкообразно. Наиболее высокие показатели имеют 10-летние дети, затем происходит значительное снижение темпа. У 16-летних подростков самый низкий темп— 4,02 шага в 1 сек. Это явление объясняется различной возбудимостью и подвижностью нервных процессов у детей разных возрастных групп. Несомненное влияние на него оказывает и период кубертатного развития детей.

У подростков, специализирующихся в спринте, наибо­лее высокий темп наблюдается в 12—13 лет. Затем он тоже несколько снижается. Наиболее низкие показатели у 15—16-летних подростков.

Снижение частоты шагов у подростков старше 10 лет объясняется, кроме всего прочего, временной дискоординацией движений между сгибателями и разгибателями основных мышечных групп. У подростков 14—16 лет неред­ко можно наблюдать известную неловкость, скованность движений.

С самого начала обучения необходимо развивать у подростков умение расслаблять мышцы во время выпол­нения легкоатлетических упражнений. Очень важно, что­бы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным со­стоянием мышц. С этой целью рекомендуется применять метод «контрастных попыток», предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением мышц и предельно возможным их расслаблением. Хоро­ший эффект дают упражнения с предметами. Так, если стартующему дать в руку картонную палочку, то легко проконтролировать напряжение в мышцах кисти. Это упражнение приучает занимающихся к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном движении.

Применение в значительном объеме силовых и скорастно-силовых упражнений в сочетании с упражнениями, развивающими общую и специальную выносливость,

благоприятно сказывается на воспитании быстроты спортивных движений. Эта закономерность полностью согласуется с данными физиологов, утверждающих, что повышение уровня развития одного физического качества может способствовать совершенствованию других и что наибольший эффект дает комплексный метод их развитии, особенно в юношеском возрасте. Таким образом, главны­ми средствами развития быстроты юного спринтера яв­ляется скоростно-силовая подготовка в сочетании с упражнениями на специальную и общую выносливость. Под скоростно-силовой подготовкой понимается совокуп­ность средств и методов комплексного воспитания бы­строты и силы с целью разностороннего физического раз­вития, повышения специальной тренированности спорт­смена и на этой основе достижения им высоких спортив­ных результатов.

Обобщение опыта тренировки сильнейших советских и зарубежных спринтеров дает возможность, таким обра­зом, сформулировать основные методические рекоменда­ции по многолетней подготовке юных бегунов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница