Д. овчинников



Скачать 57.86 Kb.
Дата15.02.2016
Размер57.86 Kb.
Д. ОВЧИННИКОВ

НОВЫЙ СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они формируются в течении длительного времени. Причины весьма разнообразны. Возникновение конфликта тесно связано с уровнем национального самосознания. Завышенное или заниженное самосознание ведет к проявлению этноцентрических устремлений. В случае, если в обществе наличиствует масса проблем, давящих на стороны национального бытия, и если эта масса становится "критической", это также ведет к конфликту. А если в стране есть политические силы , способные использовать самосознание в борьбе за власть, это неизбежно приведет к конфликту.

Межэтнические конфликты возникают, как правило, вследствие нескольких аспектов: этнопсихологического, социокультурного, социально-экономического.

Этнопсихологический фактор предполагает угрозу насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, традиционных норм и ценностей. Все это вызывает разные реакции в обществе, но все, безусловно, негативные, т. к. признание превосходства ценностей доминирующего этноса порождает чувство второсортности.

Конфликты на почве социокультурных различий возникают, как правило, вследствие принудительной языковой ассимиляции, разрушения культуры и норм религиозного свойства.

Значимость социально-экономического фактора в разных конфликтах различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин или отражать экономические интересы узких групп.

Многие из таких конфликтов имеют глубокие корни, многолетнюю историю затухания и обострения; они подвержены сильному влиянию религии; они затрагивают бессознательное человека.

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако, психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простого объекта - не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит прежде всего от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют установкой - состояние готовности, направленность личности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека. В отличие от мотива, сознательного побуждения, установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно установка определяет отношение субъекта к объекту и способ его восприятия. В системе установок незаметно для самого человека накапливается его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.

Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим определенному классу, науки, профессии, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону.

Стереотип - это мнение о свойствах людей и явлений, выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, это мнение не основано на свежей оценке каждого явления. Однако стереотип не сводится к раздаче ярлыков, стереотип - это упрощенная формула или образ сложных индивидуальных явлений, и этот образ характеризует (правильно или ложно) предметы и явления.

Стереотипы - неотъемлимый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии творчески реагировать на все встречающиеся в жизни ситуации. Стереотип, по сути, коллективный опыт, внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими. Стереотип может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

Такого рода стереотипы существуют и в национальной психологии. Каждая этническая группа обладает своим самосознанием, которое фиксирует ее специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом.

При национальной вражде противоборствующие нации находят друг у друга самые плохие, на их взгляд, черты. Однако, у народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки - суть продолжение достоинств. Это также сильные качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении.

Зачастую в любых межнациональных отношениях присутствует этноцентризм. Это склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа. Но этноцентризм это еще далеко не межнациональная рознь, такая проблема возникает тогда, когда действующие или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически обосновывает политику дискриминации.

В общественной психологии существует механизм вымещения, когда у народа, общества возникают какие-то трудности. Это создает состояние напряжения, раздражения - фрустрации. Фрустрация ищет како-то разрядки и часто находит ее в какой-то агрессии. Недаром, как свидетельствует история, проблемы, связанные с национальным меньшинством, особенно обостряются, когда общество переживает кризис.

Однако теория вымещения весьма односторонняя. Фрустрация не всегда ведет к агрессии, она может также вызвать состояние подавленности или борьбу с действительным источником трудностей.

По Фрейду, в психике индивидуума существуют бессознательные импульсы и стремления ("оно"), которые противоречат его сознательному "Я" и усвоенным или моральным нормам ("сверх-Я"). Конфликт между "оно", "Я" и "сверх-Я" создает напряженность, беспокойство в человеческой психике, для ослабления которых существуют несколько бессознательных защитных механизмов, при помощи которых нежелательная информация вытесняется из сознания. Одним из таких механизмов и является проекция: свои собственные стремления и импульсы, противоречащие его самосознанию и моральным установкам, индивид бессознательно проецирует, приписывает другим.

Можно ли использовать этот механизм для объяснения этнических предубеждений? Американский социологи и психоаналитики констатируют, что враждебные этнические стереотипы в США распадаются на две группы. Один стереотип включает такие черты, как хитрость, честолюбие, корыстолюбие, агрессивность, групповой дух. Другой стереотип подчеркивает такие качества, как суеверие, лень, беззаботность, невежество, нечистоплотность, безответственность и сексуальную невоздержанность. В первом случае символизируются те качества, которые присущи сознательному "Я" американца, но осуждаются его моральным сознанием. Во втором случае символизируются его бессознательные стремления, его "оно". Проецируя одни свои грехи на еврея, другие - на негра, "чистокровный " американец обретает желанное душевное равновесие.

Однако, подобно теории вымещения, теория проекции ограничивается выяснением того, какую роль играет предубеждение в балансе психических механизмов личности.

Как ни существенны индивидуально-психологические механизмы, ключ к пониманию этнических предубеждений лежит не в них, а в истории общества и структуре общественного сознания. Человек не может сформировать свое собственное "Я" иначе, как через отношение к другим людям, в процессе общения с ними. Это верно и для группового самосознания, содержание которого целиком определяется практикой общения, природой общественных отношений.



Осознать специфику своей собственной этнической группы люди могли только через сопоставление и противопоставление ее другим. Это было не созерцательное сопоставление качеств, а живой процесс общения, напряженный и конфликтный. Групповое самосознание закрепляло и цементировало единство племени, племенного союза, позже - народности, перед лицом всех окружающих. Этноцентризм как чувство принадлежности к определенной человеческой группе с самого начала содержал в себе сознание превосходства своей группы над остальными.

Но хотя любой этнической группе на заре цивилизации было свойственно ставить себя выше других, отношения между разными народностями были неодинаковы, и это отражалось в различных стереотипах. Образ чужой этнической группы в сознании народа определяется прежде всего характером его собственных исторических взаимоотношений с этой группой. Там, где между двумя этническими группами складывались отношения сотрудничества и кооперации, они вырабатывали в основном положительную установку друг к другу, предполагающую терпимое отношение к существующим различиям. Там, где отношения между группами были далекими, не затрагивающими жизненных интересов, люди склонны относиться друг к другу без враждебности, но и без особой симпатии. Их установка окрашивается, главным образом, чувством любопытства: смотри, мол, какие интересные (в смысле "непохожие на нас") люди бывают! Враждебности здесь нет. Иное дело там, где этнические группы долгое время находились в состоянии конфликта и вражды.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница