Д. Б. Эльконин писал, что «самое главное в учебной деятельности это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час». Осмыслить это изменение самого себ



Скачать 98.94 Kb.
Дата28.04.2016
Размер98.94 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Самопознание

младшего школьного

возраста


Подготовила

Н.Н. Сладкова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



ТОРЖОК

2011

Самопознание является неотъемлемой частью сознания человека. Познавая себя, человек тем самым раскрывает значимость своего бытия, осознает себя как уникальное творение природы. Самопознание понимается как возможность, принадлежащая только человеку, обратить свою психическую деятельность на самого себя.

Уходящий век был веком познания человеком окружающего мира. Век приходящий должен стать веком познания человеком самого себя.

Но хотеть познать себя и осуществить это — далеко не одно и то же. Самопознанию нужно учиться с детства. Наибольшими возможностями для этого, на наш взгляд, располагает младший школьный возраст. Учебная деятельность, которая является ведущей деятельностью детей этого возраста, дает широкий простор для самопознания.

В процессе учебной деятельности возникает и формируется главное психическое новообразование младшего школьного возраста — рефлексия, дающая возможность ребенку оценить свои действия, посмотреть на себя со стороны. Сложная структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: мотивы, задачи, действия, операции. Основными психологическими механизмами формирования учебной деятельности младших школьников А. К. Маркова и ГГС. Абрамова считают освоение действий контроля (самоконтроля), оценки (самооценки), в которых также проявляются рефлексия и саморегуляция. В основе рефлексии и саморегуляции лежит самопознание — понимание человеком самого себя.

Д. Б. Эльконин писал, что «самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час» . Осмыслить это изменение самого себя младший школьник способен при целенаправленном развитии самопознания, которое может осуществляться в процессе учебной деятельности, общения и взаимодействия с одноклассниками и учителем.

На основе вышеизложенного имеется возможность проводить внеурочные занятия, начиная с первого класса, по данной теме.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«САМОПОЗНАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»



Целью программы «Самопознание младших школьников» является создание системы занятий и условий по развитию эффективного общения в учебной деятельности, в процессе которого осуществляется самопознание, познание других людей, формируются знания об окружающем мире и отношение к нему.

Курс занятий включает 14 тем, которые распределены на 34 урока. Занятия позволяют развивать умения детей, необходимые для самопознания:

— слушать, слышать и понимать себя и другого;

— быть внимательным к самому себе и окружающим;

— осознавать себя как уникальное творение природы;

— понимать и оценивать свои поступки и действия, а также поступки и действия другого;

— понимать свои эмоциональные переживания и настроение другого.

В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: драматизация и анализ жизненных ситуаций; игровые ситуации; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов; элементы аутотренинга и мышечной релаксации; психогимнастика. На занятиях используются психологические методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их. эмоциональное состояние.

Курс позволяет детям познать свое физическое «Я» — свою телесную сущность; свое духовное «Я» — субъективный внутренний мир; свое социальное «Я» — свои отношения с окружающим миром и другими людьми.

Мы предлагаем проведение уроков, интегрирующих в себе самые различные предметы, соединение знаний детей, полученных в школе, с имеющимся прошлым опытом ребенка.


Для закрепления знаний, полученных на занятиях по самопознанию , нами были разработаны и использованы «секреты общения»:

— Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также!

— Будь внимательным к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

— Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

— Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!

Курс занятий построен в виде нескольких концентрических кругов. В центре всего процесса самопознания находится «Я» ребенка. Сначала ученик постигает свою принадлежность к живым существам, рассматривает себя как частицу окружающего мира, осознает свое отличие от растений и животных и свое сходство с ними. Идет понимание и осознание своего физического «Я» — строения тела, особенности внешности, половой принадлежности.

Затем следует познание своего социального «Я». Это ближайшее окружение ребенка — семья, семейные корни и традиции, познание которых дает возможность осознать свою связь с историческими корнями. Следующий круг охватывает дружеские отношения и взаимосвязи младшего школьника, которые также помогают становлению его как личности. Оба эти круга помогают ребенку выяснить свое место среди окружающих его людей.

И, наконец, последний круг возвращает ребенка к его внутреннему миру — духовному «Я». Ребенок познает свои чувства, переживания, особенности, составляющие его индивидуальность.

Программа внеурочной деятельности «Самопознание младших школьников» включает следующие темы:

Тема 1. Человек в окружающем мире.

Взаимосвязь человека с окружающим миром. Человек — частица природы. Отличие человека от других живых существ. Что помогает человеку познать себя и других.

Тема 2. Что я о себе знаю.

Элементарные знания о своем теле. Как я себя вижу и чувствую. Как я расту и развиваюсь. Что я о себе хочу узнать.

Тело и душа. Как увидеть душу человека. Кем я хочу стать.


Тема 3. Я и моё имя.

Имя человека. Что означает мое имя. Как человек соответствует своему имени. Как меняется мое имя.


Тема 4. Я и моя семья.

Семь-Я — много это или мало? Семейные корни, обычаи, традиции. Kaк я вижу мою семью.


Тема 5. Я и мои друзья.

Мои друзья - приятели. С кем я дружу и с кем хочу дружить. Почему мне нравятся одни и не нравятся другие. Что я знаю о своих друзьях.


Тема 6. Я и мои чувства.

Что такое чувства. Что может чувствовать человек. Смех, слёзы, радость, печаль. Как выразить свой чувства.


Тема 7. Я и мой темперамент.

Что такое темперамент. Темперамент и чувства. Как проявляется темперамент в жизни. Можно ли увидеть темперамент.


Тема 8. Я и мой характер.

Характер и воля. Сила воли. Разные люди и разные характеры. Как закаливают волю и воспитывают характер. Дал слово — держи.


Теме 9. Я и моё мышление.

Как мыслит человек. Что значит сделать открытие. Как решать жизненные задачи. Как развивать свое мышление.


Тема 10. Я и моя речь.

Как человек научился говорить. Язык животных. Что мы говорим, слышим, понимаем.


Тема 11. Я и моя память.

Зачем человеку память. Память короткая и длинная. Нужно ли помнить вечно? Виды памяти. Как тренировать память.
Тема 12 .Я и мои способности.

Эти разные способности. Что могу я и что могут другие. Где взять способности. Бывают ли неспособные люди?


Тема 13. Я и моё внимание.

Зачем надо быть внимательным. Внимание к людям и самому себе. Внимание в познании окружающего мира.


Тема 14. Что я узнал о себе.

Заключительная тема — повторение и закрепление всего пройденного материала.

Предлагаю разработку первого занятия по теме: «Человек в окружающем мире».

В начале занятия учитель сообщает детям название первой темы и объясняет, как будут проходить занятия и что на них будут узнавать дети. На этом, уроке устанавливается ритуал проведения всех последующих занятии.

Учитель показывает детям картинку с изображением мальчика и девочки и просит ответить на вопросы:

— Кто изображен на рисунке?

— Мальчик и девочка — это?..

— Как еще можно назвать мальчика и девочку?

— Много — это люди, а если один — это?.. (Человек).

Игровое задание «Кто я»?

Каждый ученик получает карточку с нарисованным силуэтом девочки или мальчика. Учитель дает задание: на обратной стороне рисунка написать большую букву «Я» и письменно ответить на вопрос «Кто я?» (на работу отводится пять мин).

После выполнения задания ученики читают то, что они написали о себе, отвечая на вопрос.

Игровое задание «Что я о себе знаю?»

Учитель предлагает детям перечислить все то, что они знают

о своей внешности.



Игровое задание «Нарисуй себя»

Детям предлагается на той стороне листа, где изображен силуэт мальчика или девочки цветными карандашами нарисовать себя.





Игровое задание «На какого зверя похож?»

Игра проводится в кругу. Дети по команде ведущего выполняют упражнения и называют, какое животное делает подобные движения.

1. Встать прямо. Руки опустить. Наклонить голову, вниз, затем поднять вверх. Постараться потянуть шею так, как будто тянешься за листочком, который висит высоко на дереве. Упражнение повторяется пять раз. (Жираф)

2. Встать прямо. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. Повороты туловища вправо и влево. Упражнение повторяется пять раз. (Обезьяна)

3. Встать прямо. Руки опущены. Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги. Спину держать прямой. Упражнение повторяется пять раз. (Лошадка)

В конце занятия учитель задает вопрос, на который должен ответить каждый ребенок: «Что я узнал на занятии?»



Литература

  1. Введение в психологию /Под редакцией А.В. Петровского. М., 1996.

  2. 2. Давыдов В.В., Маркова А.К., Концепция учебной деятельности школьника// Вопросы психологии. 1988. № 6. С.13-27.

  3. Маркова А.К., Абрамова С.Г. Учебная деятельность как предмет психологического исследования// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1991.

  4. Слободчиков В.И., Исаева Е.И., Психология человека. М., 1995.

  5. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. СПб. 1994.

  6. Сорокоумова Е.А., Федотова Л.А . Как развить память. Н.Новгород, 1997.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.

  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников// Психология обучения/ Под редакцией В.В. Давыдова., М., 1978.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница