Д. А. Литошенко



Скачать 173,12 Kb.
Дата17.04.2016
Размер173,12 Kb.

Д.А. Литошенко

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ» В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



(доакадемический период)
Литошенко Денис Александрович – выпускник факультета истории и философии Дальневосточного государственного университета. Родился в 1977 г. в п.г.т. Дальнегорск Приморского края. В 1995 г. закончил МОУ СШ № 1 г. Дальнегорска и поступил на факультет истории и философии ДВГУ. После окончания университета в 2000 г. был оставлен для обучения в аспирантуре на кафедре всеобщей истории института истории и философии ДВГУ. В декабре 2004 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 – всеобщая история. Тема диссертационного исследования: «Эволюция университетского образования в Европе XVI – конца XVIII веков». Сферы научных интересов: история систем образования средневековья и раннего нового времени, история университетского образования, образовательные традиции современных мировых цивилизаций.

Список публикаций



  1. Литошенко, Д.А. Некоторые проблемы образования в странах Западной Европы X - первой половины XV веков / Д.А. Литошенко // Вопросы археологии, истории и этнологии Дальнего Востока / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - Владивосток, 1997. - С. 74-80.

  2. Литошенко, Д.А. Основание средневековой европейской системы университетского образования / Д.А. Литошенко // Пятая Дальневосточная конференция молодых историков / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - Владивосток, 1998. - С. 85-89.

  3. Литошенко, Д.А., Шабельникова, Н.А. Особенности средневековой системы образования Западной Европы в XI-XII вв. / Д.А. Литошенко, Н.А. Шабельникова // Социально-экономические и политические процессы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы и тезисы докладов к международной научно-практической конференции. - Книга третья. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. - С. 47-50.

  4. Литошенко, Д.А. К вопросу о модели взаимодействия университета и школы (средневековый опыт) / Д.А. Литошенко // Формирование личности молодого человека в школе и ВУЗе. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. – С. 85-96.

  5. Литошенко, Д.А. Папство и университетское образование: от мифов к реальности / Д.А. Литошенко // Материалы научной конференции студентов и аспирантов ДВГУ. 2000. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2001. – С. 87-89.

  6. Литошенко, Д.А. Основные тенденции эволюции средневековой европейской системы университетского образования / Д.А. Литошенко // Актуальные проблемы всеобщей истории. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. – С. 53-74.

  7. Литошенко, Д.А. Европейское университетское образование в Америке и АТР в раннеколониальный период / Д.А. Литошенко // Американистика в странах Тихоокеанского бассейна. Программа и тезисы международной научной конференции. 28-30 марта 2002 г. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – С. 120-122.

  8. Литошенко, Д.А. Университетская история Европы и колоний в зеркале художественной литературы XVI-XVIII вв. / Д.А. Литошенко // Седьмая Дальневосточная конференция молодых историков. Сборник материалов / Отв. ред. М.Б. Сердюк, И.О. Сагитова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – С. 374-381.

  9. Литошенко, Д.А. Книжная коммуникация в ключе гуманитарных технологий и повседневной жизни европейской системы университетского образования XVI-XVIII вв. / Д.А. Литошенко // Книга-Читатель-Культура. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Владивосток, Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. – С. 88-93.

  10. Литошенко, Д.А., Совастеев, В.В. Система традиционного японского образования / Д.А. Литошенко, В.В. Совастеев // Россия и АТР. – 2003. - № 1. – С. 142-144.

  11. Литошенко, Д.А. Современные модели подготовки кадров высшей квалификации в свете исторического опыта европейского университетского образования XVI-XVIII вв. / Д.А. Литошенко // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2003. - № 7. – С. 38-43.

  12. Литошенко, Д.А., Завьялов, Е.И. Информационные риски в функционировании системы книжной коммуникации университетского сообщества / Д.А. Литошенко, Е.И. Завьялов // Книга. Читатель. Культура: Материалы второй регион. научно-практич. конф. / Отв. ред. О.П. Еланцева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – С. 105-107.

  13. Литошенко, Д.А. Исторический опыт социального инжиниринга университетского сообщества Европы / Д.А. Литошенко // Гражданское общество: опыт Запада и Востока: Материалы международного научно-практического семинара. 4 – 5 ноября 2003 г. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – С. 154-163.

  14. Litoshenko, D.A. To the question on sources American university corporationality / D.A. Litoshenko // Bridges of Science Between North America and the Russian Far East: Past, Present, and Future (Edited by V.I. Sergienko, O.L. Shcheka, A.I. Cherednichenko). Proceedings of an International Conference on the Arctic and North Pacific. – Vladivostok: Dalnauka, 2004. – P. 115.

  15. Литошенко, Д.А. Почему угасли побратимские связи городов Дальнегорска и Кацунумы / Д.А. Литошенко // Россия и АТР. – 2004. - № 4. – С. 55-61.

Если рассматривать современное российское общество, а при более широком подходе, то и всю мировую цивилизацию, сквозь призму «поля» культурной деятельности, то возникает желание для описания складывающейся картины прибегнуть к помощи особого рода метафор: богатыря на распутье или буриданового осла. Иными словами, перед нами весьма сложная дилемма, нас терзает перспектива неотвратимости выбора, который, с неизбежностью, влечет за собой ответственность за последствия сделанного выбора. Сейчас перед нами стоит проблема культурных антагонизмов, от разрешения которых зависит облик нашего ближайшего будущего, а может быть и весьма далекого.

Сейчас, как и в эпоху Возрождения, имеется конфликт между массовой и рафинированной культурой. Если Ренессанс был ознаменован столкновением средневековой культуры большинства и гуманистическим увлечением сравнительно небольшой группы городских маргинализированных «интеллигентов», то ныне имеет место антагонизм между массовой, популярной культурой и духовными исканиями неприкаянной российской интеллигенции. И тогда, и сейчас этот конфликт разворачивается во всех областях и на всех уровнях социокультурного «поля» современности. Не остаётся в стороне от него и область духовного производства, важным участком которого является подготовка творческих акторов, занятых в художественной сфере. Иными словами, названный процесс происходит, в том числе и в области профессиональной подготовки, творческого формирования и художественного воспитания людей, родом своих занятий связанных с кругом «изящных искусств»1.

Пристальное внимание к развитию художественного образования вызвано ещё и тем, что ныне не является тайной тот факт, что трансформации в обучении и воспитании, а также профессиональной подготовке в области «изящных искусств», в известной степени, программируют функционирование гуманитарной сферы данного общества, или данной цивилизации. В этой статье наше внимание будет сконцентрировано, в большей степени, на одном из «изящных искусств», а именно на живописи, другие же из них будут затрагиваться постольку, поскольку можно говорить об общих закономерностях и принципах в обучении им.

Финал позднего европейского Возрождения ознаменован двумя событиями, выразившими значительные перемены в системе художественного воспитания и обучения. «Необходимость усвоить математику и анатомию, стоять на уровне гуманистической образованности, а также высокое развитие художественной культуры - все это привело к выделению больших художников из общей массы цеховых мастеров. Процесс этот, начавшийся ещё в пору Высокого Возрождения, завершился к середине XVI в. Так появляется граница между «искусством» и «ремеслом», которой раньше не существовало. Вместе с тем должны были измениться и условия формирования художников. Прежнее ремесленное ученичество уже не могло удовлетворить возросшим потребностям, создаются «академии». Первой была «Академия рисунка», основанная во Флоренции в 1563 г. и специальным указом герцога тосканского выделенная из цеха...»2. Несколько позднее, в 1584 г., братьями Карраччи в Болонье была основана «Академия вступивших на правильный путь». Эта Академия послужила образцом для «академий художеств», возникавших в XVII в. во всех столицах Западной Европы, начиная с Парижа.

На первый взгляд все кажется абсолютно понятным и ясным, но при более пристальном рассмотрении описанных событий, возникает ряд вопросов, касающихся содержания доакадемического периода развития художественного образования в средневековой Западной Европе.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники отличаются тем, что время их создания относится к периоду между началом и серединой XVI в. В то же время следует отметить, что в фактографическом плане они охватывают события, начиная со второй половины XIII в., т.е. с момента возникновения ренессансных тенденций в искусстве Италии. Таким образом, представляется возможным проследить развитие профессионального образования в области «изящных искусств» на материале трёх веков.

Учитывая известную степень асинхронности цивилизационного развития, можно говорить о том, что выявленные закономерности, т.е. скелет системы профессионального образования в области «изящных искусств», будут во многом носить кросскультурный характер. Речь идет о том, что, возможно, проводить определенные параллели между профессиональным образованием европейских художников XIII-XVI вв. и, например, их китайских коллег, живших и творивших в VIII - первой половине IX вв.

Очевидно, что в XIII-XVI вв. в Европе происходило усложнение профессиональной деятельности в ремесленном производстве, которое было теснейшим образом связано с технологическим прогрессом. Принимая во внимание близость статусов в ремесленном социуме художника и ювелира3, есть основания полагать, что технологический прогресс в обоих ремёслах шёл в одинаковом темпе. Технологическое совершенствование строительного ремесла, по всей видимости, шло ещё быстрей, так как это ремесло не имело жесткой цеховой регламентации и, более того, обладало особой внутренней творческой атмосферой, выражавшейся в отсутствии статичных архитектурных стереотипов4, в том, что параметры и характеристики сооружаемого объекта в значительной степени определялись желаниями заказчиков и замыслом архитектора.

На этом фоне разворачивался еще один процесс, который получил название - «отделение профессиональной производственной деятельности от профессионального образования». В силу уже названных обстоятельств, отделение производственной, а в данном случае - творческой, профессиональной деятельности от профессионального образования наиболее показательно, на наш взгляд, происходило в области «изящных искусств», рассмотрение которого должно строиться в тесной взаимосвязи и взаимопереплетении с развитием ренессансных тенденций в культуре и искусстве Европы, так как именно с Возрождением связано конституирование «изящных искусств» в особую отрасль профессиональной деятельности, принципиально отличную от ремесла.

В первую очередь следует определить пространственные и временные характеристики социокультурной «ниши» системы профессионального образования в области «изящных искусств». Останавливаясь на временных параметрах этой «ниши», следует обратить внимание на то, что рассматриваемый период характеризуется отходом от устоявшихся канонов сроков ученичества, принятых в ремесленной среде. Овладение все более усложняющейся в техническом плане профессиональной деятельностью в области «изящных искусств», требует более продолжительного времени. Китайский придворный учёный танской эпохи Чжу Цзинсюань, говоря о «прославленных художниках» своего времени, называет период ученичества, равный двадцати годам5. Данное сообщение находит весьма неожиданный отклик в жизнеописании «первого живописца, ваятеля и зодчего Возрождения» Джотто Флорентийца, выполненном Джорджо Вазари6. В то же время следует сказать, что сроки ученичества весьма варьируются как от одного биографического случая к другому, так и внутри группы «изящных искусств». Однако, двадцатилетняя продолжительность срока ученичества может быть принята за среднюю максимальную его величину. Минимальной же продолжительностью срока ученичества следует считать три года, свидетельство о чем приводится у Вазари7. Надо полагать, что причина столь значительного разброса сроков ученичества в области «изящных искусств» кроется, в том числе, и в существовании индивидуальных отличий в предварительной подготовке каждого отдельного ученика. К началу профессионального ученичества у каждого из неофитов была та или иная база, от характера которой зависела продолжительность обучения профессиональным навыкам. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и то, что у каждого из учеников имелись свои индивидуальные способности и задатки, при благоприятном стечении обстоятельств которые могли стать талантом или основой гениальности. В этом случае разговор о сроках профессионального ученичества теряет всякую конкретность.

Пространственным измерением рассматриваемой «ниши» выступает отдельная мастерская живописца, ваятеля или зодчего - боттега. Мастерские эти имеют весьма любопытный облик, так как сочетают в себе как архаичные, так и инновационные черты. С одной стороны, это были аналоги традиционных ремесленных мастерских классического средневековья, в которых одновременно происходил и процесс производства, и процесс обучения. С другой стороны, боттега часто представляла собой и школу-класс, в которой изучались многие дисциплины, имеющие прикладное значение относительно основной профессиональной деятельности её деятельности и его учеников, и научный дискуссионный клуб гуманистически мыслящей «ренессансной интеллигенции». В связи с этим представляется весьма закономерным, что современники называли мастерскую Сандро Боттичелли «академией бездельников»8. Появление названия «академия» выглядит тем более символичным, что многие учебные заведения, в том числе и высшие, университетского типа и уровня, гуманистической направленности в эпоху Возрождения носили такое же название.

Таким образом, в общих чертах выглядит «ниша», в которой происходило конституирование системы профессионального образования в области «изящных искусств». Как уже было сказано выше, первичной конструкцией рассматриваемой системы, то есть её скелетом, является комплекс закономерностей, регулирующих профильную специфическую деятельность, а именно: процесс профессионального образования. Кроме названных компонентов, в состав системы входят: образовательная практика и идейно-теоретический аспект. Надо сказать, что система профессионального образования в области «изящных искусств», в силу своей системности, не может быть сведена к какому-либо одному из названных компоненту, тогда как каждый из ее компонентов обладает рядом особенностей, характерных для всей системы в целом. Нельзя, однако, обойти вниманием ту особенность, что чрезвычайно трудно провести четкую грань между целым рядом рассматриваемых компонентов системы профессионального образования в области «изящных искусств». Дело в том, что закономерности, т.е. её базовые принципы, находятся в тесной, динамической взаимосвязи генетического характера с образовательной практикой, они ею формируются и в ней реализовываются. Одновременно, идейно-теоретическая составляющая, с одной стороны, возникает как результат осмысления и теоретической переработки накопленного в процессе образовательной деятельности опыта, и воплощается в виде базовых принципов системы профессионального образования в области «изящных искусств».

Переходя к характеристике образовательной практики, следует отметить, что она уже на первом уровне анализа демонстрирует двусоставную структуру. Речь идет о том, что образовательная практика в рамках рассматриваемой системы состоит из двух взаимодействующих процессов: учения и обучения. Субъектом первого процесса выступает учащийся, а субъектом второго - обучающий. В большинстве имеющихся в нашем распоряжении источников речь идёт именно о первом процессе. Объяснение этому следует видеть в том, что названные источники носят ярко выраженный биографический, либо автобиографический характер, т.е. в них больше внимания уделено тому, как их главное действующее лицо постигало тайны мастерства избранной области профессиональной деятельности. В то же время, это могло указывать на то, что участие наставника в процессе профессионального образования строилось на пассивных началах, так как было побочным занятием по отношению к его основной профессиональной деятельности. Основными формами участия наставника в процессе профессионального образования своих подопечных были постановка тех или иных конкретных творческих или репродуктивных задач и привлечение их к творческому производственному процессу, в рамках которого им поручались небольшие конкретные участки работы над определенным произведением9.

Останавливаясь на характеристике процесса учения в рамках системы профессионального образования в области «изящных искусств», следует отметить, что биографический материал свидетельствует об отсутствии его стройной последовательной организации. В то же время, можно сказать с уверенностью, что в основе рассматриваемого процесса учения лежало подражание наставнику, направленное на перенимание его художественной манеры и профессиональных навыков. Часто изучение основ профессионального мастерства начиналось для юных художников, ваятелей и архитекторов с обучения рисунку. Овладение рисунком и техникой эскиза формировало у юных «артистов» комплекс профессиональных навыков, необходимых для создания того, что можно назвать «творческой лабораторией художника». Так, Тициан первоначально учившийся, подражая своему учителю Джорджоне да Кастельфранко работать красками, в период своего ученичества открыл для себя технику предварительного эскиза10.

Есть основания полагать, что овладение рисунком и техникой эскиза было своеобразным ключевым моментом в профессиональной подготовке в области «изящных искусств», на который позднее наслаивались другие специальные навыки. Пример Бенвенуто Челлини показывает, что с овладения навыками рисунка начиналась профессиональная подготовка не только живописцев, но и скульпторов, архитекторов и ювелиров11. Кроме того, Челлини свидетельствует о том, что ученики «изящных искусств» весьма долгое время затрачивали на практические занятия по технике рисунка. Возможно, между боттегами внутри одного цеха шло своего рода соревнование по достижениям учеников в рисунке.

Некоторое представление о содержании процесса учения в рамках рассматриваемого профессионального образования может дать приводимое Вазари жизнеописание Леонардо да Винчи. После того, как Пьеро да Винчи отдал своего отпрыска для обучения в мастерскую Андреа Веррокьо, Леонардо помимо рисования занимался лепкой из глины, чертежным делом. Позднее он перешел к рисованию с натуры и гипсопластике. Кроме того, он занимался изготовлением разнообразных технических моделей12. Следует признать, что на примере с Леонардо да Винчи мы сталкиваемся практически с идеальным вариантом содержания процесса учения, что связано с его природной уникальностью. Но справедливости ради надо отметить, что характеристики индивидуального учения многих других, «усредненных» представителей когорты служителей «изящных искусств» должны были приближаться к описанному идеальному варианту.

У гениального Леонардо мы находим своеобразную программу обучения живописца, состоящую из шести последовательных этапов13. По мнению да Винчи, юноша, желающий обучаться живописи, должен, в первую очередь, учиться перспективе, во вторую - пропорциям и измерениям каждой вещи. Далее следует копирование рисунков опытного художника, отличающегося хорошей манерой. После этого необходимо приступать к рисованию с натуры. Потом, рекомендуется, рассматривая произведения различных мастеров, знакомиться с их техниками и творческой манерой. Завершается обучение переходом к самостоятельному исполнению произведений, которое способствует привыканию к профессиональной деятельности в искусстве.

Упоминавшийся нами уже Чжу Цзинсюань предлагал своеобразную иерархию ценности изображений. В основе этой иерархии лежит принцип сложности изображения объекта. Принимая это во внимание, можно предполагать, что этой последовательностью, с одной стороны, определялась специализация художников танской эпохи, и, с другой стороны, намечались поступательные этапы профессионального совершенствования живописцев. Названная последовательность объектов изображения имела следующий вид (в порядке возрастания ценности): дворцы и башни, горы и воды, птицы и звери, люди14. Если наше предположение, верно, то танские художники начинали свою творческую карьеру с изображений статичных объектов (башни и дворцы) и стремились освоить приемы изображений более сложных объектов, в том числе и человека. В процессе такого совершенствования, сообразуясь с собственные способностями и задатками, живописец мог определить для себя как свою специализацию, так и ближайшую перспективу профессионального, творческого роста. В пользу нашего предположения высказывается Леонардо да Винчи, в нескольких из принадлежащих ему записок15.

Таким образом, с известной степенью определённости можно говорить, что процесс учения в рамках системы профессионального образования в области «изящных искусств» был сложноструктурированным. Он распадался на ряд этапов, каждый из которых характеризовался специфическим содержанием. В то же время надо отметить, что в рассматриваемый период профессиональная подготовка в области «изящных искусств» не имела жесткой регламентации и структурной организации, которые бы имели повсеместное значение. Хотя, многие компоненты накопленного в это время опыта были востребованы в последующий период развития профильной системы профессионального образования - в академический период.

Надо сказать, что система профессионального образования в области «изящных искусств» не ограничивалась только обучением специфическим навыкам, необходимым для профессиональной деятельности, азам профессионального мастерства. Если бы дело обстояло таким образом, то рассматриваемая система должна была бы определяться как «система профессионального обучения и подготовки». В действительности же, в рамках рассматриваемой системы происходил не только процесс профессионального обучения, но и процессы обучения комплексу научных дисциплин прикладного характера, воспитания в духе профессиональной суб-культуры и гуманистических установок, социализации молодого человека как в профессиональном социуме, так и в более широких границах.

В первую очередь, система профессионального образования в области «изящных искусств» подразумевала в качестве базового элемента наличие, как минимум, либерального образования. Большинство живописцев, ваятелей и архитекторов этой эпохи ко времени начала профессионального обучения уже имели познания в «семи свободных искусствах», хотя бы, в пределах школьного объёма.

Во-вторых, профессиональное образование в области «изящных искусств» включало в себя значительный аспект, связанный с изучением таких «точных» дисциплин, как: математика, геометрия, конструирование, некоторые разделы физики. Кроме того, требовалось знакомство с рядом медицинских и естественнонаучных дисциплин: анатомия, элементы химии, некоторые разделы биологии.

В-третьих, как показывает изучение биографического материала зодчих, ваятелей и живописцев рассматриваемого периода, многие из них в силу различных обстоятельств параллельно с получением профессионального образования в области «изящных искусств», обучались игре на различных музыкальных инструментах или певческому искусству, что делало их специалистами в искусствах широкого профиля. Видимо, музыкальная подготовка служила ценным дополнением к профессиональному образованию в области «изящных искусств» для живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения и позднего средневековья.

В-четвертых, в рамках системы профессионального образования в области «изящных искусств» происходила социализация молодого человека и приобщение его к профессиональной суб-культуре и гуманистическим мировоззренческим установкам. Учитывая, что включение в названную систему происходило, чаще всего, в 14-15 лет, то не будет преувеличением сказать, что в её пространстве происходило окончательное становление личности будущих живописцев, скульпторов и архитекторов.

Подводя итоги, следует отметить, ряд центральных тенденций, определивших в общем виде содержание доакадемического периода развития системы профессионального образования в области «изящных искусств». Первая тенденция заключается в усложнении материальной базы городских ремесел в средневековой Западной Европе. Вторая тенденция состоит в выделении комплекса «изящных искусств» из массы городских ремесел в эпоху Возрождения. Третья тенденция выражается в отделении профессионального образования от непосредственной производственной деятельности в области ремёсел и «изящных искусств». Четвертая тенденция определяется как процесс эмансипации «изящных искусств», «механических искусств» и ряда точных и естественнонаучных дисциплин в качестве предмета изучения в рамках формализованной, профильной системы профессионального образования.

Значение этого периода, с нашей точки зрения, заключается, с одной стороны, в подготовке предпосылок к переходу профессионального образования в области «изящных искусств» на качественно новый уровень развития, связанный с академическим периодом, и формировании атмосферы эшелонированного давления среды как на систему школьного и школьных училищ повышенного уровня, так и университетского образования в Европе в эпоху Возрождения и позднего Средневековья.

Более подробный разговор о системе профессионального образования в области «изящных искусств», да и вообще о становлении профессионального образования в позднем Средневековье и раннем Новом времени не только возможен, но и необходим. Отправляясь в дорогу, главное сделать первый шаг. Отрадно осознавать, что первый шаг уже сделан.



1 Гарэн, Э. "Изящные искусства": архитектура, скульптура, живопись // Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн. - М.: "Прогресс", 1986. - С. 285.

2 Всемирная история в десяти томах. - Т. IV. - М., 1958. - С. 135.

3 . Шевеленко, А.Я. Технология городских ремесел в Западной Европе VI-XV веков. / А.Я. Шевеленко // Вопросы истории. - 1993. - № 1. - С. 141.

4 Там же. - С. 146.

5 Чжу Цзинсюань Записи о прославленных художниках династии Тан / Чжу Цзинсюань // Народы Азии и Африки. - 1989. - № 6. - С. 108.

6 Вазари, Дж. Жизнь Джотто, живописца, ваятеля и зодчего флорентийского // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. - С. 38-39.

7 Вазари, Дж. Жизнь Микеланджело Буонарроти, живописца, скульптора и архитектора флорентийского / Дж. Вазари // Там же. - С. 404.

8 Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.М. Баткин. - М., 1995. - С. 80.

9 Вазари, Дж. Жизнь Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. - С. 213.

10 Вазари, Дж. Описание творений Тициана из Кадора, живописца / Дж. Вазари // Там же. - С. 360.

11 Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим. - М.: Правда, 1991. - С. 36.

12 Вазари, Дж. Жизнь Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Дж. Вазари. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. - С. 211-212.

13 Винчи, Леонардо да Обучение живописца // Избранные произведения / Леонардо да Винчи. - С. 61-62.

14 Чжу Цзинсюань Записи о прославленных художниках династии Тан / Чжу Цзинсюань // Народы Азии и Африки. - 1989. - № 6. - С. 102-103.

15 Винчи, Леонардо да Обучение живописца // Избранные произведения / Леонардо да Винчи. - С. 48-49; 49-50.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница