Cитуация успеха. «Организация ситуации успеха на уроке»



Скачать 154.5 Kb.
Дата31.03.2016
Размер154.5 Kb.
ТипЗадача
Cитуация успеха.
«Организация ситуации успеха на уроке»
В.А.Сухомлинский:

Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться


1. Психолого - педагогическое значение ситуации успеха
СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех

УСПЕХ- - это результат подобной ситуации

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


ТИПЫ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Сбывшаяся радость;

Неожиданная радость;

«Лестница»;

«Даю шанс»;

«Исповедь»;

Общая радость:

«Следуй за нами»;

«Обмен ролями»;

«Заражение»;

Радость познания:

«Эврика»;

«Линия горизонта»;
Типы ситуаций успеха

«Сбывшаяся радость»

(типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи).

Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач,

убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания

"Неожиданная радость»

(типично для детей с традиционно невысокими показателями)

"Мнимый успех": удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи

Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых учащийся повышает свои достижения.
«Я – КОНЦЕПЦИЯ»

- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.



Положительная "Я - концепция" - я нравлюсь, я способен, я значу - способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.

Отрицательная "Я - концепция" - я не нравлюсь, не способен - мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для формирования положительной "Я - концепции" необходимо:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность.

«Все дети талантливы».

2. Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

"Учиться победно!".

3. Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

"Ребенок хорош, а плох его поступок".

4. Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".


Закон успешности

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха

Счастливого человека может воспитать только счастливый
Как создать на уроке ситуацию успеха?
Основная парадигма в работе учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя»

Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет создании ситуации успеха на уроке. Ситуация

успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте (истории, или другой предмет) его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.

Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Часто в работе используется прием - «выделение персональной исключительности» - операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка. Для разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала. Необходимым приемом деятельности является высокая оценка детали- самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию. Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности.

При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие:
• снятие тревожности,
• высокую мотивацию,
• авансирование достоинств ученика

• преобладание скрытой инструкции,


• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,
• объективность и доброжелательность педагогического внушения
• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности

школьника.


Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.

В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:
• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;
• доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);
• перевес положительной оценки над отрицательной;
• понимание душевного состояния ребенка;
• не наказание оценкой, а побуждение к действию;
• хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.
Предварительный мониторинг уровня обучаемости учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что уч-ся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Теоретические задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен, что класс готов к выполнению такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.
Лысенкова (идея комментированного управления) - ученик в классе размышляя вслух, объясняя свои действия, ведет за собой остальных, использование опорных схем таблиц, чтобы правильно строить свои суждения, доказательства, рассуждения.

Обоснование выбора. Отбор содержания материала рассчитан на учет способностей и возможностей учащихся.

Учитель проводит ежедневный анализ того, как ученик продвигаемся от незнания к знанию, на основе чего формируются последующие уроки. На уроках четко прослеживается принцип пошагового выполнения задания. Дети видят, какой путь им надо пройти. Задания дифференцированы по степени сложности, формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных всего образец, у средних и слабых формируется умение высказываться, самые слабые «слипают» алгоритм в работе.

На уроках работает служба «911». Кто не может самостоятельно справиться с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики, справившиеся с заданием, помотают ему. Такой вид работы помогает воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, развивает чувство взаимопомощи, умение оценивать своп силы и возможности. Использовать на уроке много наглядных средств, что позволяет активизировать как зрительную, так и слуховую намять.



Прием «Анонсирование» - учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной контрольной работе, о проверке знаний и предварительно обсуждают то, что должен был сделать ученик: например, рассмотреть план сочинения, прослушать первый вариант ответа, вместе подобрать литературу к выступлению. Чем-то он напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся такая подготовка создает психологическую подготовку на успех, дает уверенность в силах.

Прием «Эмоциональные поглаживании», «молодец», «ученица», «ребятки, я горжусь вами». Прием «шанс» исправить оценку или поставить «5» незаслуженную и другие (см. Банк ситуаций успеха).


БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
1. Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).
2. Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю
3. Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)
4. Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)
5. Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)
6. Игры-системы на уроках
7. Какую отметку хочешь получить в конце четверти?
8. Конкурс эрудитов (на предметных неделях)
9. Итоговые межпредметные конференции
10. Предложение всего перечня работ
11. Проведи урок (обмен ролями)
12. Объясни свои действия (рефлексия)
13. Служба 911
14. Эмоциональное «поглаживание»
15. Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование)
16. Заполни пропуск в информации
17. Найди ошибку.
18. Прием – расклад
19. Исповедь.
20. Линия горизонта
21. Эмоциональный всплеск
22. Ожидание радости
23. Подбор заданий нарастающей сложности
24. Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности
25. Выделение персональной исключительности (персональные задания)
26. Публичное выступление
27. «Даю шанс» (исправить оценку или поставить незаслуженную «5»)
Актуальность данной проблемы заключается в следующем:
Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Уважаемые коллеги, каждый из Вас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.
Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.
Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....”
Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.
Эта тема не является для Вас новой, и мы уже говорили о том, что такое педагогическое общение.
Но сегодня мы решили не просто вернуться к этой тем, а расширить и углубить её границы.
Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?
“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”
А.А. Леонтьев
Критерии продуктивного педагогического общения – это:

Создание благоприятного психологического климата.

Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.

Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.


Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.
Состоял он в следующем:
психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.
А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и , как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.
Результаты эксперимента свидетельствуют:

Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка

От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения
Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:
1 направление
Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным
Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку;
Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы
2 направление
Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.
Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.
Этот феномен получил название “эффект Пигмалиона”
“Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.
Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:

Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.

Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.

В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.

Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.
Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой , или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.
От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

Авторитарный.

Демократический.

Попустительский.


Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

особенности коммуникативных возможностей учителя;

сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

творческая индивидуальность педагога;


Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.
1. Авторитарный
Проявляется:

Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль

Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Нетактичные выпады в адрес учащихся

Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.

Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.


Характеризуется:

Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.

Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.

В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.

Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.

При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.

Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.

Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Попустительский


Проявляется:

Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса.

Снятие с себя ответственности за происходящее.
Характеризуется:

Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства

Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации
3. Демократический
Проявляется:
Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность.
Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.
Характеризуется

Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.

Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.

Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.

Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Значение индивидуального стиля деятельности
Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями, устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих эффективность труда.
Индивидуальный стиль деятельности учителя – педагогический почерк, зависящий от природно-обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт:

Быстроты;

Оригинальности;

неожиданности решений.


Им присущ:

артистизм;

экспрессия;

готовность импровизировать;

непосредственность;

выразительность эмоциональных реакций.


Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:

тщательно готовят и взвешивают свои решения;

действуют неторопливо, основательно;

обладают большой выдержкой;

сдержаны в эмоциональных проявлениях;

последовательны и настойчивы.


Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы:
Им присущ:

особая чуткость;

вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях;

способность понять внутренний мир учащихся.


Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в зависимости от оснований по которым они выделяются.
Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:

обучающей деятельности

воспитательной деятельности

педагогического общения


Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.
В основу предложенной А.К. Марковой и А. Я. Никоновой классификаций стилей обучающей деятельности положены следующие основания:

содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда);

динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость);

результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).


На основе этого выделены четыре стиля:

Эмоционально-импровизационный.

Эмоционально-методический.

Методически-импровизационный.

Рассуждающе-методический стиль.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства:

Высокий уровень знаний.

Артистизм.

Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.

Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:

Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.

Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).

Несколько завышена Ваша самооценка.

Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:

У учащихся стойкий интерес к предмету.

Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:

Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.

Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства:

Высокий уровень знаний.

Артистизм.

Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.

Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:

Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.

Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).

Несколько завышена Ваша самооценка.

Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:

У учащихся стойкий интерес к предмету.

Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:

Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.

Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-методический стиль деятельности педагога
Достоинства:

Высокий уровень знаний.

Высокая методичность.

Умение активизировать учащихся.

Умение использовать различные методы, формы и средства обучения.
Недостатки:

Ваше настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, и их дисциплина.


Результат:

Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.


Рекомендации:
Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.
Памятка


  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

  • Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других

  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

  • Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Ситуация успеха на уроке

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Алгоритм создания ситуации успеха
1.На фоне эмоциональной комфортности снятие страха

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».

2. Авансирование успешного результата.

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,

« У тебя обязательно получиться»



3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.

«Возможно, лучше всего начать с…»,

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость).

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…»,

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение.

«Так хочется поскорее увидеть…»



7. Высокая оценка деталей

«Тебе особенно удалось то объяснение…»,

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

Успех педагогического общения – успех обучения и воспитания Студенческое научное общество » Полезное » школьный психолог


Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.
Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между учителем и учениками в этом возрасте: ученики рассказывают учителю о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями. В средней школе характер общения изменяется, ученик включается в отношения с несколькими учителями-предметниками, которые мало знают его, и общение с ним зависит от успехов ученика по предмету и поведения на уроке. В процессе общения учащиеся усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. От отношения учителя к учащимся во многом зависит характер и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определенных стереотипах. Известно, что благоприятные отношения учителей с учениками определяют аккуратность и внешняя привлекательность учеников, их успехи в учебе, исполнительность и дисциплинированность.
На основании анализа восприятия учителями учеников выделили четыре группы учащихся.
К первой относят ребят, хорошо усвоивших требования учителей, хорошо успевающих, активно участвующих в педагогическом процессе. Контакт с ними доставляет радость учителю в учебной и других видах педагогической работы. Их родители часто посещают школу, выполняют поручения учителей, входят в родительский комитет. Широкие контакты с учениками обеспечивают хорошее знание их психологических особенностей и больше возможности воспитательного влияния. Они находятся в зоне благоприятных взаимоотношений. При таких отношениях с учителями конфликтов почти не бывает, а если они случаются, то учителя уверены, что их “вовлекли другие ученики, а они страдают за коллектив”.
Ко второй группе относят спокойных учеников, порой безразличных к событиям школьной жизни, поступкам своих сверстников - они чаще не участники, а зрители всего происходящего в школе. Взаимоотношения с учителями у таких учеников ограничиваются участием в учебной работе, а хорошая успеваемость создает мнение учителей об их “благополучии” в личностном плане. Общение с ними в школе носит деловой, оценочный характер, и это устраивает обе взаимодействующие стороны – и учителя, и ученика.
В третью группу включают учеников, легко поддающихся влиянию других, они действуют под контролем сильных личностей. Они всегда готовы извиниться перед учителем за проступок, выполнить любое поручение, отношения с такими учениками не принимают конфликтный характер.
В четвертую группу входят независимые самостоятельные ребята, имеющие свою точку зрения на события в школе, чувствительные к отношениям между людьми. В эту группу входят и ученики из неблагополучных семей, обездоленные неудачники, “трудные” дети. Они вызывают раздражение учителей своим поведением. Иногда учитель, желая “сломать” их сопротивление, напоминает об их неблагополучии, оскорбляет учеников, а взамен получает ответ - оскорбление. Такой стиль общения приводит к затяжным конфликтам.
Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом не дают учителю самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с учащимися. Перепады настроений учащихся с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения.
Происшедшие изменения в жизни общества ускорили физиологическое взросление по сравнению с прошлым. Информированность и возможность получения информации, широкое распространение молодежных семей, высокий образовательный уровень родителей, их возросшая социальная активность, по сравнению с прошлым, не могло не повлиять на воспитание в семье. У значительной части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для многих из них характерна политическая наивность, потребительские и иждивенческие настроения, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении с современными школьниками нельзя.
Общение учителя со своими учениками представляет цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов. Особую роль здесь имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Любой предмет школьной программы уже содержит определенные основания для воспитательного воздействия, для духовных контактов, обстоятельного обмена мнениями, серьезного разговора о жизни. Качество преподавания влияет на содержание урока, который может вылиться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками, это имеет особое значение не только в формировании интереса к науке, но и в утверждении авторитета, уважения, любви и доверия к учителю. Но учитель нередко сталкивается с ситуацией, когда его предмет усваивается плохо. При этом обращается внимание на неспособность ученика к овладению предметом. Но процесс овладения предметом и расположение к учителю этого предмета взаимосвязаны и имеют одно общее основание - интерес общения. Наличие или отсутствие особых способностей лишь усиливает или снижает интерес общения.
Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание содержательности, глубине науки и методике преподавания. Любой школьный предмет для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Как вид общения, всякий школьный урок - это передача информации и одновременно преломление этой информации под углом воспитательного воздействия на учащихся. Для поддержания интереса к уроку, его развития учителю необходимо разнообразить формы урока. Например, лекция, семинар, диспут, пресс-конференция, экскурсия, зачет, конкурс, деловая игра. Всё это можно найти в самой жизни, в многообразных формах взаимоотношений людей. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя.
Урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, необычайно сложно. Учителю удаётся организовать такое общение в основном только тогда, когда он проводит лабораторную или практическую работу. Но организация такого общения возможна на любых уроках.
Если слова учителя, даже самые правильные и искренние, расходятся с делом, с практикой жизни (когда в школе ученик слышит одно, а в жизни наблюдает другое), ему не удастся вызвать у учеников ответное чувство поддержки, согласия. Апатия и противодействие возникают там, где много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок - это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать интерес к предмету, потребность в познании. В этой связи урок как вид общения - это формирование интереса не только к предмету, но и к личности учителя”.
Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному. Когда же учащиеся индифферентны к предмету беседы, то эффективнее будет обратный порядок преподнесения материала - от самого интересного к менее интересному. Овладеть вниманием воспитанников может помочь и действие феномена психической заразительности. Замечено, что люди, собираясь вместе, обладают способностью поддаваться реакции других людей.
В целях стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные игры, фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Учитель не должен пренебрегать психологическими особенностями формирования интереса: избегая монотонности, не уходить в крайность, превращая урок в “гонку с преследованием”, где каждая минута занята напряженным умственным трудом; урок не должен принимать форму расхлябанного, продолжительного безделья. Дети должны быть заняты, будь это игра или работа.
Учителю надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть от старого логического хода, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п. Важно, чтобы переход от одного вида работы к другому на уроке не был резким, чтобы не звучала

угроза поставить двойку за невнимание. Не должно быть никакой вялости и тягучести. Это требует от учителя определённого напряжения, поскольку приходится учитывать возможности каждого из учеников класса и всех их вместе. Почувствовав усталость ребят, увидев, что не все ученики могут следовать заданному темпу общения, учителю следует плавно сменить его. Умело заданный темп, его переходы в общении во многом способствуют повышению заинтересованности учащихся.


Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как “царство произвольности, свободы и воображения”, где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются “мнимые ситуации” и происходит “иллюзорная реализация нереализуемых желаний”. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения. В игре осуществляется психологическая адаптация учеников друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
Учителю необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.
Требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении рабочей дисциплины и порядка на уроке и вне его способствуют выработке делового настроя класса, и это сказывается в общении. Некоторые замечания, направленные на поддержание делового общения, уместно произносить прямо на уроке в присутствии класса, если только тот или иной поступок может быть соотнесен и с кем-либо другим из класса. В этом случае хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш.
В общении с классом или группой учащихся на учебных занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают учителя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Чаще других возникает ситуация, когда при объяснении урока одному-двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание. Нередко учитель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять одно и то же несколько раз. Хорошие, добрые слова, как ему кажется, не доходят до этого ученика, и учитель срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить объяснение без помех, но уже без энтузиазма. Урок скомкан, у учителя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у учеников – недоумение, напряженность, скованность, тревожность.
“Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений”, – писал В.А.Сухомлинский. Сдержанность – важное психологическое свойство в общении учителя с учениками. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию таких эмоций и чувств, как гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение и др. Управление эмоционально-волевой сферой – это умение заранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, исключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрицательных эмоций в положительные. Настроение как устойчивое общее эмоциональное состояние играет важную роль в процессе деятельности. Учитель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
Важнейшим видом профессионального общения учителя наряду с уроком является внеклассное мероприятие (вечер, экскурсия, культпоход, классный час, собрание). Эти виды общения не должны напоминать урок, иначе школьники будут избегать этих мероприятий, рассматривая их как принудительное продолжение уроков.
В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать учителю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.
Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
Педсовет. Тема: Воспитание и обучение успехом.

«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий,

иными источниками опыта, иными стремлениями иной игрой чувств» (Януш Корчак)

Актуальность темы.

Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.

Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Создание ситуации успеха на уроке:

1. Обязательное условие. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.

2. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. (Приём персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, чёткость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п. )

3. Ключевой момент. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!»

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

С точки зрения педагогической психологии очень важна самооценка детей. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребёнок судит о себе по четырём главным критериям:

• Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей

• Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми

• Физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» - бегать, прыгать и т. д.

• Кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)»

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированным по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.

В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в её основу ложатся мнения и суждения других людей.

Зеркальное «Я» - термин, использованный Чарльзом кули для передачи идеи о том, что самосознание человека во многом обусловлено реакциями окружающих людей. Таким образом, другие люди играют роль «зеркала», смотрясь в которое, мы можем судить о самих себе.


Усвоенная беспомощность. Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все попытки заканчивались неудачей. В ходе экспериментальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бегства.

Сбывающее (самореализующееся) пророчество. Убеждённость в том, что события часто происходят в соответствии с нашими предсказаниями. Так, если сообщить студенту, что он провалится на экзаменах, он может настроить себя соответствующим образом, поверить в неизбежность провала, махнуть рукой на подготовку и в конце концов действительно потерпит неудачу, исполнив пророчество. «Я неизбежно провалюсь. Все говорят мне, что я безнадёжен». Отсутствие должной подготовки и знакомство с предметом сделали своё дело: «Я провалился на экзамене». «Они были правы, я безнадёжен» - сбывающееся пророчество в действии.

Работа в творческих группах по проектированию программ для обучения и воспитания успехом.

Творческой группе предлагается задание для обсуждения. По результатам работы 1-й и 2-й групп должен получиться плакат «Обучение и воспитание успехом», который заранее заготовлен, а участники творческой группы должны наполнить его содержанием. На плакате может быть изображён корабль с развивающимися парусами и учеником на палубе, олицетворяющий образовательный процесс в конкретной школе.

Задание для 1-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном

2. Улыбка, добрый взгляд

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)

5. Сравнение одного ребёнка с другим

6. Отмечает персональную исключительность

7. Аргументирует надобность действий

8. Учит алгоритму действий

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали

10. Учитель много говорит за детей

11. Выражает недовольство учеником, группой учеников

12. Верит в способность ученика

13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.

Задание для 2-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ (те же)

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.

Задание для 3-й группы.

Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Просим вас привести 20-25 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

Презентацию работы этой группы можно провести как творческое выступление учителей.

Некоторые варианты. Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

Молодец! Вы меня порадовали!

Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания!

Грандиозно! У вас сегодня всё получилось!

Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

Задание для 4-й группы.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать анкеты наших педагогов. Для эффективности вашей работы необходимо: 1) разрезать все анкеты на 4 части (по вопросам); 2) сформировать 4 микрогруппы для обработки каждого вопроса; 3) каждая микрогруппа делает вывод по большинству ответов; 4) вся группа выбирает одного представителя для представления общего результата по всей анкете (лучше цифровыми данными, можно вычислить процентное содержание типичных ответов).

Презентация творческих групп.

Проводя анализ, группа или ведущий педсовета делают вывод о действиях педагогов школы: направлены они на создание ситуации успеха или нет, какие проблемы вскрываются этой анкетой.

Рефлексия.

После выступления всех групп участникам педсовета предлагается заполнить выходную карту педсовета. Обработка этой карты будет свидетельствовать о понимании педагогами рассматриваемой проблемы. Лучшие ответы можно прочитать коллективу, тем самым подвести итог всей работы и перейти к принятию решения.

Подведение итогов. Принятие решения.

Примерный проект решения педсовета:

Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, школе, труду, то есть способствует эффективности обучения.

Каждому учителю взять за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Разработанные программы: «20 способов сказать: ты молодец!», «действия педагога, способствующие созданию ситуации успеха» - сделать достоянием каждого учителя (размножить и вручить каждому педагогу школы).


Анкета.

«Незаконченное предложение».

Закончите предложение.

Начиная урок, я произношу слова: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: _________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Перед контрольной работой(диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _____________

________________________________________________________________________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет: _______________________________________



__________________
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница