Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле



Скачать 272.15 Kb.
Дата20.05.2016
Размер272.15 Kb.
ТипПояснительная записка
Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1420

Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы
Утверждено Рассмотрено и одобрено

Директор ГОУ ЦО № 1420 на заседании МО

_____________Николаева А.И учителей средней

«30» августа 2013 г. школы

Протокол № 1 от 28.08.13

Председатель МО

_________Мартынова Е.Э.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Формирование у детей гражданственности и патриотизма

на основе изучения исторического

краеведения и музееведения»
Разработала Г. Р. Бялая, педагог ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СТРОГИНО»
Возраст обучающихся - 10-16 лет

Срок реализации - 3 года


Педагог

дополнительного образования

Шумейко Н.Г.

Москва

2013

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев
…а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…

И.Ф.Федоров


Пояснительная записка
Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем.

Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.

В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.

Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории, Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное – лишь в будущем.

В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому, во весь рост встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и “плохой” стране на свете. В ситуации, когда социологи у 80% столичных старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Дело в том, что Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.

Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит “погружение” подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.

Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены коллектива “Наследие” получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.

Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в коллективе “Наследие”, знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Москвы, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Программа дополняет и расширяет знания по истории столицы, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Программа уделяет большое внимание и экспедиционной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города, а уж тем более такого, как Москва.

Местные краеведческие экспедиции позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

Цель и задачи программы

Программа разработана в рамках предложенных Департаментом образования целевых комплексных программ социального воспитания юных москвичей "Сыны Отечества" и "Я – москвич", а также основного тематического блока этой программы "Восхождение к истокам", предусматривающего формирование представлений о "малой Родине", московском регионе посредством краеведческой работы

.

Цель программы:
Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций Москвы и родного края.
Задачи программы:



  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции.


Структура программы
Образовательная деятельность краеведческого коллектива "Наследие" осуществляется в разновозрастных детских объединениях постоянного и сменного составов. Возраст членов коллектива  от 10 до 18 лет. Программа рассчитана на три года обучения. Численный состав группы  10-12 человек в соответствии с СанПиН 2.4.2-576-96. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.

Занятия учебных групп проводятся:


  • 1 год обучения – дети 9-12 лет  4-6 часов в неделю;

  • 2 год обучения – дети 12-15 лет  4-6 часов в неделю;

● 3 год обучения – дети 16-18 лет  от 6 до 8 часов в неделю.
Указанные часы распределяются на:
● аудиторные занятия;

● экскурсионно-экспедиционные занятия;

● индивидуальные занятия.
Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: краеведение и музееведение.
Краеведение предполагает следующие направления работы:
● знакомство с историей родного города и края;

● поисковую работу;

● исследовательскую работу;

● сбор предметов музейного значения;

● составление и изучение коллекции предметов;

● обработку собранных материалов.


Музееведение предполагает следующие направления работы:
● знакомство с историей музейного дела;

● знакомство с основными направлениями работы государственных музеев;

● изучение истории материальной культуры;

● исследовательскую работу по заданию музея;

● фондовую работу;

● изготовление муляжей и макетов в качестве вспомогательного музейного фонда.


Задача экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; фотофиксация новостроек округа; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ

.

Задача экскурсий: по историческому центру города – изучение топонимики города, визуальное знакомство с архитектурными и историческими памятниками столицы; в государственные музеи: ознакомление с экспозициями столичных музеев, ознакомление с предметным миром изучаемого отрезка истории нашего края.


Отличительной чертой экспедиции является то, что дети во время экспедиции работают самостоятельно по заданной теме:

- знакомятся с краеведческим объектом, фотографируют его, зарисовывают;

- записывают в дневник расположение объекта на территории района, работают с картой местности.

Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовивших определенный объем информации по заданной теме.
Воспитанники, обучающиеся по данной программе имеют возможность заниматься с педагогом индивидуально по следующим направлениям:
● исследовательская работа по изучению истории края;

● исследовательская работа по изучению истории предметов и документов, хранящихся в фондах Историко-краеведческого музея;

● подготовка к проведению экскурсии в музее по конкретно выбранной теме;

● изготовление предметов для вспомогательного фонда музея (плакаты, карты, муляжи и различные пособия к занятиям);

● изготовление макетов, иллюстрирующих различные изучаемые краеведческие темы;

● подготовка к краеведческим чтениям и конференциям различного уровня и назначения.


Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форсмажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией Центра.
Методы и формы обучения
Методы обучения:
Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;



Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экспедиции по территории округа;

● экскурсии в государственные музеи города;

● экскурсии в Историко-краеведческий музей;

● встречи со старожилами района (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;

● подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;

● заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

● изучение предметов материальной культуры из фонда музея и составление исторической справки на уже имеющиеся экспонаты;

● атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.


Второй год обучения
Содержание программы второго года обучения

В период второго года обучения основное внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы ребят. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. При этом 1 час учебного времени отводится на теоретическую часть (общегрупповое занятие) и 1 час для работы с несколькими обучающимися (мини-группы).



Задачи 2-го года обучения

Научить :

  • ставить и формулировать цель и задачи исследования;

  • выдвигать и обосновывать собственную гипотезу;

  • определять методы предстоящего исследования;

  • обрабатывать и интерпретировать полученные данные;

  • пользоваться специальной и научно-популярной литературой;

  • составлять картотеку на используемые источники.

Развивать:

  • навыки самостоятельной работы;

  • способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;

  • инициативность в творческом процессе.

Формировать:

  • настойчивость в достижении цели;

  • уверенность в своих силах.

Исходя из специфики 2-го года обучения, педагогом разрабатывается индивидуальная программа деятельности каждого обучающегося и малых групп, сформировавшихся по принципу объединения детей по интересам, по возрасту и на добровольной основе. Тем не менее, индивидуальная программа деятельности включает каждого ребенка в общий образовательный процесс:



  • групповой самостоятельной работы членов коллектива по реставрации предметов музейного назначения, по изготовлению предметов вспомогательного фонда музея;

  • подготовки экскурсий по экспозициям и тематическим выставкам, развернутым в музее;

  • подготовки и проведения массовых мероприятий и «исторических гостиных»;

  • организации исследовательской деятельности.

Тематика исследований на 2-м году обучения обширна и разнообразна: от изучения истории отдельных предметов, хранящихся в фондах музея, до настоящего историко-краеведческого исследования. Темы для исследовательской работы определяются с учетом интересов, возможностей, возраста и способностей обучающихся.



Исследовательская краеведческая работа строится по определенному алгоритму:

  • выбор проблемы;

  • изучение исторического периода, на фоне которого происходит изучаемое событие;

  • локализация темы;

  • постановка исследовательских задач;

  • планирование предстоящей работы;

  • выбор методов исследования;

  • обследование местности, где данное событие происходило;

  • работа с научно-популярной литературой и словарями;

  • поездка в профильный музей для сбора информации и консультаций со специалистами;

  • подбор иллюстративного материала;

  • атрибутирование иллюстративного материала;

  • оформление работы;

  • составление тезисов к публичному выступлению.

Подготовка к публичному выступлению предполагает:

  • проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);

  • изучение основ ораторского искусства и технологии публичных выступлений ( постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т.д.).


Ожидаемый результат
К концу 2-го года обучения воспитанники будут:

  • знать, что такое музейная документация и уметь ее оформлять;

  • уметь частично реставрировать предметы музейного назначения;

  • владеть элементарными навыками поисковой и исследовательской деятельности;

  • обладать умением провести экскурсию по определенным темам и экспозициям музея;

  • владеть навыками публичного выступления и защиты результатов своей исследовательской работы.


Организация каникулярного времени

Каникулы для ребят - это время, свободное от школьных занятий, от постоянного физического и нервного напряжения на уроках, от утомительного приготовления домашних заданий.

Особенностью программы по краеведению является непрерывность образовательного процесса, который не прекращается и в каникулярное время.

Учитывая то, что дети на занятиях коллектива довольно много времени проводят в неподвижности, свободные дни каникул должны максимально восполнить потребность ребенка в движении. Но в то же время расписание занятий коллектива строится таким образом, чтобы предоставить детям возможности для более продолжительного сна и восстановления израсходованных сил и укрепления здоровья.


Задачи педагога

  • создать условия для значимого использования каникул в целях физического, интеллектуального, эмоционального, духовного и нравственного развития каждого члена коллектива;

  • предоставить возможность использования каникулярного времени в целях укрепления детского коллектива;

  • создать условия не только для облегченных занятий, но и для совместного отдыха ребят;

  • предоставить возможность воспитанникам по своему желанию и свободно выбрать форму отдыха в каникулярное время;

  • организовать занятость детей в различного рода развлекательных и познавательных поездках и мероприятиях;

  • проводить коллективные игры на свежем воздухе для восстановления и укрепления здоровья, хорошего настроения и бодрости духа ребят;

  • привлечь к каникулярным развлечениям и мероприятиям родителей воспитанников для лучшего понимания родителями увлечений ребенка, а, следовательно, создания взаимопонимания в семье.


Условия реализации программы
Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями.

Технические средства:

  • Телевизор;

  • Видеомагнитофон;

  • Диапроектор;

  • Магнитофон;

  • Проигрыватель.

Наглядные пособия:

  • CD программы для проведения занятий;

  • видеофильмы по истории России и Москвы;

  • видеофильмы по истории Юго-Восточного округа;

  • плакаты и открытки с видами Москвы разных эпох;

  • ксерокопии портретов "действующих лиц" истории России, Москвы и нашего края;

  • фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории края;

  • необходимый набор слайдов по темам, указанным в программе;

  • диафильмы;

  • географические карты и схемы;

  • макеты жилищ и утвари славян, а также современных жителей средней полосы России;

  • "лента времени" с набором необходимых видовых открыток.

Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером и лазерным СD приводом.

Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD учебных программ по истории России и Москвы.

Библиотека:


  • литература по истории России;

  • литература по истории Москвы.

Краеведческая литература:

  • по истории территории, на которой расположен современный Юго-Восточный округ столицы;

  • по истории формирования и развития современного Юго-Восточного округа города Москвы;

  • подшивки районных газет.


Учебно-тематический план занятий группы 2-го года обучения

занятия







Тема








1



1/1-2

Цель. Задачи, место и форма проведения городской краеведческой игры.

Знакомство с объектами площадок города, предусмотренных краеведческой игрой.




2



1/1-2

Особенности работы экскурсовода.
Знакомство с объектами площадок города, предусмотренных краеведческой игрой.



3



1/1-2

Зрительная реконструкция и локализация событий.
Выбор экскурсионной темы.




4


1/1-2


Приём абстрагирования.
Анализ проблем, определение источников информации, Ролевое распределение в команде.



5

6



1/1-2


Справочно-библиографический аппарат.

Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии.

Краткая летопись основных событий города.








1/1-2

Составление библиографических пособий.



7


1/1-2


Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи).
Практикум: работа с художественной, мемуарной, справочной литературой.





8

9



1/1-2


1/1-2


Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи).

Практикум: работа с художественной, мемуарной, справочной литературой.

Панорамный обзор экскурсионной площадки.

Рассказы о людях, участниках знаменитых событий.





10


1/1-2


Панорамный обзор экскурсионной площадки.

Конкретизация, коррекция материала.






11

12



1/1-2


1/1-2

Приём зрительного сравнения. Движение.

Конкретизация, коррекция материала.

История города, связанная с объектами экскурсионной площадки.
Конкретизация, коррекция материала.





13



1/1-2

История города, связанная с объектами экскурсионной площадки.
Конкретизация, коррекция материала.




14




1/1-2

История города, связанная с объектами экскурсионной площадки.
Конкретизация, коррекция материала.


15



1/1-2

Культурная жизнь города, связанная с объектами экск. площадки.
Конкретизация, коррекция материала.



16



1/1-2

Культурная жизнь города, связанная с объектами экск. площадки.
Конкретизация, коррекция материала.



17



1/1-2

Культурная жизнь города, связанная с объектами экск. площадки.
Конкретизация, коррекция материала.




18



1/1-2

Архитектурный облик объектов экскурсионной площадки.
Конкретизация, коррекция материала.



19



1/1-2

Архитектурный облик объектов экскурсионной площадки.
Конкретизация, коррекция материала.




20




1/1-2


Алгоритм анализа речи.
Чтение прозы, стихов.



21




1/1-2


Алгоритм анализа речи.
Чтение прозы, стихов.



22


1/1-2


Алгоритм анализа речи.

Практикум: анализ моей речи и речи моих товарищей.





23


1/1-2


Ораторское искусство.

Практикум: упражнения на дыхание, речёвки, скороговорки.




24



1/1-2

Связь темы экскурсии с объектом.
Последовательность построения экск-и по отдельным подтемам.




25



1/1-2

Фотодокументы, газетные вырезки, портреты, фото объектов.
Подготовка портфеля экскурсовода.




26

27



28
29

30
31


32
33
34
35
36


1/1-2


1/1-2

1/1-2


1/1-2

Фотодокументы, газетные вырезки, портреты, фото объектов.


Подготовка портфеля экскурсовода.

Этикет. Умение вести беседу.

Особенности ведения экскурсии на открытых площадках.
Оформление темы экскурсии. Тема, продолжительность экскурсии.
Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Содержание экскурсии.

Оформление темы экскурсии. Тема, продолжительность экскурсии.

Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Содержание экскурсии.
Отработка и сдача экскурсии по частям.
Отработка и сдача экскурсии по частям.

Отработка и сдача экскурсии по частям.


Защита проекта.
Анализ защиты проекта, успехов, неудач и причин.
Городская краеведческая игра.
Городская краеведческая игра.





































































































































Экскурсии для учащихся 2-го года обучения
1. Поездка на смотровую площадку Воробьевых гор.

Цель: показать наш родной город с высоты птичьего полета. Рассказать о клятве А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Проверить, могут ли ребята ориентироваться в географии города. Определить местонахождение семи высотных зданий Москвы.



2. Экскурсия по парку к озерам Покровского-Стрешнева.

Цель: познакомить учащихся с одним из самых примечательных мест нашего округа. Проиллюстрировать занятие "Места отдыха и учреждения культуры". На примере парка пояснить, почему наш округ часто называют "легкими столицы".



3. Музей-квартира И.В.Курчатова.

Цель: познакомить воспитанников с биографией и творческой деятельностью великого ученого – И.В.Курчатова. Рассказать о значимости созданного им института.



4. Музей истории города Москвы. Археологический отдел.

Цель: проиллюстрировать занятие "Здесь начиналась Москва". Познакомиться с результатами работы ежегодной археологической экспедиции, работающей на территории нашего округа (в частности, в деревне Мякинино). Поработать с картой заселения территорий Москвы, на которой показаны населенные пункты, входящие ныне в наш округ.



5. Экскурсия по (сохранившейся пока) части территории древнейшего поселения на территории округа – селу Спас.

Цель: дать ребятам возможность увидеть с высокой точки территорию села Спас, деревню Мякинино, панораму района Строгино, русло Москвы-реки и впадающие в нее реки – Барышиху, Химку и Сходню. Обратить внимание ребят на удобное и выгодное расположение населенных пунктов в далекой древности.



6. Государственный Исторический музей.

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Годы Смуты в Москве". Показать подлинные портреты "действующих лиц" тех событий.



7. Бородинская панорама.

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Гроза 1812 г.". Обратить внимание учащихся на предметы материальной культуры первой трети XIX века.



8. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева.

Цель: проиллюстрировать и пополнить знания ребят по содержанию занятий "Москва послепожарная" (тема« Гроза 1812 г.») и "Послевоенные годы. Возрождение из небытия" (тема «Великая Отечественная война»).



9. Экскурсия в Кусково.

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Жизнь дворянской усадьбы". В музее можно увидеть парадные интерьеры, в которых гармонично сочетаются живопись и скульптура, мебель и многоцветные наборные паркеты, изделия из хрусталя и бронзы, мраморные камины и изразцовые печи.



10. Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей.

Цель: проиллюстрировать занятие "Купеческий род Карзинкиных. Их вклад в развитие своей подмосковной усадьбы и Москвы". Познакомить ребят с династиями российских меценатов и благотворителей второй половины XIX – начала XX века.



11. Музей Ф.И.Шаляпина.

Цель: проиллюстрировать занятие "Гости усадьбы Карзинкиных в селе Троицком-Лыкове". Познакомить учащихся с биографией, московским периодом жизни и творчеством выдающегося, всемирно знаменитого русского певца. Увидеть уникальные действующие мемориальные предметы – рояль, граммофон. Послушать звучание голоса Ф.И.Шаляпина.



12. Посещение храма Живоначальной Троицы в Хорошеве.

Цель: познакомить воспитанников с интерьером одной из старейших сохранившихся на территории округа церквей, поставленной еще в 1598 г. в селе Хорошеве  вотчине Бориса Годунова.



13. Государственный центральный музей современной истории России (бывший музей Революции).

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: «Москва – центр первой русской революции. Революционные события и забастовочное движение на фабриках и заводах ближайшего Подмосковья (северо-западное направление)».



14. Музей-квартира А.М. Горького.

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством советского писателя А.М.Горького. Проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: «Годы коллективизации на территории современного северо-западного округа. Село Троицкое - Лыково и А.М.Горький».



15. Музей воды "Мосводоканала".

Цель: проиллюстрировать тему "Водоснабжение Москвы". Познакомить учащихся с историей водопровода и канализации в Москве с древнейших времен до наших дней. Показать макеты отдельных сооружений и наиболее интересные образцы оборудования, познакомить с организацией эксплуатации систем водоснабжения и проблемами рационального использования воды.



16. Музей ТМЗ.

Цель: познакомиться с историей одного из старейших заводов на территории нашего округа. Проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Особое" конструкторское бюро ТМЗ".



17. Музей «Дом на Набережной».

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Москва и Подмосковье в 20-е-30-е годы XX века " .



18. Музей Обороны Москвы.

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: "Великая Отечественная война"



19. Вдоль Хорошевского спрямления через шлюз №9 к Химкинскому водохранилищу.

Цель: проиллюстрировать занятие и пополнить знания по теме: «История строительства железнодорожного моста над шлюзом № 9, который расположен над Хорошевским спрямлением (Строгино-Щукино)».


Прогнозируемый результат

К концу учебного года члены коллектива «Наследие» 2-го года обучения должны обладать умениями и знаниями в следующих областях:



Краеведение.

Знания:

  • о географическом положении и природных условиях северо-запада Москвы;

  • об истории развития Северо-Западного округа Москвы;

  • об исторических персонажах  владельцах усадеб, а также о храмах, поставленных ими на территории усадеб;

  • о годах лихолетья в стране и о значении северо-западной окраины Москвы в изгнании неприятеля;

  • о Москве XX века и о жизни селений в годы советской власти;

  • о событиях Великой Отечественной войны, происходивших на территории нашего края и о памяти народной, сохранившейся в топонимике и памятниках округа;

  • об исторической обстановке в стране (на каждом изучаемом этапе), на фоне которой происходили определенные события в историческом центре Москвы и на территории нашего округа.

Умения:

  • уметь ориентироваться в географических картах разных лет выпуска;

  • уметь самостоятельно вести экспедиционный дневник и фонозапись воспоминаний, а также самостоятельно обрабатывать собранный материал.

Музееведение:

Знание:

  • фондов Историко-краеведческого музея и их структуры;

  • условий хранения музейных предметов;

  • приемов необходимой частичной реставрации;

  • о том, в какие организации (музеи, архивы, библиотеки) или к каким специалистам необходимо обращаться за консультацией.

Умение: атрибутировать предмет, пользуясь справочной литературой.
Механизм оценки знаний

Для проверки знаний ребят, занимающихся в коллективе второй год, наряду со знакомыми по первому году обучения формами проверки знаний, можно вводить такие формы оценки:



  • тесты по пройденным темам;

  • викторины;

  • просмотр видеофильма с выключенным звуком и самостоятельным рассказом воспитанника о предметах и событиях, изображенных на экране;

  • участие в конкурсах и конференциях;

  • участие в инсценировках народных праздников.


Литература, рекомендованная для чтения ребятам

2-го года обучения
1. Авдеева К.А., Записки о старом и новом русском быте.  СПб., 1842.

2. Белицкий Я.Н., Глезер Т.Н. Москва незнакомая. М., 1993.

3. Битва за Москву у Северо-Западных ворот. /Составитель Фомичев В.Т. М.:

ТИИЦ ,2001.

4. Битва за Москву.  М.: Московский рабочий, 1985.

5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991.

6. Бялая Г.Р. Строгино и его окрестности. М., 1997.

7. Вьюрков А.И. Рассказы о старой Москве. М., 1958.

8. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Сочинение в 2-х томах. Калуга: Золотая аллея, 1994.

9. Герои 1812 г. /Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1987.

10. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М. Военное издательство, 1987.

11. Думова Н.Г. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992.

12. Демин А.А. Ходынка от Дмитрия Донского до наших дней.  М., 1997.

13. Здесь начиналась Москва. /Составитель Фомичев В.Т. М., 1997.

14. Ильин М.А. Подмосковье.  М.: Искусство, 1966.

15. Ионов П.П., Симаков В.И. Ратная слава Отечества. Книга 2 (войны эпохи Петра Великого и Екатерины II. Военная история России в XVII в.).  М., 2000 .

16. Иминов В.Т., Лютов И.С., Соколов Ю.Ф. Ратная слава Отечества. Книга 3. (Народ на защите Родины. Военная история России в XIX веке). М., 2000.

17. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

18. Москва. Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX веков. Ред. Юрова Т.В. М., 1989.

19. Москва военная. Сборник воспоминаний.  М.: Россия молодая, 1995.

20. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XIX веков. Л., 1989.

21. Пыляев М.И. Старое житье. СПб., 1892.

22. Пыляев М.И. Старая Москва. М., 1990.

23. Рогатко С.А. Выдающиеся продовольственные предприниматели России.  М.: Пищепромиздат, 1999.

24. Северо-Западный округ Москвы. Энциклопедия Российских деревень.  М., 1997.

25. Скрынников Р.Г. Россия накануне "смутного времени".  М.: Мысль, 1981.

26. Соколов Ю.Ф. Ратная слава Отечества (военная история России IX – XVII век). М., 1999.

27. Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.



28. 100 лет русского предпринимательства. Энциклопедия купеческих родов (Из истории купеческих родов). /Сост. Платонов О.Н.  М.: Современник, 1995.

29. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. /Сост. Акопова Н.Н., Бережков В.В. М., 1987.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница