Чувства и эмоции



Дата25.04.2016
Размер98,5 Kb.
ТЕМА: ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

ПЛАН


  1. Определение чувств и их физиологические основы.

  2. Формы переживания чувств.

  3. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение.

  4. Чувства и личность.

  5. Виды чувств и их формирование.

Литература: Введение в общую психологию., А. В. Петровский, М., 95г., стр. 239

Сам.работа Изучить теории эмоций на семинар

1.Определение чувств и их физиологические основы.

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, Воображения, мышления, но вместе с тем относится так или иначе к тем или иным факторам психической жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Чувство патриотизма, чувство отвращения; удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.



Чувства – это переживаемые в различной форме, внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.

Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому. Переживание чувства особое эмоциональное состояние человека. Переживание чувства является психическим процессом, имеющем свою динамику, текущим и изменчивым (пример, как человек переживает тяжесть утраты. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствуя перестройке внутреннего мира личности и обретения необходимого равновесия.



Чувства и потребности человека. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Чувства субъективно для человека и выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т. п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. И наоборот, (стыда, раскаяния, тоски).

(П. В. Симонова). Сознательно или несознательно человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные наоборот, или вызваны падением ее вероятности по сравнению с прогнозом (пример. Студент сдает экзамен…).

Информационная концепция эмоций не объясняет всю многообразную эмоциональную сферу личности (пример, эмоция удивления не может быть отнесена не к активным не к позитивным эмоциональным состояниям). Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Эмоция сигнализирует о благоприятном и неблагоприятном протекании событий и обеспечивает регуляторное поведение в условиях общения и деятельности. Чувства одна из специальных форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражаются отношения субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности.


  • Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, являются результатом деятельности мозга. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными (подкорковые узлы), так и с условными рефлексами (кора). Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникшие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре захватывают подкорковые центры. В отделах мозга лежащих ниже коры больших полушарий находятся центры физиологической деятельности организма. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (рис.1) и сердечной деятельности, изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы, холодный пот от страха, пересыхание во рту от волнения). Кривые дыхания при различных эмоциональных состояниях (по Дюма:

1. 1.радость ( 17 дыханий в минуту)

2. 2. пассивной грусти (9 дыханий в мин.)

3 3. активной грусти ( 20 дых. в мин.)

4. 4. страха ( 64 дых. В мин.)

5. 5. гнева (40 дых. В мин.)


  • «Сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце».

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образам сдерживаются внешние проявления чувств. В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Эксперименты Д. Олдса: животным вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса. Обнаружены «центры удовольствия» и «центры страдания». Из этого следует гипотеза о физиологических предпосылках эмоций человека. Также производилось изучение функций асимметрии мозга: левое полушарие – положительные эмоции, правое – отрицательные эмоции.

2. Формы переживания чувств.

Удовлетворение и неудовлетворение порождает у человека специальные переживания, приобретающие различные формы: эмоций, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком смысле этого слова).

Эмоции. Нередко слова эмоции и чувства употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция – это непосредственное, временное переживание какого-либо более постоянного чувства. В точном переводе на англ. «эмоция» – это «душевное волнение», «душевное движение». Эмоцией являются например, не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое человек ощущает слушая ту или иную музыку, или отрицание переживания при фальшивом исполнении.

Боязнь или страх как чувство переживаются в разных эмоциональных процессах: иногда человек бежит от страшного, а иногда цепенеет и замирает или же от страха бросается навстречу опасности.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью! Они являются побудителями к поступкам, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. (От радости человек готов «горы перевернуть.)

В других случаях эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств ослабляет человека такие эмоции называются астеническими (от страха «ноги подкосились», уход в себя).

Аффекты – эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительным изменениями сознания, нарушения контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, т. к. сразу вызывают огромную затрату сил – они похожи на взрыв, шквал. Если эмоция это душевное волнение, то аффект – буря. Развитие аффектов характеризуется различными стадиями.



Стадия аффекта

Внешнее проявление

Внутреннее проявление

Последствия

1. Нарастание аффективного состояния

Слезы, рыдания, характерные жесты, мимика лица, изменяемое дыхание. Расстраиваются мелкие движения.

Думает только о предмете своего чувства. Индуктивное мышление охватывает кору больших полушарий и ведет к дезорганизации мышления. Желание поддаться переживаемому чувству

Сдержаться на этой стадии может любой нормальный человек. Важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие.


2. Вспышка аффекта

Утрачивает над собой контроль совершает без отчетливые действия

Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся системы временных связей (культурные и моральные устои)

Разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность сонливость.

Плох или хорош аффект? Это зависит от того какое чувство переживается человеком и насколько владеет собой при аффективном состоянии.

Настроения. Настроениеобщее эмоциональное состояние окрашивающее в течении значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное и пр. Настроения обычно характеризуются без отчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечет их. Но иногда настроение веселое или тоскливое приобретает значительную интенсивность, и накладывают отпечаток на умственную деятельность (ход мыслей, легкость соображения) и на особенности движений и деятельности человека, на продуктивность работы. На настроение влияют весьма разные причины. Что же влияет на ваше настроение? Для улучшения настроения важно: занятие физкультурой, содержание деятельности и удовлетворенность его и моральная поддержка. Причины настроения не всегда понятны человеку.

Стресс. Особая форма переживания чувств, близкая по своим психическим характеристикам к аффекту, но по продолжительности протекания к настроениям, представляет собой стрессовые состояния (от лат. Stress – давление, напряжение), или эмоциональный стресс. Стрессорами могут быть как неожиданные и неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, унижение и пр.), так и сложные ситуации – ответственные решения, сделать неожиданный выбор и пр.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным – последний встречается чаще. Об усиливающем и положительном (+ психические процессы, восторг, эйфория, мотивация и пр.).

Создатель теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность, стереотипных, филогенетических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т. е. К сопротивлению, бегству, борьбе. Стресс обеспечивает человеку условие «наибольшего благоприятствования» в борьбе с опасностью! Стрессорами могут быть не только сильно действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображение напоминающее о горе, угрозе, страхе, страсти и др сост-я. Последствия стресса: снижаются адаптивные резервы, опасность заболевания ряда заболеваний, усталость, безразличие, депрессия. Обычно в стрессе выделяют три фазы:


  • реакция тревоги – напряжение организма следует устойчивость к стрессору;

  • фаза стабилизации – организм начинает работать на относительно нормальном уровне;

  • фаза истощения – в длительности.

У одних людей стресс способствует повышению общего тонуса и жизнедеятельности (сильная н\с). У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, рассеянности (слабая н\с). Ситуация экзамена хорошо выявляет устойчивость человека к стрессовым воздействиям.

4. Чувства и личность.

Чувства – одно из ярких проявления личности человека. Содержание чувств определяет устойчивое отношение личности к тому, что она делает. Охарактеризовать личность, во многом означает, сказать, что человек любит, что он ненавидит, презирает, чем гордиться, чему радуется и завидует. Поэтому надо перейти от рассмотрения переходящих состояний к устойчивым чувствам, характеризующим личность человека.

Чувства (в узком значении слова) – отражают отношения человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. Поэтому чувства, характеризуются устойчивостью и длительностью. Чувства имеют предметный характер их вызывают факты, события, люди по отношению к которым человек отрицательно или положительно мотивирован. Чувства ведущие образования эмоциональной сферы личности, определяют содержание ситуативных эмоций, настроений, аффектов. Например чувство любви к близкому человеку может по разному проявляться в зависимости от обстоятельств: радость, огорчение, гнев, гордость. Чем сильнее чувство любви, тем в меньшей мере его могут заслонять или исчерпать сиюминутные эмоции. Что происходит при относительно не выраженном эмоциональном отношении? Достаточно пережить одну отрицательную или положительную эмоцию этим человеком, как положительное или отрицательное чувство к нему уже сформировалось (напр. предубежденность учителя к тому или иному учащемуся.

Страсти – особый вид устойчивых чувств человека. Устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека называется страстью. Страсть заставляет человека упорно размышлять о предмете чувств, ярко представлять удовлетворение потребностей, лежащих в их основе. То, что не связано со страстью отходит на 2-ой план, перестает волновать.

Высокие и низкие страсти. Любовь – понятие любовь в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, жизненных потребностей и интересов субъекта (к Родине, матери, детям, музыке и т. д.). В узком смысле (видовое понятие) любовь – это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Виды чувств их формирование Общепринятой классификацией чувств, психология не располагает. Принято выделять следующие: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные \ моральные

Интеллектуальные

Эстетические

Отражают отношение человека к человеку и шире человека к обществу. К правильным чувств относятся – любовь, сострадание, доброжелательность, преданность. Вопрос о воспитании чувств один из наиболее важных в работе педагога.

Отношение к процессу познания, его успешности и не успешности. Единство мыслительных и эмоциональных процессов. К интеллектуальным чувствам относ-ся – удивление, сомнение, радость открытия, любовь к истине. Благодаря чувству удивления, человек начинает оценивать, анализировать новую ситуацию.

В. А. Сухомлинский – метод эмоционального пробуждения разума – воспитывал у детей удивление перед явлениями природы, предметами казалось бы известными. Удивление стимулирует познание.



Отношение к различным фактам жизни и их отображение в искусстве как к чему-то прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, возвышенному и пошлому, изящному и грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках. Переживаются как эмоции эстетического наслаждения или отвращения. Уровень развитости эстетических чувств – показатель социальной зрелости личности.

Чувство юмора рассматривается и как интеллектуальное чувство, это говорит о единстве эмоциональной сферы лич.



Иногда нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства называют «высшими». Почему?





Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница