Чумичева Р. М. 1 Дошкольникам о живописи 1 А. М. Чернышёва. 5 Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи детьми дошкольного возраста 5



Дата21.05.2016
Размер156 Kb.

Чумичева Р.М. 1

ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИВОПИСИ 1

А.М. ЧЕРНЫШЁВА. 5

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

А.М.ЧЕРНЫШЕВА 8

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ДЕТЬМИ 4 – 6 ЛЕТ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА 8

А.М. ЧЕРНЫШОВА 11

ЗАДАЧИ И ПУТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ 11

ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ 11

Чумичева Р.М. 14

ЗНАКОМИМ С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ 14


Чумичева Р.М.

ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИВОПИСИ

Портрет – это изображение или описание какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Этот жанр является самым сложным в изобразительном искусстве. Сложность восприятия портрета заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны, художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает свое мнение о нем. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли, чувства человека, изображенного на портрете, согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.

Художники воспроизводят облик человека по-разному: в привычной для данного обстановке, которая помогает нам узнать о его профессии, интересах, глубже раскрыть внутренний мир героя ( М.В. Нестеров «Портрет скульптора В.И. Мухиной»). Портрет может быть написан на фоне пейзажа (природного или городского), который тоже дополняет представления зрителя о чувствах, мыслях, настроении, выраженных в художественном образе (В.М. Васнецов «Аленушка», И.И. Бродский «Портрет А.М. Горького»). Иногда в портретах мы не находим дополнительных деталей, помогающих понять внутренний мир изображенного художником человека, в этом случае зритель постигает его через глаза, мимику лица, руки ( С.В. Малютин «Портрет Д.А. Фурманова», К.С. Петров-Водкин «Портрет Анны Ахматовой»). Существуют и групповые портреты, которые органично связаны сюжетом картины; художник раскрывает типичный образ через индивидуальность каждого человека (П.Д. Корин «Портрет художников Кукрыниксов»).

В чем специфика восприятия жанра портрета? Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. Именно лицо раскрывает духовный мир человека. Дополняют представления о нем руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное значение имеют поза и жест. Они всегда согласуются с лицом. Поза и жест помогают не только дополнить представление о характере художественного образа, но и определить его внутреннее, эмоциональное состояние. Немаловажную роль в этом играют костюм и фон портрета. Они подчеркивают профессиональную и социальную принадлежность изображенного человека.

В портретной живописи имеет и размер холста. Его выбор зависит от позы человека. В портрете П.Д. Корина «Александр Невский» холст вытянут вертикально, как бы подчеркивая величие и мощь полководца. «Портрет Н.П. Кончаловской» написан П.П. Кончаловским на холсте квадратной формы. Это обусловлено и позой женщины, и настроением, переданным художником.

Особенность портретной живописи состоит в том, что один художник воспроизводит черты конкретного человека, а другой – обобщенный образ современника, его социальную принадлежность, национальность, возраст, т.е. создает определенный тип.

В портрете всегда должно быть абсолютное сходство, которое в искусстве живописи достигается единством и гармонией изображений внешних и внутренних свойств человека.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам



О портретах детей. Мир сверстников, близкий детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Именно встреча с детскими портретами позволяет дошкольникам глубже проникнуть и в мир чувств взрослого человека. Рассматривая портреты, дети постигают особенности движения тела человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке. Эти знания дошкольники затем переносят в собственную изобразительную деятельность.

Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.

Первая встреча с портретной живописью сложна тем, что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям о том, что такое портрет, для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Первую встречу с портретом лучше проводить в музее или в детском саду с использованием подлинника и его репродукций.

Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:



  1. Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.

  2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».

  3. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».

Ставя вопросы, мы раскрывали перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного.

Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное восприятие (кто?), затем перейти к лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек.

В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение. Широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете. ...способствует уточнению ответов детей, ...когда ребенок затруднялся с ответом. В дальнейшем мы старались заменять пояснение вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

Сравнение. ...повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения...

Акцентирование деталей. Суть – при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета, сосредоточивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.

Использование данного приема активизирует речь детей.



Метод вызывания адекватных эмоций. Суть – вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Необходимо непосредственное, горячее участие эмоций. На языке искусства познать – значит чувствовать.

...надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. ...мы устанавливали ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.

...удавалось вызвать у детей эмоциональный отклик, они начинали активно высказываться о содержании картин и характере изображенного героя.

Тактильно-чувственный метод. ...в процессе восприятия портрета воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает...), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека. Этот метод очень эффективен и сильно действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность, признание, симпатии, уважение друг к другу.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. ...выразительное чтение художественных произведений или исполнение песни заставляет работать эмоциональную память, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия портрета.

Прием «вхождения» в картину. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с нам и сопереживать ему, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми портрета звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким, утонченным.

Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображен на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенным человеке, что придает речи интонационную окраску и вызывает эмоции детей. Музыку можно также подбирать к образу на портрете, устанавливая связь между живописным и музыкальным образом.



Игровые приемы. ...сосредоточивали внимание детей на необходимой для восприятия части портрета, активизировали мыслительную деятельность детей, создавали интерес к произведению, формировали положительное эмоциональное отношение к жанру портрета.

Дети с увлечением принимали игровые элементы «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т.д.), а мы отгадаем», «Узнай к какому из портретов подходит эта музыка», «Придумай свое название данному портрету», «Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа», «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник».

Впечатления, полученные детьми во время бесед, нашли свое отражение и в их рисунках. У детей появилось желание к собирательству открыток, фотографий, иллюстраций.

В работе детского сада произведениям изобразительного искусства можно посвящать полностью занятие-беседу с использованием вышеописанных методов или же использовать их на других видах занятий либо в повседневном непосредственном общении с детьми.




Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи


- М.; Просвещение, 1992.- С.84-89

А.М. ЧЕРНЫШЁВА.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Главная сущность эстетического воспитания заключается в формировании творческой личности, которая умеет не только понимать, оценивать прекрасное, но и создавать его преобразовывать действительность по законам красоты.

Средства эстетического воспитания разнообразны. Среди них очень важным по силе воздействия на чувства, мысли и волю является искусство. Но для того, чтобы искусство воспитывало необходимо его понимать.

Одной их существенных проблем эстетического воспитания и является поиск методики формирования эстетического восприятия искусства, и в частности искусства изобразительного, но для решения данной задачи необходимо выяснение вопроса о возможности восприятия детьми произведений искусства, об особенностях эстетического восприятия детей, о способности детей к эстетической оценке.

Учёными доказана способность детей уже в дошкольном возрасте к эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства.

Мы в нашем исследовании поставили задачу- определить место и роль произведений портретной живописи в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, что естественно, предполагает выяснение характера восприятия и оценки портрета детьми на разных возрастных этапах. Многие исследователи указывают, что без оценочного характера произведения нельзя говорить об эстетическом его восприятии.

Эстетическая оценка- это первоначальная функция эстетического суждения, выражение эстетического суждения, выражение индивидуального отношения к воспринимаемому.

Эстетическая оценка должна исходить из того, что главными сторонами художественного произведения является его образно художественное содержание и единство используемых художником средств выразительности ряд авторов (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Волков, И.Л. Гусарова, Н.М. Зубарева, Н. П. Скурева, Е.А. Флёрина и др.) выделяют такие особенности эстетической оценки ребёнка, как эмоциональность, ассоциативность, фантазирование, единство эстетического и этического недифференцированный характер и частую связь с восприятием внешних признаков.

Предлагая детям живописный портрет, мы предположили, что ребёнок через восприятие внешнего облика человека пойдёт к пониманию его внутренней сущности. Задачами исследования были: выяснить, что ребенок, прежде всего, воспринимает в портрете, какие внешние признаки позволяют ему оценить портрет, что для него является главным в портрете, способен ли ребёнок понять какие изобразительные средства использовал художник для передачи сущности человека и какие чувства вызывает у него портрет. Для решения этих вопросов мы разработали несколько серий экспериментов. Первой серией эксперимента было охвачено 106 детей в возрасте от трёх до семи лет. Для описания и оценки было использовано 20 живописных портретов разных авторов и эпох. Для того, чтобы выявить показатель эстетической оценки портрета детьми, мы провели дополнительный эксперимент со взрослыми – студентами Педагогического института им. А.И. Герцена. Взрослым портрет предлагался для письменного анализа. Было получено 60 описаний портрета.

Показатели эстетической оценки портрета детьми и взрослыми мы оценили определённым количеством баллов, что позволило с большей достоверностью выявить особенности эстетической оценки портрета детьми разных возрастных групп.

Дети 3х лет, как и предполагалось, с заданием не справляются. Они с интересом смотрят на портрет, улыбаются, манипулируют им, водят по нему пальцем, называя отдельные части тела человека, детали одежды, просят посмотреть другие «картинки», а от рассказа по портрету отказываются.

Все дети 4х лет проявляют положительное эмоциональное отношение к портрету. Показателями такого служат: высказывания в процессе описания «платочек нравится», «нравится вот малиновое», «шапка мне нравится» и др.; ассоциации из личного опыта, возникающие в связи с рассматриванием портрета.

Рассказ детей 4х лет об изображённом человеке находится в основном на уровне перечисления частей тела, одежда, её деталей, называние цвета. Но вместе с тем, в этом возрасте наблюдается и появление эстетической оценки, понимание детьми некоторых средств выразительности. Дети отмечают красивое в портрете, определяют эмоциональное состояние человека, которое иногда аргументируют существенными признаками: «Она весёлая. Глазки весёлые» (В. Игошев. Озорница)

Опорой в понимании эмоционального состояния является главным образом выражение лица (30%) реже – глаз. Часто дети называют не настроение, а выражение эмоций.

Итак, дети 4х лет способны к эстетической оценке, но она находится ещё на очень низком, примитивном уровне: дети в оценке портрета, часто красивое выделяют по какому-либо частному, несущественному признаку. Эмоциональное состояние узнаётся детьми, но не всегда аргументируется.

Своеобразие оценки портрета детьми 5ти лет сводится к следующему. В их описании портрета, как и на предыдущем возрастном этапе наблюдается перечисление, но замечается в то же время и некая целостность, относительная последовательность; для некоторых из них характерно придумывание ситуации действий. Дети этого возраста уже не просто называют цвет предмета, фона и др.; а высказывают к нему определённое отношение. Оценка цвета начинает выступать как средство выразительности образа, но ещё очень элементарно. Дети начинают давать общую оценку изображённого человека, но аргументация такой оценки случайна и часто носит недифференцированный, неадекватный характер.

Дети 5ти лет часто называют весь портрет красивым, основания этой оценки весьма различны. В качестве красивого называют чаще всего человека в целом (33.3%), а потом – одежду (27.7%), лицо, выражение лица и др. Дети этой возрастной ступени выделяют одновременно несколько признаков красивого. Отмечают эмоциональное состояние человека на портрете, опорой в его понимании служит не только общая мимика лица, но и выражение глаз и поза.

Итак, дети 5 лет могут давать эстетическую оценку портрета. Как видно из таблицы, большее количество высказываний детей оценивается 5ю баллами, а это показатель сравнительно высокого понимания портрета.

Эстетическая оценка произведений портретной живописи детьми 6-7 лет ещё близка к оценке детей 5 лет, однако и она имеет своеобразие. Дети на основе существенных признаков определяют социальное положение изображённого. На основе выделения некоторых средств выразительности дети дают общую, нравственную оценку человека. Определяют черты его характера.

Опорой в понимании эмоционального состояния для детей 6-7 лет служит выражение лица, глаз, мимическая складка рта, элементы поз. Одежда для детей этого возраста уже не является существенным признаком в оценке портрета и используется лишь как дополнение к общей характеристике.

Таким образом, при рассмотрении особенностей эстетической оценки произведений портретной живописи детьми разных возрастных этапов мы убедились в возможности детей дошкольного возраста понимать некоторые средства выразительности.

Для того чтобы с большей достоверность определить перспективы формирования эстетической оценки живописного портрета у детей дошкольного возраста, мы сравнили их оценку портрета с оценкой его взрослыми людьми, не имеющими специального художественного образования.

Анализ протокольных записей показывает, что в некоторых случаях дети и взрослые в понимании сущности человека изображённого на портрете находятся почти на одном уровне.

Таким образом анализ материалов первой серии эксперимента позволяет нам, во-первых, определить способность детей к эстетической оценке произведений портретной живописи; во вторых, выявить своеобразие эстетической оценки на каждом возрастном этапе; в третьих предположить, что при целенаправленном обучении содержание эстетической оценки портрета детьми станет богаче и полнее.


Таблица

Распределение показателей эстетической оценки портрета детьми и взрослыми


возраст


баллы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4 - 5

30,0

23,3

20,0

6,6

6,6

13,5













5 - 6

5,8

3,9

25,5

13,8

19,6

31,4













6 - 7

7,8

13,1

15,7

23,6

52,0

28,8

2,5

2,5







7 - 8

10,0




5,0

25,0

20,0

30,0

5,0

5,0







(4 -8)

12,1

10,7

18,6

16,5

13,6

28,7

1,4

1,4







1 - 50













8,4

16,6




15,0

18,4

41,6


А.М. Чёрнышёва. Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи детьми дошкольного возраста

// Герценовские чтения. – Л.:ЛГПИ, 1974. С. 86 – 94.

А.М.ЧЕРНЫШЕВА

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ДЕТЬМИ 4 – 6 ЛЕТ ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА

В последние годы педагоги, психологи, искусствоведы, художники все громче заявляют о необходимости и важности широкого ознакомления детей с произведениями искусства в деле всестороннего развития подрастающего поколения.

В наших школах детей учат лишь рисунку. Но им необходимо преподавать и основы искусствознания.

Но ведь для того, чтобы учить пониманию произведений искусства, необходимо выявить особенности эстетического восприятия детьми разных жанров изобразительного искусства.

Мы в своем исследовании поставили задачи: выяснить способность детей 4 – 6 лет воспринимать произведения портретной живописи, выявить, какие портреты находят больший эмоциональный отклик и почему, установить возможность проникновения в содержание портрета через восприятие средств художественной выразительности, какие из этих средств более всего доступны пониманию ребенка и возможно ли учить дошкольников “азбуке” живописного портрета.

Данное обследование проводили с целью выяснить, какие привлекают малышей, что в них вызывает эмоциональный отклик и могут ли дети воспринимать не только содержание портрета, но и его форму.

Мы отобрали следующие шесть портретов, которые предлагали детям для выбора: “Автопортрет” К.П. Брюллова, “Рабочий” В.А.Серова, “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” И.П. Аргунова, “Ожидание” Г.Песиса, “Женский портрет” Е.Е. Моисеенко и “Портрет женщины” В.А. Тропинина.

Нас интересовал не только эмоциональный отклик и понимание детьми содержания того или иного портрета, но и возможность выделения ими каких-либо сторон его организации. Поэтому вторым критерием отбора являлось различие в манерах исполнения и использовании средств художественной выразительности в произведениях портретной живописи.

Эксперимент проводился следующим образом: выложив все шесть портретов в ряд, мы предлагали ребенку выбрать понравившийся и объяснить причину выбора. Работа проводилась с детьми в возрасте 4 – 6 лет (61 человек).

Как видно из таблицы 1, наибольшим успехом пользовался портрет крестьянки работы И.П. Аргунова. Его выбрали 22 ребенка. На портрете изображена молодая девушка в нарядном ярком русском костюме. Ее облик ассоциировался со знакомыми, приятными сказочными образами. Кроме внешнего вида некоторых привлекало и эмоциональное состояние этой девушки.

Второй портрет, заинтересовавший детей – “Рабочий” В.А.серова. Из таблицы видно, что этот портрет преимущественно пяти- и шестилетние дети, социальный опыт которых богаче, чем у среднего возраста.Детям импонировал портрет рабочего человека, общественная значимость профессии которого им известна и понятна. Они выбирали его, несмотря на то, что он написан в темноватых полутонах и весьма обобщенно.

Третья, популярная у детей картина – “Портрет женщины” В.А. Тропинина. Это очень скромный по цветовому решению портрет. На нем и цветом , и светом выделено лицо уже немолодой женщины с мягким ласковым взглядом и доброй улыбкой. Этот образ ассоциировался у детей с образом матери.

Остальные три портрета выбирали меньше, хотя по колориту они были гораздо ярче,чем, к примеру, портреты рабочего и тропининской женщины.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоционально отзываются на яркость цвета и это восприятие его ими локально. Однако на ряду с ярким, чистым и определенным по колориту аргуновским портретом крестьянки в русском костюме многие выбрали также и другие, весьма скромные по цветовому решению.

Все это показывает, что большинство детей отдают предпочтение содержанию перед формой, и именно оно в первую очередь, вызывает эмоциональный отклик.

Анализ высказываний по выбранным портретам показал своеобразное отношение детей к форме. Многие из них указывали на несущественные, частные детали в характеристике изображенного человека.

Значительное число детей, причем, в основном, старшего дошкольного возраста, аргументировали выбор портрета некоторыми существенными признаками и средствами выразительности, которые помогали им глубже в содержание.

Если мы обратимся к таблице 2, то увидим, что чем младше дети, тем глобальнее восприятие ими портрета. К старшему же возрасту усиливается внимание к форме. Сначала к отдельным деталям, не существенным для содержания, а затем уже и к более значимым сторонам изображения.

Какие же выводы можно сделать из данного эксперимента?


  1. Детям дошкольного возраста даже на пятом году жизни доступно восприятие художественного портрета. Он вызывает у них эмоциональный отклик.

  2. Дети воспринимают и эмоционально откликаются на содержание портрета, однако, чем старше, тем больше начинают привлекать их внимание и различные выразительные средства.

  3. Характерно для восприятия детей предпочтение “натурности”, некоторой фотографичности, точности, подробности в изображении самого портретируемого, но не антуража, который нередко отвлекает внимания от восприятия содержания портрета ( например, в портрете Е.Е.Моисеенко).

  4. Обнаружение в констатирующем эксперименте способности детей воспринимать некоторые стороны формальной организации портрета, позволяют предположить необходимость и возможность обучения их восприятию средств художественной выразительности для более глубокого понимания содержания произведений портретной живописи

Таблица 1



Число выбора портретов детьми 4 – 6 лет

№ п/п

Авторы и название картины

4 года

5 лет

6 лет

Всего выбирали

1

И.П. Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

6

7

9

22

2

В.А. Серов Рабочий

2

4

5

11

3

В.А. Тропинин Портрет женщины

3

4

2

9

4

К.П.Брюллов Автопортрет

1

3

4

8

5

Е.Е. Моисеенко Женский портрет

3

1

2

6

6

Г. Песис Ожидание

2

3

-

5




Итого

20

22

22

61


Таблица 2




№ п/п

Что выделяют дети в живописном портрете

4 года

5 лет

6лет

Всего

1

Привлекает только содержание без выделения формы

7

5

1

13

2

Выделяют детали, не обеспечивающие проникновение в содержание

7

3

2

12

3

Отмечают некоторые существенные стороны, обеспечивающие понимание содержания

4

10

11

25

4

Обращают особое внимание на некоторые приемы выразительности (колорит, композиция, рисунок)

1

4

6

11




Итого

19

21

20

61

А.М.Чернышева Особенности выбора детьми 4 – 6 лет



живописного портрета

// Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. – С.63 – 68.

А.М. ЧЕРНЫШОВА

ЗАДАЧИ И ПУТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ

В своём исследовании мы изучали интерес детей к портретному жанру изобразительного искусства. Дети эмоционально откликались на портреты, толковали их, исходя из своего уровня понимания.

Цель нашего обучающего эксперимента заключалась в том, чтобы, развивая у детей эмоциональный интерес к произведениям портретной живопись, формировать у них эстетические чувства и эстетическое отношение к этому виду искусства.

Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.

Одна из задач нашего обучения заключалась в том, чтобы не нарушая целостного художественного образа учить детей понимать, язык живописного портрета, учить выделять средства его художественной выразительности, углубляя тем самым проникновение в содержание произведения: учить детей видеть композицию портрета, понимать значение цветового решения в передачи сущности образа человека, его состояния, настроения, для чего важно научить их видеть выражение лица, рисунок глаз, бровей, рта, понимать позу, жест человека. Учить детей способам восприятия произведений портретной живописи – значит учить последовательно рассматривать портрет, воспринимать главное, что выделено художником при помощи композиции, рисунка, свето-цветового решения.

Данные обследования показали, что большинство детей эмоционально откликается на многие произведения, доступные им по содержанию. Например, им особенно нравились портреты людей, образы которых были близки их опыту из личной жизни или известны из литературы (мать, ребёнок, царевна и др.)

Особенно привлекательными для них оказались образы людей труда как физического, так и умственного (рабочий, моряк, писатель, художник.) В целом детям больше нравились образы людей с положительным эмоциональным состоянием, хотя они сопереживали, сочувствуя также грусти и печали. В определении настроения дети ориентировались в основном, на выражение лица, а к пяти годам некоторые из них начинали видеть и выразительность позы. Однако констатирующий эксперимент показал, что если дети и владеют некоторыми понятиями о настроении человека, то эти понятия ещё крайне недифференцированы и нередко одни из них подменяются другими. А потому мы считали необходимым, как и другие исследователи (В.В. Добровольская, В.Н. Куницына, М.С. Золотилова, Р.П. Чуднова), провести дополнительную работу на уточнение и расширение знаний детей о различных состояниях и настроениях человека и способах их выражения; ввести в активный словарь детей такие слова, как поза, выражение лица а глаз, настроение, состояние.

Полученные нами данные показали также своеобразие отношения детей к художественным средствам выражения. Как правило, детей всех возрастов привлекал яркий, красочный колорит портретов. Четырёхлетним детям обычно нравилась декоративность, цветовая контрастность. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети иногда как бы не замечали художественных средств, не могли объяснить, почему они предпочитают тот или иной портрет, их восприятие в целом было вне анализа.

Подбирая репродукции портретов для обучающих занятий, мы старались взять такие произведения, которые соответствовали возможностям детей м вызывали бы у них эмоциональный отклик.

Для обучения мы отобрали 13 репродукций портретов разного содержания. Это были портреты взрослых людей (шесть женских и два мужских) и пять детских.

Учитывая, что в определении экспрессии дети ориентируются в первую очередь, на лицо человека, его мимику, мы на первом этапе обучения рассматривали с детьми погрудные портреты людей: «Портрет доярки» Е.Н. Широкого и портрет Марии Меншиковой (фрагмент) В.А. Сурикова. Мы учили детей внимательно всматриваться в лицо, определять настроение, состояние человека, всматриваться в рисунок глаз, рта, бровей, анализировать, почему художник в одном произведении брал светлые краски, а в другом - тёмные. Таким образом, мы учили детей выделять и анализировать в портрете главное – лицо человека.

Исходя из того, что дети к старшему возрасту начинают выделять и понимать не только выражение лица, но и позу портретируемого, причём некоторые дети пяти лет способны к пониманию взаимосвязи выражения лица и позы в отображении состояния человека. На следующем этапе обучения мы поставили перед собой задачу: научить детей видеть экспрессивные свойства позы и её единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, то есть продолжать учить детей воспринимать рисунок, анализировать его, понимать композицию портрета. Для этого этапа обучения мы подбирали портреты с большой экспрессивностью позы. Это были, в основном, детские портреты: «Портрет Микки Морозова» В.А. Серова, «Стрекоза» И.Е. Репина, «В школе» Б. Неменского, «Лизанька» П.П. Кончаловского и «В.К. Бялымицкий-Бируля» А.М. Герасимова.

На третьем этапе обучения мы использовали репродукции таких произведений: «Портрет писателя Виктора Астафьева» Е.Н. Широкого, «Врач» В.А. Игошина, «Любочка – почтальон» В.К. Нечитайло и др. – главным образом портреты людей труда. В беседах мы учили детей «увязывать» пейзаж, бытовую обстановку, рабочий интерьер с характеристикой человека, понимать для чего художник изобразил те или иные предметы, обстановку, что он этим хотел оказать, о чём рассказать зрителям. Мы стремились к тому, чтобы дети увидели и поняли единство всех изобразительных средств.

Таким образом, каждый из этапов работы с детьми над портретом предполагал расширение их знаний о средствах выразительности и обучение последовательным способам восприятия портрета.

Обучение проводилось с детьми старшей группы яслей – сада. Было проведено 20 занятий. Все они носили проблемно-обучающий характер. Мы старались сформировать и развивать в детях собственное отношение, умение самостоятельно оценивать произведения. Мы лишь направляли их внимание и мышление.

В оценке картины несомненно велика роль педагога. Она проявляется в постановке вопросов, направляющих на размышление, в уточнении детских ответов, в примерном анализе портрета самим педагогом, в обобщении ответа детей. Всё это способствовало эмоционально эстетическому восприятию и более глубокому пониманию содержания произведений портретной живописи.

Кроме занятий, на которых рассматривалась и обсуждалась та или иная картина, мы устраивали выставки, организовав «Уголок портрета». На выставке представлялись или 2-3 картины из тех, которые уже были рассмотрены, или 7-10 картин, среди которых одна была ещё незнакома детям и привлекала их внимание. Организация выставок способствовала упрочнению интереса детей и пониманию «языка» портретной живописи, то есть художественных средств выразительности, что обеспечивало не только эстетическое, но и умственное развитее детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Большое значение в стимуляции интереса к портретной живописи имели также 2 экскурсии в русский музей. Посещение музея значительно повысило интерес детей к выставкам картин в детском саду. И при организации двух последних выставок в «Уголке портрета» дети принимали уже самое активное участие. Они выбирали и оформляли картины, выполняли роль «экскурсоводов». Так серьёзная учебная работа переплеталась с играми детей.

Широко использовался нами и был весьма эффективен приём рассматривания картин в сочетании с другими видами искусства: стихами, песнями, музыкой, с детской изобразительной деятельностью.

Иногда мы предлагали детям нарисовать человека в различном его настроении: весёлого и грустного. Дети охотно рисовали портреты своих мам.

В целях уточнения и расширения представлений детей о внешней выразительности эмоционального состояния человека мы использовали также игровые приёмы: при рассматривании портретов в некоторых случаях предлагали детям воспроизвести позу изображённого человека и постараться передать в мимике его настроение; предлагали угадать настроение человека изображаемое воспитателем или одним из детей, или угадать настроение человека по описанию взрослым или ребёнком выражения его лица и позы.


А.М. Чернышова Задачи и пути обучения детей 5 лет

восприятию произведений портретной живописи

// Герценовские чтения. – Л.:ЛГПИ, 1976. – С. 41 – 47.

Чумичева Р.М.

ЗНАКОМИМ С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ


(старший дошкольный возраст)
Портрет – это изображение, описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Убедительно и правдиво передавая внешний облик изображаемого человека, его душевное состояние, художник как бы отражает общие типичные черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Каким требованиям должны отвечать портреты, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?


  1. Доступность содержания для детского восприятия. Созвучность тематики картин интересам детей, их опыту, например: «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы в портретной живописи» и др.

  2. Яркая выраженность эмоционального состояния изображаемого.

  3. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).

В работе с детьми старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие произведения портретной живописи: А. Архипов «Молодая крестьянка в красной кофте», М. Башкирцева «Дождевой зонтик», В. Васнецов «Аленушка», С. Григорьев «Веселые зрители», В. Жемерикин «Рабочий», О. Кипренский «Девочка в маковом венке», П. Маковский «Дети, бегущие от грозы», А. Пластов «Дети», В. Серов «Мика Морозов», «Портрет Ермоловой», Н. Суздальцева «Анюта», С.П. и А.П. Ткачевы «Детвора», В. Тропинин «Девочка с куклой», «Голова мальчика».

Самое трудное и самое главное при восприятии портрета – умение понять внутренний мир изображенного человека.

Повседневное общение со сверстниками и взрослыми создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Мы предлагали детям внимательно посмотреть друг на друга, рассказать, какое настроение у товарища, подумать, почему они так решили. Давали задание внимательно посмотреть в лицо маме (папе) и рассказать на следующий день о своих впечатлениях. Анализируя ответы детей, обнаружили, что они определяют настроение только по одному признаку: веселое – грустное. Чтобы расширить представления дошкольников об эмоциональном состоянии человека и его внешних проявлениях, показывали фотографии, иллюстрации в книгах, на которых были изображены люди в состоянии радости, горя, гнева и т.д.

Содержание подготовительного этапа к восприятию портрета реализовывалось нами как в повседневном общении, так и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальных.

Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи.

Богатейший материал дает художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение всегда предваряло восприятие произведений живописи. В последующих беседах акцентировали внимание на образных выражениях, интересных сравнениях, эпитетах. ...использовали игровые приемы типа «Придумай предложение», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот». Или предлагали рассказать, какую картину представляют дети, когда слышат слово «грустный» («веселый», «добрый» и др.). Образы, ассоциирующиеся с этими словами, были самые разнообразные: «Картина природы мрачная, темная, идет осенний дождь», «Картина о человеке, у которого случилось горе. Все темными красками нарисовано».

Беседы об искусстве требуют соответствующего настроения. Недопустимы шум, окрики, громкие разговоры, замечания. Нельзя воспринимать произведения живописи среди суеты, беспорядка, в обстановке неприязни, нервозности, грубости. Педагогу необходимо быть готовым к совместному с детьми творческому переживанию

Беседа может быть построена следующим образом. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на рядом сидящего товарища и рассказать о нем. Никто из детей в первой беседе не выделяет эмоционального состояния товарища. Вопрос, что выражают глаза, вызывает замешательство.

Затем дети рассматривают фотографии, которые по просьбе педагога принесли из дома, сравнивают их с теми, кто сфотографирован, отмечают, какими они здесь изображены. После этого – показывается портрет, который предстоит рассмотреть, объясняет, что это репродукция, т.е. фотография портрета, подводит детей к выводу: «Портрет, написанный рукой художника, только один, а его копии находятся в разных музеях, так же как и каждый из вас только один, а фотографий с вашим изображением иного».

Далее воспитатель объясняет: «В каждом портрете» художником скрыта «тайна», которую люди отгадывают, если внимательно всматриваются в изображение. Эту «тайну» мы тоже будем учиться отгадывать. Но сначала педагог предлагает отгадать «тайну» своих товарищей, например: «О чем тебе рассказали глаза твоего друга?». Такой прием мы использовали и при восприятии портрета. Однако на начальных этапах работы он вызывал затруднения у детей. Это объясняется тем, что портрет отражает обобщенный образ, передает сложный внутренний мир человека.

После первой встречи с портретом его оставили в группе, чтобы дети могли еще раз рассмотреть его и составить свое представление.

Все беседы строились на основе трех групп вопросов:



  1. Вопросы, раскрывающие содержание картины: кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке? При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания, например? О чем думает девочка? Где она была? Это дополняет сюжетную линию, более глубоко раскрывает эмоциональное состояние изображенного человека, развивает фантазию ребенка.

  2. Вопросы, позволяющие понять настроение, чувства изображенного человека: почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?

  3. Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художником, например: почему одна часть лица на портрете светлая, а другая темная? Почему художник изобразил человека в такой позе?

В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.

Этот прием мы использовали и в том случае, если ребенок затруднялся отвечать. В дальнейшем пояснения старались заменять вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.



Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.

Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.



Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогли раскрыть смысл картин.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детец чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека. Используя метод важно учитывать связь предыдущего восприятия с предшествующим опытом дошкольников. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, рассказывая, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливали ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность восстановить ранее виденное и пережитое.

Используя прием «вхождения» в картину, мы предлагали детям представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.



Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.

Нами были подобраны следующие музыкальные произведения: вальс «Шутка» Д. Шостаковича к портрету О. Кипренского «Девочка в маковом венке», «Сентиментальный вальс» П. Чайковского к картине В. Боровиковского «Портрет неизвестной с ребенком», «Романс» Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина – к портрету Б. Щербакова «М.Ю. Лермонтов».



Игровые приемы. ...помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета.

Дошкольники с увлечением принимают игровые элементы: «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.



Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Впечатления, полученные дошкольниками во время бесед, нашли отражения в рисунках, играх-драматизациях. Однако следует отметить, что перенос представлений о человеке, полученных при восприятии портретной живописи, в другие виды деятельности требует специального руководства со стороны воспитателя.



В заключение хотелось бы отметить: портретная живопись учит понимать душевный мир другого человека, бережно к нему относиться. А беседы помогают создать обстановку доверительности и доброго отношения друг к другу.

Чумичева Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. – С. 24-28.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница