Чтобы ребёнок не заикался



Скачать 69.91 Kb.
Дата23.05.2016
Размер69.91 Kb.
Чтобы ребёнок не заикался.
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках (запинках) в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи:

  • губ,

  • языка,

  • мягкого нёба,

  • гортани,

  • грудных мышц,

  • диафрагмы,

  • брюшных мышц.

Судороги могут быть клоническими (к-к-к-кошка, со-ба-ба-бака), тоническими – более тяжёлыми (к…нижка, каран…даш), смешанными.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что

заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неплавность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому.

Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространённость зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7 %, у немцев 2% населения, американские индейцы не заикаются вообще.

Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Причины возникновения заикания.

По этиологическому признаку различают два вида заикания.

1.Функциональное.

Чаще всего встречается функциональное заикание. При нём не имеется каких либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.

Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развёрнутой обобщённой (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легко возбудимых, нервных детей.

2.Органическое.

В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.)
Причины могут быть различными.
1).Одной из распространённых причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка:

  • повторение непонятных и трудных слов,

  • декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений,

  • запоминание сказок и рассказов не соответствующих возрасту и развитию ребёнка.

В таких случаях перегрузка нервной системы ребёнка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков и слов. В дальнейшем у ребёнка появляется уверенность, что так будет всегда. Создаётся патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

2).Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребёнок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.

3).Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

4).Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребёнка, физические наказания.

5).Может возникнуть остро, то есть вследствие психической травмы – испуг, конфликт,

неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, школы, рождение младшего ребёнка, переезд и т.д.) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев.

6).Заикание может возникнуть и в результате подражания (родственникам, другим детям).
Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях.

Большую роль играют предрасполагающие факторы:

  • болезненное состояние нервной системы ребёнка (пониженная устойчивость),

  • если заикается кто-то из родственников,

  • у аллергиков,

  • при частых респираторных заболеваниях,

  • при нарушении внимания! (Внимание и плавность речи тесно связаны. Если человек легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного на другое, то и речевое оформление мышления теряет ритмичность).


Проявления заикания.
Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном.
Так, например, заикание обычно усиливается:

  • в момент болезни,

  • переутомления,

  • после того, как ребёнка наказали.

Наблюдается также зависимость:

  • от погоды,

  • от времени года,

  • от условий жизни,

  • от питания.

И, наконец, речь ребёнка может ухудшаться и без видимых причин. Это отмечает большинство родителей.

Но ведь волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Важно, чтобы они наступали реже и не были такими сильными, как предыдущие, тогда можно сказать: «Да, ухудшение, но в процессе улучшения».
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание.
Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным),

если больше – закрепившимся.

Инициальное заикание.
Режим и рекомендации.
При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику.

Если это произошло в детском саду, сделайте всё возможное, чтобы ребёнку не надо было туда ходить.

Посещение детского сада в таких случаях противопоказано!

Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи.

Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз!

Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребёнка так, чтобы свести до минимума такое общение, даже если это члены одной семьи. Полезно будет составить список ситуаций, в которых речь ребёнка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние.

Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребёнка. Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Не ходите в гости и не принимайте гостей у себя. Гуляйте в парке, подальше от детских площадок. Некоторое время ребёнку лучше совсем не смотреть телевизор. Но если малыш привык к каким-то детским передачам, и вы не можете его отвлечь, не ссорьтесь из-за этого. Пусть смотрит. Пусть смотрит. Только хорошо кому-нибудь

из взрослых сидеть рядом с ребёнком и объяснять то, что покажется ему неприятным и пугающим.

При инициальном заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности не проводятся. Но нужно помочь ребёнку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых!

Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями. Без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. НЕ готовьте ребёнка к предстоящим событиям. Ожидание (даже приятного) создаёт напряжение. Жизнь должна быть рутинной: всё идёт своим чередом, нет никаких оснований для волнений.

Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу- психиатру, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально для каждого ребёнка. Иногда для такого подбора требуется два-три месяца.

Заикающийся ребёнок должен наблюдаться у психиатра не только при инициальном заикании и в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго (иногда 2-3 года) после того, как речь нормализуется. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды (7-9-11-13 лет).

Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое.

Закрепившееся заикание.

Режим и рекомендации.

Нужно ли создавать специальный режим, если заикание отмечается более двух-трёх месяцев? Конечно, пока плавность речи не нормализуется, режим должен быть щадящим, но это не значит, что надо сохранять тот «речевой гипс», который предлагался при инициальном заикании.

Основная установка – ведите обычный образ жизни.

Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до шести лет. Естественно, ребёнок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение. Уже в три года многие дети могут начать занятия с логопедом. Не откладывайте их.

Если кроме нарушения плавности, отмечаются задержка речевого развития, нарушения звукопроизношения, то начинать нужно с них. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас, и он долго подбирает нужное слово, затрудняется построить фразу или не может правильно произнести звуки.

О волнообразном течении заикания ни при каких обстоятельствах забывать нельзя.

Школа – серьёзное жизненное испытание как для детей, так и для родителей.

Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребёнок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всём помогать ему!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница