Что такое коммуникация с опорой



страница1/4
Дата21.04.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4
Что такое коммуникация с опорой
Под коммуникацией с опорой понимают в Германии все виды педагогической и терапевтической помощи, которые предлагаются для осуществления коммуникации людям без или со значительно ограниченной устной речью.

В международной среде обычное это обозначают как AAC = Augmentative and Alternative Communication (дополняющая и альтернативная коммуникация).



Альтернативные формы коммуникации формы предлагаются людям с ограниченными возможностями, которые нуждаются в иной коммуникативной системе, чем устная речь из-за отсутствия речевых способностей или их значительного ограничения. При этом речь идет преимущественно о жестах, графических символах или письме.
Под дополняющей коммуникацией понимают методы, которые используются для помощи и сопровождения устной речи. С одной стороны они должны помочь детям со значительно замедленным речевым развитием пережить тот долгий период, в течение которого у них отсутствует устная речь, и способствовать овладению речью, а с другой стороны облегчить понимание других людей с тяжело понимаемой речью, а также обеспечить более эффективную коммуникацию в дополнение к произносимым звукам, которые сильно отличаются от принятых в языке речевых норм.
Для какого круга людей предназначена коммуникация с опорой?
Коммуникация с опорой нужно использовать для людей, которые из-за врожденных или приобретенных ограничениях вовсе не могут или едва могут говорить. Речь идет о детях, молодых людях или взрослых, которые понимают речь в соответствии со своим уровнем развития, но которые не могут в достаточной степени выразить всё желаемое с помощью находящихся в их распоряжении коммуникативных средств.
Кроме людей, которые потеряли свою речевую способность в результате несчастного случая или заболевания, но до этого они использовали устную речь в полном объеме, есть еще 3 группы людей.

Все 3 группы объединяет то, что они научились говорить либо не во время обычного этапа развития человека, либо их языковая способность была утеряна достаточно рано в результате какого-либо заболевания или повреждения.

Наибольшие различия между группами, которые являются также и основанием для их разделения, заключаются в степени понимания ими речи и в их способности овладеть в будущем пониманием и использованием языка.
Группа 1: Люди, для которых коммуникация с опорой средство выражения
Дети, подростки и взрослые, относящиеся к данной группе, могут достаточно хорошо понимать речь, но страдают от того, что у них отсутствует способность выразить желаемой с помощью звуковой речи. Обычно это дети с церебральным параличом, которые не могут контролировать свои органы речи в достаточной степени и не могут поэтому произносить понятные звуки речи (анатрия). Однако они зачастую располагают хорошо заметным пониманием речи. Кроме этого во многих случаях есть моторные нарушения, которые влияют практически на все движения, что также ограничивает выбор существующих коммуникативных систем. Для людей, относящихся к данной группе, целью применения коммуникации с опорой является развитие для них средства выражения, которое они могут использовать в течение длительного периода времени. Т.е. одно или несколько вспомогательных средств коммуникации, которые могут сопровождать их во всевозможных жизненных ситуациях на протяжении всей жизнь. Действия здесь в первую очередь направлены не на развитие понимания речи, а на передачу возможностей для коммуникации, вовлекая окружающую среду.

Группа 2:


В группу 2 входят дети и подростки, у которых присутствуют сложности при овладении языком. Имеются в виду дети, которые вероятно будут учиться говорить, но их существующее к данному моменту развитие языка значительно замедленно.

Здесь нужно использовать средства коммуникации с опорой не в качестве длительного вспомогательного средства. Применение коммуникативных средств должно способствовать развитию как понимания речи, так и звуковой речи.

Эта группа включает детей с вызванной развитием дислалией, а также много детей с умственными ограничениями. Также к этой группе относятся дети и подростки, которые хотя и учились говорить, но их понять очень сложно. Они могут использовать для выражения своих потребностей частично звуковую речь или звукоречевые фрагменты в зависимости от того, насколько хорошо их знает коммуникативный партнер. Такие люди будут поняты, если они общаются в знакомом им окружении рамке и на известные или свои любимые темы. Однако, им нужна коммуникация с опорой для общения также и не настолько хорошо им знакомые темы или с чужими или малознакомыми людьми.
В третью группу объединяют детей и подростков, которым коммуникация с опорой будет необходима в течение длительного времени. Вся группа характеризуется тем, что она либо вообще или практически не использует звуковую речь как средство коммуникации. Занятия касаются как развития понимания речи, так и обучения альтернативным методам речевого воспроизводства. Основная цель занятия заключается в создании предпосылок для того, чтобы дети поняли эту другую форму языка и научились ее использовать без опоры на звуковую речь.

В эту группу включают также в том числе людей с аутизмом и с тяжелыми умственными ограничениями. Кроме этого здесь присутствуют дети и подростки, у которых есть проблемы со слухом или с обработкой информации на слух.


Различие между 3 группами призвано указывать на то, что занятие по коммуникации с опорой может иметь различные цели и должно проводиться также по-разному. Соответствующие приемы должны подбираться в зависимости от картины заболевания и от интеллектуальных и моторных возможностей.
Развитие коммуникации
1. Развитие коммуникации у детей без ограничений:
Коммуникация означает вступление в контакт с миром, проявление интереса к миру, совместное с другими людьми воздействие на мир и его формирование через диалог.

Исследования грудных младенцев, проведенные в последние 10 лет в Германии, показали, что они уже с самого рождения являются компетентными партнерами по коммуникации. На ранней стадии развития младенцы могут общаться с окружающим миром и родителями в гораздо большей степени, чем предполагалось прежде. Родители интуитивно приспосабливаются к этим коммуникативным усилиям ребенка в соответствии с его возрастом. Они интуитивно пользуются упрощенным языком. Они говорят медленно и терпеливо повторяют сказанное. Содержание устной речи они подкрепляют жестами и мимикой. Кроме того, родители имитируют сигналы и знаки ребенка и таким своим поведением устанавливают с ним обратную связь.

Благодаря регулярным и предсказуемым ответам на сигналы ребенка устанавливается ранний диалог с родителями. Дети усваивают, что общение – это хорошо. Они познают себя как причину действий, воздействующих на их окружающий мир. Это мотивирует детей на повторение действий, а с возрастом – и на расширение их репертуара.

В первый год жизни ребенок учится брать предметы и манипулировать ими. Со временем он приучается запускать социальные интерактивные действия и учится управлять поведением интерактивных партнеров. Постепенно эти типовые образцы поведения становятся все сложнее. На втором году жизни ребенок все больше приучается использовать вербальные высказывания для установления контакта и управления поведением.

Начиная с третьего года развитие устной речи по мере овладения языком приобретает все большее значение. Дети начинают упорядочивать свой повседневный опыт и следовать биологическим и социальным целям. По мере повышения уровня его развития ребенок может уже в символическом виде отображать предметы и обращаться со все более абстрактными категориями. И речь не в последнюю очередь является важным средством самовыражения. Владение речью позволяет планировать, логически мыслить, обмениваться мыслями с другими людьми.
2. Развитие коммуникации у детей с ограничениями:
Степень и объем ограничения оказывают большое влияние на возможность самовыражения ребенка. Физическая недостаточность детей с церебральным парезом позволяет развиться их выразительным способностям лишь в ограниченной степени. Они с большим трудом управляют своей мимикой, движением глаз или указательными жестами. Как результат – их коммуникативные усилия часто не замечаются или неправильно истолковываются. Они способны производить слоги и звуки также лишь очень ограниченно. Помимо этого, зачастую дети с церебральным парезом имеют проблемы с приемом пищи и глотанием, т.к. не обладают дифференцированным контролем над мускулатурой языка, губ и аппарата глотания.

Часто детям с церебральным парезом недоступны источники важных звуков окружающего мира, поскольку их физическое ограничение не позволяет им увидеть источники звуков, если они случайно не попадают в их поле зрения.


В особой степени недостаточным является исследовательское поведение детей с ограничениями. В силу физического ограничения и/или отставания в развитии они не исследуют предметы и объекты. Но так как обычно родители интуитивно укрепляют исследовательское поведение своих детей, то благодаря этому дети получают дополнительную информацию о значении и свойствах объектов и возможной взаимосвязи между ними. Дети же с ограничениями значительно реже приобретают такой опыт. Поэтому они часто явно неопытнее в том, что касается вещей и явлений окружающего мира. Многое из того, что составляет содержание развития в определенном возрасте, с ними не обсуждается и не рассматривается.

Поскольку сигналы детей с ограничениями однозначны лишь в малой степени, то родителям трудно понять их. Родители сбиваются с толку и используют меньше усилителей, т.к. они сами получают мало ответной реакции на свои усилия. С другой стороны, ребенок получает меньше так необходимых ему стимулов для развития.

Дети очень рано усваивают, что их коммуникативные усилия не всегда понимаются. Из-за этого не хватает необходимых усилителей со стороны родителей, и дети в меньшей степени постигают, что своим коммуникативным поведением они могут управлять окружающим миром. Они в принципе реже на собственном опыте убеждаются в том, что могут воздействовать на окружающий мир. Тот, кто не может говорить, чаще наталкивается на границы своей интерактивной и коммуникативной компетенции. С этим часто бывает связано ограниченное чувство уверенности, контакта и уважения. Эти дети часто убеждаются в том, что желания и потребности не выполняются, потому что не могут быть ясно выражены. Эти дети часто бывают более беспомощными, чем это обусловлено их уровнем развития.

И тогда с течением времени многие люди с ограничениями становятся все более разочарованными, потерявшими веру в свои силы и не могут достичь многие цели.


Чем хуже организованы возможности для коммуникации, тем меньше возможность для самовыражения. В этом случае люди оказываются в большой зависимости от своих коммуникационных партнеров.
3. Последствия для поведения родителей и референтных лиц:
Родителям и референтным лицам приходится трудно, если коммуникативные сигналы ребенка им непонятны.

В этом случае им очень сложно предложить ребенку нечто, соответствующее его потребностям и способностям.

Неясность детских реакций, незначительность коммуникативной инициативы и нечеткость направленности внимания вселяют неуверенность в родителей и референтных лиц. Наряду с общей тяжестью ограничения на коммуникативные способности ребенка оказывает влияние и то, как родители воспринимают те требования, которые предъявляет к ним эта ситуация. Для того, чтобы справиться с ней, родители или референтные лица разрабатывают различные стратегии. Одни родители перегружают ребенка разными предложениями и интерактивными действиями, другие же слишком мало внимания обращают на коммуникационные попытки ребенка, из-за чего ребенок вряд ли познает фазы свободного общения. Но многие родители все же учатся понимать знаки своего ребенка и выстраивают, несмотря на все трудности, удовлетворительную коммуникацию.

Поведение родителей или референтных лиц в отношении развития коммуникативных компетенций может либо затормозить развитие ребенка, либо поспособствовать ему. Многие родители интуитивно настраиваются на специфические потребности и интересы своего ребенка, что является важной предпосылкой удавшейся и удовлетворительной коммуникации.

Однако для этого всегда необходимо, чтобы референтные лица имели представление как об уровне развития в настоящий момент, так и о фактическом понимании речи. Анализ когнитивного и коммуникативного уровня развития неговорящих или почти не говорящих детей, особенно если имеется тяжелое физическое ограничение, крайне сложен и требует внимательного наблюдения и тонкой оценки.
Диагностика
Диагностика начинается с выяснения исходного положения.

Анализ современных коммуникативных условий:

Анализ происходит в форме оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей человека, который должен использовать коммуникацию с опорой. Полученные данные и факты образуют основу, например, для развития подходящей коммуникативной системы, которая не только раскрывает насущные потребности, но и должна учитывать будущие изменения. При этом следует различать, будет ли коммуникативная помощь выполнять поддерживающую язык функцию или преимущественно заменять отсутствующую речь. У некоторых детей временное использование такой помощи способствует развитию языка, так как это приводит к уменьшению недоразумений и как следствие к разрядке при разговоре.
Нижеследующая анкета диагностики – это возможность собрать необходимые данные:
Вопросы по коммуникативному поведению
Вокализация
□ Какие звуковые выражения произносит человек?

□ При каких случаях (ситуациях, людях) наблюдаются звуковые высказывания

□ Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением (реакция на обращение; просьба о внимании, предмете или действии; протест; радость; комментарий; объяснение; социальная функция)?
Взгляд
□ Наблюдает ли человек свое окружение?

□ Наблюдает ли человек за определенными людьми?

□ Есть ли различие в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям?

□ Следит ли человек за другими людьми, если они попадают в его поле зрения?

□ Делает ли человек различие в визуальном поведении между предметами и людьми?

□ Замечает ли человек визуально интересные объекты, которые находятся в поле их зрения?

□ Может ли человек выдерживать зрительный контакт, если кто-то с ним разговаривает?

□ Отводит ли человек взгляд или избегает его?

□ Может ли человек через взгляд указать на желание о привлечении внимания, на предпочитаемые объекты, действия, ситуации?

□ Может ли человек через движения взгляда показать о своем решении, от чего-то отказаться или протестовать против чего-либо?


Мимика и выражение лица
□ Может ли человек при помощи мимики понятно выражать чувства? (например, радость, удивление, грусть, ярость, страх)?

□ Соответствует ли выражение лица ситуации?

□ Может ли человек в определенной степени сознательно контролировать свое мимическое поведение?

□ Отвечает ли человек подходящей для ситуации мимикой на вопросы, высказывания или другие замечания?

□ Есть ли неясности при интерпретировании выражений лица?

□ Появляются ли выражения лица спонтанно?

□ Общается ли человек при помощи мимики в соответствующем контексте с другими людьми?
Жестикуляция

□ Проявляет ли человек целенаправленные двигательные движения к чему-либо или к людям в какой-либо ситуации?

□ Использует ли человек движения тела для достижения чего-либо в своей среде?

□ Усиливаются или ослабляются неконтролируемые движения во время определенных действий, в определенной среде или при определенных людях?

□ Использует ли человек жесты для привлечения к себе внимания?

□ Может ли человек использовать жесты для выражения основных потребностей?

□ Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
Интерактивное поведение
□ Реагирует ли человек на обращение?

□ Реагирует ли человек на разумные требования?

□ Есть ли различия в реакциях на собеседников или на контекст?

□ Инициирует ли человек коммуникативные интеракции?

□ Есть ли различия по отношению к собеседникам или к контексту при инициировании разговора?

□ Проявляет ли человек разумное "turn-taking"-поведение1?

□ Как реагирует человек при недоразумениях?

□ Отвечает ли человек на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях для снятия недоразумений?

□ Может ли человек при не совсем понятных ситуациях прибегать к альтернативным формам коммуникации?

□ Может ли человек эффективно общаться при помощи своих существующих способностей / коммуникативной системы внутри своей среды и с ней?


Определение лингвистических способностей
Языковое понимание
□ Каков его слух?

□ Может ли человек локализовать шумы окружения или речь?

□ Может ли человек распознать и соотнести шумы окружающей среды?

□ Реагирует ли человек на собственное имя?

□ Может ли человек узнавать имена других людей, названия известных объектов или событий?

□ Знает ли человек употребляемые повседневно и соответствующие его уровню развития существительные или глаголы?

□ Может ли человек отвечать на законченные вопросы, показывая "Да" или "Нет"?

□ Может ли человек понимать простые требования?

□ Может ли человек узнавать названные объекты?

□ Может ли человек узнавать объекты на основе их функции?

□ Понимает ли человек родовые понятия?

□ Понимает ли человек конкретные предложения?

□ Понимает ли человек абстрактные предложения?

□ Понимает человек комплексные связи (например, предложения "Если…, то затем…")?

□ Понимает ли человек местоимения или прилагательные?

□ Понимает ли человек вопросы "Как-Что-Почему?"

□ Понимает ли человек вопросы?

□ Понимает ли человек вопросы, касающиеся его самого, других людей?

□ Понимает ли человек бытовые вопросы?
Способность речевого выражения
a) Моторика рта
□ Есть ли у человека проблемы при приеме пищи (взятие пищи с ложки, жевание, глотание)?

□ Какая ротомоторная подвижность присутствует?

□ Есть ли у человека осознанный контроль над моторикой рта?

□ Какова координация мускулатуры, участвующей в дыхании и артикуляции?


б) Речь
□ Может ли человек образовывать звукоречевые высказывания?

□ Понятны ли эти высказывания?

□ Может ли человек однозначно говорить "Да" и "Нет"?

□ Может ли человек понятно произносить другие слова?


в) Помощь при коммуникации
□ Может ли человек выражать словами свои повседневные потребности?

□ Может ли человек выражать словами обозначения чувств?

□ Может ли человек называть знакомых людей, объекты, ситуации или

места?


□ Может ли человек выражать словами отношения человек-действие и действие-объект?

□ Может ли человек запрашивать информацию?

□ Может ли человек отвечать на простые вопросы?
г) Чтение и письмо
□ Может ли человек распознавать буквы и цифры?

□ Может ли человек узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?

□ Может ли человек распознавать знакомые существительные и глаголы?

□ Может ли человек осмысленно читать предложения?

□ Может ли человек писать буквы (применяя вспомогательные средства)?

□ Может ли человек писать знакомые слова?

□ Может ли человек писать простые предложения?
Определение когнитивных способностей
Внимание
□ Проявляет ли человек внимание на непродолжительное время?

□ Отвлекается ли человек?

□ Каково общее психическое состояние человека (интересуется,

внимательный, бодрый, отсутствующий, не интересуется, сонный,

пассивный)?
Восприятие


  1. Визуальные способности

□ Каково зрение у человека?

□ Есть ли указания на ограниченное поле зрения?

□ Может ли человек фиксировать объекты или людей?

□ Может ли человек следить в своем поле зрения за движениями близких ему людей?

□ Может ли человек следить за движущимися объектами?

□ Может ли человек следить за спонтанными движениями?

□ Может ли человек выполнять сканирование?

□ Каковы способности визуального восприятия?

□ Каковы способности визуальной памяти?


б) Аудитивные способности
□ Каков слух у человека?

□ Есть ли указания на ограниченный слух?

□ Располагает ли человек способностями звуковой дискриминации (разборчивости)?

□ Каковы способности звукового восприятия?

□ Есть ли у человека способности звукового сопоставления?
в) Тактильные/кинестетические способности
□ Каково тактильное восприятие у человека?

□ Может ли человек воспринимать (тактильные) прикосновения?

□ Насколько выражена у человека тактильная чувствительность?

□ Может ли человек соотнести тактильные восприятия?


г) Сенсомоторные способности
□ Есть ли у человека представление о постоянстве объекта?

□ Понимает ли человек символы?

□ Есть ли у человека представление о связи средство-цель?

□ Умеет ли человек воспринимать причинные связи?

□ Есть ли у человека планы действий при обращении с объектами?
д) Изобразительные способности
□ Есть ли у человека символическое (игровое) поведение, либо нравится ли ему наблюдать за такими процессами?

□ Использует ли человек игрушки?


е) Классификация
□ Может ли человек сортировать объекты?

□ Может ли человек сортировать объекты по их функциям?


ж) Память
□ Узнает ли человек знакомые лица?

□ Может ли человек обобщать изученное и переносить это на новые ситуации?

□ Есть ли у человека способность распознавать структуры?

□ Есть ли у человека способность к решению проблем?

□ Умеет ли человек находить и понимать абстрактные причины?
Определение психосоциальных способностей
□ Проявляет ли человек разочарования, если он видит себя неспособным выразить свои желания и потребности?

□ Знает ли человек о своих коммуникативных ограничениях?

□ Есть ли у человека выдержка для целенаправленных, намеренных взаимодействий0 с другими людьми?

□ Применяет ли человек все находящиеся в его распоряжении возможности для включения себя в окружающую среду?

□ Мотивирован ли человек, общаться с другими людьми?

□ К каким действиям, видам деятельности или объектам проявляет человек особый интерес?

□ Проявляет ли человек интерес к фотографиям или картинкам?

□ С какими другими людьми преимущественно контактирует данный человек?

□ В каких местах происходит коммуникация?

□ Интересуется ли человек в течение длительного времени каким-либо делом или деятельностью?

□ Есть ли у человека что-нибудь необычное в его поведении?
Определение двигательных способностей
□ Каковы способности грубой моторики?

□ Может ли человек самостоятельно двигаться вперед (вставать, садиться)?

□ Как расположен человек в кресле-коляске?

□ Какая часть тела человека обладает наибольшей возможной способностью к произвольным движениям?

□ Каков диапазон движения у данной части тела?

□ Какое минимальное движение может выполнять человек уверенно и точно?

□ Сколько времени необходимо человеку для того, чтобы показать на что-то?

□ Как часто может отвечать человек в течение определенного интервала?

□ Как долго человек может участвовать в определенном виде деятельности и не уставать?

□ Может ли человек пользоваться простым выключателем?



□ Насколько большой опыт у человека в пользовании выключателями?
После определения исходного состояния человека делают оценку и составляют план терапии.
Языковые и коммуникативные аспекты
1. Функция вопросов (целевая установка)


  • Первая оценка коммуникативного поведения человека, использующего коммуникацию с опорой.

  • Соотнесение с этапами развития коммуникативного поведения по Северингу (Severing)

  • Описание функции и значения, которым обладает коммуникация для данного человека (выражение чувств, нравиться / не нравиться, желаний, потребностей, комментариев и сведений).


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница