Анализ урока в рамках введения ФГОС ОО ( по материалам Г.И.Скворцовой)
В основу критериев и уровневых показателей оценки обучающей деятельности учителя на уроке заложен минимальный набор принципиальных позиций деятельностно-компетентностного подхода на уроке, развития субъектной позиции ученика. По мнению дидактов, важно не расширять этот перечень чрезмерно, а выделить от 3 до 7 важнейших позиций, в нашем анализе 9 позиций
Научная основа анализа урока. «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А.Леонтьев).
Исходя из этого, набор позиций определим следующим образом:
-
ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Неотъемлемой частью компетентностно - ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);
-
ученик сам проектирует или выбирает средства,
-
сам оценивает результат и корректирует свои действия;
Ещё один важный принцип компетентностного подхода - диагно- стичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, это делаю сам?»
Для оценки и анализа обучающей деятельности учителя на уроке используем традиционные параметры анализа урока:
-
Цели
-
Содержание учебного материала (тема, фрагмент программы и т.п.)
-
Формы
-
Методы
-
Структура урока
-
Межэтапные связи
-
Содержание образования (данный параметр анализа важен с позиции деятельностного подхода), т.е. деятельностная дидактическая единица для освоения учащимися на уроке – способ, алгоритм…
-
Подведение итогов урока
уровень
|
Что подразумевает
|
Количество баллов
|
0
|
фиксирует отсутствие требуемого умения
|
0
|
1
|
Фиксирует планирование обучающей деятельности на уроке
|
1
|
2
|
Фиксирует планирование обучающей деятельности на уроке и реализует запланированное
|
2
|
3
|
учитель реализовал свои планы на уроке и достиг запланированных целей
|
3
|
4
|
фиксирует импровизационную способность учителя по ходу урока реагировать на изменение ситуации в классе, достраивать, изменять сценарий урока в зависимости от вариантов понимания и ошибок учащихся для наиболее эффективного и продуктивного решения задач урока - задач развития учеников
|
4
|
Общий подход к оценке: чем выше суммарный балл, тем в большей степени урок ориентирован на новый образовательный стандарт
13 баллов и ниже – низкий уровень, проблемы с реализацией ФГОС ОО
14-18 баллов – средний уровень
19-27 баллов - уровень выше среднего
28-36 баллов – высокий уровень
Если в рамках просмотра урока не предусмотрен самоанализ урока учителем, то урок оценивается по 8 параметрам (исключается 9 параметр «самоанализ урока»)
11 баллов и ниже – низкий уровень
12-16 баллов – средний уровень
17-23 баллов – уровень выше среднего
24-32 балла – высокий уровень
№
|
Параметры анализа урока
|
критерий
|
Уровневые показатели оценки
|
Баллы
|
1
|
Цель урока
|
Диагностичность целей урока (для определения цели урока учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?), вовлечение учеников в постановку целей на уроке
|
Цели урока не сформулированы или вместо цели урока подменяется названием темы
|
0 баллов
|
Обучающая и развивающая цели урока представлены, но сформулированы недиагностично, неизмеримо
(нет ответа на вопрос «что должен научиться делать на данном фрагменте учебного материала ученик?» - различать, получить, освоить, применить способ, понятие, модель, схему, алгоритм…)
|
1 балл
|
учитель сформулировал цели диагностично, измеримо как образовательный результат ученика (то есть дал ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик за 45 минут урока - в рамках общей цели по теме, разделу программы).
|
2 балла
|
учитель на уроке организовал ситуацию постановки учениками цели урока как собственной учебной задачи; или: ставит цель сам, но организует понимание и принятия цели учениками, мотивацию её достижения
|
3 балла
|
учитель вовлекает учеников в корректировку, доуточнение цели, учебной задачи на уроке при изменении запланированной ситуации.
|
4 балла
|
2
|
Содержание образования
|
различение учителем содержания образования (чему учу; деятельностная единица содержания образования) и содержания учебного материала (с помощью чего учу; тема, фрагмент учебной программы); вовлечение на уроке учеников в проектирование, выбор способа деятельности.
|
содержание образования не определено и не различено с учебным материалом, т.е. нет ответа на вопросы: «Что должен научиться делать ученик на данном уроке?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».
|
0 баллов
|
учитель назвал единицу содержания образования и учебный материал, но не представил наглядно модель единицы содержания (схему, алгоритм, понятие, способ, различение)
|
1 балл
|
учитель разработал и представил наглядно модель единицы содержания; выделил все необходимые вспомогательные средства для её освоения учениками на уроке (опорные знания, умения).
|
2 балла
|
единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии
|
3 балла
|
на уроке учитель, реагируя на ошибки и варианты понимания учеников, «включает» незапланированное содержание образования, необходимое для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержания образования).
|
4 балла
|
3
|
Содержание учебного материала
|
способность учителя подобрать учебный материал для освоения содержания образования на основе мотивации, интереса учеников
|
учебный материал подобран фрагментарно, не отражает требований программы и (или) исходного уровня обученности учащихся класса
|
0 баллов
|
учитель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для достижения цели - освоения единицы содержания образования.
|
1 балл
|
учитель в ходе анализа урока обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации, сконструирована задача-«ловушка»),
|
2 балла
|
подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса
|
3 балла
|
с учетом результатов оперативной педагогической диагностики и рефлексии учащихся по ходу урока учитель (сам и вместе с учащимися) импровизационно подбирает, конструирует, переструктурирует учебный материал
|
4 балла
|
4
|
Структура урока
|
соответствие выбранной структуры цели урока и полной психологической структуре деятельности ученика.
Содержание этапов урока рассматривается в соответствии с полной психологической структурой деятельности учащихся:
1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся - понимание и постановка учебной задачи (цели деятельности);
2. Этапы «Усвоение», «Закрепление», «Обобщение»- основной этап по освоению содержания образования, проектирование действий по решению учебной задачи (достижению цели урока) и освоение способа деятельности;
3. «Первичная проверка» , «Контроль», «Итог» - самоконтроль, самооценка, самокоррекция, рефлексия учащихся.
|
структура урока не соответствует типу и цели урока: 1 и более этапов урока необоснованно включены или исключены из структуры.
|
0 баллов
|
учитель обосновал соответствие запланированного им набора этапов урока поставленной цели (нет лишних или недостающих этапов).
|
1 балл
|
учитель выбрал тип урока и выстроил его структуру в соответствии с психологической структурой деятельности ученика: мотив - цель (учебная задача) - действия по ее решению - самоконтроль - самооценка - самокоррекция
|
2 балла
|
на уроке этапы организованы в соответствии с планом (целью урока и психологической структурой деятельности ученика); нет лишних или недостающих этапов. Все этапы урока проведены до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не ведёт к увеличению «личностной цены»),
|
3 балла
|
учитель в силу изменения ситуации на уроке на основе педагогической диагностики и детской рефлексии изменяет запланированную структуру урока (возвращается к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включает новые или исключает какие-либо этапы для максимальной эффективности достиже¬ния целей урока).
|
4 балла
|
5
|
Межэтапные связи
|
наличие внешней и внутренней логики между этапами на уроке, организующей понимание учащихся и освоение единицы содержания образования
Внешняя логика: связь этапов учебным материалом, общей темой.
Внутренняя логика: связь этапов урока единицей содержания образования, осваиваемой на данном уроке
|
отсутствие внешней и внутренней логики между этапами.
|
0 баллов
|
наличие только внешней логики между этапами.
|
1 балл
|
наличие и обоснование внешней и внутренней логики при переходе к следующему этапу
|
2 балла
|
учитель на уроке вовлекает учащихся в обсуждение логики их «движения» в освоении нового способа деятельности; организует «точки» понимания и рефлексии на стыке этапов (какова была задача, что уже сделано, можно ли переходить к следующему этапу, что предстоит делать далее, проверяет готовность к переходу на новый этап деятельности).
|
3 балла
|
учитель вносит оперативные изменения в структуру урока на основе оперативной педагогической диагностики и рефлексии учащихся.
|
4 балла
|
6
|
Формы обучения
(индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и др.)
|
соответствие выбора форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке.
|
выбор форм не обоснован и не соответствует цели урока (например, без необходимости, для внешней эффектности организуется групповая работа при выполнении стандартных типовых репродуктивных заданий или заучивании какого-либо текста).
|
0 баллов
|
запланированные формы обучения обоснованы и соответствуют цели урока и единице содержания образования.
|
1 балл
|
выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии', работа на уроке и диагностические задания спланированы на основе анализа и прогноза ошибок учеников
|
2 балла
|
на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы игнорируются или отбрасываются, если это ведёт к отступлению от плана урока.
|
3 балла
|
На уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для до- уточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).
|
4 балла
|
7
|
Методы обучения
|
соответствие используемых методов (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики, рефлексии учеников на уроке. Из множества оснований для классификации методов обучения выбираем одно (принципиально важное с позиции компетент- ностного, деятельностного подхода): по степени субъектной активности и самостоятельности деятельности ученика на уроке. По этому основанию в анализе урока учителем обосновывается выбор репродук-тивных и продуктивных методов (частично-поисковые, поисковые, проблемные, проектные, исследовательские и др.).
|
выбор методов не соответствует целям урока, особенностям осваиваемой единицы содержания образования, не обоснован данными педагогической диагностики
|
0 баллов
|
учитель обосновал выбор методов целью урока и особенностями осваиваемой единицы содержания образования, особенностями контингента учащихся
|
1 балл
|
учитель обосновал выбор методов данными педагогической диагностики и результатов рефлексии учащихся на предыдущих уроках (типы ошибок, варианты понимания).
|
2 балла
|
применение запланированных методов обучения на уроке позволило включить учеников в качестве активных субъектов на всех этапах их деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция
|
3 балла
|
учитель с учётом ситуации на уроке (в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики и рефлексии учащихся) вносит изменения в запланированные методы обучения.
|
4 балла
|
8
|
Подведение итогов урока
|
Умение учителя планировать подведение итогов обучающей деятельности на уроке
|
Итоги урока не подводятся
|
0 баллов
|
Учитель обсуждает с детьми, чему они научились в ходе урока, сам выставляет оценки (в основном, поурочный балл)
|
1 балл
|
В ходе совместного анализа и рефлексии учитель дает обоснованную оценку результатов урока, отдельные комментарии выставленным оценкам
|
2 балла
|
Учитель совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает индивидуальное продвижение учащихся
|
3 балла
|
Учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки, взаимооценки.
|
4 балла
|
9
|
Самоанализ
|
умение учителя анализировать собственную обучающую деятельность на уроке с целью её коррекции в логике «цель - средства - результат»; умение различать замысел и реализацию, т.е.:
1 Самостоятельно обосновать все позиции анализа урока;
2 Следовать логике (алгоритму) анализа (цель - средства - результат);
3 Различать замысел и реализацию урока; оценить урок с учётом его результативности по каждой названной цели (адекватность самооценки учителя).
|
отсутствие самоанализа
|
0 баллов
|
учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ урока
|
1 балл
|
в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех параметров урока; не выдержана логика «цель - средства - результат».
|
2 балла
|
в ходе анализа и рефлексии представлено обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель - средства - результат».
|
3 балла
|
учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока - с учётом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.
|
4 балла
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |