Что мы выигрываем, отказавшись от монолога? Е. Александрова, кандидат педагогических наук
Почему за присутствие на различных собраниях учителям не платят? Ведь во многих школах и гимназиях каждую неделю педагоги обязаны посетить в лучшем случае одно собрание: педсовет, планерку, совет коллектива, совещание классных руководителей, педагогическую учебу, методическое объединение и т.п. Получается, что каждую неделю учитель в среднем тратит 1,5 часа времени (2 учебных часа) поистине даром - это время не включается педагогу в тарификацию и, следовательно, не подлежит оплате. Ни в одном учебном заведении не берется в расчет то, что при этом педагоги тратят свое личное время. Причем ту информацию, которую «получает» педагог за это время, в большинстве случаев можно в сокращенном виде уместить на листе формата А4 и вывесить на всеобщее обозрение в учительской. «Ну почему же так сразу: «тратят» время! - возразят оппоненты. - На педагогических советах учитель очень даже работает: внимает, советует, советуется с коллегами, вырабатывает решения!» Но, ответим мы, если так, то эта работа должна быть оплачена! Ведь это дополнительная нагрузка учителя сверх тарифицированных ему часов!
Если же рассуждать дальше, то мы оказываемся наивными и неправыми. Ведь многолетние наблюдения за педагогами на всевозможных заседаниях (именно заседаниях - от слова «сидеть», а не совещаниях - от слова «совет») показывают, что большинство из них не работают, а слушают. Вернее, делают вид, что они это делают. Проверяя по ходу дела тетради и заполняя журналы. А если они не работают, а просто сидят - то за что им платить? Ведь за проверку тетрадей идет отдельная плата! Следовательно, права администрация-то…
А почему же педагоги так себя ведут, несмотря на многочисленные призывы ведущих совещания к вниманию слушателей? Ведь подобное наблюдается-то повсеместно: «тенденция, однако!»
Ну, во-первых, подобные «заседания» были (да и остаются) частью порочной бюрократической машины, характерной для авторитарной системы образования. А, во-вторых, и это главное для нашего разговора, сплошь и рядом являются заранее подготовленными монологами как членов администрации, так и «отдувающихся» в зависимости от тематики заседания (ну не поднимается рука написать «совет») председателей методических объединений.
Справедливости ради заметим, что в подготовленных монологах есть своя прелесть. Это и продуманность, и возможность при подготовке наконец-то остановиться и подумать. Обобщить свой опыт. Вычленить главное и найти нужные слова и интонацию, чтобы донести все до коллег. И лучшая похвала докладчику - когда головы учителей отрываются от ежедневной «писанины» и они начинают вслушиваться в слова выступающего.
Поэтому, столкнувшись с необходимостью «провести» педагогический совет (не возникает у вас аналогии с выражениями «провести время», «провести вечерок»?) и желая сделать это во благо педагогического коллектива, многие как опытные, так и начинающие руководители стараются делать это «от противного», именно отказываясь от способа, традиционного для школы авторитарного типа.
Итак, чего не хочет учитель получить от педагогического совета? Долгого бесполезного сидения в душном помещении, зачастую в голодном состоянии; публичных, иногда напрасных нотаций от руководства (не будем их путать со справедливой конструктивной критикой); никчемных «педагогических чтений»; скучных монологов; ненужных стандартных решений, которые формулируются задолго до начала заседания, а не в ходе совещания. Исключаем душное помещение
Наверно, детскими покажутся рассуждения о необходимости проветрить и подготовить помещение. Ведь зачастую переполненность учебного здания, занятия в две, а иногда и в три смены объективно не позволяют сделать для этого маломальски необходимый перерыв между последним уроком в учебной аудитории и началом совещания.
Решение проблемы помещения - прерогатива диспетчера по расписанию. Может, у какого-нибудь класса нет последнего урока и в освободившийся кабинет можно перевести учебную группу из аудитории, предназначенной для проведения педагогического совета? Проветрить ее, привести в порядок и расставить мебель соответственно тематике и форме грядущего совещания (парты рядами - монолог; парты напротив друг друга или в форме букв «V» или «U» - позиционная дискуссия; парты по кругу - коллективное обсуждение проблемы и т.д.). Единственное, о чем следует помнить в процессе расстановки мебели - о том, что ее стоит ставить так, чтобы участники видели стену с таблицами и прочими материалами, с записью высказанных идей и правил проведения собрания-полилога. Исключаем голодное состояние
Отсутствие подобного перерыва приводит еще и к тому, что учителя не успевают перекусить после проведенных шести-восьми уроков, оставаясь голодными во время совещания. Некоторые вынуждены тайком, под партой откусывать кусочки булочки всухомятку. Согласимся, что это не располагает к обширным дебатам.
А почему нельзя двигаться во время совещания? Почему нельзя встать, подойти к заранее подготовленному около стены столу, на котором имеется чайник, пакетики с заваркой, сахар и булочки? Налить себе стакан чаю, вернуться обратно за парту или перекусить, стоя в уголке? Мы якобы проявим этим неуважение к докладчику? Вероятно, держать людей голодными - это крайнее проявление уважения к ним. Исключаем долгое сидение
В данном случае разумно руководствоваться бюрократическими предписаниями, поскольку в силу традиций они оказывают на нас неизгладимое впечатление.
Так, пункт 5.6 «Правил внутреннего распорядка», разработанных доцентом РИПКРО А. Вавиловым в 1993 году, четко определяет, что «общие собрания, заседания педагогического коллектива, занятия внутришкольных объединений, совещания не должны продолжаться, как правило, более 2 часов, родительские собрания - полутора часов, собрания школьников - одного часа, занятия кружков, секций - от 45 минут до полутора часов».
Конкретное время и частоту проведения заседаний педсовета предусматривает пункт 5.10 «Правил внутреннего распорядка», созданных работниками профсоюза: «...заседания педагогического совета проводятся один раз в четверть продолжительностью 1,5-2 часа, методических объединений - один раз в четверть»*.
Документы подтверждают, что заседания не еженедельная повинность коллектива. Попробуем же подсчитать суммарную нагрузку заседаний, полагающихся в неделю на педагога согласно документам. Педагогический совет - 2 часа/ четверть. Методическое объединение - 2 часа/ четверть. Общее собрание коллектива - 2 часа/ четверть. Проведение родительских собраний, собраний школьников, занятий кружков и секций в расчет не берем, поскольку они оплачиваются педагогам отдельно. Итого - 6 часов за четверть. Учебный год для педагога составляет 10 месяцев, следовательно, 47 недель, включая каникулы. В среднем четверть длится 11,75 недели. Несложный расчет приводит нас к тому, что согласно официальным документам всяческие заседания в среднем должны отнимать у педагога как минимум 0,51 часа в неделю.
Рассуждая таким образом, легко доказать, в первую очередь самому себе, что регламент заседаний соблюдать необходимо не только для того, чтобы избежать дискомфорта коллектива в эмоциональной сфере, чтобы поддерживать его заинтересованность, потребность в «коллективном разуме», но и для элементарного выполнения государственных требований в части охраны труда. В нашей практике хорошо зарекомендовала себя следующая «мелочь»: в объявлении о проведении совещания обязательно указывается регламент, что дает возможность коллегам спланировать свой рабочий день и личное время.
Естественно, что в любом учреждении образования могут возникать и возникают ситуации, требующие немедленного обсуждения и разрешения. В таком случае есть смысл в экстренных собраниях, против которых не будет возражать коллектив, понимающий всю серьезность положения администрации. Исключаем публичные нотации и монологические «педагогические чтения»
Не вдаваясь в рассуждения об эффективности публичных нотаций, моральной их допустимости, негативного влияния на авторитет администрации, работоспособность коллектива и, что важно, об их воздействии на эмоциональный климат в школе, предложим способ альтернативного выражения административных чаяний. Способ этот носит превентивный характер и может быть использован в самых разнообразных случаях: и при желании предотвратить конфликт в коллективе, и при необходимости освежить в памяти учителей педагогические идеи и концепции замечательных педагогов, и познакомить их с новыми педагогическими веяниями.
Знаменитый педагог-игровик Сталь Анатольевич Шмаков как-то предложил ввести в школе «лозунг недели». Это может быть призыв, афоризм, цитата из классического произведения, стихотворная строфа - что угодно. Такой лозунг, написанный на склеенных листах ватмана должен помещаться на самом видном для школьников месте, таком, в которое бы упирался взгляд ученика 10-20 раз на дню. Таким образом, за неделю каждый ученик школы прочитает его минимум 70 раз и автоматически запомнит. Каждый класс по очереди является ответственным за лозунг недели.
Но ведь такой же принцип можно применить и к педагогическому коллективу. Любой педагог посещает учительскую минимум пять раз в день. Ну ладно, хотя бы два раза. Посмотрите, ведь в ней есть место, на которое обязательно упадет его взгляд! Почему бы не помещать туда не замечания и слова нотаций - нет, а цитаты недели. Это могут быть: высказывания выдающихся педагогов, причем не лозунгоподобные, а помогающие задуматься; практико-ориентированные советы-подсказочки; интересные статистические данные; правила бесконфликтного общения и эффективного взаимодействия, сформулированные в виде афоризмов и т.д. Исключаем скучные монологи
Почему монолог так любим администрацией и широко используется в практике? Потому, что подготовить монолог проще и безопаснее: ситуация будет предсказуемой и управляемой, а это удобно. И еще, администратор, для того, чтобы провести собрание-полилог, должен овладеть особыми умениями и довести их до автоматизма. Назовем лишь главнейшие. Это умение слышать коллег (активное слушание); выразить собственные чувства доступно для понимания членами коллектива; правильно увидеть проблему, развить у себя способность вместе с коллегами обсуждать вопросы взаимоотношений внутри коллектива; использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, то есть умение говорить с участниками собрания так, чтобы результатами полилога были довольны все его стороны; не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов; помочь педагогам самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести ответственность за поиск решения на членов педагогического коллектива.
Как видим, готовить собрание-полилог хлопотнее, но интереснее. Интереснее и организаторам, и затем участвующему в нем коллективу. Кстати, полилог не исключает монолога, который можно использовать в качестве преамбулы.
Существует множество форм собраний-полилогов, подробно представленных в педагогической литературе (конференции, мозговые штурмы, дебаты, дискуссии и т.д). Все они простраиваются разработчиками примерно по одинаковой схеме: готовится помещение и решается вопрос о размещении участников; опознается, определяется и характеризуется сама проблема (этот этап длится не более 15 минут); продумывается максимальное количество вариантов ее разрешения(иногда за 1 час работы предлагается до 100-150 идей!); взвешивается каждый вариант и отбираются наиболее рациональные идеи для дальнейшей проработки; выбирается наиболее подходящий вариант; самые ценные идеи распределяются по блокам (планирование, прогнозирование, оперативное управление и пр.); разрабатываются альтернативные решения проблемы; подыскиваются способы решения проблемы, оптимальные для существующих условий; производится оценка возможного успеха.
В качестве примера приведем те, которые наиболее эффективно показали себя в нашей практической деятельности, сразу оговорив, что этими примерами не исчерпывается все многообразие вариантов собраний-полилогов.
«Метод 635» является разновидностью брейнсторминга и предполагает фиксированное число участников. Поскольку процесс предполагает обмен листками с идеями, то мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы максимально облегчить эту процедуру, исключить суету в аудитории. Сама аудитория делится на две зоны: зону участников, продуцирующих идеи и зону аналитиков. Удобным представляется нам и такое решение: одного из коллег попросить выполнить роль почтальона. Стоит заранее позаботиться о подготовке необходимого количества листков бумаги, бланков, ручек, листов ватмана и фломастеров.
Ведущий совета заранее определяет процедуру взаимодействия участников, поясняет и проясняет необходимые нюансы. Суть метода состоит в том, что шесть (6) участников выдвигают по три (3) идеи. Основные идеи, а их будет восемнадцать (3 идеи х 6 человек = 18 идей), по очереди поступают к другим участникам собрания-полилога, каждый из которых дополняет их еще тремя новыми, не упоминавшимися ранее предложениями. Эта процедура повторяется пять (5) раз.
В зависимости от количества членов педагогического коллектива, эту работу можно простроить двояко. Если коллектив небольшой, то шесть участников передают свои бланки друг другу по кругу, выступая в роли «других участников». Если же педагогов много, то такое ухищрение не потребуется. После составляется суммарный бланк идей. В качестве фона на этом этапе не помешает легкая тихая инструментальная музыка (но не песни: их текст может отвлекать от работы). После прохождения через руки всех шести участников бланки содержат 109 идей (при желании можно и больше!).
Затем, собрав все бланки идей, в работу включаются аналитики. Основным недостатком их работы становится обычно то, что они заранее не договариваются о распределении ролей в группе. А поскольку им предстоит решить много задач, то некоторое время уходит на организацию процесса. Поэтому ведущему целесообразно, «запустив» работу первой группы, обратить свое внимание на вторую и помочь им заранее выработать алгоритм анализа и распределить обязанности. Это приведет к экономии времени и исключит неразбериху и возможные конфликты.
Кстати, о «чайном столике», о котором мы упоминали ранее. На первом этапе, пока работает группа, продуцирующая идеи, аналитики с удовольствием им воспользуются. Затем их место с удовольствием займут «продуценты».
Естественно, что по окончании аналитической работы группы собираются вместе, и «спикер» от аналитиков при поддержке сотрудников оглашает результаты, иллюстрированные, по возможности, схемами, диаграммами, написанными от руки призывами и девизами, пиктограммами и т.п. - всем, что спонтанно родилось во время обсуждения.
Так же хорошо показал себя на практике «метод синектики» У.Гордона. Его суть в соединении разнородного. Дискуссию в этом случае начинают 5-7 синекторов - педагогов, определенных заранее и занимающих противоположные позиции относительно главного вопроса педагогического совета. Подготовка групп в этом случае себя оправдывает, поскольку учителям надо подобрать соответствующие доводы, подтвержденные статьями законов, цитатами, результатами кросс-культурного анализа и т.п. Они организуют позиционную дискуссию, в начале которой возможны краткие монологичные сообщения. Остальные педагоги, уяснив эти крайние точки зрения, всесторонне их оценивают, примыкают к той или иной стороне, аргументируя свой выбор. Взвешенное решение может приниматься несколькими способами: и элементарным подсчетом количества «сторонников» той или иной идеи, компромиссным решением и даже закрытым голосованием. Последнее бывает разумным в том случае, когда становится понятным неискренность «внешнего» поведения человека, сделавшего против своей воли тот выбор, который, по его мнению, ожидает от него администрация.
Приведем еще более подробный вариант одного из совещаний, посвященного разработке модели воспитательной системы школы (далее в тексте - ВСШ). Он проводился в каникулярное время и поэтому длился долее обычного. Заметим, что на данном совещании довольно много времени уделялось вопросам самопознания и самооценки, поскольку, по нашему мнению, личностные качества педагогов и атмосфера в коллективе в целом являются одними из важнейших факторов эффективности ВСШ.
Заранее определяются координатор совещания (им является один из администраторов) и групповоды - руководители микрогрупп педагогов. Координатор руководит работой аналитической группы, формируемой из числа наиболее активных педагогов. Задача групповодов - поддержка координатора, организация и активизация творческой работы учителей в микрогруппах, коррекция (по необходимости) результатов их деятельности в части редакции ответов и обобщения их опыта. Подготавливается необходимое количество ватмана, фломастеров, карандашей.
Вот как схематически все это выглядит.
Игровые паузы проводят координатор или групповоды. Кроме того, групповоды по необходимости помогают аналитической группе фиксировать ответы.
Игровая пауза (15 минут).В ходе игровой паузы проходит конкурс микрогрупп команд (по образцу вопросов и ответов на знаменитом конкурсе «разминка» передачи КВН). Тематика вопросов-фраз примерно такова: «Если бы заместителем директора по воспитательной работе был я, то…»; «Если бы родителем был я, то…»; «В школе воспитателям нельзя…»; «Когда я иду на работу, я думаю о том, что…»; «Для своих коллег я…»; «Я мечтаю, чтобы в школе было…»; «На работе я люблю…»; «Когда меня вызывает директор, я …»; «Чтобы на работе не уставать, мне надо…»; «Чтобы почувствовать себя женщиной, стоит лишь…»; «Как вы оцениваете трудность вашей работы в ряду следующих профессий: водитель автобуса, писатель, президент страны, врач, шахтер?»; «Как вы оцениваете «интересность» вашей профессии по сравнению с компьютерщиком, предпринимателем, журналистом, строителем, археологом?».
Аналитическая группа обобщает и систематизирует ответы групп, в конце игры сообщает о результатах - наиболее интересных идеях, советах.
Рефлексивная пауза (15 минут) (по Е. М. Дубовской и И. М. Улановской). Проводится групповодами отдельно со своими микрогруппами. Оборудование: листы бумаги, ручки.
1. Индивидуальное задание всем педагогам: напишите, пожалуйста, 7 эпитетов, которые характеризовали бы коллектив, в котором бы идеально действовала созданная вами ВСШ (4 минуты). Листочки не подписывайте.
2. Положите их на общее обозрение.
3. Проанализируйте записи (3 минуты).
4. Определите, какой эпитет повторяется наиболее часто, как распределились «места» остальных характеристик (2 минуты).
5. Составьте «горячую десятку» качеств идеального педагогического коллектива для эффективной работы созданной вами ВСШ (1 минута).
6. Теперь представьте себе, что ваш коллектив решил поставить пьесу. Какое произведение следует выбрать, чтобы оно наиболее полно соответствовало особенностям вашего коллектива?
7. Запишите название пьесы и «горячую десятку» эпитетов на отдельном листке.
8. Сдайте результаты аналитической группе.
Театрализованная игра «Окно роста» (30 минут).Каждой группе предлагается в театрализованной форме представить сатирический, юмористический материал, отражающий в сценке, картинке, примерах, цифрах и графиках динамику и результаты их работы.
Данные примеры, в особенности последний, ни в коей мере не носят характер готового сценария, не претендуют на полноту решения проблем и приведены здесь исключительно в качестве ознакомительных схем, на основе которых можно создавать многообразные вариации собраний различной тематической направленности. Вообще, мы считаем, что любой педагогический совет должен начинаться задолго до его официального проведения и заканчиваться не словами администратора: «Спасибо, все свободны!» Кстати, значит ли это, что до того все были «не свободны»? Значит, на самом совете свобода человека отсутствует? Ну, не будем придираться к набившим оскомину штампам. Исключаем ненужные стандартные решения, которые формулируется задолго до начала заседания, а не в ходе совещания
Опять задумаемся: на государственном уровне мы выбираем в депутаты не одного из единственного, как было раньше, а одного из многих претендентов. И это замечательно, и всеми нами только приветствуется. Решение же педсовета, сформулированное задолго до его начала, является в большинстве случаев безоговорочным и единственным.
В предыдущих примерах уже было показано, как этого избежать. Кроме того, можно использовать еще и дополнительные листочки, которые еще в начале совета получает каждый педагог. На них записана только одна просьба - не указывая собственной фамилии, пометить: что в школе должно происходить дальше; что следует предпринять; почему это кажется важным; как этого достичь при наименьших затратах (и собственной энергии, и денежных средств). То есть каждый педагог прописывает в ходе совещания собственный вариант решений педсовета, даже если администрация остановилась на монологичном его варианте. Далее идет процесс их анализа и формулировки окончательного коллегиального решения.
Кстати, хорошей подготовкой к этому была бы давно забытая рубрика «Литературной газеты» «Если бы директором был я …». Ее действительно стоит организовать, например, на доске объявлений в учительской. Это и подспорье администрации, и способ высказать свои идеи талантливым педагогам. А может, и способ «выпустить пар» обиженным! В любом случае своевременное реагирование администрации на эти записи будет только во благо развитию школы. * * *
Итак, что мы выигрываем, отказавшись от монологов? Собрание-полилог, проведенное в любой форме, позволяет членам педагогического коллектива почувствовать себя включенными в процесс принятия решений, а это, несомненно, ослабляет их сопротивление новшествам. В процессе полилога сопоставляются противоположные позиции, и возникает возможность увидеть разные грани проблемы. Если решение инициировано творческой группой, поддержано коллективом, то его значение возрастает, и оно становится групповой нормой.
При этом важно и действие основного принципа Роджера - «человек ответствен за свой выбор и может изменить себя»: участие всех членов педагогического коллектива в разрешении проблемы очень важно, так как это уменьшает конфликтность, позволяет руководителям избежать административного принуждения и рождает у педагогов желание и в дальнейшем участвовать в разрешении внутришкольных проблем.
Удачи вам! *Номенклатурная документация общеобразовательного учреждения: Канцелярия; Учебно-воспитательная работа; Кадры /Автор-составитель Г.Л. Фриш. М.: УЦ «Перспектива», 1999, с. 83, 88.