Чтение или рассказывание-сказки с элементами драматизации



Скачать 230.19 Kb.
Дата22.02.2016
Размер230.19 Kb.
Театрализованные игры
Театрализованные игры для старшей группы

ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ

(По мотивам литовской народной сказки)
ЧТЕНИЕ ИЛИ РАССКАЗЫВАНИЕ-СКАЗКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ
Цель:Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характер-ных особенностей образа. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство юмора.
Персонажи: Ведущий, кот, воробей, воробышки.
Подготовка к игре: Наблюдение повадок кошек, воробьев. Подвижная игра "Воробышки и кот".

Материал: Для ведущего - элементы литовской народной одежды: головной убор, пояс и др. Элементы костюма для ролей кота и воробья - детали, которые напоминают их об-разы (пушистый хвост, усы, ушки для кота, перышки, клюв для воробья и др.). Музыкаль-ная запись песен В. Витлина "Котята и кошка", Т. Ломовой "Птичка".
Ход игры.
Педагог: Сегодня ребята, мы вам подарим сказку, а вот о ком отгадайте?

О кошке.

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.

Мягкие лапки, а в лапках – Царапки, Молоко пьет, песенки поет,

Часто умывается, а с водой не знается.

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы - как щетинка, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.


О воробьях.

Маленький мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи подбирает.

По полям кочует, коноплю ворует.
В гнезде воробышки живут

И, утром только лишь встают,-

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик,

Так весело поют.
Педагог: Скажите ребята, а почему кот моется после еды? – ответы детей

Наша сказка, так и называется « Почему кот моется после еды»



Ведущий. Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно.

Воробей под музыку прыгает по траве, зернышко за зернышком подбирает (постукивает
Ведущий: А хозяйский кот на него из-за угла посматривает.

Кот выглядывает из-за ширмы, затем прыгает из-за угла на воробья (взмахом руки снизу вверх побуждает кота подпрыгнуть), хватая его за крыло и говорит



КОТ: "Неплохо я сейчас позавтракаю!"

Воробей:Что вы, что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?

Кот: А что мне, любоваться тобой, что ли?

Воробей: Да постыдитесь же, кот! (Чирикает.) Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а по-том завтракают?

Кот: И то правда!

Ведущий. Сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку. (Показы-вает, побуждая детей повторить движение.) А воробей, недолго думая, прыг, в сторону. Взмахнул крыльями и улетел. (Мимикой и жестом подражает хитрому воробью и про-жорливому одураченному коту.)

С той поры кот всегда моется только после еды.


При повторных играх выберите на роли воробышков двух-трех детей. Закончить игру лучше по-иному, например так; "Огорчился кот, а что же наш воробышек? Щебечет, радуется, что перехитрил кота, ускользнул от него. Вот послушайте стихотворение":
Наш воробушек качаться захотел,

В гости к тоненькой былинке прилетел.

Сел на самую вершинку - цинь-цвиринь,

Покачай меня, былиночка, подкинь!..

Колыхается бйлинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!

Ты воробушка, былинка, покачай!

М. Познанская

Можно задать детям вопрос: "А как бы вы помогли воробью?" Выслушав ответы ребят, прочитайте стихотворение, которое написала школьница из Баку Аня Слепова:

На кустах смородины воробьи сидят,

Голодными глазами на меня глядят,

Я насыплю кор-ма вам - и пшена и крошек.

Чтоб хватило сил у вас улететь от кошек.


ТЕЛЕФОН


(По стихотворению К.. Чуковского)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Цель. Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведе-ния; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведения; воспитывать интерес, бережное отношение к животным.
Персонажи. Ведущий, слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли, свинья, кен-гуру, носорог, газели, бегемот.
Подготовка к игре. Показ диафильма "Телефон" (автор К- Чуковский, художник Б. Ка-лаушин). Обсуждение с детьми характеров персонажей, которые не могут не вызвать улыбку, смех.
Материал. Два телефона: один у воспитателя, второй - сказочный - в лесу у зверят. Красочное изображение персонажей (на больших медальонах, либо на фартучках, либо на ободках для головы). Огромная "плитка шоколада", перчатки, книжки, калоши, качели-карусели.
Ход игры.

Рекомендации

Первое чтение сказки с элементами драматизации детей проведите не полностью, а выбрав отрывки с наиболее известными детям персонажами. Ими могут быть, например, слон, зайчата, медведь, мартышки.

Для исполнения ролей зверят выберите тех детей, которые хорошо знают стихи и умеют выразительно их читать. Роль ведущего берите на себя.

Разместите нескольких ребят возле сказочного телефона, а сами сядьте среди остальных детей. Перед вами на столе тоже стоит телефон. Рассмотрите его вместе с детьми, пред-ложите им позвонить. Но телефоны молчат. Вдруг раздается звонок (придумайте, как это сделать). Снимите сами трубку, предложите послушать детям. Ничего не слышно. "На-верное, кто-то не может к нам дозвониться,- говорите вы (если хотите, можно повторить интригующую .ситуацию).- Мне кажется, это звонят из леса, по сказочному телефону. Подождем еще, наверное, случилось что-то серьезное и нам перезвонят".

Ваша задача -донести до ребенка всю прелесть, юмор стихов К- Чуковского. Поэтому, выразительно читая их, не отступайте от текста. Но от малышей этого не требуйте. Они могут Высказывать просьбу зверей своими словами. Как бы переспрашивая, повторите просьбу стихами автора. Избегайте понуканий, требований интонационной выразительно-сти типа: "Не так, скажи жалобно; послушай, как я сказал". Подобные прямые приемы прерывают игру, уничтожают иллюзию сказочного образа.

В зависимости от того, кто из персонажей позвонил, используйте соответствующую часть стихотворения для поддержания с ним разговора. Отвечая на просьбу, не забывайте и о тех, кто рядом с вами. Как бы не слыша или не понимая просьбы, дайте и детям послу-шать, попросив зверят еще и еще раз повторить просьбу. Теперь в игре участвуют все ре-бята, и даже те, кто не знает текста. Дети могут его впервые услышать от вас, а усвоить - в повторных играх.

Посмотрим, как эти рекомендации можно осуществить с конкретным текстом.
Ведущий: (удивленно и радостно). У меня зазвонил телефон (снимает трубку). Кто гово-рит? (Не услышав ответа, предлагает послушать детям.)

Все. Кто говорит? (Недоумевают.)

Ведущий. Слон?

Слон. Слон.

Ведущий. Откуда?

Слон. От верблюда.

Все. Что вам надо?

Ведущий (догадавшись). Шоколада?

Слон (умоляюще). Шоколада.

Все. Для кого? (Прислушиваясь.)

Слон (утвердительно кивая головой). Для сына моего.

Ведущий. А много ли прислать?

Слон: Да пудов этак пять или шесть (покачивает головой, выражая удивление) :

Больше ему не съесть, он у меня еще маленький! (Обрисовывает руками большие конту-ры "малыша вызывая смех у детей.)


Ведущий кладет трубку. К сказочному телефону подбегают зайчата. Они волнуются, выхватывают друг у друга трубку. Одному из них удается набрать номер. У ведущего раздается телефонный звонок.
Ведущий. А потом позвонили зайчатки.

Все: Что вам надо?

Зайчата: Нельзя ли прислать перчатки?

Ведущий: (к детям). Пришлем?

Все: Пришлем!

Ведущий: А потом позвонили мартышки. (Вопросительно смотрит на детей, как бы спрашивая: что еще может понадобиться?)

Мартышки: Пришлите, пожалуйста, книжки!

Ведущий: (к детям). Пришлем?

Все: Пришлем!
К сказочному телефону подходит медведь и набирает номер. Вновь у ведущего раздается звонок.
Ведущий. А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь!


Жестами побуждает медведя реветь. Когда же тот зарычит, продолжает
Погодите, медведь, не ревите (беспомощно разводит руками, вызывая сочувствие у детей),

Объясните, чего вы хотите?


Медведь продолжает реветь.
Ведущий: Но он только "му" да "му", к чему, почему -Не пойму! Все (очень строго). Повесьте, пожалуйста, трубку!
Для первого раза достаточно этих трех фрагментов. Дети, конечно, захотят продолжить телефонные разговоры. Пусть они по-своему разыгрывают другие фрагменты стихотворе-ния или придумают что-то новое.

Если вы будете подсказывать отдельные строфы стихотворения во время самостоятельной игры ребят, они их вскоре начнут использовать сами.


.

Ведущий:А потом позвонил Крокодил И со слезами просил...
Крокодил: Мой милый, хороший, пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. Ведущий: (удив-ляясь). Постой, не тебе ли на прошлой неделе я выслал две пары отличных калош?

Крокодил: (с помощью детей и ведущего). Ах, те, что ты выслал на прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем не дождемся, когда же ты снова пришлешь к нашему ужину дюжину новых и сладких калош!
Ведущий вместе с детьми удивляются прожорливости крокодила, но все же дает ему связ-ку калош. Опять раздается телефонный звонок.
Ведущий. И снова медведь...

Что? Спасите моржа?! (К детям, доверительно.)

Вчера проглотил он морского ежа!

Звонит телефон.

Ведущий: Это звонит Кенгуру! Послушайте, дети (протягивает трубку ребятам).

Кенгуру: Не это ли квартира Мойдодыра?

Ведущий.Я рассердился да как заору!Нет! Это чужая квартира!!!

Кенгуру: А где Мойдодыр?

Ведущий: Не могу вам сказать Позвоните по номеру сто двадцать пять

И такая дребедень

Целый день..

Все. Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, то тюлень позвонит, то олень.
Ведущий передает телефон детям для самостоятельной игры.
В третьей игре используйте все стихотворение. Роли зверят дайте выполнять тем, кто не участвовал в предыдущих играх. Придумайте, как показать сцену с тонущим бегемотом.

После короткой подготовки сделайте паузу. Дети, замирая от нетерпения, ждут звонка. Но звонка не слышно.

Тогда загадайте им загадку: "Поверчу волшебный круг - и меня услышит друг". (Телефон,.)
Наконец-то зазвенел звонок. Вы снимаете трубку, подносите ее к уху.

Ведущий.А недавно две газели

Позвонили и запели...



Газели: Неужели в самом деле все сгорели карусели?

Все. Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, и качели уцелели! Вы б, газели, не галдели, а на будущей неделе прискакали бы и сели на качели-карусели!



Ведущий: .Но не слушали газели и по-прежнему галдели...

Газели: Неужели в самом деле все качели погорели?

Ведущий: Все. Что за глупые газели! Я три ночи не спал. Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть... Но только я лег - Звонок! (Звонок.) - Кто говорит?



Носорог: Носорог.

Носорог: Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

Ведущий: В чем дело?

Все. Спасите!

Ведущий. Кого?

Все. Бегемота! Наш бегемот провалился в болото...

Ведущий. Провалился в болото? И ни туда ни сюда!?

(к детям).

О, если вы не придете,-

Он утонет, утонет в болоте.

Умрет, пропадет Бегемот!!!

Дети: Ладно! Если сможем, то поможем!! Все (вытащив бегемота).

Ох, нелегкая это работа - Из болота тащить бегемота!



Театрализованные игры для младшей группы
МАША ОБЕДАЕТ
По С. Капутикян
ТЕАТР ИГРУШЕК-КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ
Цель. Учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными.

Персонажи. Ведущий, Маша, мама, собачка, курочка, кошка.

Материал. Элементы армянского головного убора или одежды для ведущего; игрушечные или картонные персонажи; стол с посудой, миска, блюдце; музыкальные записи на магни-тофоне: М. Раухвергер "Собачка", Дн. Александров "Кошка", Е. Тиличеева "Курочка и цыплята".
Рекомендации: Начиная игру, скажите детям, что в гости к ним пришла сказка

"Маша обедает". В первой игре исполняйте все роли сами, покажите детям пример. Привлекайте их к подражанию голосам животных. По ходу действия вы будете выставлять соответствующие игрушки или картинки.



Мама: (обращает внимание детей на красиво накрытый стол).

Час обеда подошел, села Машенька за стол.

(Усаживает куклу за стол, хвалит за правильную позу, чисто вымытые руки. Неожидан-но лает собачка, которой пока не видно.)

Собачка. Гав, гав, гав!

Мама: (с радостным изумлением). Кто это к нам?

Собачка: Гав, гав, гав!

Все: Кто это там?

(Ведущий ставит собачку.)



Собачка:

Это я, ваш верный пес.

Ваш Арапка -

черный нос.

День и ночь я дом стерег,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

Мама: Устал наш сторож!

Чем покормим Арапку?

Что он любит больше всего? (Ставит перед собачкой миску.)

Слышится мяуканье кошки.

Кошка: Мяу-мяу! (Ее пока не видно.)

Мама, (к детям). Кто ж теперь к нам царапается в дверь? (Пускает кошку.)



Дети радостно встречают гостью.

Кошка: Это ваша кошка Мурка,

Мурка - серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла.

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

Мама: Ах, и ты трудилась, не ленилась. Что больше всего любит кошка Мурка? Чем ее угостим? (Ставит перед кошкой блюдце.)

Слышится кудахтанье курицы.

Курица. Куд-куда, куд-куда! Мама. Кто еще спешит сюда? Курица. Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила -

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?



Мама: А теперь покормим наших гостей. (Предлагает это сделать детям.)

Собачке - в миске, В блюдечке - киске, Курочке-несушке - Пшена в черепушке,

А Машеньке - в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

После еды зверята и Маша благодарят маму и спрашивают ребят: "А вы, дети, всегда го-ворите за еду спасибо?"

Рекомендации: Раздавая детям игрушки для самостоятельной игры, предварительно спросите каждого, как кричит курочка, лает собачка, мяукает кошка.

В повторной игре дети сами выводят персонажей и подражают их голосам. На роль Ма-шеньки можно выбрать девочку, которая сама подаст кошке, собачке и курочке еду.

В конце игры обязательно спросите детей, кто и каких животных и птиц кормит, помогает взрослым ухаживать за ними.

ДЕВОЧКА ЧУМАЗАЯ

По А. Барто и П. Барто

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК


Цель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному уча-стию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым.

Персонажи. Ведущий, девочка чумазая.



Материал. Большая кукла из моющегося материала, предметы для туалета: ванночка или таз с теплой водой, мыло, губка, полотенце, чистое белье, одежда.

Ход игры. Принесите куклу-замарашку, усадите ее перед детьми. Сами сядьте среди них. Посмотрите на куклу и удивитесь, до чего же она грязная. Постарайтесь вызвать у ребят отрицательное отношение к неряхе. При первом проведении игры исполняйте все роли сами.

Ведущий:

Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

на локтях - дорожки.
Девочка чумазая:

Я на солнышке

лежала,

руки кверху держала.

Вот они и загорели.
Впору засмеяться вместе с детьми над наивной ложью замарашки. Но ведущий про-должает спрашивать девочку.
Ведущий.

Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

будто закопченный.
Девочка чумазая.

Я на солнышке

лежала,

нос кверху держала.

Вот он и загорел.
Ведущий показывает детям, как девочка нос держала, и заразительно смеется, так, чтобы дети засмеялись тоже. Продолжает вместе с ними разглядывать неряху.
Ведущий.

Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы измазала,

не девочка, а зебра,

ноги - как у негра.
Все смотрят на нее с улыбкой, но осуждающе.
Девочка чумазая.

Я на солнышке

лежала,

пятки кверху держала.



Вот они и загорели.
Все смеются.
Ведущий (покачивая головой).

Ну-ка, дайте мыло, мы ее ототрем.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло!


Кто-либо из детей подает мыло. Ведущий намыливает мочалку и моет куклу.
Ведущий.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

царапалась, как кошка...


Девочка чумазая.

Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые!
Ведущий (показывает детям куклу)

А ладошки-то отмылись.


(Продолжает мыть девочку, привлекая детей к этим действиям.)
Оттирали губкой нос -

разобиделась до слез...

Девочка чумазая.

Он, мой бедный

носик!

Он мыла не выносит!



Он не будет белый:

Он же загорелый!


Ведущий.

Ну-ка дети,

посмотрим:

а нос тоже отмылся!


(Моет кукле ноги с кем-нибудь из детей.)

Отмывали полосы -

кричала громким голосом...
Девочка чумазая.

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые!
Ведущий показывает детям, что пятки тоже отмылись. Поднимает куклу, вытирает ее вместе с ребенком полотенцем.
Все. Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Все это была грязь.
Ведущий вместе с детьми одевает куклу и дает им поиграть.
Рекомендации: В повторной игре предложите детям говорить за куклу, мыть ее - сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами. Вы же становитесь режиссером.

Чтобы интерес к игре не угасал, введите новые персонажи - игрушки (кот, утенок, пес и др.), которые будут выражать удивление замарашке и осуждать ее наивные попытки

провести малышей.

Во время умывания детей кукла - всегда чистая, опрятная - может интересоваться,

хорошо ли ребята умылись, насухо ли вытерлись. Можно использовать при этом некоторые строфы стихотворения.

Театрализованные игры для средней группы


РЕПКА

(По мотивам русской народной сказки)



ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ
Цель: Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Персонажи. Ведущий, дед, баба, внучка, собачка Жучка, кошка Мурка, мышка.

Подготовка к игре. Показ диафильма "Репка" (художник В. Лосин).

Материал. Головной убор или другие элементы русского народного костюма; шапка для деда, палка (может быть, борода); платок, передник для бабы; сарафан, косыночка для внучки; атрибуты для изображения животных. Могут быть и другие персонажи по жела-нию детей.
Рекомендации

Организуя первую игру, сообщите детям, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами. Покажите им атрибуты, может быть, они подскажут ребятам, с какой сказкой им предстоит встреча. Примеряя шапочки разным де-тям, вызовите у них желание поиграть. Таких окажется немало. Но для первой игры выбе-рите тех, кто лучше может исполнить роль и будет образцом для других. Остальные ребя-та - пока зрители. Вместе с ними решите, где будет жить семья деда и бабы, где распо-ложить их огород. Напомните детям-"артистам", что они будут включаться в игру по ходу сказки, и начинайте ее рассказывать, так как роль ведущего принадлежит вам.


ХОД ИГРЫ
Ведущий. Посадил дед репку. (Выражает с помощью мимики и жестов одобрение ста-ранию и трудолюбию деда.) Выросла репка большая-пребольшая. (Поражен, ее размера-ми.) Стал дед репку из земли тянуть.

Все. Тянет-потянет - вытянуть не может.

Ведущий. Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много по-мощников. Кого позовем?

Дед: Бабка, помоги!

Ведущий. Не идет бабка, не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовем бабку?

Все: Бабка, помоги!

Бабка: Иду, иду!
Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. (Выража-ет удивление от того, как крепко репка сидит в земле.) Позвала бабка внучку.
Бабка: Внучка, помоги!

Ведущий: Спешит внучка на помощь старикам.

Внучка. Иду, иду!

Ведущий. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...

Все. Тянут-потянут, вытянуть не могут. (Удивлены.)
Ведущий. Позвала внучка собачку Жучку. Жучка не задержалась.

Жучка. Гав-гав-гав, бегу!



Все: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. (Очень огорчены.)

Ведущий: Позвала Жучка кошку.

Жучка: Мурка, помоги!

Ведущий: Не идет кошка, лежит нежится, не слушает Жучку. Давайте позовем все вместе.

Все. Мурка, иди же! Не справятся без тебя!

Мурка. Иду, иду!

Все. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. (Терпение зрителей и "актеров" кончается, на их ли-цах отчаяние от бесконечных неудач.)

Ведущий: Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на по-мощь. (Подбадривает мышку, успокаивает ее.)

Все. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку! (Радуются.)
Рекомендации
Если дети хотят продолжить игру самостоятельно, помогите им надеть атрибуты. .Понаблюдайте, что они могут делать сами, в чем нужна ваша помощь.

Для второй игры исполнителей ролей можно выбрать при

помощи считалок, загадок или же оценивая выразительность подражания ребенка персо-нажу. По ходу игры привлекайте детей проговаривать цепочку; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и т. д.

Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить.им шапочки с изобра-жениями других животных, которые пришли на помощь. Игра получится очень веселой и интересной, если ведущий будет по ходу ее вставлять примерно такие реплики:

- Бабушка, вам не тяжело работать на огороде? Внучка вам помогает?

- Дедушка, часто ли вы окапываете репку, свой огород поливаете? А кто вам помогал? Что еще растет на ваших грядках?

- Внучка Машенька, ты не забыла прополоть грядки, чтобы репка лучше росла?

- Мурка, не ленись, пора просыпаться. Все уже давно встали.

- Мышка, без тебя не вытащить нам репку, помоги.

В конце игры, когда вытянутая репка будет лежать на земле, предложите ребятам водить

хоровод вокруг такой большой репки, устроить праздник урожая. Можно пригласить гостей, соседей, чтобы они посмотрели, какая красивая репка выросла на огороде, уго-стить их.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ

КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ, ТЕАТР ИГРУШЕК
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости строения автомобиля от его назначения, характера груза (фургон, почтовый автомобиль). Дать им некоторые знания о профессии водителя. Воспитывать уважение к людям этой профессии, желание овладеть правилами поведения на улице. Развивать фантазию, воображение, учить применять личный опыт в игровых ситуациях.

Персонажи. Ведущий, светофор, водители, прохожие, Незнайка, зайка, клоун.

Подготовка к игре. Во время прогулок или на картинках покажите детям различные ви-ды транспорта, выделите их характерные признаки: сходные и отличительные.

Материал. Портативный фланелеграф, на котором размечены: тротуар, проезжая часть улицы, пешеходный переход "зебра". Для театра игрушек на столе разложены машины: легковые, грузовые (самосвал, панелевоз, различного рода фургоны - "Молоко", "Хлеб", автобус, троллейбус, грузовик и др.). Установлены фигурки пешеходов - взрослых и де-тей (для юмористических сценок можно использовать сказочные персонажи), светофор (к нему прикрепляются кружки трех цветов, которые можно менять).
Ход игры. Пусть дети сами договорятся, кто за какие персонажи будет действовать. На-пример, один отвечает за светофор, другие - за машины, движущиеся по правой стороне, третьи - за те, что едут по левой, четвертые - за прохожих, пятые - за животных.

Ведущий (в первой игре это будет взрослый, а в повторных - ребенок) читает стихи о правилах уличного движения. Дети перемещают фигурки соответственно тексту.

Вначале можно загадать загадки. Следом за отгадкой появляется машина.

Что за чудо - синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином,

(Автобус)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма,

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

( Трамвай)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус, троллейбус)

Вот, мостовую расчищая,

С пути сметая сор и пыль,

Стальными щетками вращая,

Идет смешной автомобиль.

Похож на майского жука -

Усы и круглые бока.

(Машина для уборки улиц)

Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса,

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ: это мой...

(Велосипед)
Когда все автомобили будут выставлены, создаем иллюзию движения (можно дать води-телям в руки рули). Дети тихонько подражают рокоту машин, едут по кругу вокруг стола, на котором разыгрывается действие. Ведущий начинает читать стихотворение О. Бекарева "Азбука безопасности".

Ведущий:. Асфальтом улицы мостятся...

Водители: Автомобили быстро мчатся.

Ведущий: Бурлит в движенье мостовая...

Все: Бегут авто, спешат трамваи.

Ведущий: Пора мамам и папам на работу, а детям - в детский сад (жестом побуждает пешеходов к движению. Закрепляет известное детям первое правило,).
Леша с Любой ходят парой.

Где идут? (Подсказывает жестом.)

- По тротуару.
Если никто из пешеходов или машин не двинулись навстречу друг другу и не столкну-лись, создайте такую ситуацию. Например, Незнайка или перепуганный шумной улицей зайка случайно столкнется со встречным пешеходом или же пешеходы толкаются на до-роге, пытаясь обойти друг друга. Решением этой ситуации будет второе правило:
Все будьте правилу верны - Держитесь правой стороны.
.

Когда пешеходы подойдут к дороге, спросите их: как же перейти на ту сторону улицы? Почему машины мчатся без остановки? А еще лучше, если вновь возникнет ситуация: кто-нибудь! из знакомых ребятам смешных персонажей, например клоун, пытается перебе-жать улицу, но не может достичь цели из-за потока машин. Тут оказывается важным третье правило:

. Должен помнить пешеход: ? Перекресток - переход.
В первой игре создадим проблемную ситуаций: как перейти улицу, если на ней нет свето-фора, а машины мчатся без остановки? Так возникает потребность узнать ещё одно, четвертое правило.
Ведущий. Самый строгий красный свет,

если он горит, стоп!

Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

Чтоб спокойно перешел ты,

А за ним зеленый свет

Слушай наш совет:

Вспыхнет впереди.

Скажет он: "Препятствий нет,

Смело в путь иди!"

А. Северный

Итак, дети, спросите у наших нерасторопных пешеходов, запомнили ли они правила? Нет, конечно, еще не запомнили. Тогда все вместе напомним им четыре правила. (Дети повто-ряют правила.) Молодцы! Вы с первого раза их запомнили. Когда пойдете с родителями, братьями и сестрами на прогулку, повторите им эти правила.

Во второй игре дети с самого начала поставят светофор, и тогда условием перехода будет его сигнал и соответствующее правило.
ДЕТКИ В КЛЕТКЕ

По С. Маршаку

ТЕАТР ИГРУШЕК,

КАРТИНКИ НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ

ИЛИ НА СТОЛЕ

Цель: Познакомить детей с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывать интерес, любовь к природе.

Персонажи. Ведущий, сторож, посетители, олень, барсук, рысь, медведь, медвежата, ко-зел, лев, львята, волк, лиса, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, крокодил, тигренок, пингвинята, гусь, страус, страусенок, павлин, лебеденок, северная лайка, верблюд, совята, воробей.

Подготовка к игре. Для театра картинок изображения животных наклейте на ватман и в зависимости от вида театра сделайте поддерживающее приспособление: фланель или опо-ру. Лучше, конечно, использовать игрушки, так как объемные образы создают более пол-ное представление о животном. Существенное условие - соразмерность картинок или игрушек: слон не может быть одного размера с волком, а волк-с гусенком.

Если животные и декорации сделаны на удлиненных планках и из очень плотного картона или фанеры, то их можно укрепить в песок или снег и проводить игру на открытом возду-хе.



Материал. Фигурки животных, сторожа (картинки или игрушки). Декорации, изобра-жающие зоопарк: клетки, площадка молодняка,, бассейны; мяч, пища для разных живот-ных, фоны, изображающие природные условия обитания разных животных, туфельки для слона.

Ход игры. Приглашая детей на "экскурсию" в зоопарк впервые, поинтересуйтесь: побы-вал ли кто-нибудь уже там? Помнят ли ребята рассказы о животных? Попросите кого-либо из них поделиться своими впечатлениями о посещении зоопарка.

Выберите себе помощников и для демонстрации животных. По ходу "экскурсии" пода-вайте им игрушки (картинки): они их разместят на заранее приготовленные места. Ос-тальные дети -

посетители. А экскурсоводом будет всем известный поэт Самуил Яковлевич Маршак.

Первая часть

Ведущий:


Весною в нынешнем году

В Зоологическом саду

Родился лев, барсук и рысь

И медвежата родились.

(Просит детей показать животных посетителям.)

Для них устроен детский дом

С зеленым лугом и прудом.

(Обращает внимание на площадку, еде расположен молод

Они играют и лежат.

Козел бодает медвежат.

А лев и волк несутся вскачь!

И разноцветный гонят мяч.

(Вместе с детьми меняет расположение животных в соответствии со стихами.)
Звери: Рано, рано мы встаем,

Громко сторожа зовем...


Все:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!
Ведущий: (показывая фигурку сторожа).

Вышел сторож из сторожки,

Подметает он дорожки,

Курит трубку у ворот.

(Подходит к фигуркам животных и начинает их озвучивать.)

Двое-трое детей водят фигурки зверей в соответствии с текстом.



Звери: Нам обедать не дает.

Долго, долго у решетки

Мы стоим, разинув глотки.

Знаем, знаем без часов, Ч

то обед для нас готов.
Ведущий вместе с детьми кормит зверей.
Звери: За обедом, за обедом

Не болтаем мы с соседом,

Забываем обо всем

И жуем, жуем, жуем.

Это трудная работа -

Щеки лоснятся от пота.

.

Все смеются. Ведущий продолжает читать стихотворение, а дети водят игрушки или картинки в соответствии с текстом.

Ведущий:

После пищи нужен сон.

Прислонившись дремлет слон.

Показав себя народу,

Бегемот ныряет в воду.

Крокодил упал на дно

И лежит там, как бревно.

Темно-бурый медвежонок

Про себя ворчит спросонок.

Только пони и верблюд

Принимаются за труд.

А по кругу, по площадке

Черногривые лошадки

Мчатся рядом и гуськом,

Машут челкой и хвостом.

Вторую игру начните с первой части текста. В следующий раз общий обзор зоопарка можно сделать по тексту фрагмента "Где обедал воробей?".

Во второй, третьей игре ребята должны не только водить игрушки, но и читать знакомые фрагменты текста вслед за вами. Вместе с известными уже историями о животных это займет немного времени. Поэтому прибавьте еще две-три новых истории. Посетители по желанию могут имитировать характерные движения животных. К уже известным декора-циям хорошо бы изготовить еще и фоны, изображающие природные условия обитания животных, например пингвина, тигра к т. д. Во время игры вызывайте радость у детей при встрече с уже известным им животным или же при новом знакомстве.
Вторая часть

Ведущий.

Где обедал воробей? Воробей.

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.
Ведущий. Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Тигренок.

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не киска!
Ведущий сравнивает животных по внешнему виду, повадкам, образу жизни.
Пингвинята.

Мы - два брата, два птенца.

Мы недавно из яйца.

Что за птица - наша мать?

Где ее нам отыскать?

Мы ни с кем здесь не знакомы

И не знаем даже, кто мы. Гуси?

Страусы? Павлины? Догадались!

Мы...
Ведущий. Ребята, догадались, что это... маленькие пингвины?
Львята. Вы разве не знаете папы -

Большого рыжего льва?

У него тяжелые лапы

И косматая голова.

Он громко кричит -

басом, И слышно его далеко.

Он ест за обедом мясо,

А мы сосем молоко.


Ведущий поощряет детей, которые самостоятельно начинают подражать львятам. Появляется страусенок.
Страусенок.

Я - страусенок молодой,

Когда пугаюсь, я бегу,

Заносчивый и гордый.

Вытягиваю шею.

Когда сержусь,

я бью ногой,

А вот летать я не могу,

Мозолистой и твердой.

И петь я не умею.


Ведущий. Он чем-то похож на лебеденка, а чем-то отличается от него. Чем же, дети? (Слушает ответы детей.) г
Появляется Лебеденок.
Лебеденок.

Отчего течет вода

С этого младенца?

Он недавно из пруда,

Дайте полотенце!
Ведущий. Посмотрите, ребята, а это кто такой с двумя горбами?

Верблюд. Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают!

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра.
Ведущий. Посмотрите-ка сюда! Какие интересные птицы, глаза огромные, как блюдца.

Совята.


Взгляни на маленьких совят -

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят, Они едят,

Когда едят, Они не спят.


Когда прогулка по зоопарку закончится, дети могут продолжить самостоятельную

сюжетно-ролевую игру с животными.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница