Чтение и развитие речи Стенд для родителей Чтение и развитие речи детей дошкольного возраста



Дата22.04.2016
Размер0.6 Mb.
c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\для дуровой\рамки, картинки\ebc245888661.jpg

Чтение и

развитие речи

Стенд для родителей



Чтение и развитие речи детей дошкольного возраста

Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от приобщения их детей к чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Родитель, как и ребёнок, учится, читая. Несколько советов, как помочь детям стать хорошим читателем и развить речь детей.c:\users\user\desktop\2014-06-27_095150.jpg



Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.


Подсказки для родителей: ДА

Подсказки для родителей: НЕТ

  • Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

  • Если дошкольник умеет читать, читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

  • Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

  • Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

  • Дарите ребёнку книги.

  • Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

  • Сделайте чтение приятным время препровождением.

  • Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

  • Не заставляйте читать насильно.

  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

  • Не читайте слишком трудные книги для понимания их ребёнком.

  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать.

  • Поощряйте, поддерживайте, и улучшение наступит быстрее.

  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения, читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

«Моя первая книга»

Учимся сочинять всей семьей сказки, рассказы, смешные истории.
Читают или рассказывают сказки, рассказы, смешные истории своим детям, наверное, все родители. А вот, чтобы родители совместно с малышом сочиняли сказки, рассказы это встретишь далеко не в каждой семье, надо иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве. Волшебство сказки позволяет независимо от возраста, говорить с ребенком, пробуждает веру в то, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть. Придумывая различные рассказы, сказки, потешки, стишки у детей происходит развитие творческого воображения и связной речи, что является необходимым условием в коррекции речевого нарушения. Принимая участие в различных конкурсах, взрослые стимулируют творческую активность детей, целеустремленность, желание быть первым, эти качества помогают ребятам быть успешными, не бояться трудностей. c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\малышкина школа.jpeg
Например, сказка выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи. Сочинение сказки всей семьей завораживает всех, ожидание чудес, обновления и прекрасных свершений настигает детей и взрослых особенно в преддверье Нового года. Для того чтобы великое ожидание праздника, как для детей, так и для взрослых было еще значительней, можно объявить конкурс «Лучшая новогодняя сказка». Участвуя в подобных конкурсах у детей, формируется интерес к процессу обучения, это очень важный момент в развитии речи. Объединяя усилия, ребенок чувствует поддержку и понимание близких, тем самым он приобретает уверенность в себе, что необходимо в любом возрасте. c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\дети читают.jpeg
Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, а это особенно важно для детей имеющих речевые нарушения, тем легче уже в процессе обучения в общеобразовательной школе развивать в нем умение мыслить нестандартно. Сказка, рассказ сочиненные совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволят ему ощутить себя сильным, уверенным в себе человеком, победителем в трудных ситуациях, что будет способствовать осознанию возможностей самого ребенка и способов их реализации.

Чтение и развитие речи детей школьного возраста
С началом постижения школьных наук, обучение чтению знаменует собой принципиальный прогресс в умственном развитии ребенка. Овладев чтением, ребенок впервые может регулировать свое поведение независимо от неизбежной ограниченности непосредственных контактов; теперь он способен сам активно впитывать опыт человечества, обобщенный в текстах.

На первых этапах овладения чтением дети нередко предпочитают тексты, знакомые им до обучения. Это обстоятельство иногда даже тревожит некоторых родителей — не отстает ли их отпрыск в умственном развитии? А между тем это нормальный и необходимый этап его совершенствования. c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\дети за партами.jpeg



Обучение в школе вызывает огромные сдвиги в речевом развитии ребенка. Эти сдвиги обусловлены тем, что к речи ребенка предъявляются новые требования, связанные с изучением многих новых учебных предметов.

Если для детей дошкольного возраста речь является практическим средством общения с другими людьми, в процессе которого она и формировалась, то у детей школьного возраста, наряду с этим, речь является и средством усвоения системы знаний. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей школьников?



  • Первое условие – это потребность общения, или коммуникации.       Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.

  • Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребёнку общаться  и познавать мир.

  • Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\logoped42_ru_disgrafiya.jpg

Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам в школе?

Чтение и развитие речи детей

старшего школьного возраста
В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние электронной культуры на чтение усиливается. Это влияние проявляется в следующем: 

  • меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, мозаичным, клиповым? (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно повестях и романах); 

  • меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране детективам, триллерам, фэнтези, ужасам, кинороманам); c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\i (1).jpg

  • предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

  • происходит клиширование, упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков). 

Что делать, чтобы подросток читал? Читал для себя, и не только программные произведения, а в свое удовольствие, размышляя о мире, читал вслух и про себя. Что делать, чтобы чтение для подростка не становилось повинностью, скучным занятием? 
«Литературные минутки»

для развития речи детей дошкольного и

школьного возраста

Упражнение

Кому принадлежат эти слова?

Лучший подарок, по-моему, - мед,

Каждый осел это сразу поймет!

Даже немножечко-Чайная ложечка-

Это уже хорошо! (Вини-Пух)


c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\для дуровой\рамки, картинки\мишка__4.png


c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\chetyre-sovmeschennye-detali-pazla-raznyh-tsvetov-0003417270-preview.jpg


Упражнение

Поиграем в цвета

1. Сказка Шарля Перро «Красная ... (шапочка)»

2. Волшебная сказка А.Погорельского «Черная... (курица)»

3. Рассказ А. Куприна «Белый ... (пудель)»

4. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая ... (шейка)

5. Сказка Шарля Перро «Синяя...(борода)»



Упражнение

Подберите рифму

1. Как у нашего Мирона

На носу сидит ... (ворона)

2. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось это ... (брюки)

3. Проснулась старушка и стала искать домашние туфли, свечу и ... (кровать)

4. Стыдно старому реветь –Ты не заяц, а ... (Медведь) и т. д.


c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\логопед и дети.jpg


c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\info.png


Упражнение

Одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель),

канавы копает – (канавокопатель),

трубы укладывает – (трубоукладчик),

возит с помощью электричества – (электровоз),

сама ходит – (самоходка),



землю роет – (землеройка)


Мини-памятки

для детей и родителей по развитию речи и чтения
КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ


  • Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа»c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\для дуровой\рамки, картинки\baaceaa46507.jpg

  • Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.

  • Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть услышанного.

  • Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали. Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал. Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», записывая туда любимые книги.

  • Читайте сказки ребенку каждый день.


КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ 

  • Читайте газету или журнал каждый день. Из мы узнаем о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.

  • Читайте каждую статью, внимательно продумайте то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?

  • Обращайте внимание на непонятные слова, обязательно наведите справку о них в словаре.

  • При чтении газеты или журнала пользуйтесь картой. Найдите на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

  • Пусть ребёнок делится с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.

КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

  • Рассмотреть внимательно обложку и титульный лист книги.c:\users\durov\desktop\лена документы работа\мои рисунки\картинки из интернета\i.jpg

  • Прочитать фамилию автора, название книги, издательство.

  • Ежедневно по главам читать книгу, внимательно рассмотреть иллюстрации.

  • Кратко пересказать содержание прочитанной книги в домашнем кругу.


Стендовый материал подготовила учитель-логопед

БОУ ВО «Тотемский центр ПМСС» Е.Н. Дурова
Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница