Читайте детям о войне! Время идет, но мы



Скачать 124.07 Kb.
Дата22.02.2016
Размер124.07 Kb.
Читайте детям о войне!

Время идет, но мы

храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть ­ патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли, ведь становление русского боевого духа ­ неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа.

Война давно закончилась, и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга... 9 мая такой особый день, когда можно и нужно об этом поговорить. Рассказать о дедушках, или уже прадедушках, которые воевали, посмотреть старые семейные фото. Поговорить об обидах, злости, гневе и ссорах ­ почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.

Пословицы о войне и мире








Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.




За солдатом ­ пиши пропало.

Бой отвагу любит.

Худой мир лучше доброй брани.







Бой ­ святое дело, иди на врага смело.

Знай сметку, умирай скорчась!




Война кровь любит.










Из лука ­ не мы, из пищали ­ не мы; а зубы поскалить,

язык почесать ­ против нас не сыскать.



Былой славой боя не выиграешь.

Войной да огнем не шутят.







В бою побывать цену жизни узнать.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.










Иному служба ­ мать, иному ­ мачеха.

Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.

Держи порох сухим будешь непобедим.

Казак без коня, что солдат без ружья.




Враг рядом ­ бей










Дружно за мир стоять войне не бывать.

Коли мало штыка, так дадим приклада.

прикладом.










Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Кто служит, тот тужит; а кто орет, тот песни поет.










Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.

Врага в слезах не утопишь.







Мир ­ дело великое.




Вчерашней славой на войне не живут.




На войне рать крепка воеводою.

На смерть детей не нарожаешься.







Гвардейский миномет везде врага найдет.




Не будешь покойник будешь полковник.

В некрутчину ­ что в могилу.










Недотянешь ­ бьют, перетянешь ­ бьют.

Для советского солдата граница свята.

Не доверяешься ­ бьют и перевернешься ­ бьют.







Не за то бьют солдата, что крадет, а чтобы концы хоронил.




Воевать ­ так не горевать, а горевать ­ так не воевать.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.







Без головы ­ не ратник, а побежал, так и воротиться можно.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.




Если по­русски скроен, и один в поле воин.

Без смелости не возьмешь крепости.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.




Живя в мире, не забывай о войне.







Бей врага, не жалей батога.

Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется.




За край свой насмерть стой.




Бой красен мужеством, а приятель дружеством.







Он и не понюхал пороху.

К нам с пушками, а от нас с клюшками.







Больно ранен ­ и головы не нашли.

Пуля дура, штык молодец.




Каков полк, таков о нем и толк.







В нашей волости три болести: некрутство, подати да земщина.

Сколько ни служить, а в отставке быть.




Кипит суп ­ котелок друг, стук­бряк котелок враг.







Служивый ­ что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор.

В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.




Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.







Смерть русскому солдату свой брат.

В спину бьют, как полосу куют.







Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.




Солдат близко ­ кланяйся ему низко.

Верно служу ­ ни по чем не тужу.







Кто честно служит, с тем слава дружит.




Солдат в отпуску ­




Веселое горе ­ солдатская жизнь.

рубаха из порток.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Рекомендательный список книг для чтения

произведений о войне

для дошкольников и детей начальной школы.

  1. Алексеев С. П. Богатырские фамилии

  2. Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне

  3. Алексеев С. П. Рассказы о полководцах

  4. Браун Ж. Юта Бондаревская

  5. Воронкова Л. Ф. Девочка из города

  6. Драгунский В. Ю. Арбузный переулок

  7. Кассиль Л. А. Дорогие мои мальчишки

  8. Кассиль Л. А. Огнеопасный груз

  9. Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем

  10. Кассиль Л. А. Твои защитники

  11. Кассиль Л. А. У классной доски

  12. Кассиль Л. А. Черемыш – брат героя

  13. Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. Володя Дубинин

  14. Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. Улица младшего сына

  15. Катаев В. Сын полка

  16. Корольков Ю. Валя Котик

  17. Корольков Ю. Зина Портнова

  18. Корольков Ю. Лёня Голиков

  19. Корольков Ю. Марат Казей

  20. Лавренев Б. Разведчик Вихров

  21. Митяев А. Гвардии медвежонок

  22. Митяев А. Иван и фрицы

  23. Митяев А. Куриная слепота

  24. Митяев А. Лошади

  25. Митяев А. Мешок овсянки

  26. Митяев А. Носов и Назе

  27. Митяев А. Отпуск на четыре часа

  28. Митяев А. Серьги для ослика

  29. Митяев А. Теплый «язык»

  30. Митяев А. Тимофей Беспраздничный

  31. Митяев А. Треугольное письмо

  32. Митяев А. Шестой – неполный

  33. Надеждина Н. А. Партизанка Лара

  34. Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи

  35. Паустовский К. Г. Похождения жука­носорога

  36. Симонов К. Сын артиллериста

  37. Соколовский А. А. Валерий Волков

  38. Суворина Е. И. Витя Коробков

  39. Туричин И. Крайний случай

  40. Яковлев Ю. Я. Как Серёжа на войну ходил

  41. Яковлев Ю. Я. Девочки с Васильевского острова

  42. Яковлев Ю. Я. Где стояла батарея


Методические рекомендации по обсуждению прочитанного.

Можно прочитать как целые произведения, так и отрывки из книг о Великой Отечественной войне. Проведите сначала вступительную беседу с Вашим ребенком, а после чтения – задайте вопросы, побеседуйте о прочитанном.

Для облегчения работы по поиску и обработке материала приведены примеры художественных произведений о Великой Отечественной войне с возможными вариантами вопросов. Обращаем внимание на то, что и список книг, и вопросы по произведениям носят исключительно рекомендательный характер.

Вопросы для вступительной беседы:


  1. Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?

  2. Дата начала Великой Отечественной войны?

  3. Дата окончания Великой Отечественной войны?

  4. Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?

  5. Почему войну 1941­45 годов назвали Великой Отечественной?

  6. Почему люди до сих пор помнят эту войну?

  7. Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

  8. Что есть Родина для каждого из нас?

«Медицинское задание». Рассказ из книги Алексеева С. П. «Богатырские фамилии»

Вопросы по произведению:



    1. Действительно ли медицинским было задание Гали?

    2. Важное ли дело делала Галя?

    3. Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?

    4. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

«Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве».

Глава из книги Воронковой Л. Ф. «Девочка из города»

Вопросы по произведению:



    1. Знаете ли вы, кто такие беженцы?

    2. Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?

    3. Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?

    4. Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?

    5. Какие эмоции вызвал рассказ?

«Рассказ об отсутствующем» Кассиль Л. А.

Вопросы по произведению:



  1. Зачем мальчик следил за фашистами?

  2. Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?

  3. Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?

  4. Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?

  5. Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?

  6. Знаете ли вы имена пионеров­героев?

  7. Какие еще произведения о подвигах детей во время Великой Отечественной войны вы знаете?

  8. Какие эмоции вызвал рассказ?

«У классной доски» Кассиль Л. А.

Вопросы по произведению:



  1. Для чего во дворе школы была вырыта траншея?

  2. Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?

  3. Что хотели от ребят фашисты?

  4. Кто такие партизаны?

  5. Почему именно к детям обратились фашисты?

  6. Как вела себя Ксения Андреевна?

  7. А ребята?

  8. Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?

  9. Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?

  10. Какой момент вам показался самым напряжённым?

  11. Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

  12. Какие черты характера присущи главным героям рассказа?

  13. Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?

  14. Как мирное население помогало красноармейцам?

  15. Какие эмоции вызвал рассказ?

«Мешок овсянки» Митяев А.

Вопросы по произведению:



    1. Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?

    2. Почему всё-таки отдали мешок?

    3. Почему рыжий не поделился овсянкой с голодными солдатами?

    4. Почему санитар не ел овсянку сам?

    5. Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?

    6. Как собаки помогают людям в мирное время?

«Серьги для ослика» Митяев А.

Вопросы по произведению:



  1. Как ослик появился у бойцов?

  2. Как ослик помогал солдатам?

  3. Что случилось с Яшей?

  4. Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?

  5. Как относились к Яше бойцы­пехотинцы?

  6. Можно ли назвать ослика героем? Почему?

  7. Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?

  8. Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?



«Где стояла батарея» Яковлев Ю. Я.

Вопросы по произведению:



  1. Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?

  2. Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор?Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?

  3. Нужно ли хранить память об этих событиях?

  4. Какая фраза рассказа является ключевой? Что имел ввиду автор?

  5. Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?

«Девочки с Васильевского острова» Яковлев Ю. Я.

Вопросы по произведению:



  1. Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?

  2. Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?

  3. За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему онаэтого не поняла?

  4. Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?

  5. Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?

  6. Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?

  7. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

  8. Какое впечатление произвел на вас рассказ?



Расскажите детям о войне, пусть они знают и помнят о тех горестных годах и о людях, отдавших свои жизни ради мирного неба над их головами. Ведь человек, не помнящий прошлого, не имеет и будущего.
Каталог: uploads -> files
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
files -> Концепция инклюзивного образования
files -> Техника манипуляции делового общения понятие и цели манипуляции
files -> «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов во взаимодействии с семьями воспитанников и обучающихся»
files -> Клиническая психология
files -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница