Чем объясняется многочисленность звукоподражательных глаголов?
Видимо, это связано с тем, что действия человека, животных, птиц, некоторых неодушевленных объектов часто со провождаются тем или иным звучанием. Укажем, например, на глаголы, характеризующие:
а) действия людей: акать, ахать, аукать, балакать, балаболить (или балабонить), баюкать, бор мотать, брюзжать, бубнить, буркать (и буркнуть), бурчать, виз жать, гаркать (и гаркнуть), икать, кликать, кряхтеть, лепетать, мямлить, ойкать, окать, охать, пугать, пыхтеть, реветь, сопеть, стонать, тараторить, топать, ухать, фыркать, хихикать, хлопать, хлюпать, хохотать, храпеть, хрипеть, чавкать, чихать, шамкать, шикать, шипеть;
б) действия животных и птиц: блеять, брехать, букать, верещать, ворковать, ворчать, чавкать, гугукать, жужжать, каркать, квакать, квохтать, кракать, крякать, кудахтать, кукарекать, куковать, курлыкать, лаять, мукать, мурлыкать, мы чать, мяукать, пищать, ржать, рявкать, рычать, свистеть, сипеть, токовать, тявкать, хрюкать, чирикать;
в) звуки, производимые предметами: бахнуть, бацнуть, бренчать, брякать (и бряцать), булькать, бултыхать, бурлить, громыхать, грохотать, дзенькать, дребезжать, звякать, капать, клокотать, лязгать, рокотать, скри петь, скрежетать, стукать, тарахтеть, тикать, тренькать, трещать, тукать, тюкать.
Для звукоподражательных глаголов характерно не использование необычных звуков, а тот факт, что звуки, входящие в их состав, не являются случайными, что их присутствие в составе глагола соотносится с тем значением, которое глагол выражает как целое слово. В звукоподражательных словах все гласные можно разделить на три типа:
а) ц-образные (гласные и, е как наиболее узкие и наименее лабиализованные звуки): визжать, пищать, реветь, свистеть, скрипеть, скрежетать, тренькать, тикать и др.;
б) у-образные (гласные у, о, ы как более широкие и лабиализованные звуки): бормотать, бурчать, ворчать, мычать, мурлыкать, шуршать;
в) а-образные (гласный̆ а как наиболее широкий̆ и нелабиализованный̆ звук): ахать, бахать, гавкать, каркать, харкать.
Система согласных в русском языке сложнее системы гласных. Не все согласные в одинаковой̆ степени участвуют в образовании звукоподражаний.
Так, заднеязычные к, г, х способствуют передаче гортанных звуков: гоготать, икать, кукарекать, кашлять, каркать, хлопать, хохотать и т.п.
Губные согласные чаще всего передают резкие хлопающие и хлюпающие звуки: бахать, брякать, булькать, бухать, плюхать, пыхтеть и т. п.
Про изношение свистящих с, з включает свист: сосать, свистеть, со петь, свиристеть. Более глухие звуки передаются посредством шипящих ш, ж: шептать, шелестеть, шипеть, шуршать, шушукаться, жужжать.
Аффриката ц передает резкий̆ звук: цокать, цыкать, цвиркать.
Чавкающий̆ звук передается посредством ч\ чавкать, чвакать.
Плавный̆ р передает грубый̆ дребезжащий звук: грохотать, рокотать, ржать, рычать, рявкать.
Наконец, л передает мягкий̆ протяжный̆ звук: болтать, шлепать, улюлюкать..
Иногда используются звуковые повторы, нагнетающие звуковую символику: гоготать, куковать, мямлить, тараторить, хохотать, шушукаться.
Значение, которым обладают определенные звуки в ономатопоэтических словах, условно и приблизительно. Именно так и следует относиться к приведенным выше примерам и характеристикам. Чем сложнее природный̆ звук, тем труднее воспроизвести его языковыми средствами. Чем проще и элементарнее природный̆ звук, тем точнее он передается языком.
Поделитесь с Вашими друзьями: |