Чем объясняется многочисленность звукоподражательных глаголов?



Дата15.11.2022
Размер16,2 Kb.
#193975
Связанные:
звукоподражательные глаголы
Нормы речевого развития

Чем объясняется многочисленность звукоподражательных глаголов?
Видимо, это связано с тем, что действия человека, животных, птиц, некоторых неодушевленных объектов часто со­ провождаются тем или иным звучанием. Укажем, например, на глаголы, характеризующие:
а) действия людей: акать, ахать, аукать, балакать, балаболить (или балабонить), баюкать, бор­ мотать, брюзжать, бубнить, буркать буркнуть), бурчать, виз­ жать, гаркать гаркнуть), икать, кликать, кряхтеть, лепетать, мямлить, ойкать, окать, охать, пугать, пыхтеть, реветь, сопеть, стонать, тараторить, топать, ухать, фыркать, хихикать, хлопать, хлюпать, хохотать, храпеть, хрипеть, чавкать, чихать, шамкать, шикать, шипеть;
б) действия животных и птиц: блеять, брехать, букать, верещать, ворковать, ворчать, чавкать, гугукать, жуж­жать, каркать, квакать, квохтать, кракать, крякать, кудахтать, кукарекать, куковать, курлыкать, лаять, мукать, мурлыкать, мы­ чать, мяукать, пищать, ржать, рявкать, рычать, свистеть, сипеть, токовать, тявкать, хрюкать, чирикать;
в) звуки, производимые предметами: бахнуть, бацнуть, бренчать, брякать бряцать), булькать, бултыхать, бурлить, громыхать, грохотать, дзенькать, дребезжать, звякать, капать, клокотать, лязгать, рокотать, скри­ петь, скрежетать, стукать, тарахтеть, тикать, тренькать, тре­щать, тукать, тюкать.
Для звукоподражательных глаголов характерно не исполь­зование необычных звуков, а тот факт, что звуки, входящие в их состав, не являются случайными, что их присутствие в составе глагола соотносится с тем значением, которое глагол выражает как целое слово. В звукоподражательных словах все гласные можно разделить на три типа:
а) ц-образные (гласные и, е как наиболее узкие и наименее лабиализованные звуки): визжать, пищать, реветь, свистеть, скрипеть, скрежетать, тренькать, ти­кать и др.;
б) у-образные (гласные у, о, ы как более широкие и лабиализованные звуки): бормотать, бурчать, ворчать, мычать, мурлыкать, шуршать;
в) а-образные (гласный̆ а как наиболее широкий̆ и нелабиализованный̆ звук): ахать, бахать, гавкать, каркать, харкать.
Система согласных в русском языке сложнее системы глас­ных. Не все согласные в одинаковой̆ степени участвуют в обра­зовании звукоподражаний.
Так, заднеязычные к, г, х способст­вуют передаче гортанных звуков: гоготать, икать, кукарекать, кашлять, каркать, хлопать, хохотать и т.п.
Губные согласные чаще всего передают резкие хлопающие и хлюпающие звуки: бахать, брякать, булькать, бухать, плюхать, пыхтеть и т. п.
Про­ изношение свистящих с, з включает свист: сосать, свистеть, со­ петь, свиристеть. Более глухие звуки передаются посредством шипящих ш, ж: шептать, шелестеть, шипеть, шуршать, шушукаться, жужжать.
Аффриката ц передает резкий̆ звук: цокать, цыкать, цвиркать.
Чавкающий̆ звук передается посредством ч\ чавкать, чвакать.
Плавный̆ р передает грубый̆ дребезжащий звук: грохотать, рокотать, ржать, рычать, рявкать.
Наконец, л передает мягкий̆ протяжный̆ звук: болтать, шлепать, улюлюкать..
Иногда используются звуковые повторы, нагнетающие зву­ковую символику: гоготать, куковать, мямлить, тараторить, хо­хотать, шушукаться.
Значение, которым обладают определенные звуки в онома­топоэтических словах, условно и приблизительно. Именно так и следует относиться к приведенным выше примерам и характеристикам. Чем сложнее природный̆ звук, тем труднее воспро­извести его языковыми средствами. Чем проще и элементарнее природный̆ звук, тем точнее он передается языком.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница