«Человек в малой группе»



Скачать 71,28 Kb.
Дата17.04.2016
Размер71,28 Kb.
ТипУрок
Тема урока

«Человек в малой группе»

(5 класс ФГОС)
Автор: учитель истории и обществознания Федотова Е.В.
Цель урока: рассказать о значении малой группы для подростков.

Задачи урока: познакомить с понятиями и терминами – малая группа, конформизм, межличностные отношения.

Планируемые результаты: учащиеся узнают, почему в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции; научатся называть и характеризовать законы межличностных отношений, выявлять признаки малой группы; давать оценку и выражать свое отношение к роли и влиянию социальной среды на формирование подростка; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся ведению дискуссии, а также применять навыки работы в группе.

Формирование УУД: метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать целевые установки учебной деятельности; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 5 класс. ФГОС. М.: Русское слово; мультимедийная презентация, материалы для проекта.
Ход урока


  1. Организационный момент




  1. Мотивационно-целевой этап

Просмотр фрагмента из мультфильма «Гадкий утенок».

Тема урока «Человек в малой группе» является актуальной для каждого. Как важно – проснуться утром, вспомнить, что очень скоро вас ожидает встреча с теми, кто вам близок и интересен. Тогда и настроение бодрое, и дело спорится. И наоборот. Ведь общество – совокупность самых разных групп. Человек входит в различные группы, даже сейчас вы сидите и работаете в малых группах.

Ребята, я предлагаю вам подискутировать на тему «Подросток в группе». В ходе обсуждения проблемы определим два подхода:


  1. Группа подавляет личность и способности подростка.

2- Только в группе подростки проявляют свои способности и таланты.

Первая группа – утверждающая команда спикеров – доказывает первую позицию «Группа подавляет личность и способности подростка».

Вторая группа – отрицающая команда спикеров – доказывает вторую позицию «Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты».

Третья группа выступит в роли жюри, их задача определить, какая из команд была более убедительной в доказательстве своей позиции.

Но прежде нам предстоит погрузиться в проблему и изучить её.


  1. Погружение в проблему

Работа в группах

Группа судей работает со статьей в интернете и изучают вопрос «Что такое малая группа?».

Вопросы группе:

  • Дайте определение понятиям: группа и малая группа.

  • Сколько человек насчитывает малая группа?

  • Приведите примеры малых групп?

  • Как человек попадает в те или иные группы?

  • Какую роль играет группа в жизни человека?

  • Вопрос всем группам: можно ли назвать ученический коллектив малой группой?

  • Какова главная цель такой группы?


Что такое малая группа?
Группа – это совокупность людей, в чем-либо близких друг другу.

Малая группа – целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием.

Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек).

Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. Поэтому численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Для того, что бы попасть в некоторые группы, мы прилагаем определенные усилия, например, поступление в ВУЗ. Другие группы нам выбирают родители – кружок, секция, школы, детский сад. Есть группы, которые мы не выбираем: семья – её состав лишь отчасти является результатом нашего выбора. Вот друзей мы можем выбирать и покидать по собственному желанию и усмотрению. Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям.


Утверждающая команда спикеров (позиция «Группа подавляет личность и способности подростка») читает легенду о Ларре из произведения М. Горького «Старуха Изергиль».

Вопросы группе:



  • Расскажите, о чем говорится в рассказе?

  • Можно ли пренебрегать законами и правилами группы? Какие последствия наступят в этом случае?

  • Перечислите способности главного героя. Мог ли он их раскрыть, живя в одиночестве?

  • Какую роль играет группа в жизни человека?


Легенда о Ларре
Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.

Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.

Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.

Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»


Отрицающая команда спикеров (позиция «Только в группе подростки проявляют свои способности и таланты») работает с текстом учебника стр. 185 и видеоматериалом «Конформизм».

Вопросы группе:

  • Каким образом группа подавляет подростка?

  • Влияет ли подростковая группа на поведение каждого её члена?

  • Что такое конформизм?

Задание группе:

Просмотрите видео № 2, материал «Конформизм». Объясните классу, что сейчас мы увидели с вами на практике проявление особой формы поведения в ответ на групповое давление у человека, а именно – подчинение группе. Такое явление получило специальное название в науке – конформизм. Конформизм – соглашательство во всем. Конформизм – это изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей. С одной стороны, конформизм помогает избегать конфликтов. Однако конформизм мешает утверждению независимого поведения или мнения.





  1. Дискуссия «Подросток в группе»

Команды спикеров представляют доказательства своих позиций. Судьи определяют, какая из групп оказалась наиболее убедительной в представлении своей позиции.


  1. Переговорная площадка

В малой группе возникает особый тип отношений – межличностные отношения – это отношения, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения. Постоянно общаясь между собой, что-то совместно делая, люди рассказывают о своих личных переживаниях, семейных проблемах, горячо обсуждают школьные новости, отметки, новые фильмы и т.д.

В подростковой группе – ваших коллективах сверстников – стихийно формируются свои кодексы чести, нормы и правила, которые заимствуются из мира взрослых.

В межличностных отношениях очень важно понимание. Без него мы становимся одинокими. Одиночество чаще всего то, чего больше всего боится человек. Межличностные отношения строить не просто. Для того чтобы поговорить о проблемах межличностных отношений я приглашаю вас на переговорную площадку.

На переговорной площадке присутствует психолог школы.



Вопрос психологу:

  • Есть ли законы межличностных отношений?

Психолог: Важнейший закон межличностных отношений – то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Если вы комплектуете, недовольны собой, ваше настроение и недовольство передается другим людям. Если у вас низкая самооценка, то и окружающие будут оценивать вас низко. Если у вас высокая самооценка, окружающие будут избегать общения с вами. Оптимальный вариант – средняя самооценка. Между принятием себя, принятием вами других людей и принятием вас другими людьми существует определенная связь. Восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений.

Восприятие себя = восприятие других.

Малейший перекос ведет к невозможности выстраивания нормальных межличностных отношений. Человек лучше чувствует себя среди похожих на него людей.

Просмотр видео № 3.



Вопросы учащихся к психологу школы.


  1. Проект

Мы убедились, как не просто строить межличностные отношения.

Давайте придумаем правила общения:

• Доверие к тому, с кем общаешься.

• Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться.

• Уважение к тому, с кем общаешься.

• Признание того, что он равен тебе.

• Вежливость.

• Бережное обращение.

• Делать друг другу приятные сюрпризы.

Изготовим открытку для человека, с которым у вас не складываются межличностные отношения или назрел конфликт.




  1. Рефлексия

Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я гражданин класса потому, что …», «Я гражданин школы …».
Каталог: assets -> files
files -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> Программа повышения конкурентоспособности
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница