Человек и ситуация: Уроки социальной психологии



страница1/41
Дата11.02.2016
Размер5.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41




Человек и ситуация: Уроки социальной психологии

Л. Росс, Р. Нисбетт

Аспект Пресс. Москва 1999

The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology

Lee Ross, Stanford University

Richard E. Nisbett, University of Michigan

McGraw-Hill, Inc.

New York St. Louis San Francisco Auckland Bogotá Caracas Lisbon London Madrid Mexico City Milan Montreal New Delhi San Juan Singapore Sydney Tokyo Toronto
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с. ISBN 5-7567-0234-2
Перевод с английского В. В. Румынского

Научные редакторы перевода канд. психол. наук Е. Н. Емельянов, канд. психол. наук B. C. Магун

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в учебном процессе в вузах

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».

Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков

Рецензент: вед. науч. сотр. Института педагогических инноваций РАО Е. Г. Юдина


Одна из важнейших психологических работ последнего десятилетия. В ней рассматриваются основные теоретические идеи социальной психологии, анализируется драматический опыт практического решения социальных проблем. В центре внимания авторов — знаменитых социальных психологов — власть ситуации над поведением человека, ее психологические механизмы и прикладные следствия.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется социально-психологической теорией и ее применением на практике.


УДК 3.2.1

ББК 88.5


Р75

© 1991 by McGraw-Hill, Inc. All rights reserved

© Издание на русском языке «Аспект Пресс», 1999

Содержание


Содержание 3

Предисловие научных редакторов русского издания 3

Предисловие авторов к русскому изданию 8

Субъективизм и «наивный реализм» 9

Постсоветский мир 9

Благодарности 10

Вступительная статья 11

Предисловие авторов к английскому изданию 12

Благодарности 14

Глава 1. Введение 15

Уроки и вызовы социальной психологии 15

Слабость индивидуальных различий 15

Власть ситуаций 17

Тонкости ситуаций 17

Предсказуемость человеческого поведения 19

Противоречие между уроками социальной психологии и опытом повседневной жизни 20

Три кита социальной психологии 21

Принцип ситуационизма 21

Принцип субъективной интерпретации (construal) 23

Представление о напряженных системах 25

Предсказуемость и недетерминированность 28

Прогнозирование поведения специалистами в области социальных наук 28

Прогнозирование поведения обычными людьми 29

Проблема масштабности эффекта 31

Статистический критерий масштабности 31

Прагматический критерий масштабности 32

Критерий масштабности, основанный на ожиданиях 33

Обзор и общий план книги 34

Глава 2. Власть ситуации 35

Социальное влияние и групповые процессы 36

Давление в направлении единообразия в лабораторных экспериментах: «аутокинетические» исследования Шерифа и парадигма Эша 36

Беннингтонские исследования 42

Исследование Шерифом межгрупповой конкуренции и межгруппового конфликта 45

Факторы, препятствующие вмешательству свидетеля 47

Почему социальное влияние столь сильно? 50

Канальные факторы 52

О продаже облигаций военного займа 52

Время быть «добрым самаритянином» 53

Последствия незначительной уступки 55

Сведение воедино: Стэнли Милгрэм и обыденность зла 56

Глава 3. Субъективная интерпретация социальной реальности 61

Субъективистские подходы в объективном бихевиоризме 62

Относительность феноменов суждения и мотивации 64

Некоторые неочевидные последствия влияния вознаграждения на мотивацию 67

Проблема субъективной интерпретации в социальной психологии 68

Соломон Эш и «объект суждения» 70

Горячая приверженность (partisanship) и восприятие 72

Инструменты субъективной интерпретации 75

Процесс атрибуции 77

Нормативные и описательные принципы причинной атрибуции 77

Атрибуции собственных действий и переживаний 78

Неспособность сделать поправку на неопределенности субъективной интерпретации 81

Эффект ложного социального согласия 81

Избыточная уверенность предсказаний в отношении себя и других людей 83

Ситуационная субъективная интерпретация и фундаментальная ошибка атрибуции 85

Глава 4. Поиск личностной согласованности 86

Обзор традиционных теорий личности 87

Научные открытия и дискуссии 89

Вызов 1968 года 90

Эмпирические исследования кросс-ситуативной согласованности поведения 91

Последствия эмпирического вызова 94

Реакция профессиональных психологов на вызов 1968 года 96

Возврат Д. Бема к разграничению номотетического и идиографического подходов 96

Методологические возражения и альтернативные эмпирические подходы 99

Возражение Эпштейна, основанное на эффективности метода агрегирования 100

Что же такое корреляции, отражающие согласованность поведения? 102

Предсказания, основанные на единичных наблюдениях 103

Предсказания, основанные на множественных наблюдениях 105

Относительная вероятность случаев экстремального поведения 106

Глава 5. Обыденная психология личности и обыденная социальная психология 108

Качественные аспекты обыденной теории личности 108

Количественные аспекты обыденной теории личности 110

Обыденный диспозиционизм и фундаментальная ошибка атрибуции 113

Выведение диспозиций из поведения, порождаемого ситуацией 113

Умаление значения ситуации и контекста в пользу личностных диспозиций 115

Диспозиционизм и «иллюзия интервью» 121

Когда информация о диспозициях бывает полезна? 123

Истоки обыденного диспозиционизма 124

Восприятие и диспозиционистская тенденциозность 124

Различие между причинными атрибуциями действующих лиц и наблюдателей 125

Субъективная интерпретация и диспозиционистская тенденциозность 126

Глава 6. Связность повседневного социального опыта 128

Разграничение в науке — смешение в реальности 129

Научное разграничение «личностного» и «ситуативного» 130

Смешение «личностного» и «ситуативного» в реальном мире 131

Согласованность и предсказуемость, стимулируемые аудиторией 132

Когда люди сами формируют свою среду 134

Выбор и изменение ситуаций 134

Отзывчивость к потребности других в предсказуемости 136

Преемственность поведения в течение жизни 137

Ситуации, субъективные интерпретации и личность 140

Пересмотр практической ценности обыденной теории личности 140

В поисках более продуктивных представлений о личности 141

Глава 7. Социальная психология культуры 146

Ситуационные детерминанты культуры 147

Влияния экологии, экономики и технологии 147

Ситуация «посреднического» меньшинства 150

Культура, идеология и субъективная интерпретация 152

Протестантское видение мира и развитие капитализма 152

Образование социальных объединений (ассоцианиззм) и экономическое развитие 154

Коллективизм в сравнении с индивидуализмом 155

Социальный контекст и процесс атрибуции на Востоке и Западе 158

Социальный класс и локус контроля 160

Различия между регионами США как культурные различия 161

Внедрение культурных норм 164

Культуры как напряженные системы 165

Культурный сдвиг в Америке 165

Чернокожие и белые на американском юге 167

Традиционная японская культура и капитализм 169

Личностные черты, этнические особенности и координаты индивидуальных различий 170

Способны ли этнические особенности занять место личностных черт? 171

Почему этнические особенности играют все возрастающую роль современной жизни? 172

Глава 8. Применение социальной психологии на практике 173

Некоторые методологические уроки для исследователей-практиков и их клиентов 174

О пользе «чистых экспериментов» 175

Хоуторнская сага 178

Когда «крупные» социальные проекты терпят крах 180

Ситуационизм, либерализм и политика социальных воздействий 180

История одного эксперимента: Кэмбриджско-Сомервилльское исследование мальчиков 181

Когда «мелкие» социальные проекты удаются 185

Дискуссионные группы Левина и демократические процедуры 186

Влияние «социальных моделей» на просоциальное поведение 188

Программы, направленные на стимулирование успеваемости студентов, принадлежащих к социальным меньшинствам 189

Воздействия в раннем возрасте в сравнении с воздействиями в более позднем возрасте 191

Влияния атрибуции и навешивания ярлычков в школьном классе 192

Социальные ярлыки и самореализующиеся ожидания 192

Навешивание ярлыков в сравнении с призывами к изменению поведения 193

Мотивационные последствия избыточных побуждений 194

Атрибуция учебных успехов и неудач в школе 196

Субъективные восприятия и их объективные последствия для здоровья 198

Прямой и обратный эффект плацебо 199

Благотворный эффект заблаговременного предупреждения и информации о том, как справляться с трудностями 201

Как влияет на здоровье восприятие собственной эффективности в достижении цели 203

Применение социальной психологии в повседневной жизни 205

Литература 207





Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> О направлении рекомендаций
2013 -> Программа «взлетная полоса»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница