Ценностные основы поликультурного развития личности будущего лингвиста в языковом вузе



Скачать 85,41 Kb.
Дата22.02.2016
Размер85,41 Kb.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЛИНГВИСТА В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
А.Д. Брагина

Московский институт лингвистики, Россия

russiananjelika@yaho.com


Характерными особенностями начала XXI века является повсеместное усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов, их активное стремление на основе общечеловеческих ценностей в рамках глобальной цивилизации через активное приращение духовности, нравственности, интеллекта и культуры в целом создавать стратегические продуктивные технологии, социально-экономические системы и политические программы, дающие полезные достижения. Проведение в нашей стране общественно значимых реформ, стремление к взаимодействию с мировой цивилизацией, реализация в сфере обучения и воспитания результатов фундаментальных исследований, современных образовательных технологий, всесторонний анализ личности участников целостного образовательного процесса, определение собственной мировоззренческой позиции российского педагога, реализующего методологические и социокультурные установки в условиях высшей школы актуализировали идеи поликультурности. Понимание необходимости заботы об общественной сплочённости и государственной стабильности в рамках этнокультурного множества также дает толчок для мультикультурной ориентации. Признание важности проблемы толерантного сосуществования различных этнических и социальных общностей, поскольку в мире практически нет моноэтнических государств, ведет к глубокому осмыслению феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, внимательному изучению процесса полилога мировых и локальных культур в условиях становления гуманистической парадигмы образования в качестве доминанты социокультурного пространства. Интеграция в мировое культурное пространство и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой высшего профессионального образования новую цель – поликультурное развитие личности будущего специалиста в сфере иностранного языка, обладающего общепланетарным мышлением, т.е. способного рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в конкретной стране, но и в качестве гражданина мира, субъекта диалога (полилога) культур, осознающего свою роль, значимость и ответственность в общечеловеческих масштабах. Изучение иностранного языка как способа постижения мира, приобщения к ценностям культуры различных этносов служит отправной точкой для рассмотрения актуальной проблемы становления поликультурной личности студента-лингвиста, под которой понимается «личность, воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [1, с.6]. Установлено, что, в целом, поликультурная ориентированность личности студента языкового вуза определяет его отношение к структурным изменениям, происходящим в социуме, в профессии, характеризует ее устремленность к наиболее полному постижению культурно-языковой картины мира. Готовность будущих лингвистов к осуществлению эффективного кросс-культурного диалога в условиях профессиональной деятельности и возлагающих тем самым на себя нелегкую миссию по налаживанию и укреплению поликультурно-ориентированных взаимоотношений между субъектами взаимодействия представляется весьма значимой. Нравственные идеалы, являющиеся ценностным стержнем личности совершенствуются, определяют перспективу ее развития, связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших традиций в образовании. Поликультурные ценности утверждаются в жизни не случайно, они зависят от экономических, социальных, политических отношений в обществе, служат опосредующим звеном между официальной доктриной образования и мировоззрением участников учебно-воспитательного процесса. Выделяясь из палитры общесоциальных значений, ценности характеризуют аксиологическое содержание профессионального «Я» будущего специалиста. Доподлинно известно, что поликультурная личность проявляет достаточную осведомленность в знании родной и чужой культурной среды и, по свой сути, адаптивна. Она представляет собой сложное структурное новообразование, состоящее из когнитивного, аффективного и конативного компонентов, которые одновременно выступают и критериями ее сформированности. Яркими показателями поликультурной направленности личности являются: глубокие знания о современных тенденциях развития мировой цивилизации, процессах глобализации, о культуре как социальном феномене, политико- культурном разнообразии современного мира; осознание собственной этнокультурной принадлежности, осведомленность в особенностях функционирования различных культурных групп, их нормах и традициях межличностного взаимодействия; эмпатийность, толерантность, эмоциональная стабильность, высокий уровень конфликтоустойчивости, гуманистическая направленность личности в целом.

Важным условием обеспечения эффективности образовательного процесса в языковом вузе является признание фактов, свидетельствующих о том, что в ходе обучения иностранному языку осуществляется не только формирование лингвистических компетенций, но передача ценностно-содержательного облика того этноса, язык которого изучается. Знания культуры страны, ментальности народа изучаемого языка играют определяющую роль в профессиональной деятельности будущих лингвистов и, тем самым, влияют на иноязычную коммуникативную компетенцию. Знание другого языка является ключом к пониманию народа, говорящего на этом языке, ведь он служит не только средством общения и выражения мысли, но и способствует аккумуляции ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура, анализ которых помогает понять различия национальных культур и их взаимодополняемость.



Следует отметить, что Россию с начала 90-х годов ХХ столетия принято называть обществом переходного типа, в котором воспитание толерантности, стремления к межэтническому взаимодействию является серьезной культурологической и ценностной проблемой. Не прекращающиеся дискуссии, сердцевиной которых служит искренняя забота о будущих специалистах, насыщены вопросами содержания, форм, средств и методов развития ценностно-ориентационной направленности убеждений и поступков молодых людей. Анализ целостного учебно-воспитательного процесса в вузе показывает ведущую роль ценностей в формировании поликультурного облика студентов-лингвистов, их умении вносить свой вклад в естественное и необходимое культурное разнообразие мира. Способы развития ценностных качеств личности могут базироваться на уже известных теориях, отражающих культурно-историческую динамику трансляции опыта. Так, сравнительные исследования стилей воспитания в разных социокультурных стратах человеческого общества позволили Маргарет Мид [6, с.53] сформулировать концепцию трёх типов движения культуры в обществе. Первый тип – традиционный, в котором передача культуры происходит жёстко по вертикали: от старших к младшим, второй тип культуры характерен усвоением, как по вертикали, так и по горизонтали: младшие поколения учатся не только у старших, но и у равных себе по возрасту. Третий тип, называемый М. Мид «постфигуративным», характеризуется тем, что поколение детей в состоянии научить поколение отцов. Данный тип приобретения культуры свойствен индустриально развитым странам, вступившим в информационную эпоху с характерным для них быстрым устареванием информации. В современном российском обществе, особенно на неформальном уровне, в большей степени используется именно третий тип передачи культуры, так как молодое поколение, ранее своих отцов адаптируясь в быстро меняющемся социуме, в состоянии научить их этому. Однако факт перемещения знаний от детей к взрослым не означает отмирания традиционного института образования и воспитания. Это обстоятельство со всей отчётливостью обнаруживает непреходящее значение ценностей культуры, которые традиционно передаются «по вертикали», так как имеют иерархическую структуру. Следует заметить, что ценностные категории могут усваиваться в различном порядке. Для конкретной личности нет такого обязательного движения от потребности к ценностям и ценностным ориентациям, существующим для человечества в целом. Отдельный субъект может пройти прямо противоположный путь: принимая от окружающих взгляд на нечто, как ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек тем самым может закладывать в себя основы потребности, которой раньше у него не было. В отечественной педагогике традиционно используются два способа организации формирования необходимых качеств как целенаправленного процесса интериоризации ценностей. Первый состоит в использовании стихийно сложившихся или специально организованных социокультурных условий для актуализации отдельных ситуативных побуждений, которые при систематической активизации переходят в устойчивые мотивационные новообразования. Второй способ заключается в предъявлении воспитуемому в готовом виде мотивов, целей, идеалов, которые он сам должен постепенно усвоить и превратить из внешне воспринимаемых во внутренний план. В этом случае требуется разъяснение необходимости формируемых побуждений, облегчающее студенту смысловую работу. Полноценная организация процесса усвоения ценностных ориентаций требует использования в педагогической практике обоих способов.

Сегодня в научных исследованиях, посвященных проблеме формирования поликультурно-ориентированной личности, отмечается необходимость строгой аргументации фундаментальных позиций, несовершенство системы которых повышает роль гипотез, основанных не только на базовых исходных данных, но и на «вере в возможность доказательства правомерности выдвигаемых предположений, веры в реальность воплощения тех или иных теоретических идей» [4, с.19]. По мнению Б.С. Гершунского, «важен не столько источник происхождения абсолютных ценностей и сил, но, прежде всего, сам факт их наличия, их реального проявления по мере необходимости обращения к ним из-за исчерпанности методов понимания Мира...» [4, с. 24]. Таким образом, можно констатировать, что формально утвержденные ценности, не воспринятые искренне человеком, не могут быть основой личности, стремящейся к поликультурному состоянию. Усиление роли поликультурного обучения обусловлено еще и тем обстоятельством, что оно способно не только не допустить духовной, нравственной катастрофы, но и дать миру новые ценности. Именно поликультурное образование обеспечило «стремительное развитие общества в последние десятилетия и предопределило быструю смену культурных ценностей, когда каждое новое поколение создает свои новые нормы, формирует новые интересы и вкусы, часто отличающиеся от предшествующих поколений» [5, c.34]. Конечно, невозможно точно определить ценностные ориентации будущих специалистов в ближайшей и далекой перспективе, но с уверенностью можно сказать, что они будут стремиться к вечным гуманистическим идеалам, к высочайшему профессионализму как залогу жизненного успеха, высоким нравственным ориентирам и приоритетам, полному самораскрытию и самореализации личности на основе стремления к постижению богатства мировой культуры. Ко всем этим высотам будущий лингвист будет подведен в языковом вузе, поликультурно ориентированным преподавателем, духовно и нравственно богатым, осознающим огромную ответственность за результаты своей исключительно важной для общества и каждой конкретной личности работы. Профессионал, действительно создающий себе «памятник нерукотворный», в первую очередь будет должным образом озабочен об оставлении культурного наследства как «единственного гаранта его вечной духовной жизни»...[4, с. 109]. В связи с этим современная педагогика высшей школы определяет поликультурную направленность будущего специалиста в области иностранного языка в качестве приоритетного компонента профессионального мировоззрения. Поликультурно воспитанный лингвист понимает, что претензии на достоверные и единственно возможные толкования ценностей должны быть сняты. Не агрессивное восприятие другого, терпимое отношение к его ценностным ориентациям и установкам предопределяет во многом стратегию и тактику в формировании поликультурного облика выпускника языкового вуза. Стремление к тесному плодотворному взаимодействию с общечеловеческой цивилизацией, преодоление раскола в системе идеалов и ценностей, явственно просматриваемого в современном социуме, не может быть реализовано без участия лингвистического сообщества, осуществляющего благородную миссию по развитию поликультурных ценностных ориентаций в глобализированном мире.
Литература:

  1. Агранат, Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе /Ю.В. Агранат. Автореф. канд. дисс. – Хабаровск, 2009. –23 с.

  2. Библер, В.С. Культура. Диалог культур /В.С. Библер. – Опыт определения // Вопросы философии. – 1989. – №6. – С.31-42.

  3. Булынин, А.М. Становление и развитие ценностной парадигмы педагогического образования (теоретико-исторический аспект) /А.М. Булынин, А.Д. Брагина: Монография. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2010. – 220 с.

  4. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б.С. Гершунский. – М.: МПСИ, 1997. – 120 с.

  5. Духова, Л.И. Субкультура учителя в системе культурной дифференциации современного общества / Л.И. Духова //Психолого-педагогический поиск. – 2009. – №1(9). – С. 33-40.

  6. Мид, М. Культура и мир детства /М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.


Каталог: archive -> doc2011
archive -> Учебная проблема как фактор интеграции содержания образования
archive -> «социум» международная научно-практическая конференция
archive -> Средства речевой манипуляции в политическом дискурсе
doc2011 -> Совершенствование умений и навыков чтения иноязычных текстов у студентов неязыковых вузов
doc2011 -> К вопросу о модели профессиональной направленности лично­сти студента
doc2011 -> Ационные процессы в профессиональном образовании как сложное полифункциональное и многоплановое явление
doc2011 -> Роль науки в современном образовании
doc2011 -> Подготовка кадровых ресурсов для экономики страны включает в себя важный процесс процесс образования, который затрагивает социальные, экономические, культурные и иные области деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница