Ценностные ориентации предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия



Скачать 269.21 Kb.
Дата31.03.2016
Размер269.21 Kb.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧАСТНИКАМ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В.П.Позняков, Е.А. Никуло 1



Аннотация. В настоящем сообщении излагаются результаты исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением предпринимателей к партнерам, наемным работникам и заказчикам. Исследование было проведено в период с 2010 по 2013 г. в нём приняли участие 203 предпринимателя, мужчины и женщины, представители различных сфер предпринимательской деятельности. В центре внимания стоят проблемы, связанные с изучением ответственности как психологического отношения к другим людям в деловом взаимодействии. Ценностные ориентации личности, в рамках данного исследования рассматриваются как основание, критерий ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия

Ключевые слова: социальная психология, ценностные ориентации личности, психологические отношения, деловое взаимодействие, психология предпринимательства, ответственность, ответственное отношение.

Введение.

Скорость движения информационных потоков сегодня настолько велика и непредсказуема, что требует гибкости и готовности к быстрым изменениям на самых разных уровнях. Особенно ярко изменения проявляют себя в экономической сфере. Участники делового взаимодействия все чаще связывают успех своей деятельности со способностью создавать широкую и эффективную сеть деловых контактов. Особую ценность приобретает готовность предпринимателей как активных участников экономической жизни принимать на себя ответственность за создание и поддержание отношений в рамках делового взаимодействия. Изменение условий ведения предпринимательской деятельности, требований и способов взаимодействия неминуемо отразилось на социально-психологических характеристиках данной социальной группы. Открытость информации и скорость доступа к ней позволяет небольшим организациям и даже индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию большим компаниям. Данное обстоятельство с одной стороны расширило веер возможностей для реализации предпринимательского и творческого потенциала, а с другой стороны, подобная скорость и локализация необходимых ресурсов для ведения дел не в индивидуальном опыте, а в отношениях между людьми обязывает предпринимателей заботиться о репутации и качестве делового взаимодействия.

Отношения с другими людьми, наряду с социально-экономическими условиями и финансовыми возможностями, воспринимаются предпринимателями в качестве необходимого ресурса для эффективности бизнеса. В процессе экономической активности отношение к другим людям может определять цели, критерии результата, выбор формы деловой активности, что неизбежно оказывает влияние на формирование культуры делового взаимодействия российского предпринимательства. Эффективная сеть деловых контактов выступает как способ управления бизнесом. Предприниматели с большей серьезностью относятся к возможности заручиться поддержкой людей, чьи ресурсы могут быть задействованы для решения бизнес задач. Общественный смысл и польза бизнеса меняет отношение российского общества к благосостоянию, увеличивают социальное значение и признание предпринимателей. Согласно результатам исследований психологических характеристик отечественных предпринимателей, с ростом социальной значимости и престижа предпринимательской деятельности для предпринимателей приобретает большую значимость их место в общественной системе, польза от конкретного бизнеса и авторитет у окружающих. Несмотря на то, что основным мотивом начала ведения предпринимательской деятельности выступает материальная обеспеченность, многие предприниматели связывают свой выбор не только с желанием обрести финансовую свободу, и реализовать свои способности, но и с возможностью общаться с людьми, приобрести широкий круг контактов, а также завоевать уважение и авторитет у окружающих (Позняков, 2007). Все это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что одним из важных объектов ответственности предпринимателя выступают отношения с другими людьми в процессе ведения своего дела. Предприниматели наряду с материальной обеспеченностью стремятся занять определённое социальное положение, в обществе и в частности в кругу конкретных участников делового взаимодействия.

В структуре работ, посвященных изучению различных сторон делового взаимодействия, нередко фигурирует понимание ответственности как регулирующего принципа отношений. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем ответственность как вид психологического отношения, выполняющий регулирующую функцию в деловом взаимодействии предпринимателей с другими его участниками (Позняков, Никуло, 2013).

Говоря об ответственном человеке, чаще всего имеют в виду его надежность и способность следовать правилам, нормам, а также обеспечить выполнение деятельности на определенном уровне. Под объектами ответственности (то, за что нужно держать ответ) в данном случае подразумеваются составляющие процесса и результата конкретного вида деятельности. В деловом взаимодействии сфера ответственности его участников лежит в различных аспектах экономической активности. В данном исследовании мы рассматриваем такой контекст принятия необходимости держать ответ, при котором в качестве объекта выступают составляющие самого делового взаимодействия, качественные характеристики отношений. Именно это, на наш взгляд, позволит раскрыть сущность одной из наиболее важных сторон делового взаимодействия, а именно, когда один из участников этого процесса относится к другому ответственно.

Данное исследование продолжает традиции исследования социальной психологии российского предпринимательства, сложившиеся в Институте психологии РАН и представленные в работах А.Л. Журавлева и В.П. Познякова (Позняков, 1992, 2001, 2006, 2007, 2010; Журавлев, Позняков, 1993, 1994, 1995, 2012; Купрейченко, Журавлев, 1999, Позняков, Филинкова, 1998). В рамках этого направления в последние годы наиболее интенсивно исследуются социально-психологические факторы делового взаимодействия в предпринимательской среде (Вавакина, 2011, 2013; Журавлев, Позняков, Титова, 2008, 2013; Никуло, 2013, Позняков, Никуло, 2014; Позняков, 2013; Позняков, Вавакина, 2009, 2010, 2011; Позняков, Груздева, 2013, Позняков, Титова, 2002, 2005, 2014; Титова, 2007).

Методологическими основаниями исследования явились положения субъектно-деятельностного, психосоциального и системного подходов, используемые в социально-психологических исследованиях (Журавлев, 1988, 2011). Теоретическую основу нашего исследования составили положения концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности (Позняков, 2000, 2002, 2012), конкретизированные применительно к исследованию психологических отношений российских предпринимателей (Позняков, 2001, 2002, Журавлев, Позняков, 2012) и ресурсно-ценностного подхода к анализу делового взаимодействия (Позняков, Вавакина, 2013, 2014).

Разработка методического инструментария включила в себя формулировку концептуальных представлений об ответственном отношении предпринимателей. На основе теоретического анализа и обобщения результатов исследований в области ответственности и делового взаимодействия, а также опираясь на результаты эмпирических исследований, мы сформулировали определение ответственного отношения к другим участникам делового взаимодействия и обозначили структурные элементы, раскрывающие его содержание. Ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия определяется как комплекс эмоционально окрашенных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью готовности и выражающих позицию личности относительно необходимости держать ответ за качественные характеристики отношений в деловом взаимодействии. Принятие ответственности за качественные характеристики отношений отражается в степени выраженности «ориентации на сотрудничество», «ориентации на понимание другого участника делового взаимодействия», «ориентации на толерантное, терпимое отношение» и «ориентации на ограничение доминирования в деловом взаимодействии» (Позняков, Груздева, 2013).

Таблица 1. Содержательные элементы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Ориентация на кооперацию, сотрудничество

  1. Отношение к необходимости делиться информацией в деловом взаимодействии;

  2. Отношение к необходимости прогнозировать последствия своих действий и действий участников делового взаимодействия для общего ответственного дела;

  3. Отношение к совместному поиску новых путей более качественной реализации совместного дела;

  4. Отношение к необходимости принимать ответственность за непредвиденные, не оговоренные заранее элементы ответственности;

Ориентация на понимание

  1. Отношение к необходимости учитывать потребности, интересы, ожидания участников делового взаимодействия;

  2. Отношение к необходимости понимать эмоциональное состояние участников делового взаимодействия;

Ориентация на терпимое отношение к иным взглядам и мнениям

  1. Отношение к совершению ошибок участниками

делового взаимодействия;

  1. Отношение к использованию отличных от

собственных способов реализации ответственности;

Ориентация на ограничение доминирования

  1. 1. Отношение к контролю за действиями участников делового взаимодействия;

  2. Отношение к оказанию помощи участникам делового взаимодействия.

Данное распределение согласовано с рядом подходов к пониманию ответственности во взаимодействии с другими людьми. Например, такие характеристики, как ориентация на других, чуткость, экстраверсия, готовность к кооперации, сотрудничеству, доброжелательность, забота, в некоторых исследованиях выступают структурными элементами ответственности (Бодров и Луценко 1991, Дорофеев, 1994 ), в других выступают как факторы, влияющие на ответственность (Дарлей, Латане 1968, 1970; Берковиц, 1968; Стауб, 1974) или рассматриваются в качестве критерия, необходимого для развития ответственности (Пиаже, 1932).

Ответственность, таким образом, чаще всего понимается в контексте реализации человеком норм, правил, требований в различных сферах с учетом имеющихся возможностей и ограничений. Важно отметить, что ответственность в отношениях с другими людьми имеет ряд особенностей по сравнению с другими ее видами. В качестве оснований ответственности в данном случае, как правило, выступают свойства личности, связанные с ориентацией на других (доброта, отзывчивость, требовательность, тактичность, обязательность, доброжелательность, участие), а в качестве детерминант выступают свойства других людей, особенности ситуации, виды и формы взаимодействия и условий деятельности. Отличие данного вида ответственности предполагает иное по сравнению с другими его видами содержание и, возможно, особенную детерминацию.



Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Широкий спектр исследований посвящен поиску и анализу детерминант ответственного поведения в рамках взаимодействия с другими людьми. Среди таких факторов часто выделяют взаимозависимость, социальные и групповые нормы, определенные индивидуально-личностные характеристики. Настоящее исследование сфокусировано на изучении ответственности как отношения к другим людям в контексте делового взаимодействия. Размышляя над возможными психологическими механизмами ответственного отношения, мы обращались к различным сторонам понимания ответственности.

В рамках теории социального взаимодействия подчеркивается взаимный характер изменений психологических характеристик его субъектов в процессе совместной деятельности (Позняков, Вавакина, 2013, 2014). Это соотносится с представлениями о динамическом, временном характере психологических отношений личности, разрабатываемыми в рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности в изменяющихся социально-экономических условиях. В рамках данной концепции психологические отношения определяются как «социально-психологические характеристики субъектов различных видов жизнедеятельности, представляющие собой эмоционально окрашенные представления и оценки, объектами которых выступают внешние условия жизнедеятельности и активности субъекта, характеристики самой активности и ее субъектов, представители различных социальных групп, с которыми они (субъекты отношений) связаны различными видами взаимодействия» (Позняков, 2009). Временной, динамический характер психологических отношений личности проявляется в том, что актуальное отношение субъекта к объекту отношения взаимосвязано с ретроспективной оценкой объекта и прогнозом его изменения в будущем (Позняков, 2012).

Соотнося эти представления с рассматриваемым в рамках развития ответственности временным вектором, «… третий вектор развития понятия - ответственность не только за прошлое, но и за будущее. В переходе ответственности от ретроспективного плана к перспективному как раз и проявляется прогрессивная тенденция ее эволюции» (Муздыбаев 2010, с.14), мы сделали предположение, что в ряду социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия, очевидно, располагаются оценки прошлого опыта взаимодействия, актуальных его характеристик и, вероятно, ожиданий о будущих его изменениях.



Ценностные ориентации как фактор ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия

Основа ответственного отношения к другому, очевидно, лежит не только в прогнозируемых благоприятных перспективах, но и во внутренних предпосылках направленности на жизненно-важные социальные ориентиры. Данное положение предполагает, что кроме обозначаемых факторов ответственного отношения во взаимодействии с другими людьми существуют более глубокие детерминанты, вероятно связанные с системой ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важным регулятором жизни и деятельности предпринимателей. Способы решения многих проблем определяются жизненными приоритетами.

В исследовании ценностных ориентаций российских предпринимателей В.П. Позняковым выявлены наиболее предпочитаемые терминальные ценности: здоровье, семья, материальная обеспеченность, уверенность в себе, работа, свобода, друзья, любовь. У московских предпринимателей выше значение ценностей семья и любовь (Позняков, 2001, 2007).

А.Н. Журавлева, приводя данные исследования ценностных ориентаций предпринимателей с 1994-2003 годы, делает вывод о смещении акцентов в ценностном сознании с направленности на свободу и высокое материальное благосостояние к ориентации на ценности семьи, здоровья, деловой и экономической активности, этические и интеллектуальные ценности. При этом переоценка ценностей, смещение их к более альтруистическим происходит в периоды после социально-экономических кризисов. Возрастает значение ценностей любовь, счастье других, более значимыми становятся ценности самореализации - свободы, творчества. Автор выделяет группу предпринимателей как обладателей наиболее устойчивой системой ценностных приоритетов в кризисных социально-экономических условиях в связи с более высоким финансовым состоянием по сравнению с другими социальными группами и ожиданием неминуемых экономических спадов и обладанием опыта работы и жизни в условиях кризиса (Журавлева, 2006, 2014).

Согласно результатам исследования Е.К Завьяловой и С.Т Посоховой, в ряду ценностных ориентаций предпринимателей-мужчин предпочтение отдается отражающим личное благополучие и профессиональное саморазвитие. Высокая ориентация предпринимателей на счастливую семейную жизнь интерпретируется как оправданная в связи с потребностью предпринимателей обладать «эмоциональным тылом», обеспечивающим уверенность и защищенность. Также предприниматель рассматривает семью как символ своего благополучия и успеха. Разные категории предпринимателей по-разному относятся к ценности любви. В то время как потенциальные предприниматели высоко оценивают значение духовной и физической близости с любимым человеком, реальные предприниматели её отвергают. В ряду предпочитаемых ценностных ориентаций предпринимателей-мужчин также интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Предприниматели-женщины уделяют гораздо меньшее внимание данной ценностной ориентации. Материальное благополучие важная, но не ведущая в общем перечне ценность. Для предпринимателей-женщин гораздо большее значение имеют ценностные ориентации - любовь и наличие хороших и верных друзей (Завьялова, Посохова, 2004).

Гипотезой излагаемого исследования выступило предположение о том, что ценностные ориентации обуславливают уровень ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

Таким образом, ценностные ориентации играют ключевую роль на всех этапах предпринимательской деятельности: от поиска бизнес-идеи до всех нюансов реализации ее в жизнь. Представляя собой определенный способ взаимодействия человека с окружающей реальностью, ориентир, обозначающий более предпочтительные способы взаимодействия с личной и социальной точек зрения, они; вероятно, выступают основанием для ответственного отношения к другим людям.

Методика.

Ввиду отсутствия специальных исследований ответственного отношения в рамках делового взаимодействия нами был разработан соответствующий методический инструментарий, позволяющий оценить уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Анкета содержит десять различных шкал, отражающих элементы ответственного отношения, соответствующих параметрам качественных характеристик отношений в деловом взаимодействии. Каждый из элементов имеет свое отражение в структуре компонентов ответственного отношения (когнитивном, аффективном, поведенческом). Первый этап исследования позволил сделать суждения относительно минимального и максимального проявления каждого элемента, что позволило при анализе результатов оценивать степень выраженности каждого компонента отношения. Вопрос представлял собой слабую метрическую шкалу, где испы Каждый вопрос содержит три утверждения. Каждому утверждению присваивался вес (от 1 балла до 3 баллов) в соответствии с представлениями (сформулированными по результатам теоретического анализа и выявленных эмпирически показателей) о минимальной и максимальной выраженности данного элемента ответственного отношения. Шкала для измерения каждого элемента ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия содержит 3 вопроса (отражающих когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и может принимать значения от 1 до 9 баллов.

Ценностные ориентации предпринимателей исследовались с помощью методики диагностики внутреннего конфликта Е.Б.Фанталовой, основанной на подходе М.Рокича.



Результаты исследования ценностных ориентаций предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия

Для исследования влияния ценностных ориентаций личности на уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия мы предприняли попытку построения регрессионной модели. В результате проведенного анализа была подтверждена наша гипотеза о том, что ценностные ориентации обуславливают уровень ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Нами были определены ценностные ориентации («интересная работа», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «свобода и независимость в поступках и действиях» и «счастливая семейная жизнь»), которые вносят свой вклад в показатель общего уровня ответственного отношения участникам делового взаимодействия с коэффициентом регрессии равным R= 0,97.

В исследовании также анализировались взаимосвязи оценок ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к партнерам, наемным работникам и заказчикам. Результаты свидетельствуют о том, что Ответственное отношение к партнерам имеет положительную взаимосвязь с ценностными ориентациями «творчество», «любовь», «свобода».

Таблица 2. Взаимосвязь ценностных ориентаций и ответственного отношения предпринимателей к партнерам, наемным работникам и заказчикам (Коэффициенты корреляции по Спирмену).


Характеристики ответственного отношения

Творчество

Любовь

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Ответственное отношение предпринимателей к партнерам

0,49**

0,43**

0,47**




Ответственное отношение предпринимателей к наемным работникам

0,52**

0,45**

- 0,37**

0,43**

Ответственное отношение предпринимателей к заказчикам

0,35**

0,49**

0,47**




Ответственное отношение к наемным работникам положительно взаимосвязано с ценностными ориентациями творчество, любовь, счастливая семейная жизнь, и имеет отрицательную взаимосвязь с ценностной ориентацией «материально-обеспеченная жизнь». Ответственное отношение к заказчикам имеет положительную взаимосвязь с ценностными ориентациями «любовь», «познание» и «материально-обеспеченная жизнь».

Обсуждение результатов исследования.

Мы проанализировали взаимосвязи между ответственным отношением к наемным работникам, партнерам, клиентам и ценностными ориентациями. Ответственное отношение к партнерам имеет положительную взаимосвязь с ценностными ориентациями «творчество», «любовь», «свобода».

В попытках интерпретировать выявленные взаимосвязи мы обратились к рассмотрению изменений произошедших в современной бизнес среде, а также к исследованиям социально-психологических характеристик предпринимателей. Возрастающая потребность бизнеса быстро реагировать на изменения подразумевает возрастающую роль построения доверия как внутри бизнеса так и вне его. Особую роль здесь играют для предпринимателей партнеры. Изменения, произошедшие на уровне скорости инноваций, обмена информацией, развития электронных технологий не могли не повлиять на характер партнерских отношений. Так как в подобных условиях предприниматели больше не могут опираться только лишь на контроль и ответственность за бизнес-процессы. Основным конкурентным преимуществом со все большей очевидностью становится переработка и передача знаний, а также развитая сеть деловых контактов. Чем более открытой будет коммуникация, тем больше можно рассчитывать на безопасность и надежность созданных деловых отношений. Кроме того, для того, чтобы представлять интерес для потенциальных партнеров необходимо ориентироваться на активную инновационную деятельность и последующую передачу и трансформацию знаний и технологий. Эти условия, которые в той же мере можно назвать требованиями не могли не сказаться на социально-психологических характеристиках субъектов функционирующих в новой экономической реальности. Принимают на себя ответственность за «отношенческие» характеристики делового взаимодействия те предприниматели, в структуре ценностных ориентаций которых есть направленность на творчество, любовь и свободу.

Ответственное отношение к наемным работникам положительно взаимосвязано с ценностными ориентациями творчество, любовь, счастливая семейная жизнь, и имеет отрицательную взаимосвязь с ценностной ориентацией «материально-обеспеченная жизнь».

Интерпретируя данные взаимосвязи, обратим внимание на то, что в литературе, посвященной социальной психологии управления, все чаще основной управленческой единицей обозначается команда, а не отдельные сотрудники организации. Необходимость гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия рынка требует от предпринимателя не только его индивидуального движения к инновационной активности, но и к организации процесса творческого решения задач среди наемных работников. Успешность часто связывают со способностью предпринимателя как руководителя коллектива организовать творческую активность группы для поиска новых подходов и нестандартных решений. Таким образом, ответственность за создание конструктивных, гибких отношений с наемными работниками предпринимателей, ориентированных на творчество, можно объяснить стремлением создать команду, которая своевременно и точно способна отвечать на изменяющиеся условия делового мира.

Еще одним объяснением может служить высокий уровень организационного стресса и необходимость поиска путей совладания с ним на разных уровнях. Нарастающий темп изменений, высокий уровень риска, вынужденное расширение числа контактов в единицу времени связаны с высоким уровнем стресса, который широко распространен в деловой среде. Наличие в системе ценностных ориентаций ориентации на творчество, любовь может выступать в качестве ресурса и естественного социально-психологического механизма трансформации делового взаимодействия в сторону снижения стресса.

Ответственное отношение к заказчикам имеет положительную взаимосвязь с ценностными ориентациями «любовь», «познание» и «материально-обеспеченная жизнь». Все большую популярность приобретает стратегия постоянного контакта с клиентом. Предприниматели стремятся к созданию единого информационного пространства и установления долгосрочных отношений, обеспечивающих лояльность даже в случае, если клиент в настоящий момент не является экономически активным и прибыльным для данного конкретного предпринимателя. Клиенты нередко привлекаются в качестве экспертов на различных стадии реализации проектов. Предприниматели стремятся угадать причины лояльности клиентов. И в этой погоне часто интересуются сферами жизни потенциальных клиентов, не связанными непосредственно с бизнесом предпринимателя. Поддержание таких отношений и принятие ответственности за их содержательную сторону требует от предпринимателя серьезных мотивов, выходящих за пределы получения сиюминутной выгоды. Вместе с тем, клиент приносит доход и поэтому совершенно логично, что ответственно относятся к нему все предприниматели в структуре ценностных ориентаций которых присутствует ориентация на «материально-обеспеченную жизнь».

Выводы.

Выделены ценностные ориентации, обуславливающие общий уровень ответственного отношения к участникам делового взаимодействия. Построенная модель позволяет сделать вывод о влиянии ценностных ориентаций: «любовь», «счастливая семейная жизнь», «свобода», «творчество», «материально-обеспеченная жизнь», «интересная работа» на уровень ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что ценностные ориентации выступают в роли критерия выбора личностью определенного отношения к участникам делового взаимодействия. Ответственное отношение к участникам делового взаимодействия в большей степени определяется ценностными ориентациями, предполагающими активную позицию в межличностных отношениях, вносящими определенный вклад в личное развитие предпринимателя.

Ценностная ориентация на материально-обеспеченную жизнь отрицательно взаимосвязана с ответственным отношением к партнерам и наемным работникам, к тем группам других участников делового взаимодействия отношения с которыми косвенно, не прямо связаны с получением прибыли и предполагают построение длительных долгосрочных деловых связей.

В данном случае, вероятно, это ответ на требования изменившихся условий ведения бизнеса, требующих от предпринимателя немедленной ориентации в быстро изменяющихся условиях и в то же время долгосрочного стратегического планирования. В этой связи единственный способ приобрести гибкость - это брать ответственность за построение долгосрочных качественных деловых отношений.

Тем не менее, ценностная ориентация «материально-обеспеченная жизнь» неоднозначно, для результатов данного исследования, положительно взаимосвязана с ответственным отношением к заказчикам, что, возможно, является следствием экономической роли данной группы в деловом взаимодействии.

Ценностные ориентации, отрицательно взаимосвязанные с ответственным отношением («материально-обеспеченная жизнь», «здоровье», «активная, деятельная жизнь»), в большей степени связаны с прагматичным подходом, предполагающим реализацию в сфере деловых отношений направленность на взаимодействие, подразумевающее экономическую выгоду. Предприниматели, руководствующиеся прагматичными ценностными ориентациями, возможно, уделяют меньше внимания отношениям с другими участниками делового взаимодействия, сосредоточены на деле и достижении исключительно практически выгодных результатов.

В завершение важно отметить, что в настоящее время отношения с участниками делового взаимодействия являются важнейшим ресурсом успешного бизнеса. Российские предприниматели хорошо осознают эту тенденцию и склонны ответственно относиться к созданию и поддержанию деловых связей. Смена фокуса с преимущественно ответственности за дело на ответственность за отношения имеет на наш взгляд некоторые предпосылки, отражающие развитие предпринимателей как социальной группы. Эти предпосылки, вероятно, вносят вклад в некие новые черты социально-психологического портрета современного предпринимателя.

Если объект ответственности дело, то это сосредотачивает и определенным образом привязывает предпринимателя к конкретному бизнесу, и экономической отдаче от этого бизнес-проекта. Ответственность за отношения позволяет сместить фокус внимания в сторону последствий и стратегических аспектов развития отношений. Такой подход позволяет предпринимателю иначе посмотреть на ведение бизнеса в целом. Совокупность знаний и ресурсов уже не сосредоточена в конкретном бизнесе, она заключена в разветвленной системе деловых отношений. Предприниматель, обладающий широкой сетью качественных и разносторонних деловых контактов и умелый в управлении этими отношениями, становится менее зависимым от своего бизнеса. Он может сменить род занятий, оставив реализованный, успешный бизнес-проект и приступив к новому, давая себе возможность развиваться как автор различных бизнес-начинаний и как результат принимать участие в большей прибыли. Или, напротив, осознав бесперспективность текущего дела, быстро переключиться на другой вид бизнеса. Именно этим мы объясняем отрицательную взаимосвязь ответственного отношения к другим с ценностной ориентацией на материально-обеспеченную жизнь. Истинные предприниматели в данном случае не те, кто стремятся любым способом удержаться на плаву, или стремятся к чистому материальному благополучию. Речь идет о таком типе предпринимательства, где на первом месте не бизнес модель, не хорошо выстроенный бизнес процесс и структура своего дела, а сам предприниматель как творческая личность, субъект, реализующий свой потенциал в бизнес сообществе, обладатель знаний и всех необходимых ресурсов для ведения своего дела.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодров В.А., Луценко А.Г. Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991 С. 157-167.

  2. Вавакина Т.С. Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству: Дис …канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2011.

  3. Вавакина Т. С. Деловая культура, нормы и принципы делового партнерства в среде российских предпринимателей / Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 220-226.

  4. Вавакина Т.С., Позняков В. П. Образ делового партнера в представлениях российских предпринимателей / Знание. Понимание. Умение. 2013. №2. С. 217-224.

  5. Вавакина Т.С., Позняков В.П. Трансформация форм взаимодействия экономических субъектов: ресурсно-ценностный подход // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 228-231.

  6. Дементий Л.И. Ответственность личности - как свойство субъекта жизнедеятельности: Дис … докт. психол. наук. М., 2005.

  7. Дорофеев Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности: Дис … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1994.

  8. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. Т. 9. № 6. 1988. С. 53-64.

  9. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

  10. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006.

  11. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 46–49.

  12. Завьялова, Е. К., Посохова, С. Т. Психология предпринимательства : учебное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. 296 с.

  13. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. 1993. Т.14. № 6. С. 23-34.

  14. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 61–69.

  15. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. 58 с.

  16. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Дорофеев Е.Д. Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. 276 с. С.44-67.

  17. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 480 с.

  18. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 4. 2008. С. 102 - 115.

  19. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Психологические отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: гендерный аспект // Психологические исследования проблем современного российского общества / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2013. 502 с. С. 287-310.

  20. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

  21. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С. 89-109.

  22. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.

  23. Муконина М.В. Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях: Дис … канд. психол. наук. М., 2002. 185 с.

  24. Никуло Е.А. Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия: Дис … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2013.

  25. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2006. 480 с.

  26. Позняков В.П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. 1992. № 4-5. C. 14-17.

  27. Позняков В.П. Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Институт психологии РАН. 1999 276 с. С. 68-89.

  28. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 38-50.

  29. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. 220 с.

  30. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. 240 с.

  31. Позняков В.П. Психологические отношения в условиях изменения форм собственности: Дис ... докт. психол. наук. М: Институт психологии РАН. 2002. 346 с.

  32. Позняков В. П. Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития // Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. Учебное пособие. М.: Форум, ИНФРА-М, 2006. 416 с. С. 392-410.

  33. Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В. С. Степин. М.: Наука, 2007. 640 с. С. 513–528.

  34. Позняков В.П. Российские предприниматели в изменяющемся обществе: региональные и гендерные особенности / Вестник РГНФ. 2008. №4. С. 208-213.

  35. Позняков В.П. Программы и методики социально-психологического исследования российских предпринимателей. М.: Изд-во МосГУ, 2010. 188 с.

  36. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 5. С. 5-15.

  37. Позняков В.П. Динамика доверия российских предпринимателей к различным организациям // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2013С. 305-332.

  38. Позняков В.П. Социально-психологические характеристики российских предпринимателей с разным уровнем деловой активности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 212-220.

  39. Позняков, В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиций концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 267-275.

  40. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Деловое партнерство как одна из форм деловой активности предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 36-43.

  41. Позняков В.П. Вавакина Т.С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / «Психология в экономике и управлении». Иркутск: Изд-во: ИИК «Развитие-Информ», 2009. №1. С. 51-64.

  42. Позняков В.П. Вавакина Т.С. Взаимосвязь психологических отношений предпринимателей к деловому партнерству и их ценностных ориентаций // Социальная психология труда: Теория и практика. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 397-420.

  43. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Типы психологического отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 100-103.

  44. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Деловое партнерство как вид социального взаимодействия: ресурсно-ценностный подход // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2014. № 2 (69). С. 3–11.

  45. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 257–268.

  46. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Отношение предпринимателей к принципам и нормам социального взаимодействия и оценка эффективности делового партнерства / Знание. Понимание. Умение. 2014. №2. С. 158-168.

  47. Позняков В.П., Груздева Е.А. Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 226-234.

  48. Позняков В.П., Груздева Е.А. Структура ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 238-241.

  49. Позняков В.П., Никуло Е.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С.245-257.

  50. Позняков В.П., Титова О.И. Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 3. С. 162-173.

  51. Позняков В.П., Титова О.И. Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». Т. 2. 2005. 644 с. С. 181-204.

  52. Позняков В.П., Титова О.И. Отношение предпринимателей к конкуренции: гендерные различия / Знание. Понимание. Умение. 2014. №3. С. 197-206.

  53. Позняков В.П., Титова О.И. Особенности отношений предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 5-17.

  54. Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. С. 32-43.

  55. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

  56. Титова О.И. Гендерные различия отношений российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: Дис ... канд. психол. наук. М: Институт психологии РАН, 2007. 167 с.

  57. Berkowitz L. Social norms, feelings, and other factors affecting helping behavior and altruism // Advances in Experimental Social Psychology. № 6. 1972. Р. 63–108.

  58. Latane В., Darley J. M. Group inhibition of bystander intervention in emergencies // Journal of Personality and Social Psychology. № 10. 1968. Р. 215–221.

  59. Latane В., Darley J. M. The Unresponsive Bystander: Why Doesn't He Help? N. Y.: Appleton-Century-Crofts. 1970. 131 p.

  60. Staub E. Helping a distressed person: Social, personality and stimulus determinants // Advances in Experimental Social Psychology. № 7. 1974. Р. 293–341.

1В.П.Позняков - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, pozn_v@mail.ru

Е.А. Никуло – кандидат психологических наук, e.gruzdeva@gmail.com


Каталог: engine -> documents
documents -> Социальная психология
documents -> Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности
documents -> Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста
documents -> Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
documents -> Межгрупповые различия в отношении к табакокурению
documents -> Субъектные и личностные характеристики женщин с травматичным опытом искусственного прерывания беременности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
documents -> Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
documents -> Модель психического детей-сирот 19. 00. 13 «Психология развития, акмеология»
documents -> Часть I. Духовный интеллект  2009 г. Г. В. Ожиганова
documents -> Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница