Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением



Скачать 138,33 Kb.
Pdf просмотр
Дата04.10.2019
Размер138,33 Kb.


/С.А.Месникович, Е.В. Зайко/ /г. Минск /
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ
Девиантное поведение представляет собой повторяющиеся поступки субъекта, которые отклоняются от социальных норм, не удовлетворяют общепринятым стандартам и эталонам, не совпадают с социальными ожиданиями, предъявляемыми к личности обществом, отступающие от ролевых предписаний и приводящие к социальной дезадаптации индивида.
Особую важность для психологического рассмотрения названного феномена приобретают диагностика и коррекция личностной сферы подростков с девиантным поведением.
В контексте названой проблематики нами осуществлено психологическое исследование ценностных ориентаций девиантных подростков, относящихся к группе лиц с делинквентым поведением. Делинквентное поведение, являясь одной из самых опасных форм девиаций и уголовно наказуемым в крайних своих проявлениях, представляет угрозу благополучию окружающих или социальному порядку.
Актуальность изучения ценностных ориентаций обусловлена тем обстоятельством, что они представляют собой основания оценок субъектом окружающей действительности и являются одной из высших форм направленности личности.
Сложность исследования иерархической организации ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением потребовала применения разнообразных методов и методик. Наряду с комплексной диагностикой изучаемого нами психологического свойства у названного контингента подростков был осуществлѐн сравнительный анализ ценностных ориентаций учащихся с просоциальным поведением и ценностных ориентаций учащихся с делинквентным поведением, позволивший выявить определѐнные сходства и различия.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ


Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №№ 1,
2, 3 города Заславль Минской области. В эксперименте приняли участие 80 учащихся (40 подростков с делинквентным поведением и 40 – с просоциальным) в возрасте 12-15 лет. Анализ результатов диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (по методике
С.С.Бубновой) показал, что у подростков с делинквентным поведением наиболее высокие значения, характеризующие актуальность определѐнной системы ценностей для испытуемых, имеют шкалы:

«Признание, уважение людей и влияние на окружающих»

«Высокое материальное благосостояние»

«Помощь и милосердие к другим людям»

«Любовь»
Низкий показатель, свидетельствующий о том, что для данной выборки испытуемых не является значимой ценностью, выявлен по шкалам:

«Поиск и наслаждение прекрасным».

«Высокий социальный статус и управление людьми».

«Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».

«Общение».
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что ценностно- смысловая сфера делинквентных подростков характеризуется противоречивостью, недостаточной структурированностью ведущих ценностных ориентаций.
Несовершеннолетние правонарушители ориентируются преимущественно на ценности коммуникативного и материального плана, демонстрируют отсутствие предпочтения ценностей
«высшего порядка» (метаценностей), связанных с творчеством, познанием и эстетическими переживаниями. Интерес для нас представляют высокие показатели по шкале «Помощь и милосердие к другим людям». Вероятно, такие результаты могут быть связаны с ожиданием делинквентных подростков снисходительного отношения к себе со стороны других людей, стремлением
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

давать социально желательные ответы. Однако выявленный факт требует дальнейшего изучения.
Результаты диагностики подростков с просоциальным поведением позволяют говорить о значимости для них таких ценностей как:

«Познание нового в мире, природе, человеке»

«Любовь»,

«Высокий социальный статус»
Перечисленные шкалы свидетельствуют о стремлении подростка к развитию, совершенствованию для достижения поставленных целей в будущем, о значимости для респондентов любви и социального статуса. Низкие показатели по шкалам «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «Приятное времяпрепровождение и отдых», «Высокое материальное благосостояние» указывают на то обстоятельство, что перечисленные аспекты не являются актуальными для этой выборки подростков.
Для уточнения полученных данных мы использовали методику
«Определение жизненных ценностей личности», (Must-тест), (авторы -
П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова). У подростков с делинквентным поведением наиболее значимыми ценностями являются:

материальный успех. (Отражает стремление к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания и т.д.).

привязанность и любовь. (Выражают потребность иметь близких людей, озабоченность по поводу значимых отношений).
Низкий показатель имеют такие жизненные ценности как:

богатая духовно-религиозная жизнь.

богатство духовной культуры

свобода, открытость и демократия в обществе.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ


Представленные результаты подтверждают выводы о том, что для подростков данной выборки не являются значимыми духовная культура, религиозная сфера, социальная свобода и демократия.
Для подростков с просоциальным поведением характерны наиболее высокие показатели по категориям:

«Личностный рост».

«Привлекательность».

«Безопасность и защищенность».
Это говорит о том, что для данной выборки подростков важным является стремление развить себя как личность, предъявление к себе высоких требований, удовлетворѐнность своим внешним видом, обеспокоенность непредсказуемыми событиями и страхами за свою жизнь и жизнь близких.
Низкий показатель значимости имеют такие жизненные ценности как:

богатая духовно-религиозная жизнь.

свобода, открытость и демократия в обществе.

материальный успех.
Таким образом, результаты проведенных методик, дополненные данными статистического анализа, выявили как общие характеристики, так и ряд различий в системе ценностных ориентаций подростков с делинквентным поведением и подростков с просоциальным поведением. Сходство заключается в том, что значимая ценность для подростков обеих выборок - любовь. Также сходным моментом являются низкие показатели по категории «богатая духовно-религиозная жизнь» у подростков с делинквентным и подростков с просоциальным поведением.
По другим категориям наблюдаются статистически значимые различия.
Полученные данные могут быть использованы для повышения эффективности психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей подросткового возраста. Учѐт специфики ценностно-смысловой сферы личности подростка с девиантным поведением позволит оптимизировать выбор форм и методов взаимодействия с данным контингентом школьников.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница