Ценности православия и протестантизма глазами российских подростков



Скачать 111.1 Kb.
Дата28.04.2016
Размер111.1 Kb.
ТипСтатья
ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМА

ГЛАЗАМИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ
Глотов С.А.

кандидат педагогических наук, доцент Пензенского филиала

НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», Пенза

tlamatin@rambler.ru
Статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу ценностей православия и протестантизма

Ключевые слова: православие; протестантизм; ценности; традиции; подростки.
Sergey Glotov (Russia). Values of Orthodoxy and Protestantism as Viewed by Russian Teenagers.

The article considers the comparison of values of Orthodoxy and Protestantism as viewed by Russian teenagers.

Keywords: Orthodoxy; Protestantism; values; traditions; teenagers
Распространенной сегодня формой международного сотрудничества является молодежный обмен, когда подростки одной страны приезжают в семьи своих сверстников в другую страну, а затем принимают зарубежных гостей у себя. Одной из организаций, осуществляющих такие проекты в г. Пензе является Пензенский филиал Российского фонда мира. Автор данной статьи несколько лет подряд являлся координатором молодежных программ в данной организации, в частности, куратором группы российских подростков, совершивших «рейс мира» в США, в штат Миссисипи. Спонсором поездки и принимающей стороной была методистская община штата, так как подобные проекты, как, впрочем, и многую другую воспитательную работу с молодежью осуществляет в США именно церковь.

Целью нашей публикации является не теоретическое, концептуальное осмысление двух ответвлений христианства, а ретроспективный анализ взглядов российских подростков на ценности православия и протестантизма. По итогам двухнедельной поездки автором статьи - профессиональным педагогом с большим практическим стажем были проведены интервью, частные беседы и круглый стол с 26 юными участниками поездки.

Религиоведение, аксиология и педагогика в ходе этой поездки во многом пересекались, поэтому эмпирические данные, представляющие собой краткую стенограмму услышанных отзывов, могут быть использованы в работе и теоретически осмыслены профессиональными педагогами, религиоведами и специалистами - аксиологами. Мы не станем делать далеко идущих выводов, ограничиваясь кратким изложением услышанного, однако, многое, на наш взгляд, говорит само за себя весьма красноречиво.

Кроме того, следует особо учитывать, что 14-18 – летние участники поездки воспитаны в атеистически-православной стране, а с протестантизмом в виде его второго по численности ответвления – методизма, были знакомы только две недели (время поездки).

Сравнительно-сопоставительный анализ оценок православия и протестантизма глазами юных участников «рейса мира» для удобства представлен нами в нижеследующей таблице:



№№ п/п

Православие

Протестантизм

1.

Церковное устройство полностью повторяет политическое, построенное по принципу пирамиды; решения принимаются авторитарно; церковные деятели назначаются пожизненно.

Церковная организация демократична, нет пожизненно назначаемого руководителя; пастор может периодически избираться общиной; решения принимаются коллегиально.

2.

Есть тесная связь с политикой (участие в выборах, политических церемониях, даже освящение войск и техники для участия в боевых действиях).

Нет прямой связи с политикой, отсутствуют тесные контакты с региональной администрацией, священники не принимают участие в политических церемониях.

3.

Непримиримость к иным конфессиям, желание монопольно властвовать духовно (отказ встретить Папу Римского, борьба с т.н. «сектами» - по сути, с протестантизмом).

Спокойное сосуществование разных конфессий (рядом стоят православные, баптистские, методистские, бахаистские церкви и центры), непримиримости нет; нет желания особо возвеличить методизм.

4.

Финансы церкви закрыты для контроля. Неизвестно, откуда большие денежные средства на строительство и реконструкцию храмов. На средства полунищих прихожан такое невозможно. Есть фактическое спонсирование со стороны государства, от которого церковь отделена юридически.

Государство не спонсирует церковь, её спонсируют прихожане. Такое возможно, т.к. их заработная плата позволяет это сделать. Прозрачность финансов. Повсюду мемориальные таблички с указанием имени лиц, совершивших дарения церквям.

5.

Сохранение давно ушедших в прошлое и непонятных церемоний и ритуалов под прикрытием слова «традиции». Нежелание и неспособность изменять что-либо, но, напротив, гордость за это.

Готовность к любым изменениям и новшествам, соответственно потребностям людей и духу времени: упрощение службы, пение гимнов в сопровождении ВИА, использование методистских летних скаутских лагерей, дискотек в центрах христианской жизни, клубы по интересам, спортзалы при церкви и т.д.

6.

Подчеркнутая иерархичность среди служителей церкви (отличия в одежде, правах восхождения на алтарь, целование руки, креста, слушание службы стоя, покрытые головы женщин и т.д.

Нет подчеркнутой иерархичности. Стиль общения - правила современного общегражданского этикета. Женщины не обязаны покрывать головы в церкви. Пастор - один из прихожан. Отсутствие показного величия и избранности.

7.

Прихожанин – раб Божий. Это подчёркивается церковной архитектурой. Русское типовое село - это большей частью ветхие дома и возвышающийся над ними храм, словно жилище Гулливера над домами лилипутов. Внутренне божий «царский» дом помпезно убран, есть строгий распорядок поведения в церкви.

Прихожанин - соратник Божий, существо, созданное по его «образу и подобию». Церковь внешне мало чем отличается от окружающих ее строений, не подчеркивая ничем своего превосходства. Называется даже не церковью, а центром христианской жизни (по сути, играет роль дома культуры). Интерьер скромен, нет помпезности, украшений - все сделано для удобства прихожан (кресла в зале собраний, комнаты отдыха, столовые, бесплатные угощения, спортзал, детские комнаты, биллиардные и т.п.).

8.

Склонность к показному благочестию: огромные храмовые здания, множество икон и украшений, колокола и др. фетиши, ненужные Богу как Высшему существу; все это призвано в реальности подчеркнуть власть церкви.

Показное благочестие сокращено до минимума: нет огромных храмовых зданий, украшений, икон, колоколов, т.к. Бог должен жить в сердце людей и в их добрых делах.

9.

Священником может стать лишь назначенный церковью, специально обученный человек.

Пастором может стать любой авторитетный, харизматичный лидер общины.

10.

Воспринят образ Христа, идущего на Голгофу: сделан акцент на страдание, у людей в церкви хмурые, строгие лица, чувство вины, мазохизм.

Воспринят образ Христа, возвещающего Царство Божие на земле: радость от того, что все вместе, приветливые лица, чувство самоценности и личной значимости.

11.

Священник – человек «не от мира сего», с мистическим ореолом, удаленный на определенную дистанцию от других.

Пастор – один из нас, лучший из нас, кому мы больше всего доверяем.

12.

Есть добровольные полутюрьмы- монастыри. Цель их парадоксальна: замолить грехи людей, изолировавшись от людей.

Нет монастырей. Делать добро следует напрямую (принцип прямого действия). Уходить от людей ради них самих нелогично и недостойно.

13.

Однобокость церковной организации: в церкви только религия.

Многофункциональность церкви (по сути центра христианской жизни): обучающие программы, клубы по интересам для всех возрастов, спортивные состязания, дискотеки, праздники, конкурсы, изучение библии, ВИА, детские ясли и т.д.

14.

Священник - только священник. Иногда приходит в школу и малопонятно объясняет религиозные постулаты.

Пастор - не только священник, но и организатор досуга общины, ее лидер, педагог-психолог, часто спортсмен (организует мероприятия, играет с детьми), похож на руководителя дома культуры.

15.

Из храма могут выгнать, если мальчик в шортах, а девочка без косынки, что было с группой в Московском Храме Христа-Спасителя.

Можно приходить в любой одежде (за исключением неприличной), так как одежда - не главное. Пастор в джинсах однажды читал проповедь с алтаря.

16.

Священник говорит по-старинке нараспев, что сложно для неподготовленного человека.

Пастор говорит просто, обычным современным языком. Ощущение, что слушаешь интересно объясняющего учителя. Используются элементы театрализации для наглядности.

17.

Право объяснять библию принадлежит священнику.

На занятиях по изучению библии все могут толковать её, как понимают.

18.

На крестинах ребенка целиком погружают в купель: он плачет, может простудиться.

На крестинах пастор слегка смачивает водой голову ребенку, который ведет себя спокойно.

19.

Права женщины в церкви отличаются от прав мужчины, тем более от прав священника.

Права женщины не отличаются от прав мужчины. Она может взойти на алтарь, представляющий собой современную сцену, играть там на пианино, говорить, обращаясь ко всем.

20.

После православной службы все расходятся, не общаясь, молодежь в церковь почти не ходит. Церковь - место не для знакомства молодежи.

В общине все знают друг друга, ходят в гости, собираются в церкви, молодежь знакомится во время многочисленных мероприятий, вместе справляют свадьбы. После проповеди пастора никто долго не расходится, все обмениваются впечатлениями, общаются.

21.

В качестве причащения используются вино и просфоры.

В качестве причащения используются сок красного цвета и любой хлеб.

22.

Желающие преклонить колени встают на холодный, часто грязный пол. Старушкам это особенно тяжело. На службе все стоят, как неудобнее для людей.

Преклоняют колени на специальном бархатном пуфе вдоль алтаря, а встают, держась за специальный парапет. Прихожане слушают пастора сидя, как удобнее людям.

23.

Православие создано для страны, где люди много страдают, так как оно учит терпению страдающего. Если страданий станет меньше, то православие будет не нужно.

Протестантизм характерен для благополучной страны. Он учит, что нужно не терпеть страдания, а делать так, чтобы их было меньше.

24.

Православные страны – экономически бедные, отношения между людьми в них грубые: Россия, Украина, Белоруссия, Болгария.

Католические страны живут лучше: Польша, страны Балтии, Италия, Испания, Франция и т.д. Протестантизм - религия самых богатых, свободных стран: США, Австралия, Новая Зеландия. Люди общаются друг с другом приветливо, развит этикет.


Категоричность вышеизложенных мнений не может, на наш взгляд, быть оценена столь же категорично: или сугубо отрицательно, или только положительно.

Положительное заключается в том, что юное поколение не приемлет многих традиционно консервативных форм организации социально-политической и духовной жизни России: принцип единоначалия в мирное время, догматизм, идеологическую функцию церкви, геронтократию, культ вечной «праведной» бедности и самоотречения. В неприятии этих форм могут заключаться ростки новых для России демократических, гуманистических ценностей, рожденных западноевропейским и американским протестантизмом.

Следует отметить, что мнения подростков сильно перекликаются с идеями выдающегося немецкого социолога и философа М. Вебера, детально изучившего этические ценности протестантизма, породившие современный преуспевающий Запад и США.

За время визита в США дети почувствовали и положительно восприняли главные ценности протестантизма: деятельность, дисциплинированность, ответственность, неприязнь ко лжи и несвободе, готовность к изменениям и саморазвитию. Христианина-протестанта-методиста отличает не готовность к самопожертвованию и подвигам, безрассудная храбрость во имя очередной идеи, а способность к каждодневному труду, который должен быть вознагражден, к индивидуальной свободе и ответственности, к самореализации, к сочетанию духа и материи, умеренности и зажиточности, неба и земли. Этот человек обладает возможностью сделать себя здесь и сейчас, а не в царстве небесном или неясном будущем, он волен использовать свою свободу по собственному усмотрению, жить не вопреки человеческой природе, а реализуя ее лучшие свойства.

Отрицательное, по нашему мнению, – это традиционно русское отсутствие чувства меры, крайность в суждениях и оценках: от активной нелюбви, переходящей в ненависть до активной «любви», стремящейся к наиболее полному подражанию, вплоть до потери индивидуальности. Такие «любовь» и «нелюбовь» незаметно переходят друг в друга по закону единства и борьбы противоположностей.

Опасность таится в том, что необходимая России модернизация может быть воспринята как тоталитарная вестернизация, без учета собственной специфики, собственных ценностей, привычек и образа мышления, которые в пылу ломки старого незаметны тому, кто ломает.

М. Волошин в поэме «Россия» писал об этом так:

На дне души мы презираем Запад,

Но мы оттуда в поисках богов

Выкрадываем Гегелей и Марксов,

Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,

Курить в их честь стираксою и серой

И головы рубить родным богам,

А год спустя - заморского болвана

Тащить к реке, привязанным к хвосту.

Таким образом, есть возможность того, что все может начаться снова, с «чистой доски», пройдя ритуал: рождение – смерть – возрождение. Однако ничего не менять и изолироваться от сильного влияния ценностей протестантизма – тоже типичная, грубая ошибка. Выход – в единстве многообразия, в сочетании традиций и новаторства, в «непротиворечивом развитии» и «коэволюции» (акад. Н.Н. Моисеев), в сохранении индивидуальной специфики отечественных ценностей при активном приятии лучшего из достижений протестантизма, например, методов церковной педагогической деятельности.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница