Цели освоения дисциплины



Скачать 420.69 Kb.
страница1/3
Дата27.05.2016
Размер420.69 Kb.
  1   2   3
Цели освоения дисциплины

- формирование представления о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах образовательной сферы;

- становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления об индивидуальных особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- сформировать представления об основных подходах к построению образовательной траектории ребенка с ОВЗ.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- научные основы обучения лиц с ОВЗ;

- принципы построения индивидуальной образовательной траектории ребенка с ОВЗ;

- закономерности процесса психического развития лиц с ОВЗ.


уметь:

- организовывать индивидуализацию и дифференциацию образовательной среды ребенка с ОВЗ;

- выбирать методы и технологии при построении индивидуальной образовательной среды ребенка с ОВЗ;

- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики лиц с ОВЗ;

- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы лиц с ОВЗ с целью гармонизации психического функционирования;


  • составлять психолого-педагогическую характеристику лиц с ОВЗ;

  • составлять индивидуальную образовательную траекторию ребенка с ОВЗ.


владеть:

- приёмами и методами психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учёта принципа онтогенетического развития;

- критериями выбора индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ;

- навыками составления индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ОВЗ;

- навыками анализа своей деятельности с целью оптимизации собственной деятельности.
Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса

Составить глоссарий, схему взаимосвязи основных категорий дидактики

8

Понятийный диктант, анализ схем

2

Индивидуальная образовательная траектория

Анализ показателей образовательной среды,

разработка критериев оценки эффективности индивидуальной образовательной траектории,

подготовить презентация структуры индивидуальной образовательной среды


10

Обсуждение выявленных показателей образовательной среды и критериев оценки ИОТ, обсуждение презентаций

3

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

Анализ дидактической среды (О.Мацкайлова), подготовить бланочное тестирование «Структурные компоненты ИОТ», составить таблицу «Психологические особенности лиц с ОВЗ»

20

Бланочное тестирование, анализ дидактической среды

4

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Таблица «Области деятельности специалистов ПМПК», презентации: «Алгоритм деятельности ПМПК», «Этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ»

10

Анализ таблиц, презентаций, контрольная работа

5

Образовательные маршруты дошкольников с ОВЗ

Разработать образовательный маршрут дошкольника с ОВЗ

17

Анализ образовательных маршрутов


6

Образовательные маршруты младших школьников с ОВЗ

Разработать образовательный маршрут младшего школьника с ОВЗ

17

Анализ образовательных маршрутов


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тема 1. Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса

План

1.Теоретические подходы к определению обучения и образовательного процесса.

2.Основные категории дидактики.

3.Структура образовательного процесса.

4.Закономерности обучения.
Вопросы для коллективного обсуждения

1.Модульное обучение.

2.Концентрированное обучение.

3.Вариативное обучение


Задания для самостоятельной работы

1.Составть глоссарий по теме «Основные категории дидактики».

2.Составить схему взаимосвязи основных категорий дидактики (20 терминов).
Литература

Основная


1.Владимирская, О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа/ О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ "Экспресс", 2009. - 27 с

2.Громкова, М. Т. Модульное обучение на основе компетенции: учебно-методическое пособие / М. Т. Громкова. - Москва : Изд-во РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2009. - 96 с.

3.Ибрагимов, Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика [Текст] : монография / Г. И. Ибрагимов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Татарский гос. гуманитарно-пед. ун-т", Российская акад. образования, Поволжское отд-ние. - Казань : Центр инновационных технологий, 2010. - 363 с.

4.Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 211 с.

5.Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие для руководителей и преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного образования. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с .

6. Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение [Текст] : учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва : Вузовский учеб., 2012. - 390 с.



7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 252 с.
Дополнительная

1. Александрова, Н. М. Модульное обучение и его теоретические основы: [метод. пособие] / Н. М. Александрова ; Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. - СПб. : И-т профтехобразования, 2002. - 51 с.

2. Вдовина, Л. Д. Модульное обучение в профессиональной школе: от теории к практике [Текст] : методические рекомендации / Л. Д. Вдовина, Д. Н. Сергеев ; Тюменский обл. гос. ин-т развития регионального образования, Каф. проф. образования. - Тюмень : ТОГИРРО, 2006. - 84 с.

3. Дунаенко, Е. В. Концентрированное обучение гуманитарным предметам в профессиональном образовании [Текст] : монография / Е. В. Дунаенко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Казанский гос. энергетический ун-т". - Казань : Изд-во КГЭУ, 2011. - 131 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001. – 272 с.

5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. - 96 с.


Тема 2. Индивидуальная образовательная траектория

План

1.Теоретические подходы к определению образовательной среды.

2.Основные понятия индивидуальной образовательной траектории.

3.Индивидуальный образовательный маршрут.

4.Индивидуальная образовательная программа.

5.Личностно ориентированное обучение.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.Модели индивидуальных образовательных траекторий.

2.Критерии индивидуальной образовательной траектории развития ребенка по А.В.Хуторской и Н.Н.Суртаевой .

3.Особенности личностно ориентированного обучения.

4.Основные отличия личностно ориентированного обучения от традиционной дидактической системы

5.Виды индвидуального образовательного маршрута.

6.Факторы выбора индивидуального образовательного маршрута.

7.Методы диагностики при построении индивидуального образовательного маршрута.

8.Временная структура индивидуального образовательного маршрута.

9.Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута.


Задания для самостоятельной работы

1.Выявить сходства и различия индивидуальных образовательных траекторий.

2.Проанализировать показатели образовательной среды.

3.Разработайте критерии оценки эффективности индивидуальной образовательной тераектории.

4.Подготовьте предложения по совершенствованию ресурсного обеспечения образовательного пространства
Литература

Основная


1. Владимирская, О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа / О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ "Экспресс", 2009. - 27 с

2. Организация образовательного пространства для построения оптимальной индивидуальной траектории обучения учащихся с 1-го по 11-й классы: (проект программы) / Л.Г. Буряк [и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. - 2009. - № 2. - С. 19-36.

3. Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 211 с.

4. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 252 с.
Дополнительная

1. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm

2. Вершинин, В.Н. Выбор индивидуальной образовательной траектории / В.Н. Вершинин
// Открытая шк. - 2007. - № 4. - С. 48-50.

3. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения/ А.Гормин// Директор школы. - 2007. - №1. - с. 69-74.

4. Кулешова, Г.К. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика// Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006.

5. Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут// Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

6. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2. - С. 21-25.

7. Логинова, Ю.Н. Понятие индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования //Методист. - 2006. - № 9. - с. 4-7.

8. Николаева, Т.Л. Формирование индивидуальной траектории развития учащихся / Т.Л. Николаева // Упр. нач. шк. - 2009. - № 8. - С. 14-19.

9. Собина, Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – реализация личностного потенциала ученика // Сибирский учитель. – 2011. - №2. – с. 40-43.

10. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
Тема 3. Проектирование индивидуальной образовательной траектории

План

1.Формы организации учебной деятельности.

2.Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории.

3.Интерактивное обучение.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.Влияние образовательной среды на ребенка с ОВЗ.

2.Формы организации учебной деятельности.

3.Оформление индивидуального образовательного маршрута.

4.Элементы индивидуальной образовательной траектории.

5.Интерпретация результатов диагностики.

6.Оценка образовательных продуктов ребенка.

7.Формы организации интерактивного обучения.


Задания для самостоятельной работы

1.Проанализировать фазы дидактической среды по О. Мацкайловой.

2.Заполните таблицу:


Форма организации учебной деятельности

Характерные особенности

Преимущества

Недостатки

Рекомендации по использованию

Индивидуальная













Фронтальная



























3.Проанализируйте способы интерпретации результатов диагностики.

4.Заполните таблицу «Психологические особенности лиц с ОВЗ»:


Категория лиц с ОВЗ

Познавательная сфера

Эмоциональная сфера

Волевая сфера

Дошкольники с нарушениями зрения










Дошкольники с нарушениями слуха










Дошкольники с наруниями ОДА























Литература

Основная


1. Владимирская, О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа/ О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ "Экспресс", 2009. - 27 с

2. Ковалева Т.М. Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. Выпуск 2009г. Ред. Ковалева Т.М. и др. Томск, 2009-104 с.

3. Организация образовательного пространства для построения оптимальной индивидуальной траектории обучения учащихся с 1-го по 11-й классы: (проект программы) / Л.Г. Буряк [и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. - 2009. - № 2. - С. 19-36.

4. Пилипчевская, Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов- тьюторов и педагогов высшей школы; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2009. - 136 с.

5. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие для руководителей и преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного образования. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с .

6. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 252 с.
Дополнительная

1. Александрова, Е. Перекрестки психологии и педагогики: роль и место тьютора / Е. Александрова // Школ. психолог: прил. к газ. "Первое сент.". - 2007. - 1-15 февр. - (№ 3). - С. 6-9.

2. Вершинин, В.Н. Выбор индивидуальной образовательной траектории/ В.Н. Вершинин
// Открытая шк. - 2007. - № 4. - С. 48-50.

3. Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии/ Г.Г.Горбачева// Дошкольная педагогика. - 2008. - № 4. - с. 37-38.

4. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения/ А.Гормин// Директор школы. - 2007. - №1. - с. 69-74.

5. Ключевые профессиональные компетенции. Спецификации модулей/ Центр профессионального образования Самарской обл.; [Ефимова С.А.]. - Самара : Центра проф. образования, 2007. - 84 с.

6. Ковалева, Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», М.18-19 мая 2009г./ Науч. ред. Т.М.Ковалева, М.: АПКиППРО, 2009. - 188с.

7. Кулешова, Г.К. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика// Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006.

8. Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут// Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

9. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2. - С. 21-25.

10. Логинова, Ю.Н. Понятие индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования //Методист. - 2006. - № 9. - с. 4-7.

11. Николаева, Т.Л. Формирование индивидуальной траектории развития учащихся / Т.Л. Николаева // Упр. нач. шк. - 2009. - № 8. - С. 14-19.

12.Собина, Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – реализация личностного потенциала ученика // Сибирский учитель. – 2011. - №2. – с. 40-43.
Тема 4.Психолого – медико - педагогическая комиссия (ПМПК)

План

1.Основные задачи и функции деятельности ПМПК.

2.Этапы деятельности ПМПК.

3.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).


Вопросы для коллективного обсуждения

1.История создания ПМПК.

2.Структура ПМПК.

3.Функции ПМПК.

4.Планирование деятельности ПМПК.

5.Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПК.


Задания для самостоятельной работы

1.Составить таблицу «Области деятельности специалистов ПМПК»:




Специалист ПМПК

Функции специалиста ПМПК

Основные виды деятельности

Психолог







Логопед
























2.Подготовить презентации: «Алгоритм деятельности ПМПК», «Эпаты индивидуального спровождения ребенка с ОВЗ» (возраст и категорию нарушения студент выбирает самостоятельно).


Литература

Основная


1. Виноградова, Н. А. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Кодачигова. - Москва : АРКТИ, 2012. - 262 с.

2. Дробинская, А О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты : пособие для специалистов ПМПК / А. О. Дробинская. - Москва : Школьная Пресса, 2006. - 64 с.

3. Забрамная, С Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: курс лекций / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2007. - 126 с.

4. Комплесное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М.Шипицыной. Спб.: Речь, 2005. - 240 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник / [И. Ю. Левченко и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2011. - 333

6. Теория и практика оценки психического развития ребенка [Текст]: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 373 с.


Дополнительная

1. Организация и содержание деятельности психолога специального образовани: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.

2. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий: Руководство// Проект ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, здравоохранения и социальной защиты». - М.; Орел: Управление общего и профессионального образования, 2002.

3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. рекомендации/ [Авт.-сост.: Л.М. Шипицына, М.А. Жданова]; Науч. ред. Л.М. Шипицына. - 2. изд., доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 344 с.

4. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов/ Под ред. М.М.Семаго. - М., 1999.

5. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2005. - 384 с.


Тема 5. Образовательные маршруты дошкольников с ОВЗ
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница