Цели и задачи преподавания дисциплины



Скачать 162.22 Kb.
Дата27.04.2016
Размер162.22 Kb.





  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель изучения курса:

Изучение истории и современных теоретических положений нейропсихологии.

Знание основных понятий нейропсихологии, основных принципов структурной и функциональной организации головного мозга, нейропсихологических факторов, симптомов и синдромов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.

Ознакомление с основными методами нейропсихологической диагностики.


Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:

  • Основное содержание теоретического раздела дисциплины


Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:

  • Применять изученные методы нейропсихологической диагностики на практике.

  • Осуществлять анализ выявленных нарушений с точки зрения системной динамической локализации ВПФ


Специалист, изучавший данную дисциплину, должен иметь представление:

  • Об основных теоретических концепциях нейропсихологии

  • О возможностях применения нейропсихологических методов на практике (в клинике локальных поражений головного мозга)

О нейропсихологических подходах применительно к проблеме нарушений развития, в частности, школьной неуспеваемости


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);





  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА “ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ”


Тема 1.Предмет. Задачи, методы нейропсихологии.

История возникновения и развития нейропсихологии. Р.Лурия – основоположник нейропсихологии. Предмет и задачи нейропсихологии. Место нейропсихологии среди других наук. Направления современной нейропсихологии. Теоретическое и практическое значение. Вклад нейропсихологии в разработку методологических основ психологической науки.


Тема 2. Проблема локализации высших психических функций. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия.

История изучения локализации высших психических функций: узкий локализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция, отрицание самой возможности локализации высших психических функций.

Высшие психические функции человека (по определению Л.С. Выготского). Пересмотр понятий «функция» и «локализация». Принцип системности. Понятие о функциональной системе (по П.К.Анохину). Основные особенности работы функциональной системы.
Тема3. Основные закономерности строения и функционирования головного мозга. Структурно-функциональная модель головного мозга.

Концепция А.Р. Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Функции блоков. Иерархическое строение блоков мозга. Общие закономерности созревания блоков. Вклад каждого блока мозга в осуществление высших психических функций. Дифференцированное участие каждого из трех блоков мозга в обеспечении различных видов психической деятельности. Гетерохрония и неравномерность развития психических функций как проявления видовой и индивидуальной генетической программы развития..

Соотношение биологического и социального в формировании психических функций. Нейропсихология индивидуальных различий как основа применения нейропсихологических методов в школьной практике.
Тема 4. Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, физиологические данные. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга.

Концепция функциональной специфичности левого и правого полушарий мозга. Разная роль полушарий мозга в регуляции психических процессов, в переработке вербальной и эмоциональной информации. Нейропсихологические исследования индивидуальных различий – вклад в изучение проблемы типологии нормы.
Тема5. Проблема агнозий в нейропсихологии. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

Расстройства восприятия и их причины. Элементарные сенсорные расстройства и сложные гностические нарушения.

Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Особенности симптомов при нарушениях  различных уровней зрительного анализатора. Предметная, оптико-пространственная, буквенная, цветовая, симультанная, лицевая агнозии.

        Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии в зависимости от уровня поражения. Неречевой слуховой гнозис. Изменение ориентировки в пространстве. Расстройства стереогноза. Нарушения высших обонятельных, тактильных, вкусовых функций.

           Сенсорные и гностические кожно- кинестетические расстройства. Тактильные агнозии. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная и цифровая (тактильная алексия), агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта. Соматогнозия (нарушение схемы тела). Агнозия позы.
Тема 6. Проблема апраксий. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения.

Нарушение произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Пирамидная, экстрапирамидная системы в обеспечении  сложной двигательной деятельности.

Проблема апраксий. Классификация апраксий по А.Р. Лурия. Идеаторный, идеамоторный, конструктивный праксис. Кинетическая апраксия. Нарушения  произвольной и автоматической организации двигательной деятельности. Особенности двигательных расстройств при различных мозговых расстройствах.

Нейропсихологическая диагностика двигательных нарушений. Особенности динамического, кинестетического, пространственного  праксиса.


Тема 7. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Роль правого и левого полушарий в обеспечении речевой деятельности. Классификация афазий, предложенная А.Р. Лурия: эфферентная моторная, афферентная моторная, динамическая афазии. Сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, амнестическая афазии. 


Тема 8. Нарушения памяти и внимания в нейропсихологии.

Основы церебральной организации  памяти. Анатомические и нейродинамические механизмы памяти человека. Материально-специфические и общие нарушения памяти. Нарушения памяти при  поражениях мозга. Специфика нарушений  памяти при поражении  глубинных структур мозга. Нейропсихологическая организация внимания. Расстройства внимания при различной локализации мозговых поражений. 


Тема 9. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Основные нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур.

Нейропсихологический симптом и нейропсихологический синдром (определение). Понятие фактора в нейропсихологии. Типы факторов.

Роль подкорковых структур в мозговой организации высших психических функций.      

Нейропсихологические синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга. Синдромы поражения срединных комиссур мозга. Синдромы поражения глубинных подкорковых структур левого и правого полушарий. Специфика "подкорковых" синдромов, их отличие от "корковых". Технические методы топической диагностики. 


Тема 10. Нейропсихологические синдромы поражения задних и передних отделов коры больших полушарий.

Принципы выделения синдромов. Топический принцип.

Нейропсихологические синдромы при поражении задних отделов коры больших полушарий: затылочных, затылочно-теменных отделов коры, третичных височно-теменно-затылочных отделов коры (зоны ТРО); коры теменной области мозга, конвекситальных и медио-базальных отделов коры височной области мозга.

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий: премоторной (верхних и нижних отделов) области, коры префронтальной области мозга. Факторы, лежащие в основе различных нейропсихологических синдромов. Полушарная специфика нейропсихологических синдромов, связанная с левополушарной и правополушарной стратегией переработки информации и управления функциями.


Тема 11. Основные проблемы нейропсихологии детского возраста. Онтогенез головного мозга с точки зрения нейропсихологии.

Детская нейропсихология. Предмет нейропсихологии детского возраста. Специфика применения основных понятий нейропсихологии - “функция”, “локализация”, “симптом”, “синдром”, “фактор”, “синдромный анализ” в нейропсихологии детского возраста. Задачи нейропсихологии детского возраста. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста.

Становление структурно-функциональной организации мозга и психики в онтогенезе.
Тема 12 Синдромы отклоняющегося развития: функциональная незрелость коры больших полушарий

Понятие «синдром» в нейропсихологии детского возраста. Специфика очаговых поражений у детей. Проблема детей с отклоняющимся развитием. Основные синдромы отклоняющегося развития у детей. Функциональная несформированность лобных отделов мозга, левой височной области, межполушарных отношений, правого полушария.

Топический и функциональный диагноз. Тенденции развития нейропсихологической диагностики.
Тема 13. Синдромы отклоняющегося развития: функциональная незрелость подкорковых структур. Синдром дисгенезии.

Функциональная незрелость подкорковых образований. Синдромы функциональной дефицитарности подкорковых и стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром: определение, признаки.


Тема 14. Синдромы задержки формирования школьных навыков: синдромы дизлексии, дисграфии, диспраксии.

Клинические характеристики синдромов дизлексии, дисграфии, диспраксии у детей. Причины нарушений. Проявления.


Тема 15. Особенности нейропсихологических синдромов в детском возрасте. Афазии у детей.

Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта.

Виды афазий, их краткая характеристика, локализация. Особенности детских афазий.
Тема 16. Основы нейропсихологической реабилитации. Цели, задачи и структура реабилитационной программы.

Проблемы нейропсихологической реабилитации. Принципы и задачи нейропсихологической реабилитации. Теоретические основы, психологические и педагогические принципы, конкретные методы компенсации и восстановления нарушенных психических функций.

Проблема восстановления высших психических функций. Способы восстановления нарушенных функций: спонтанное восстановление функций, растормаживание функций, викариат, восстановление функций путем перестройки функциональных систем. Восстановительное обучение. Восстановительное обучение в нейропсихологической практике при нарушениях речи, мыслительной деятельности, произвольных движений и памяти.
Тема17. Реабилитация и абилитация при синдромах дизонтогенеза в детском возрасте. Основные принципы. Подбор методик, их применение.

Стратегии нейропсихологической реабилитации:

аналитические: "атака слабости",развитие "сильных" компонентов,смешанные;

холистическая - интерактивный подход;

системная - создание (развитие) функциональной системы с опорой на сохранные звенья и "выращивание" слабого звена в процессе специально организованного социального взаимодействия.

    Особенности нейропсихологического обследования больных  с мозговыми нарушениями. Методы нейропсихологического исследования при нарушениях восприятия, памяти, мышления, речи, произвольных движений и действий, расстройствах эмоционально- личностной сферы.



Особенности нейропсихологического обследования в детском возрасте. Специфика нейропсихологического обследования взрослых. Нейропсихологическое обследование учащихся с проблемами в обучении.

  1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Проблема локализации высших психических функций. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия

Структурно-функциональная модель головного мозга.

Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Клинические проявления и диагностика.

Клиника и диагностика апраксий.

Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

Нарушения памяти и внимания.

Основные нейропсихологические синдромы.

Синдромы функциональной незрелости мозговых структур у детей.

Нейропсихологические синдромы в детском возрасте.

Нейропсихологическая реабилитация у взрослых.

Нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте.


ПРАКТИКУМ



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат выполняется с целью проверки знаний студента по основным вопросам курса и ориентирован на изучение и изложение теоретических основ дисциплины.

При подготовке к написанию реферата студент должен изучить рекомендованную литературу. В ходе написания реферата студенту необходимо продемонстрировать знание основных вопросов темы, проявить умение правильно, четко и кратко излагать материал.

Реферат должен отвечать следующим требованиям:



  1. Освещать вопросы только заданной темы. Желательно использовать схемы, графики, таблицы и другие формы графического отображения материала.

  2. Изложение реферата следует с:

Содержание

Введение


Раскрытия вопроса (ов):

Заключение

Списка использованной литературы (библиография)

Приложения (если таковые имеются),



по ходу освещения реферата выделять подзаголовки, делать достаточные интервалы между строками.

  1. Работа должна быть напечатана или написана четким и разборчивым почерком.

  2. Объем реферата не должен превышать 20-24 страниц.

  3. Страницы должны быть пронумерованы, а также обязательно наличие полей (3 см) для пометок преподавателя, рецензирующего работу.

  4. В ходе реферата не следует ограничиваться только рекомендованной литературой, нужно использовать дополнительные источники.



  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


1 ЭТАП

адание: выполнить реферат по темам)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. История изучения проблемы локализации высших психических функций: борьба локализационизма и антилокализационизма.

  2. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия: теоретические и экспериментальные предпосылки.

  3. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия: основные положения.

  4. Основные методологические понятия нейропсихологического синдромного анализа: их содержание и соотношение.

  5. Характеристика основных принципов структурно-функциональной организации мозга.

  6. Три функциональных блока: строение, функции, локализация.

  7. Классификация зрительных агнозий по следующим характеристикам: название, основной дефект (нейропсихологический фактор), симптомы, нейрофизиологический механизм, локализация.

  8. Классификация слуховых агнозий по следующим характеристикам: название, основной дефект (нейропсихологический фактор), симптомы, нейрофизиологический механизм, локализация.

  9. Классификация тактильных агнозий и соматоагнозий по следующим характеристикам: название, основной дефект (нейропсихологический фактор), симптомы, нейрофизиологический механизм, локализация.

  10. Классификация апраксий по следующим характеристикам: название, основной дефект (нейропсихологический фактор), симптомы, нейрофизиологический механизм, локализация.

  11. Основные характеристики модально-неспецифических расстройств памяти: их виды.

  12. Нарушения мышления при поражении зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры).

  13. Нарушение эмоций при поражении левого и правого полушарий мозга.

  14. Принцип качественного анализа симптомов в нейропсихологии.




  1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Предмет и задачи нейропсихологии.

  2. Семантическая афазия. Афферентная моторная афазия.

  3. Основные направления современной нейропсихологии.

  4. Теория системной динамической локализации ВПФ.

  5. Слуховые агнозии.

  6. Структурно-функциональная модель головного мозга.

  7. Кинетическая и регуляторная апраксия.

  8. Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста.

  9. Эфферентные афазии.

  10. Синдромный анализ. Понятие о нейропсихологическом факторе.

  11. Афферентные афазии. Сенсорная, акустико-мнестическая афазия.

  12. Апраксии. Определение. Классификация апраксий.

  13. Принципы нейропсихологической диагностики в детском возрасте.

  14. Модально-неспецифические нарушения памяти.

  15. Понятие об афазиях. Классификация.

  16. Понятие о межполушарном взаимодействии. Модель «расщепленного» мозга.

  17. Понятие об агнозиях. Оптико-пространственная агнозия.

  18. Зрительные агнозии. Разновидности.

  19. Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий. Основные характеристики.

  20. Модально-специфические нарушения внимания.

  21. Тактильные агнозии.

  22. Нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.

  23. Идеаторная и идеомоторная апраксия.

  24. Нарушение памяти при локальных поражениях головного мозга.

  25. Проблема локализации ВПФ.

  26. Цели, принципы и методы нейропсихологической реабилитации.

  27. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры большх полушарий

  28. Проблема межполушарной асимметрии мозга.

  29. Способы восстановления нарушенных функций при локальных поражениях мозга.

  30. Модально-специфические нарушения памяти

  31. Принципы восстановительного обучения.

  32. Функциональная незрелость подкорковых структур

  33. Понятие о качественном и количественном анализе в нейропсихологии

  34. Функциональная незрелость лобных долей, проявления.

  35. Нарушения внимания при локальных поражениях.

  36. Функциональная незрелость левой височной области.

  37. Принципы строения мозга.

  38. Понятие о качественном и количественном анализе в нейропсихологии.



  1. СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭБС «Университетская библиотека online», 2012

Хомская Е.Д.

Нейропсихология.-4-е изд., перераб. и доп. : 10 экз.рек МО. / Е.Д. Хомская. - СПб : Питер, 2010. - 496 с.

Григорьева В.Н.

Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга : Учеб. пособие .-/ В.Н. Григорьева,М.С. Ковязина, А.Ш.Тхостов. : 3 экз. Рек. УМО / В.Н. Григорьева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - С.256.

Анатомия и физиология :Словарь-справочник.-/Сост. С.С. Тверская.- : 3 экз. Рек. УМО. - М. : Модэк, 2004. - С. 256.

Батуев А.С.

Высшая нервная деятельность .-2-е изд.,испр и доп. : 1 экз. Рек. УМО / А.С. Батуев. - СПб : Лань, 2002. - С.416.

Григорьева В.Н.

Павлов И.П.

Мозг и психика : 2 экз. / И.П. Павлов. - М. : Модэк, 2004. - 360с.

Цветкова Л.С.

Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга.-2е изд. : 1 экз. Рек.УМО / Л.С. Цветкова. М. : Модэк, 2003. 112с.

Цветкова Л.С.

Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга :учеб. пособие.-2-е изд. : 1 экз. Рек. УМО / Л.С. Цветкова. М. : Модэк, 2003. - С. 112.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /Под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой : 1 экз. - М. : Сфера, 2008. - С.128.

Цветкова Л.С.

Нейропсихологическая реабилитация больных :учеб. пособие.-2-е изд., испр. и доп. : 1 экз. Рек. УМО / Л.С. Цветкова. М. : Модэк, 2004. - С.424.

Цветкова Л.С.

Нейропсихология и афазия : новый подход : 1 экз Рек. УМО. / Л.С. Цветкова. - М. : Модэк, 2001. - С.592.

Хакен Г.


Принципы работы головного мозга : 1 экз. / Г. Хакен. М. : ПЕР СЭ, 2001. - С.351.

Абрамова Г.С.

Психология в медицине :учеб. пособие. : 1 экз. МО. / Г.С. Абрамова. - М. : Кафедра - М, 1998. С.272.

Горбач И.Н.

Психоневролгия : 1 экз. / И.Н. Горбач. - Минск : Современное слово, 2002. - 272с.

Циркин В.И.

Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.-/В.И. Циркуин, С.И. Трухина : 1 экз. / В.И. Циркин. - М. : Медицинская книга, 2001. - С.518.

Гинзбург М.Р.

Эриксоновский гипноз /М.Р. Гинзбург, Е.Л. Яковлева : 1 экз.Рек. УМО. / М.Р. Гинзбург. М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. - С.312.

Павлов И.П.

Мозг и психика /И.П. Павлов : избран. труды; Под ред. М.Г. Ярошевского : 1 экз. / И.П. Павлов. М. : Модэк, 2004. - С.360.

Цветкова Л.С.

Нейропсихологическая реабилитация больных : Учеб. пособие - 2-е изд. /Л.С. Цветкова. : 1 экз. Рек.УМО. / Л.С. Цветкова. - М. : Модэк, 2004. - С. 424.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие./ под ред. Л.С. Цветковой. – м.,2001

  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А.Функциональные асимметрии человека. М. «Медицина»,1981.

  3. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихологии. М., МГУ,1988

  4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.,1994

  5. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика, трудности в обучении младших школьников. М., Роспедагенство,2001

  6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. 2-е издание М.,1969

  7. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.,1973

  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973

  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и корреция в детском возрасте. М., «Академия»,2002

  10. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л. «Медицина»,1973

  11. Хрестоматия по нейропсихологии/ Под рук. Е.Д. Хомской – М.: Россия психологическое общество,1999, 526 с.

  12. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.,1997

  13. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.,1985


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.


1. Схема нейропсихологического исследования больных с локальными поражениями мозга // Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.

2. Детский вариант схемы нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга // Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

3. Исследование общего состояния психической сферы и личности ребенка // Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.

4. Развернутая методика нейропсихологического обследования детей // Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.

5. Методика нейропсихологической диагностики памяти "Диакор" // Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.

6. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики "Лурия-90".



7. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Хомской Е. Д. Ч. 1 и 2. М., 1994.

8. Метод точной оценки эффективности восстановления речи у больных с афазией // Цветкова Л. С. и др. Проблемы афазии и восстановительного обучения. М., 1979.
Каталог: upload -> medialibrary
medialibrary -> Государственный образовательный стандарт Библиографический список статей из педагогической периодики
medialibrary -> Законодательства рф: Сводный перечень вопросов Тема Государственная символика РФ как выглядит флаг России? Что изображено на гербе России?
medialibrary -> Программа Содержание программы Инновационный потенциал современного российского образования
medialibrary -> Формирование гражданской компетентности учащихся мкоу «сош №4», Арамильского городского округа
medialibrary -> Методические рекомендации по формированию образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки
medialibrary -> Л. Г. Лаптев заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор Методические рекомендации
medialibrary -> Закон «Об образовании в рф»
medialibrary -> Умк «Предшкола нового поколения» как модель предшкольного образования в доу.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница