Цель: рассмотреть культурой монологической речи План



Скачать 105.57 Kb.
Дата21.05.2016
Размер105.57 Kb.
ТипЛекция
Лекция 4. Культура монологической речи.

Теоретическая часть

Цель: рассмотреть культурой монологической речи

План:

  1. Публичный монолог и его особенности.

  2. Жанры публичной монологической речи.



1.Публичный монолог и его особенности

Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характерна передача информации, затрагивающей общественные интересы. Одновременно информация получает публичный статус. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом. Статус публичности, кроме того, связан с официальностью обстановки общения, которая предполагает предварительное оповещение аудитории о теме сообщения и статусе выступающего и приглашение аудитории в определенное время и место.

Официальное общение подчиняется определенному регламенту.

В настоящее время возросла роль традиционного публичного монолога, что связано с увеличением количества ситуаций, в которых необходимо объяснять, оповещать, убеждать. В ХХ веке с появлением новых коммуникационных технологий появились новые специальности, специализирующиеся на воздействии на индивидуальное и массовое сознание: PR-менеджер, имиджмейкер, переговорщик, кризисник, спичрайтер, специалист по слухам, пресс-секретарь, рекламист.

Публичная коммуникация выполняет ряд функций:

1) познавательная функция. Позволяет расширить информационный фонд говорящего, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения. Функция реализуется при возникновении познавательных целей коммуникантов, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.



Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оценить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ.

Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.

Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.

2) Воздействующая (убеждающая) функция. Позволяет вызвать у собеседника (аудитории) определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать слушателя своим единомышленником. Используется с опорой на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Воздействующая функция позволяет также оказать внушающее действие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения. В этом случае используется внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый характер слушателя, высокий авторитет говорящего, создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию монологическая речь, пресс-конференция, брифинг, дискуссия, дебаты, спор, тренинг. Жанры: переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, консультация, «круглый стол», реклама.

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия. В случае слабой подготовки слушателя: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы идентификации, ссылки на авторитет, персонификации, а также использование прямых приемов воздействия: предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей. От слабого коммуниканта ожидается изменение поведения, смена установок, ценностных ориентаций.

3) Экспрессивная функция. Позволяет сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию. Используется с опорой на эмоциональную сферу партнера. С этой целью применяются художественно-эстетические средства воздействия на все сенсорные каналы слушателя.



Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.

Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств. Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

4) Ритуальная функция закрепляет и поддерживает конвенциальные (ролевые) отношения в деловом мире, сохраняет ритуальные традиции предприятия, фирмы, позволяет создавать новые. Реализуется с опорой на ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленную пространственную среду; соблюдение национальных, профессиональных традиций и норм общения.

Коммуникативные формы: торжественная, рамочная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов

2.Жанры публичной монологической речи

Существуют следующие жанры публичной монологической речи:



Монолог - форма публичной речи, при которой значительная по объему информация передается от одного говорящего значительному числу слушателей.

Монолог противоречив по своей сути: он предназначается слушателям, но аудитория только слушает, но отвечает.

Монолог производен по своей природе. В непринужденном общении монолог не встречается. Условия, при которых произносится монолог, должны поддерживаться всеми участниками ситуации, в противном случае речь не состоится. Следовательно, монолог имеет искусственный характер. Рассмотрим наиболее распространенные монологические жанры публичной коммуникации.

Жанр - исторически сложившееся речевое произведение, которое определяется целью речи, условиями общения, ориентацией на реакцию адресата и характеризуется особенностями формы и содержания речи.

Частотность жанра определяется по его употребительности в определенной функционально-стилистической сфере национального языка. В официально-деловом стиле часто используются доклад, отчет, консультация, объяснение, инструктаж, свидетельство, сообщение, представление. Объединяющим указанные жанры элементом является новая по содержанию информация. Интерес слушателей вызывается не самим фактом новизны, его значимостью для коллектива, всей организации.



Доклад - это объемная речь, сложная по структуре, имеющая цель передать новую точную информацию о результатах деятельности лица, группы лиц, организации, сообщества. Произносит доклад лицо со статусом руководителя, информация адресована статусной аудитории (трудовому коллективу, ученому собранию). Значит основная функция доклада -информативная.

Отчет - официальная речь, обращенная к ответственному лицу или собранию, содержащая анализ деятельности отчитывающего лица за определенный период или выполнение производственного задания. Отчет отличается тем, что здесь наблюдается четкое распределение функциональных обязанностей: изначально известно, кто дает задание, кто его выполняет, в какие сроки, на каких условиях, какими ресурсами располагают исполнители, известен также ожидаемый результат. Отчет может содержать элемент субъективной оценки. Например, отчет о командировке, отчет общего отдела о работе с обращениями граждан за последний квартал.

Инструктаж - речь, содержащая сведения о системе правил, предписаний, запретов, которые устанавливают порядок и способ осуществления определенной производственной операции. Говорящий -должностное лицо, слушатель - исполнитель. Отличается инструктаж особой официальной тональностью, которая передает императивный (повелительный) или долженствующий характер информации. Однако инструктаж не убеждение, а сообщение. Его цель - объяснить, довести до сведения исполнителя как сделать или каким образом лучше выполнить поручение. Например, инструктаж по технике безопасности, инструктаж безработного от лица, представляющего службу занятости.

Речь-консультация используется в различных ситуациях профессионального общения для регуляции поведения сотрудников, а также в сфере связей с общественностью. Эта речь имеет общие черты с инструктажем: ее произносит высококвалифицированный специалист, часто имеющий статус руководителя. Цель консультации - объяснить сущность явления, чтобы слушатель мог осознанно применять полученные знания в профессионально или иной деятельности. Консультант всесторонне описывает предмет речи: что это? чем отличается? Как нужно использовать? Речь изобилует специальной лексикой (терминами), которые обязательно сопровождаются пояснениями, определениями, часто используются ссылки на законы, законодательные тексты. Для ясности приводится множество фактов, сведений статистического свойства, используются ссылки на авторитетное мнение. Например, консультация юриста. Если говорящий не имеет специального статуса, то речь будет относиться к другому жанру - объяснению.

Представление - сообщение, содержащее информацию о себе (о говорящем). Жанр используется в ситуации официального знакомства. В современных условиях используется очень активно при приеме на работу во время собеседования с кандидатом на занимаемую должность. Важным в данном жанре является этический аспект: внешний вид, речевые манеры, поведение. В психологическом плане необходима поведенческая устойчивость, нервничать не рекомендуется. Содержание представления сводится к рассказу о важнейших биографических событиях - образовании, практическом стаже, производственном опыте, личных качествах. Целью данной речи является сообщение, но объективная информация преподносится таким образом, чтобы ненавязчиво убедить работодателя взять на работу данного кандидата. В сфере научного общения наибольшую частотность имеет жанр лекции.

Лекция - речь, во многом схожая с докладом по структурным особенностям: статусный характер говорящего, слушателей, темы сообщения.

Отличительной особенностью обладает содержание лекции. Она сообщает сведения, известные науке (определенным научным кругам), но неизвестные аудитории. В этом проявляется познавательный, обучающий характер лекции. Публицистический стиль активно практикует целый ряд речевых жанров: торжественное слово, поздравительная речь, благодарственная речь, похвальное слово, соболезнование, протестная речь, критическая речь. Спецификой этих жанров является то, что речь не сообщает новое знание, а формирует отношение аудитории к описываемому предмету посредством авторской оценки. Общим композиционным моментом является то, что все упомянутые речи завершаются различного рода пожеланиями. Для формирования отношения используются образные средства языка (тропы и риторические фигуры), для создания эмоционального настроя - современные технические средства (оформление помещения, аудио-, видеотехника).



Вступительное слово представляет собой протокольную (рамочную) речь. Вступительное слово, приветственное слово, заключительное слово, благодарственная речь произносятся не в центре мероприятия, события, а в качестве его обрамления. Произносит вступительное слово руководитель организации, устроитель мероприятия, важное приглашенное лицо. Аудитория - приглашенные лица, участники события. Цель вступительного слова -объяснить смысл и задачу мероприятия. По объему это короткое слово, но оно требует от говорящего эмоционального настроя. Задача говорящего заключается в том, чтобы настроить собравшихся на предстоящее событие, передать свой повышенный эмоциональный настрой, заставить сопереживать, ведь слушатели неслучайные люди, происходящее мероприятие занимает важное место в их жизни. Например, вступительное слово на открытии спортивного комплекса в строящемся микрорайоне.

Благодарственное слово произносится как ответное при вручении награды, присвоении звания, в завершение юбилейного торжества. Целью речи является выражение признательности, положительного отношения к происходящему, а также для того, чтобы доставить ответное эстетическое удовольствие организаторам и участникам события. Произносит благодарственную речь «виновник», устроитель торжественного мероприятия. Необходимыми элементами речи являются упоминание значимости происходящего и развернутая благодарность (кому, за что спасибо и почему). Например, после награждения победителей соревнования - судейской бригаде за то, что оценивали объективно, непредвзято; гостям на юбилейном банкете за то, что тонко, деликатно хвалили, родителям за их неустанные заботы и т.д.

Речь-презентация во многом сравнима речью-представлением. Отличает их только содержательная направленность - рассказ об открывающемся предприятии, о новой продукции, новой услуге.

Обращение - это официальная речь с развернутым аргументированным призывом в адрес аудитории к общественно значимым действиям. Официальное лицо обращается к слушателям, которые не обязательно находятся в непосредственном подчинении оратору. Речь содержит не только призыв к действию, но и распространенные аргументы, объясняющие общественную полезность, необходимость действий. Например, кандидат в депутаты Государственной думы обращается к старшему поколению с призывом восстановить ценности СССР с помощью КПРФ.

Заявление - решительное по тону выступление, предъявляющее позицию оратора по важному для него вопросу. Заявление используется в критических ситуациях для отмежевания от иного мнения. Например, заявление о сложении с себя полномочий высокого должностного лица. Так, А.П. Чехов официально отказался от вступления в Академию наук в связи с тем, что М.Горького из-за его революционных сочинений было лишили звания академика.

Рекламная речь информирует широкую (массовую) аудиторию о различных товарах и услугах для создания их известности и побуждения приобретения. Рекламный текст использует все средства воздействия (эмоционального, рационального), а также средства убеждения для продвижения товара на рынке. Современная реклама отличается агрессивным характером передачи информации.
Каталог: company -> personal -> user -> 7686 -> files -> lib -> %D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
lib -> Тема Персонал предприятия как объект управления Эволюция от «Рабочей силы» к «Персоналу» Понятие «персонал» и его структура
lib -> 1. Понятия мотивации и мотива. Основные концепции мотивации Особенности мотивации персонала в системе государственной службы
lib -> 1. Система управления персоналом в государственной службе Функции управления персоналом государственной службы
lib -> 1. Сущность и содержание кадровых решений в организации Характеристика подходов к принятию кадровых решений Выбор методов принятия кадровых решений
%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Цель: изучение аспектов коммуникативных проблем и манипуляция в общении План
lib -> 1. Отбор как кадровая технология Основные принципы отбора и способы замещения должностей
%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Особенности деловой речевой коммуникации. Цель
lib -> Система мотивационной деятельностью организации Цель: Рассмотреть понятие мотивации, изучить существующие теории мотивации План


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница