Цель работы: в определении готовности к обучению в новых условиях; в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности; Коррекционный этап работы



Скачать 80.53 Kb.
Дата20.04.2016
Размер80.53 Kb.
Адаптация учащихся 5 – го класса к школьному обучению в среднем звене.

Цель работы: - в определении готовности к обучению в новых условиях;

- в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности;



Коррекционный этап работы:

Основная его задача

Степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в среднем звене.

Этапы:диагностический и коррекционный.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней звене отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на отметку.

Исследования готовности учащихся к обучению в среднем звене


  • Анкета (выявление уровня школьной мотивации).

  • Тест школьной тревожности Филипса.

  • Методика «Незаконченных предложений»

  • Методика «Мое отношение к предметам»

Метод «незаконченных предложений» используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника.

Закончи предложения:

Когда я думаю о школе…………………………

Когда я иду в школу……………………………….

Когда звенит звонок……………………………....

Когда я вижу учителя…………………………….

Когда у нас контрольная………………………..

Когда кончаются уроки………………………….

Когда я отвечаю у доски……………………….

Когда я получаю двойку……………………….

Когда учитель задает вопрос, я……………….

Данная методика позволяет проецировать эмоциональные переживания каждого ученика, и это очень важно знать учителю.

Инструкция: Ребята, прочитайте вопросы и укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: Да – 3 Иногда – 1

Нет – 0Не знаю – 1



Вопросы

Ответ

1

Тебе нравится в школе или не очень?




2

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?




3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?




4

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?




5

Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы?




6

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?




7

Ты часто рассказываешь о школе родителям?




8

Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?




9

У тебя в классе много друзей?




10

Тебе нравятся твои одноклассники?




Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – положительной динамики в обучение и развитии. В последнем случаи ребёнок быстро адаптируется в школе.

Результаты диагностики уровня школьной тревожности у учащихся 5 класса



Учащиеся

Общая тревожность в школе

(%)

Переживание соц.стресса (%)

Фрустрация п-ти в достиж. успеха (%)

Страх самовыражения (%)

Страх ситуации проверки.

знаний (%)

Страх несоотв. ожиданиям окружающих. (%)

Низкая физиол.сопрот.стрессу (%)

Страх в отношении с учителем (%)

Тревожность в целом (%)

50% и больше – повышенная тревожность,
75% и больше – высокая тревожность,
до 50% - тревожность отсутствует.

Результаты методики«Мое отношение к предметам» представлено следующей таблицей.






Математика

Рус.яз

Каз.яз

Лит-ра

К.лит

Анг.яз

Рисование.

Естест.

Физ-ра

Музыка

Труд

экология

история

Истор.Каз.

люблю

100%

59%

35%

59%

41%

65%

76%

65%

76%

47%

82%

82%

70,5%

76,6%

Не самый любимый

-

29%

35%

29%

47%

12%

23%

23%

18%

41%

12%

12%

18%

12%

Не люблю

-

12%

23,5%

6%

-

18%

-

6%

-

12%

6%

6%

6%

6%

Не терплю

-

-

6%

6%

12%

6%

-

6%

6%

-

-

-

6%

6%

Проанализировать результаты методики «Моё отношение к предметам», провести беседы с теми учителями предметниками, у которых по его предмету высокий процент негативного отношения к данному предмету. Выявление причины такого отношения к данным предметам у учащихся.

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А

Р А З В И Т И Я Л И Ч Н О С Т И

Фамилия, Имя______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Примечания__________________________________________________________________________________________________________________________

П Я Т Ы Й К Л А С С

__________________________________________________________________



АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТОГО КЛАССА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Уровень школьной мотивации (высокий, средний, низкий)

I этап













II этап















Школьная тревожность

Филипс – тест

0-40% -низкий уровень

50-60% -средний уровень



90-100% - высокий

I этап






















II этап
























Эмоциональное отношение к школьным предметам (красный, зеленый, синий, черный)

Предметы

Матем.


Каз.яз.

Каз.лит.

Рус. язык

Литература

Анг.яз.

Естествозн.

Рисование

Физ-ра

Музыка

Каз.история

Самопозн.

Технология

Труд

I этап











































II этап












































I этап АДАПТАЦИИ дата ___________Выводы___________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

II этап АДАПТАЦИИ дата ______________Выводы______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог – психолог СШ № 6___________________А.А.Жоргембаева

Рекомендация в период адаптации учащихся 5 классанеобходимо использовать учителям-предметникам

-жалейте себя, свое здоровье. Не стоит надрывать голосовые связки, говорите тихо, но по возможности эмоционально. Кому надо – тот услышит;


- очень часто ребята связывают наш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что вызывает у них негативные психологические установки. Поэтому не бойтесь улыбаться детям, хвалите их ответы, показывайте, что верите в их возможности; -помните, что ребенка всегда волнует отношение учителя, понимание, уважение, интерес со стороны взрослого человека;

- будем стремиться контролировать психологическую атмосферу в классе (наблюдать за учащимися, обращать внимание на все детали их поведения, на их настроение, оперативно реагировать на поведение класса);



Рекомендация для родителей

-Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

- Не допустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Рекомендация школьникам от педагога- психолога

-Относись к учителям терпимо с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать;


- Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не желаю о потраченном времени;
-Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе «двойку», даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя. - Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей;
- Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница