Цель работы: в определении готовности к обучению в новых условиях; в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности; Коррекционный этап работы



Скачать 21.46 Kb.
Дата20.04.2016
Размер21.46 Kb.
ТипАнкета
Адаптация учащихся 5 – го класса к школьному обучению в среднем звене.

Цель работы: - в определении готовности к обучению в новых условиях;

- в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности;



Коррекционный этап работы:

Основная его задача

Степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в среднем звене.

Этапы:диагностический и коррекционный.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Падение успеваемости учащихся в среднем звене обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 5-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя средней звене отмечают также, что дети приносят из начальной школы низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на отметку.

Исследования готовности учащихся к обучению в среднем звене


  • Анкета (выявление уровня школьной мотивации).

  • Тест школьной тревожности Филипса.

  • Методика «Незаконченных предложений»

  • Методика «Мое отношение к предметам»

Метод «незаконченных предложений» используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника.

Закончи предложения:

Когда я думаю о школе…………………………

Когда я иду в школу……………………………….

Когда звенит звонок……………………………....

Когда я вижу учителя…………………………….

Когда у нас контрольная………………………..

Когда кончаются уроки………………………….

Когда я отвечаю у доски……………………….

Когда я получаю двойку……………………….

Когда учитель задает вопрос, я……………….

Данная методика позволяет проецировать эмоциональные переживания каждого ученика, и это очень важно знать учителю.

Инструкция: Ребята, прочитайте вопросы и укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: Да – 3 Иногда – 1

Нет – 0Не знаю – 1



Вопросы

Ответ

1

Тебе нравится в школе или не очень?




2

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?




3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?




4

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?




5

Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы?




6

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?




7

Ты часто рассказываешь о школе родителям?




8

Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?




9

У тебя в классе много друзей?




10

Тебе нравятся твои одноклассники?




Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – положительной динамики в обучение и развитии. В последнем случаи ребёнок быстро адаптируется в школе.

Результаты диагностики уровня школьной тревожности у учащихся 5 класса



Учащиеся

Общая тревожность в школе

(%)

Переживание соц.стресса (%)

Фрустрация п-ти в достиж. успеха (%)

Страх самовыражения (%)

Страх ситуации проверки.

знаний (%)

Страх несоотв. ожиданиям окружающих. (%)

Низкая физиол.сопрот.стрессу (%)

Страх в отношении с учителем (%)

Тревожность в целом (%)

50% и больше – повышенная тревожность,
75% и больше – высокая тревожность,
до 50% - тревожность отсутствует.

Результаты методики«Мое отношение к предметам» представлено следующей таблицей.






Математика

Рус.яз

Каз.яз

Лит-ра

К.лит

Анг.яз

Рисование.

Естест.

Физ-ра

Музыка

Труд

экология

история

Истор.Каз.

люблю

100%

59%

35%

59%

41%

65%

76%

65%

76%

47%

82%

82%

70,5%

76,6%

Не самый любимый

-

29%

35%

29%

47%

12%

23%

23%

18%

41%

12%

12%

18%

12%

Не люблю

-

12%

23,5%

6%

-

18%

-

6%

-

12%

6%

6%

6%

6%

Не терплю

-

-

6%

6%

12%

6%

-

6%

6%

-

-

-

6%

6%

Проанализировать результаты методики «Моё отношение к предметам», провести беседы с теми учителями предметниками, у которых по его предмету высокий процент негативного отношения к данному предмету. Выявление причины такого отношения к данным предметам у учащихся.

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А

Р А З В И Т И Я Л И Ч Н О С Т И

Фамилия, Имя______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Примечания__________________________________________________________________________________________________________________________

П Я Т Ы Й К Л А С С

__________________________________________________________________



АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТОГО КЛАССА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Уровень школьной мотивации (высокий, средний, низкий)

I этап













II этап















Школьная тревожность

Филипс – тест

0-40% -низкий уровень

50-60% -средний уровень



90-100% - высокий

I этап






















II этап
























Эмоциональное отношение к школьным предметам (красный, зеленый, синий, черный)

Предметы

Матем.


Каз.яз.

Каз.лит.

Рус. язык

Литература

Анг.яз.

Естествозн.

Рисование

Физ-ра

Музыка

Каз.история

Самопозн.

Технология

Труд

I этап











































II этап












































I этап АДАПТАЦИИ дата ___________Выводы___________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

II этап АДАПТАЦИИ дата ______________Выводы______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог – психолог СШ № 6___________________А.А.Жоргембаева

Рекомендация в период адаптации учащихся 5 классанеобходимо использовать учителям-предметникам

-жалейте себя, свое здоровье. Не стоит надрывать голосовые связки, говорите тихо, но по возможности эмоционально. Кому надо – тот услышит;


- очень часто ребята связывают наш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что вызывает у них негативные психологические установки. Поэтому не бойтесь улыбаться детям, хвалите их ответы, показывайте, что верите в их возможности; -помните, что ребенка всегда волнует отношение учителя, понимание, уважение, интерес со стороны взрослого человека;

- будем стремиться контролировать психологическую атмосферу в классе (наблюдать за учащимися, обращать внимание на все детали их поведения, на их настроение, оперативно реагировать на поведение класса);



Рекомендация для родителей

-Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

- Не допустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Рекомендация школьникам от педагога- психолога

-Относись к учителям терпимо с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать;


- Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не желаю о потраченном времени;
-Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе «двойку», даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя. - Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей;
- Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.
Каталог: psiholog
psiholog -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
psiholog -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
psiholog -> Источник: //Вопросы психологии. 2001.№1
psiholog -> Развитие нравственной сферы личности дошкольника 19. 00. 13 психология развития, акмеология
psiholog -> Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
psiholog -> Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы
psiholog -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
psiholog -> Общая характеристика работы актуальность темы исследования
psiholog -> Программа модуля «Психология и педагогика развития учащихся»
psiholog -> Книга предназначена для психиатров и специалистов смежных дисциплин


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница