Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива



Скачать 327.75 Kb.
Дата21.04.2016
Размер327.75 Kb.
Педсовет: «Личность педагога – критерии её успешности»
Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.
Задачи: 1. На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство.

2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.

3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.
План проведения педсовета:

1. Вступительное слово: тема педсовета, план проведения, регламент. (Якунина Е.Ю)

2. Обоснование выбора темы. (Чубарова Н.М.)

3. Педагогические критерии успешности. (Чубарова Н.М.)

4. Психологические критерии успешности.

5. Профессионально-личностные критерии успешности.


6. Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя

(на основе анкетирования.)


7. Работа по творческим группам (определение приоритетных критериев в каждом направлении).
8. Отчет каждой группы о выполнении работы (отчет представляется на общем плакате).


  1. Желание изменить мир к лучшему

  2. Современный имидж.

  3. Любовь к детям.

  4. Доброжелательность

  5. Умение требовать в сочетание с уважением

  6. Умение доходчиво объяснять материал.

  7. Чувство долга

  8. Владение дидактическими приемами.

  9. Терпение.

  10. Оптимизм.

Современная образовательная ситуация в системе дополнительного образования детей характеризуется  актуализацией проблемы создания  особых психолого-педагогических условий для развития и проявления успешности детей. Это связано, в первую очередь, с необходимостью учреждений дополнительного образования удовлетворять потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных детей, а также с усилением конкурентных отношений между педагогическими коллективами  учреждений дополнительного образования в борьбе за интерес детей, за «своего ребенка».

Таким образом, если определить главный смысл деятельности педагога дополнительного образования, то он состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к ребенку как к личности, что предусматривает способность и умение педагога дополнительного образования ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями, чувствами. Другими словами, правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать или сформировать потребности и способности каждого ребенка, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для ребенка.

Если обратиться к этимологии слова «успех», то  в словаре русского языка оно рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе.

успешность человека и определяется  личностью, и является движущей силой развития личности.

Невозможно отрицать тот факт, что успешных детей воспитывают успешные взрослые. Люди, занимающиеся педагогической профессией, одной из самых массовых, публичных и социально-востребованных, испытывают на себе особые нагрузки в плане  предъявления своих успехов обществу, в связи с тем, что реальный результат педагогической деятельности «оттянут во времени». Но это только одна сторона медали – «внешняя успешность». Мы считаем, что основанием для оценки педагога как успешного, служит гармоничное соотношение внешней и внутренней успешности. Под внутренней успешностью мы понимаем внутреннюю удовлетворенность педагога своей деятельностью и ее результатами.

В ходе нашего исследования нами были выделены два психологических фактора, определяющих профессиональную успешность педагога дополнительного образования детей, во-первых, ценностно-смысловое самоопределение  педагога к детству и подростковой субкультуре и, во-вторых, креативность педагога.

Под ценностно-смысловым самоопределением к детству и подростковой субкультуре мы понимаем сознательный процесс, посредством которого  педагог приобретает готовность к выявлению и утверждению собственной позиции в профессиональной деятельности на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне на основе осознания и переживания неповторимой  системы представлений о собственном детстве и о самом себе, в результате чего он строит свои взаимоотношения с другими людьми (как взрослыми, так и детьми) и относится к себе и своей профессии.

Под креативностью педагога мы понимаем ценностно-личностную созидательную категорию, которая, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в законах и правилах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств. Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школы проводится микроисследование в форме анкетирования. Участникам педсовета раздаются анкеты для заполнения, после чего ведущий подводит итог и еще раз выделяет названные критерии успешности учителя.

Педагогические критерии успешности учителя
О работе педагога, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших воспитанников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам различных конкурсов. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения педагогов, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:

• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)


Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы педагога становится его самообразование, целью которого является овладение педагогами теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Педагоги, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);

• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.


Шестой критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.


Психологические критерии успешности учителя
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.
1. Первый критерий – интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

«Что интересует моих воспитанников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
2. Второй критерий – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться.

Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.
3. Третий критерий – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Ситуация сотрудничества воспитанника с педагогом и другими воспитанниками обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
4. Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении занятий и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств педагога. К числу наиболее важных качеств педагога относят внимательность и наблюдательность. Педагог не должен спрашивать воспитанников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

• как на занятии создана установка быть внимательным;

• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания воспитанников (яркость, новизна, структурирование и пр.);

• как организована смена видов деятельности на занятии:

• как учитываются возрастные особенности внимания воспитанников;

• как организована активность воспитанников на уроке;

• как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, также, что между воспитанниками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения.

Личностные критерии успешности учителя


Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности педагога выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик педагога, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.
Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.
Из многочисленных существующих диагностических методик выделили такие качества личности педагога, которые, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

–адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность воспитанников;

– доброжелательность реакции педагога на возбуждение;

–уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.


2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение – с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
3. Творческое начало личности.
Педагог, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных занятий, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате воспитанникам с педагогом неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На занятии скучно!»
4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива.


5. Чувство юмора.

Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.
6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли педагога.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.


Для подготовки педагогического совета просим вас расставить по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд педагога, если есть необходимость, можно добавить какие-то качества или убрать имеющиеся:




  • С весёлым характером, обладает чувством юмора;

  • Требовательность к себе;

  • Не жалуется родителям;

  • Добрый справедливый;

  • Принципиальный, требовательный к учащимся;

  • Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь;

  • Знание предмета, эрудиция;

  • Добросовестное отношение к своим обязанностям;

  • Чуткость, внимание, такт по отношению к воспитанникам.

Высказывания, афоризмы



  • Люблю предмет, который я люблю

  • Мне энергетики хватает на неделю

  • Я горы в миг с ребятами сверну

  • Я и творить, и натворить умею

  • Планировать могу, могу и делать

  • Свои ошибки детям я прощаю

  • Я верю в климат – деньги подождут

  • Профессия досталась мне от бога.


Критерии успешности учителя
Педагогическая деятельность:

1. Уровень обученности ЗУН.

2. Уровень сформированности ОУУН.

3.Инновационная работа.

4.Самообразование, исследовательская работа.

5. Образование, квалификация.

6. Самоанализ, самодиагностика.
Психолого-педагогическое общение:

1. Интерес, мотивация.

2. Сознательное обучение.

3.Отношения «учитель – ученик».

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.
Личность учителя:

1. Эмоциональность.

2. Выразительность речи.

3. Творческое начало личности.

4.Организаторские способности.

5. Чувство юмора.

6.Настойчивость, дисциплинированность.

И напоследок …

Я слушаю других – какое чудо

Я знаю мало, и я это знаю

Я от души со всеми терпелива

Анализ – я к тебе с душой

До новых встреч

Анкета для педагогов
Данная анкета позволяют увидеть педагогу собственные проблемы подготовленности к педагогической деятельности, оценить степень владения необходимыми знаниями и умениями для успешности учительского труда.

«Самоанализ успешности педагога»


1. Дети слушают мои рассказы с удовольствием, как зачарованные.

2. Я очень любознательна.

3. Я внимательна к людям.

4. Я ощущаю себя счастливым, радостным человеком.

5. Я не испытываю внутреннего сопротивления, когда нужно подолгу задерживаться с детьми в школе.

6. Я с удовольствием принимаю участие в школьных музыкальных вечерах.

7. Я не очень сильно устаю от детей. Они заряжают меня, мне с ними интересно и весело.

8. Я люблю свой предмет и тщательно и любовно собираю любые материалы, которые могут помочь мне в работе.

9. Я научилась видеть в детях и развивать в них достойное, хорошее, успешное.

10. Я научилась относиться к ученикам с уважением, ровно, не показывая своего негативного отношения ни к кому.

11. Домашняя подготовка к урокам не вызывает у меня нервозности и острого нежелания заниматься этим.

12. Я не впадаю в состояние прострации, если администрация посещает мои уроки, и умею слушать и улавливать свои недостатки и делать из этого выводы.

13. У меня хватает сил ровно и хорошо относиться к своим домашним. Я не срываю зло на своих детях.

14. Я очень люблю читать книги по предмету, по психологии, педагогике, мемуары, мировую классику.

15. Ничто не радует меня так, как хорошая разнообразная музыка.

16. Я умею сохранять и распределять силы в течение недели.

17. Я с удовольствием занимаюсь спортом, хожу в бассейн.

18. Я не люблю делать монотонную, однообразную работу.

19. Я умею увлекать своей жизнерадостностью, весельем, упорством и заинтересованностью в деле всех учеников.

20. Я постоянно с ребятами что-то придумываю, и они не отстают от меня.

21. Мы вместе с ребятами ходим в походы, ставим спектакли, отмечаем дни рождения.

22. Я уже в июне жду сентябрьской встречи со своими учениками.

23. Выпускники относятся ко мне как ко второй маме и готовы всегда помочь мне и принять помощь от меня.

24. Люблю ли я частицу «не»?

25. В основе моего мироощущения и мировосприятия лежит состояние счастья и радости.

26. Я стараюсь на каждом уроке находить новые ручейки, дорожки, тропинки.

27. Для меня дифференцированный подход заключается в настоятельном желании понять каждого своего ученика, знать о нем как можно больше, поддерживать с ним доверительные и исключительные отношения, помогать ему в выборе пути, в движении к успеху.

28. Я стараюсь никогда и ни о ком не говорить плохо.

29. Я люблю переписываться со своими учениками.

30. Я знаю много интересного про свою семью.

31. Я очень тепло отношусь к своей школе и рассказываю о ее достоинствах и достижениях.

32. Я уважительно отношусь к школьным наградам и люблю награждать детей за всякий успех.

33. Я очень волнуюсь, когда провожу открытие уроки, но после их окончания испытываю чувство удовлетворения.

34. Я с уважением отношусь к своим коллегам по школе.

35. Я стараюсь быть правдивой, но:

* говорю всю правду;

* говорю часть правды.

36. Я уважаю мнение каждого ребенка, его интересы и мнение детского коллектива.

37. Я никогда не иронизирую над детьми.

38. Я добросовестно выполняю поручения администрации.

39. У меня есть устойчивые творческие интересы вне школы.

40. Я люблю хорошо одеваться.

41. Самообразование является моей сильной стороной.

42. Я умею ставить и видеть цели.

43. Я вместе с ребятами планирую совместную деятельность.

44. Я умею замечать и поощрять детские успехи.

45. Я умею создавать условия для раскрепощения детей, раскрытия их талантов и способностей.


Тест «Психологический портрет учителя».

Уважаемые коллеги! Этот тест поможет Вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «неправильных ответов быть не может – могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает Ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте в соответствующей клетке бланка для ответов крестиком или другим значком.

1. В воспитании важнее всего:

1) окружить ребёнка теплотой;

2) уважительное отношение к старшим;

3)выработать у ребёнка определённые взгляды, умения

2.Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает на столько, что я не могу вести урок:

1) да; 2) нет; 3).в зависимости от настроения

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне не известны, я испытываю:

1. интерес; 2) смущение; 3)раздражение

4. Если класс не приведён в порядок:

1) я не могу начать урок; 2) я не обращаю на это внимание

3) моя реакция зависит от ситуации

5. Когда я поступаю не справедливо с учеником:

1) мне трудно признать это; 2) я готов признать свою неправоту;

3) таких случаев не было

6. Для меня важнее:

1) отношение с учениками; 2) с коллегами; 3) ни то, ни другое

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно вскрыть:

1) часто; 2) иногда; 3) никогда

8. Присутствие на уроке посторонних:

1) воодушевляет меня; 2)никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи

9. Я считаю своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте:

1) обычно; 2) нет; 3) в зависимости от ситуации

10. Я одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам:

1) не уверен; 2) нет; 3) да

11. Во время перемены я предпочитаю общаться:

1) с учениками; 2) с коллегами; 3) побыть в одиночестве

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении:

1) нет; «0 не всегда; 3) да

13. У меня есть такие качества по которым я превосхожу других :

1) да; 2) нет; 3) не уверен

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:

1) дает четкие указания; 2) не вмешивается в мою работу;

3) предлагает простор для творчества

15. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо разбираюсь:

1) да; 2) нет; 3) не помню

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы:

1) доставляют мне удовольствие; 2) вызывают у меня чувство неловкости;

3) не вызывают у меня особых эмоций

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным:

1) часто; 2) редко; 3) никогда

18. Замечания со стороны коллег и администрации:

1) меня мало волнуют; 2) иногда задевают меня; 3) часто задевают меня

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:

1) всегда; 2) предпочитаю импровизировать; 3) зависит от ситуации

20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах:

1) да; 2) нет;3) не помню

21. С мнением, что каждого ученика надо принимать таким, каков он есть:

1) я согласен;2) я не согласен; 3) что-то в этом есть

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:

1) да; 2) иногда; 3) нет

23. Мысль о предстоящей встрече с коллегами и учениками:

1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость

24. Когда я вижу, что ученик ведёт себя вызывающе по отношению ко мне:

1) я плачу ему той же монетой; 2) игнорирую этот факт;

3) предпочитаю выяснить отношения

25. Я добросовестно готовлюсь к урокам:

1) обычно; 2) иногда; 3) всегда

26. В работе для меня важнее всего:

1) привязанность; 2) признание коллег; 3) чувство собственной необходимости

27. Успех моего урока зависит от физического и душевного состояния:

1) часто; 2) иногда; 3) не зависит

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег:

1) я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:

1) я стараюсь поправить его, объяснить ему ошибку; 2) перевожу разговор на другую тему;

3) пытаюсь понять его точку зрения.

30. Я опаздываю на работу:

1) регулярно; 2) изредка; 3) никогда

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика:

1) я тут же заступаюсь за него; 2) один на один сделаю замечание коллеге;

3) сочту некорректным вмешательство

32. Работа даётся мне ценой большого напряжения:

1) обычно; 2) иногда; 3) редко

33. У меня нет сомнения в своём профессионализме:

1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться

34. По-моему в школьном коллективе важнее всего:

1) трудовая дисциплина; 2) отсутствие конфликтов; 3) возможность работать творчески

35.Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня:

1) часто; 2) иногда; 3) никогда

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому, что он меня не любит»:

1) согласен; 2) не согласен; 3)что-то в этом есть

37. Мысли о работе мешают мне уснуть:

1) часто; 2) редко; 3) никогда не мешают

38. На собрании и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам:

1) часто; 2) иногда; 3) предпочитаю слушать других

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:

1) если ученик этого заслушивает; 2) затрудняюсь ответить; 3) это не допустимо

40. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу:

1) не всегда; 2) затрудняюсь ответить;3) всегда

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками:

1) да; 2) нет; 3) иногда

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:

1) редко; 2) обычно; 3) всегда

43. Мне приходилось исполнять приказы людей не вполне компетентных:


1) да; 2) не помню; 3) нет

44. Непредвиденные ситуации на уроке:

1) только мешают учебному процессу; 2) лучше игнорировать; 3) можно эффектно использовать

45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми:

1) да; 2) нет; 3) не помню

46. В конфликте между учителями и учениками в душе встаю на сторону:

1) ученика; 2) учителя; 3) сохраняю нейтралитет

47. Вначале или в конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:

1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией:

1) да; 2) не все; 3) не знаю

49.Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными:

1) не вызывают; 2) не знаю; 3) вызывают

50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом: 1) да; 2) нет; 3) не помню

Бланк для ответов.







1

2

3






1

2

3






1

2

3






1

2

3






1

2

3

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20










21










22










23










24










25










26










27










28










29










30










31










32










33










34










35










36










37










38










39










40










41










42










43










44










45










46










47










48










49










50







































































1. Приоритетные ценности учителя.
1.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант ответа, то:

Вы – наш единомышленник. Вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для Вас не «производственная необходимость», и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет не только Ваше здоровье, но и здоровье Ваших учеников.



1.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант ответа, то:

В Вашей нелёгкой работе Вам важна Поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь, коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в неменьшей степени нуждаются в Вашем понимании, сочувствии и поддержке. Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем – пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.



1.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант ответа, то:

Школа для Вас - «не один свет в окошке». Скорее всего, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаете, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников. Или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало Вам безразлично.


2. Психоэмоциональное состояние.

2.1. Очевидно, Аша работа отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям, позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое Психоэмоциональное состояние, чтобы общение с детьми и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и миром Ресурсы человеческой психики безграничны, и в Ваших силах найти необходимые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помогут Вам достичь благополучного эмоционального состояни

2.2. Благодаря повышенной чувствительности нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение в значительной мере зависит от внешних факторов. неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вам из колеи, тогда возникают чувства раздражения, тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагоприятное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

2.3. Ваше благополучное Психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием не кроются другие проблемы.

3. Самооценка.
3.1. Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим, недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в эмоциональный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью и демократизмом.
3.2. Ваша самооценка не устойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту: У Вас «вырастают крылья». Тогда Вы свободны, уверенны в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в полосе неудач) негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благополучную творческую атмосферу на урок. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко принимаете определённую ограниченность собственных возможностей, а также возможностей учащихся.
4. Стиль преподавания.
4.1.Вероятно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию сильного педагога. Ученик для Вас – объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявленных требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка подает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, Вас не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и Вы готовы к освоению более эффективных стратегий взаимодействия.
4.2. Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу .Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе и чувства ответственности, Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало строить новые, партнерские отношения и миром и учениками?
4.3. Для Вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: Совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении и учениками и коллегами, хорошее Психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.
5. Достоверность ответов.
Преобладание 1-2 вариантов свидетельствует о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.
Преобладание в ответах 3 варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница