Цель: Дать понятие о способностях. Качественная характеристика способностей. Количественная характеристика способностей



Дата25.04.2016
Размер53 Kb.
ТипТесты
Тема: «Способности»

Цель: Дать понятие о способностях. Качественная характеристика способностей. Количественная характеристика способностей (тесты умственной одаренности, IQ, понятие о зоне ближайшего развития).

План. (Семинар)


  1. Повторит понятие про способности. Структура способностей.

  2. Природа способностей.

  3. Способности и типология людей.

  4. Талант, гениальность, мастерство. Талант, его происхождение и структура. Талант и мастерство.

  5. Общая одаренность и специальные способности. Одаренность и уровень способностей. Теории одаренности (Л. Термен, Ф. Фримен и др.).

  6. Сущность явления компенсации

Развитие способностей у детей – на самостоятельную работу (Общая психология, составитель Рогов, М., 95. см. стр. 442-443).


  1. Повторить понятие про способности. Структура способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условием успешного осуществления определенной деятельности и которые определяют отличия в овладении необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Разобрать понятие, дать примеры.

Термин способности разными авторами практикуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно отнести к трем группам:



  1. С  совокупность всевозможных психических процессов и состояний (наиболее старое и широкое понятие).

  2. Под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

  3. С.  это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования С. чаще всего на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес Б.М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

  1. Под С. понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека о другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

  2. С. называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности или многих деятельностей.

  3. С. не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Ошибочно на практике отождествлять понятия С. и навыки (Пр. с Суриковым, как он поступал в Академию).

Индивидуально-психологические особенности человека обуславливают индивидуальный стиль деятельности (Климов), который представляет собой: 1) устойчивую систему приемов и способов деятельности; 2) эта система обусловлена определенными индивидуальными качествами; 3) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям; 4) это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Способности проявляются во всех сферах деятельности человека. Они разделяются по содержанию и характеру деятельности. Так, выделяют способности к обучению, рисованию, музыке, спорту, науке и др.

Каждая способность – это синтетическое свойство человека, которое включает ряд общих и частичных свойств в их сочетании.

Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности.

Способности можно классифицировать на:


  • природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта;

  • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности, в свою очередь подразделяются на:

а) общие (умственные способности, память, речь, тонкость движений рук и т.п.) и специальные (математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.п.).



Общие качества – в какой-то степени проявляются во всех видах деятельности – в обучении, труде, игре, умственной деятельности и пр. люди с общими способностями легко переходят от одной деятельности к другой. У учащегося общие способности проявляются в успешном освоении учебных дисциплин.

Специальные качества – отвечают узкому кругу требований данной деятельности.

б) Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям; сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

в) Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности; творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

г) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.



Уровни способностей: репродуктивный, обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

3. Способности и типология людей.

К числу общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах Павлова И.П. они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Высшая нервная деятельность у человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы – образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова – сигнала сигналов.

Художественный тип. Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Представителю этого типа легче, чем другому освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Подавляющее большинство художников имеют более или менее выраженные черты этого типа (живописцы, скульпторы, музыканты, актеры и т.д.).

Мыслительный тип. Относительное преобладание сигнала сигналов. Преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Наиболее благоприятно развитие деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями. Успешность обладания математикой, философией, физикой, языкознанием и пр.

Средний тип. Равное представительство двух сигнальных систем.

Отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума, речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными. Вообще вторая сигнальная система у человека преобладает над первой. Абсолютный перевес первой сигнальной системы наблюдается только во сне – бурная эмоциональная и хаотичная образность, которая не регулируется мышлением.

Что же означает относительное преобладание одной из сигнальных систем? Если попытаться выразить абсолютное преобладание второй сигнальной системы математически, обозначив вторую сигнальную систему через С2, а первую сигнальную систему через С1, то зависимость имела бы следующий вид: С2 > С1. Относительное преобладание первой сигнальной системой над второй (художественный тип) может быть обозначено: С2 > С1+ m (где m – те структурные особенности эмоционального и образного постижения мира, которые отличают представителей этого типа). В свою очередь, мыслительный тип человека может быть обозначен так: С2 + n > С1 (где n – структурные особенности абстрагирующего отношения к миру, которые отличают представителей данного типа от остальных).

Роль правого полушария в организации творческого мышления
С правым полушарием связаны непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Это обстоятельство позволяет объяснить многообразие проявлений правополушарной активности. Так, высокая координация движений, свойственная спортсменам, может быть единственным проявлением их правополушарности и не обязательно сочетаться с высоким творческим потенциалом в других видах деятельности. Точно так же одаренный поэт далеко не всегда способен достигнуть высот в спорте или проявить чудеса ориентации на местности.
Творчество может проявляться в разных сферах, и — не только в науке или в искусстве. Например, при решении бытовых проблем и производственных задач, в сфере человеческих отношений. Многие жизненные противоречия могут восприниматься человеком как непреодолимые только потому, что у него доминирует левое полушарие в мыслительном процессе, обеспечивая однозначное, линейное восприятие мира. При таком восприятии какое-либо действие или отношение автоматически исключает другое, противоположное ему. И вот вам печальный результат: конфликт между различными потребностями кажется неразрешимым.

Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы.


Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой.
Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже. К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт.
К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.


  1. Талант, гениальность, мастерство. Талант, его происхождение и структура. Талант и мастерство.

Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и достижения успехов в творчестве.

Отдельно взятая способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития. Талантливо выполнять какую-либо деятельность – творчески, успешно и оригинально.

Структура таланта определяется характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность. Поэтому составляющие таланта будут далеко не идентичны если сравнивать, например, талантливого композитора и авиаконструктора. Психологический анализ таланта позволяет выявить общие структуры способностей.

Понятие одаренность определяется как тождественное таланту, но наиболее удобно для характеристики детей.



Структура умственной одаренности:

  • внимательность, собранность, постоянная готовность к работе;

  • трудолюбие, потребность трудится;

  • особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышение возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Указанные способности проявляются у большинства высокоодаренных детей. Если же говорить о специальной одаренности, то она обнаруживается в направленности интересов. Структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающим требованиям конкретной деятельности.

Талант – это возможность, мастерство – возможность, ставшая действительностью. Мастерство – совершенство в осуществлении конкретной деятельности, профессии.

Гениальность – высшая степень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, науке, литературе, искусстве.

Гений выражает самые передовые тенденции прогресса своего времени.



Гениальность отличается от талантливости общечеловеческой ценностью тех задач, которые человек разрешает. Индивидуальные особенности способностей проявляются разносторонностью или односторонностью их развития. Разносторонние способности имели Ломоносов, Менделеев и др.





Каталог: download -> version -> 1454833310 -> module
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс
module -> Цель: формировать понятие о типах высшей нервной деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница