Бюллетень «Развитие гражданской идентичности обучающихся»



Скачать 205.17 Kb.
Дата14.02.2016
Размер205.17 Kb.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА СМОЛЕНСКА

методический

бюллетень

«Развитие гражданской идентичности обучающихся»

Составитель: Р. Д. Дивакова,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ

СМОЛЕНСК

2014г.
Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более чётко выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. В этих условиях требуется разработка задач стратегии социокультурной модернизации образования, и одной из этих задач является целенаправленное формирование гражданской идентичности как составляющей общекультурной личности.

Федеральные Государственные Образовательные стандарты (далее ФГОС) направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

-формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;

-формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

- формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

- воспитание патриотизма;

-воспитание толерантного сознания.

Несмотря на потребность общества в общекультурной личности, готовность осознания личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл, готовность к такому саморазвитию у многих обучающихся развита недостаточно. Результаты изучения мотивации учащихся МБОУ СОШ№35 показали, что уровень сформированности черт гражданской и культурной идентичности учащихся в основной школе (5-9 кл.) составляет 41%, а в 10-11 кл. -52%. Проблема формирования внутренней мотивации, формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства актуальна для обучающихся всей школы.



В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между:

  • общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся;

  • потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

  • требованиями ФГОС общего образования формировать общекультурную личность и отсутствием разработанных программ по данной проблеме.

  • практической необходимостью формирования гражданской идентичности школьников и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки практико-ориентированных концепций формирования гражданской идентичности школьников

Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему, даёт возможность сформулировать цель, задачи работы в условиях образовательного учреждения.

Цель работы: разработка системы педагогических условий, обеспечивающих формирование общекультурной личности, готовой к самореализации и решению жизненных ситуаций, на уроках русского языка и литературы.

Схема 1







ЦЕЛЬ
























Формирование гражданской идентичности через раскрытие структурных компонентов:

















когнитивный(познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.




ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества.




эмоционально-оценочный – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения.

Задачи:

  1. Разработать модель формирования гражданской идентичности школьников, реализуемую в рамках направлений деятельности педагога. учреждения дополнительного образования.

  2. Выделить эффективные педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели, способствующей формированию гражданской и культурной идентичности учащихся.

  3. Провести диагностику сформированности компонентов гражданской идентичности личности.

  4. Выстроить такую воспитательную систему в классе, которая обеспечила бы максимальную самореализацию каждого ученика, социализацию его в классном коллективе и в школе, расширение кругозора, формирование патриотических качеств личности.


Теоретико-методологическую основу опыта составляют:

  1. Трактовка идентичности как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими; в когнитивной психологии (Г. Брейкуэлл, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер) — как эмоционально окрашенный процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе.

  2. Понимание идентичности как результата процесса соотнесения индивида с другими — с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью. Структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, B.C. Малахов, Н.Г. Орлова, В.И. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.).

  3. Современные концепции гуманизации образования (В.П. Бездухов, M.IT. Берулава, B.C. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, С.Г. Верпь ловский, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.А. Реан, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Е.И. Шияпов, Н.Е. Щуркова и др.);

  4. Положения: о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульхаиова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко).

Методическая система разработана на основе принципов, обозначенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования».
Система педагогических условий, направленных на формирование гражданской идентичной личности предполагает:


Изменение содержания образования

  • использование УМК, включающего систему заданий, обеспечивающих формирование общекультурной идентичности личности;

  • выбор элективных предметов, разработка программ факультатива и кружка


Применение современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование социокультурной идентичности

  • технология продуктивного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • проектная технология;

  • технология развития критического мышления;

  • технология творческой деятельности;

  • технология коллективного взаимодействия


Обеспечение интегративных связей с предметами гуманитарного цикла, изобразительным искусством, мировой художественной литературой


Организацию социально-педагогического взаимодействия:

  • областная универсальная библиотека имени А.Т.Твардовского;

  • СмолГУ, СПЭК, СГУ;

  • областное общество воинов-интернационалистов;

  • городской Совет старшеклассников;

  • туристические фирмы


Организацию целенаправленности воспитания во взаимодействии образовательного учреждения с семьями обучающихся:

  • разработка КТП; планирование совместных туристических туров;

  • коллективные походы.


Совершенствование учебно-материальной базы процесса преподавания:

  • обеспечение кабинета литературы информационно-методическими пособиями;

  • размещение материала на персональном сайте учителя:

  • использование учебно-воспитательного процесса разработками ЭОР для учителей и учащихся

Мониторинг эффективности формирования гражданской идентичности личности:

  • разработка критериев;

  • подбор диагностических методик;

  • диагностический инструментарий;

  • выбор диагностических параметров идентификационной компетентности



В основу модели воспитания гражданской идентичности положены принципы, обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»: адаптированные применительно к условиям учебного учреждения МБОУ СОШ№35.

Гражданская идентичность обучающегося – это результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами. Этот результат выводит ученика на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознании себя как гражданина своей страны.
Рис.1. Модель гражданской идентичности личности учащегося
Формирование гражданской идентичности личности предполагает реализацию следующих этапов:

I.Этап (5-9 класс): формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений по узким темам. Проведение занятий по риторике, знакомство с диалогами философов.

II. Этап (10-11 класс):

- обучение осмысливать информационные источники СМИ, доказывать свою точку зрения с опорой на ценностные аспекты, вести диалог на политические темы, аргументировать свою точку зрения;

- формирование умений самореализации, отбора, сравнения, оценивания и обобщения информации для широкого диалога с принятием стороны оппонента, умение конструктивно разрешать конфликты;

- формирование самостоятельных действий в сложных жизненных ситуациях, на основе обеспечения целостности мировосприятия


Рис.2. Модель деятельности по формированию гражданской идентичности личности школьника
Основные виды деятельности, позволяющие целостно использовать ресурсы социума в целях воспитания гражданской идентичности обучающихся:

- информационно-образовательный вид деятельности предполагает умение школьниками использовать разнообразные источники информации (общение друг с другом, взрослыми, обмен мнениями, литературные, научно-популярные печатные источники, цифровые виды источников, Интернет-ресурсы и т.д.); позволяет повысить культурный и образовательный уровень воспитанников;

- поисково-исследовательский – непосредственно связан с первым; позволяет обучающимся совершенствовать навыки работы с информацией: собирать, обобщать, группировать, анализировать, делать выводы. Принимать социально-значимые продуктивные решения;

- краеведческий - несёт в себе непревзойдённый заряд нравственных и патриотических чувств, так как в ходе его реализации происходит экскурс в историческое, культурное, этнографическое и природное наследие своей Родины;

- экскурсионно-массовая деятельность развивает у обучающихся умения разрабатывать экскурсионные маршруты по родному краю, за рубеж страны.

- трудовая деятельность в её многообразии позволяет раскрывать, выявлять и развивать индивидуальность в ребёнке; высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность способствует формированию гражданской идентичности личности;

- экологическая – формирует у участников экологическое сознание; осознание себя рачительным, заботливым, грамотным хозяином;

- оздоровительная деятельность направлена на развитие и совершенствование среды, способствующей формированию установки на здоровый образ жизни участников образовательного процесса, осознанное сохранение и укрепление здоровья;



Основой всего содержания воспитания гражданской идентичности является социально-преобразовательная проектная деятельность, которая позволяет обогатить сферу социальных связей детей, их социальный опыт, а также предоставляет обучающимся возможность учиться преодолевать трудности, осуществлять социальные пробы

Изменения в учебно-воспитательном процессе

На уроках литературы, русского языка, элективного предмета приоритетными в использовании являются методы и приёмы следующих технологий: интерактивного обучения (технология развития критического мышления через чтение и письмо, далее использование ТРКМЧП (результативность применения дана к критерию 4), методика «Шесть шляп Эдварда де Боно»), ИКТ-технология, проектная. c:\users\user\desktop\фото литер турнир\img_4202.jpg

Так, к урокам внеклассного чтения разработаны уроки по ТРКМЧП: «Игра в радость» (по произведению Э. Портер «Поллианна»), «Духовное возрождение главного героя В. Вересаева» (по рассказу В. Вересаева «Мать» и картине Рафаэля «Сикстинская мадонна»), «Опасность в мирной жизни» (по рассказу Рэя Бредбери «Улыбка»).

В рамках преподавания литературы разработаны проекты о великих земляках «Обезжурнален был, обезоружен» (по творчеству А.Т.Твардовского). Данный проект был представлен на литературных Твардовских чтениях и учащаяся за работу получила статус призёра.

Анализ имеющейся современной научно-методической литературы показал, что к наиболее распространенным в массовой образовательной практике технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:

- коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты»);

- игровые (ролевая игра, деловая игра);

- социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).



Основные принципы работы:

- совместная с учениками постановка общей (стратегической) задачи и описание типа и характеристики желаемого результата на перспективу, указание начальных точек поиска информации. На данном этапе ученик и учитель могут взаимодействовать на самом деле, как равные и интересные друг для друга субъекты.

- вместе с учеником вычленяем значимую для решения проблемы информацию, и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией, как это бывает при решении жизненных проблем.

- побуждаю обучающихся выдвигать идеи, альтернативные темы.

-предоставляю ученикам возможность самостоятельно планировать, пробовать, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

- сравниваем разные точек зрения и привлекаем необходимые факты из различных источников.



Содержания и средства формирования у обучающихся гражданской идентичности



Название направления, основные характеристики

Деятельность педагога

Средства развития

Г гражданской идентичности


1.

Интеллектуальное – виды и стиль мышления, качества ума, когнитивные процессы, мыслительные операции, предметные знания, целостная система общеобразовательных и специальных знаний


- формирование представлений о гражданственности, понимание сущности гражданской позиции, национального идеала, духовных ценностей гражданина России;

- повышение интеллектуальной составляющей в социально значимой деятельности учащихся;

- развитие творческого мышления и исследовательских умений


- технология развития критического мышления;

- поисковая, проектная, исследовательская деятельность;

- деловые и интеллектуальные

игры;


- создание проблемных ситуаций, требующих осмысления действий и деятельности;

- организация анализа и

самоанализа жизненных ситуаций и социально значимой деятельности;

- поддержка проявления нестандартности, оригинальности мышления при обсуждении спорных вопросов, проблем в процессе коллективного поиска




2.

Мотивационное – совокупность потребностей, мотивов и целей

- обучение способам обоснованного личностного целеполагания своих действий в интересах семьи, школы, страны;

- помощь обучающемуся в осознании своих потребностей;

- формирование понимания смысла жизни как гражданина своей страны;

- формирование осознанных побуждений к социально значимой деятельности на благо людей




Формирование «Я-концепции», предполагающей:

- создание ситуаций, способствующих осознанию школьником своей национальной принадлежности;

- перечень качеств, необходимых для формирования гражданственности и патриотизма, оценка реального уровня сформированности данных качеств;

- организация анализа деятельности с точки зрения поставленных задач, индивидуального самосовершенствования




При работе по данным направлениям применяю приёмы практической направленности, связанные с созданием проектов, презентации, исследований, подбора литературы, совместных проектов с учителями гуманитарных предметов.

При работе с источниками литературы использую фильмы (художественные, документальные), формирующие мировоззрение учащихся.

Для реализации модели формирования гражданской идентичности обучающихся использую проведение уроков в нетрадиционной форме: урок-семинар, урок-диалог, урок-исследование, урок-дискуссия, урок-экскурсия. В 2012 году проведён открытый урок-экскурсия в театр Ж. Мольера по произведению «Мещанин во дворянстве», построенном по ТРКМЧП, воспитывающем чувство причастности к высокому искусству.

Мною разработан урок внеклассного чтения для учащихся 10 класса по «Новомирскому дневнику» А. Т. Твардовского, построенный на элементах исследовательской технологии, воспитывающий любовь к малой Родине, гордости за своих земляков.

Принципиально важным считаю использование на уроках различных форм взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы.



Таким образом, реализация направлений по формированию гражданской идентичности личности происходит на всех этапах учебной деятельности и носит системный, комплексный, творческий характер. Учитель работает в сотрудничестве с обучающимся, переводя его в режим творчества, самопознания и самообразования.

Внеурочная сфера. Внеурочная деятельность обучающихся формирует чувство гражданской идентичности, воспитывает патриотизм, развивает социальную активность, воспитывает чувство ответственности за свои решения и поступки, формирует учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, критическое мышление, толерантность.

Цель внеурочной работы по формированию гражданской идентичности заключается в создании условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и самореализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

В организации внеурочной работы руководствуюсь принципами добровольности, креативности, практической направленности дифференцированности и строю её по такой модели:




Направления и формы внеурочной деятельности

Групповая

Создание проектов, участие в литературных чтениях, эрудит-турниры, подготовка виртуальных экскурсий, оформление интерьера кабинета







Коллективная

Экскурсии, постановка спектаклей, конкурсы, просмотр фильмов, олимпиады, предметные недели, походы в музеи, театр; КТД совместно с родителями.




Индивидуальная

Участие в патриотических акциях, подготовка презентаций по творческим заданиям, посещение библиотек, создание творческих работ по родословной, проведение виртуальных экскурсий по местам жизни писателей и деятелей искусства




Рис.3. Модель осуществления внеурочной деятельности по литературе и русскому языку


Приоритетным направлением считаю работу с семьями как с первичной средой, в которой закладываются основы нравственной личности; а также организацию деятельности учащихся по патриотическому воспитанию, развитию толерантности.

Массовая и групповая работа включает в себя активное использование материалов, связанных с пониманием ценностей современного общества. Для этого использую приём альтернативной ситуации, формирующей у учащегося свой взгляд на предмет обсуждения, свой выбор и аргументацию в пользу последнего. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью.

Индивидуальная работа с обучающимися организуется на основе творческих заданий, так как это позволяет формировать такой аспект социализации, как активная жизненная позиция.

В системе работы по формированию гражданской идентичности задействованы все возможные ресурсы образовательного учреждения и внешнего социума. Внеурочная работа проводится в условиях социального партнёрства в контакте с учреждениями внутренних дел (правовой аспект), с учреждениями дополнительного образования (Дворец творчества детей и молодёжи), культурно-просветительскими учреждениями (Музей имени С. Коненкова, Домом актёра, библиотекой имени А. Т. Твардовского).

Последовательность реализации созданной системы можно проследить на примере формирования гражданской идентичности личности в процессе внеурочной деятельности.

Методы и формы организации гражданско-патриотического воспитания, применяемые во внеурочной работе, могут быть представлены следующей таблицей





№п/п

Группа методов

Методы и формы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности


Убеждение, беседы, лекции, дискуссии,

метод примера     



Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Метод проектов, коллективное творческое дело, метод-требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций

Создание ситуаций, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности,

осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, проявлял ответственность за свои поступки. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения, а также демонстрируется значимость гражданской деятельности подростков для общества.



III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Заслуженное стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует и корректирует его дальнейшее поведение.


Мониторинг эффективности системы работы построен с учётом модели сформированной гражданской идентичной личности и предусматривает диагностику мотивации к следующим компонентам гражданской идентичности:

Гражданская активность

Гражданские знания

Гражданская позиция

1. Уверенность для участия в общественной жизни

2. Участие в общественной жизни

3. Умение принимать на себя роли, права и обязанности, обычно связанные с гражданством в демократических системах

4.Способность проявлять открытость, терпимость и ответственность при

осуществление своих прав контекста


1. Понимание политического и общественного контекста

2. Знание и понимание своих политических и гражданских прав и обязанностей

3. Знание основ демократического общества


1. Способность объяснять, анализировать, оценивать и отстаивать свою позицию.

2. Использование знаний для информированного участия в общественных и политических процессах.


Предложенная система работы требует от учителя учета индивидуальных особенностей, обеспечения соответствующих компенсаторных мер, рисков и ограничений по следующим позициям:

- разнонаправленное влияние социальных институтов и среды нахождения учащихся;

-целенаправленная подготовка родителей на базе ОУ с целью определения родительского воспитания;

- повышение воспитательного потенциала семьи и развитие её социализирующего ресурса;

- учёт индивидуальных запросов обучающегося;

- владение учителем важных позиций возрастной психологии, типа темперамента, склонностей школьника.

В качестве критериев, обеспечивающих оценку эффективности формирования гражданской идентичности при введении содержательных компонентов, выступают:

Критерий

Метод диагностики

  • уровень интеллектуального развития

Наблюдение, тестирование, экспертная оценка

  • осознание ответственности

Наблюдение за поведением в определённых ситуациях

  • наличие базового доверия к миру

Наблюдение за изменением состояния в зависимости от ситуации (Методика «Шесть шляп Э.Боно»)

  • понимание и принятие свободы

Наблюдение, опрос

  • владение стандартным для данного социума набором поведенческих «ролей» и соответствующими «ролевыми» деятельностями;




Тестирование, наблюдение

Выявление коммуникационных и организаторских способностей (Методика В.В.Синявского, Б.А.Федоришина)

  • проявление личностной патриотической позиции

Участие в акциях, социальных проектах

  • сформированность жизненной стратегии достижения успеха

Тестирование, наблюдение

  • «соавторская», «проективная» установка относительно своей будущей школьной и взрослой жизни

Тестирование, опрос, наблюдение


Диагностический инструментарий для определения сформированности личности гражданской идентичности составлен на основе разработок Сборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы». Москва, 2011)

Для определения начальной сформированности гражданской идентичности личности использую диагностические методики (тест, опрос, анкета), которые дают возможность выявить затруднения учащегося, сформированность того или иного качества.

Трудоёмкость реализации системы работы компенсируется результатами, указывающими на эффективность работы в условиях ОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.


2. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.
3. Иванова Н. Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 65.
4. Калитеевская Е. Р. Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 49.
5. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 48-59.

6. Муратов В. В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований // Мир психологии. 2004. № 2. С. 36.


7. Потанина Л. Т., Гусев А. Н. Связь образно-символического мышления с развитием ценностносмысловых представлений личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 30-40.
8. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия. СПб.: Изд. Дом «Нева», 2002.
9. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.

10. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. – 992с.

12. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.



13. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница